О тюркских корнях украинской нации

Большинство народов мира произошли в результате смешения различных племен и народностей, и украинцы в этом отношении не исключение. Факты свидетельствуют, что украинский народ имеет, помимо славянских, также глубокие евразийские, тюркские корни. Если на западных украинцев тюрки не оказали существенного влияния, то на культуре и антропологическом составе населения Восточной Украины, особенно Приднепровья и южных областей, отразилось длительное проживание в соседстве с печенегами, торками, половцами, татарами, другими тюркскими народами, включая и межэтническое смешение с ними.

В 1956—1963 гг. Академия наук УССР проводила антропологическое исследование украинского сельского населения. Изучать городское население было бы бессмысленно, поскольку оно включает представителей различных антропологических типов, живущих вперемешку, большое число людей смешанного этнического происхождения. Для неспециалистов следует предварительно объяснить, что антропология, подразделяя человечество на три большие расы — европеоидную (белую), монголоидную (желтую) и негроидную (черную), выделяет внутри каждой из них малые расы или антропологические типы.

В большинстве случаев народы мира состоят из разных антропологических типов. Исследования 1956—63 гг., наиболее полные и обширные, которые когда-либо проводились на территории Украины, констатировали, что здесь существует пять антропологических областей сельского населения: центральноукраинская; валдайская, или деснянская; ильменско-днепровская; нижнеднепровско-прутская; карпатская.
Валдайский (деснянский) и ильменско-днепровский типы отличаются высокой долей светловолосых, светлоглазых и светлокожих представителей.
В центральноукраинском типе (75% всех сельских жителей Украины) доля темноволосых и темноглазых значительно выше, нередко у его представителей наблюдаются монголоидные признаки, унаследованные от тюркско-монгольских предков.

Темные волосы и глаза, смуглая кожа ярко выражены у представителей нижнеднепровско-прутского типа, причем прутская подгруппа имеет много общих черт с молдаванами. Карпатский тип существенно отличается от других украинских типов. Вот как характеризуют его антропологи: «Карпатский тип — наименее высокорослый, наиболее брахикефальный, наиболее узколицый и узконосый, темноволосый, темноглазый, с самым высоким процентом выпуклых спинок носа и наиболее обильным ростом бороды, усов и волос на груди»

Этот тип распространен в Карпатах, Галиции, Закарпатье и на Буковине. В равнинных частях Галиции и западном Подолье он модифицировался, «посветлел», возможно, в результате смешения со светлыми польскими антропологическими типами. В целом карпатский тип гораздо ближе к антропологическим типам соседних народов, в частности венгров и румын, чем к центральноукраинскому, ильменско-днепровскому и валдайскому, которые вместе охватывают почти 80% сельского населения Украины и тождественны (ильменско-днепровский и валдайский) или очень близки (центральноукраинский) великороссам и белорусам.

К этому следует добавить, что изначально население Восточной и Западной Украины формировалось на основе разных славянских племен, которые, возможно, отличались между собой и в антропологическом отношении. Многовековое проживание в разных государствах (Галиция и Северная Буковина вошли в состав СССР соответственно лишь в 1939 и 1940 г., а Закарпатье — в 1945 г.) также не могло не сыграть своей роли в углублении антропологических, религиозных и культурно-цивилизационных различий.
Большая антропологическая и культурная близость между восточными украинцами и русскими объясняется и тем, что, испытывая постоянную угрозу со стороны степных кочевников, население Киевщины и Черниговщины массово мигрировало на север, на территорию современной России, и стало одной из основ современного русского народа.
Кроме того, пребывание более трех веков в составе единого государства, переселение множества украинцев, спасавшихся от преследования поляков, на пограничные земли Русского государства в XVII ст. (в результате чего здесь возникла так называемая Слобожанщина), последующее совместное освоение обширных территорий Приазовья и Причерноморья, отвоеванных у Турции в ходе русско-турецких войн, интенсивные миграционные потоки между Россией, Украиной и другими республиками СССР в советское время — все это привело к огромному количеству межнациональных браков. Большинство из них заключались между русскими и украинцами, что не могло не сказаться на антропологических характеристиках современных восточных украинцев.
Экспедиция Академии наук УССР пришла к следующим выводам: «Анализ антропологического состава украинцев показывает близость его к таковому у соседних народов, особенно у русских и белорусов (наличие одних и тех же антропологических областей — валдайской и ильменско-днепровской — в составе трех братских народов, большая степень близости между валдайской и центральноукраинской областями»

Небезынтересно привести также антропологические данные по русскому народу. Исследования свидетельствуют о том, что среди современного русского населения преобладают светлокожие, светлоглазые и светловолосые, доля которых превышает среднеевропейский показатель.
В частности, об этом говорят результаты исследований Русской антропологической экспедиции (организованной Институтом этнографии АН СССР при участии Антропологического НИИ Московского университета), проведенных в 1955—1959 гг. в 107 районах РСФСР. Вот некоторые ее выводы: «По окраске волос и радужины, как и другим балловым признакам, суммарный русский тип существенно отклоняется от центрального западноевропейского варианта. В русских группах доля светлых и особенно средних оттенков заметно повышена, доля темных резко снижена»

Что же касается влияния на антропологический облик русского населения ассимиляции ряда финских племен, то в докладе экспедиции отмечается, что ассимиляция не привела к заметному изменению характеристик русских. Причина в том, что в основе и восточных славян, и финских племен, обитавших бок о бок на одной территории, лежал один и тот же восточноевропейский расовый тип. Антропологи определяют эту общность исходных признаков как особую восточноевропейскую расу.

В докладе также говорится, что воздействие тюркских народов на антропологический состав русского населения не изменило существенным образом базовых европеоидных признаков последнего.

О тюркских корнях украинского народа указывается в книге академика П. Толочко «Кочевые народы степей и Киевская Русь». Так, автор отмечает: «Чорнії брови, карії очі», воспетые в украинских песнях, несомненно являются результатом участия тюркоязычных племен в формировании южноруского этноса» . В данном случае Толочко для обозначения предков современных украинцев использует слово «руские» с одной буквой «с» (чтобы отличать их от современных русских с двумя «с»). Предки украинцев считали себя Русью, русичами, русскими, а слово «украинец» в качестве именно этнического (а не регионального) наименования народа начало использоваться только во второй половине XIX в.

Как известно, в 1240 г. монголы захватили Киев. В течение 120 лет Киевская Русь находилась под монгольским игом, пока его не заменили литовцы, включившие южнорусские земли в состав Литвы. Тем не менее причерноморские степи и Крым остались под господством татар — народа, возникшего в результате смешения монголов с половцами и другими тюркскими народами. Создав на территории Крыма свое ханство (которое позднее стало вассалом Турции), крымские татары совершали регулярные набеги на Украину (вплоть до середины XVIII в.), причем делали это даже тогда, когда выступали союзниками запорожцев в их борьбе с Польшей.

В ходе набегов они уводили в рабство огромное число украинцев. Женщины становились наложницами татар, пополняли их гаремы, рожали им детей, в результате чего, как отмечает П. Толочко, происходила «европеизация тюркско-монгольского этноса».

«В свою очередь, — отмечает далее П. Толочко, — восточные славяне также «окрашивались» в тюркско-монгольские тона. Происходило это не только путем многочисленных внебрачных связей татарских воинов с рускими девушками, но и благодаря оседанию части татар в южноруском пограничье и их постепенной ассимиляции. Из Лаврентьевской летописи узнаем про слободы татарского баскака Ахмата в Посеймье. В них кроме татар проживали, по-видимому и русичи… В реальной жизни таких татаро-славянских слобод на южно-руских землях было много. Есть основания предполагать, что в них селились те татары, которые были христианами»

О смешении предков современных украинцев со степными тюркскими народами пишет и В. Дьяченко: «Порося і Південні землі Лівобережжя були заселені торками, а також берендеями, ковуями, каєпичами та іншими, так званими чорними клобуками, а частково і печенігами. Всі вони входили до складу Київської держави… Серед чорних клобуків поширювалося християнство, вони змішувалися з давньоруським населенням, брали активну участь, як і половецькі загони, у князівських міжусобицях»

Тот факт, что украинский народ имеет не только европейские, но и евразийские корни, подтверждается и тем, что многие украинские фамилии — тюркского происхождения, как, например, Ханделий (удалой хан), Хандюк (ханский слуга), Кучук (малый), Карахаш (чернобровый), Бучма, Кучма (по-тюркски это высокая островерхая шапка), Кочубей (от Кучук-бей). Немало фамилий (Кравчук, Павлюк и т. п.) имеют тюркские окончания «ук» и «юк». Герой украинского эпоса казак Мамай носит чисто татарское имя, являясь тезкой хана Мамая, разбитого в Куликовской битве.

Татарские корни характерны и для многих русских дворянских фамилий, поскольку немало мурз и беев переходило на службу к царю в ХV—XVI вв., принимая православие и вливаясь в русское дворянство. Однако в среде недворянского русского населения фамилий татарского происхождения неизмеримо меньше, чем у украинцев.

Сугубо тюркское (половецкое) происхождение имеет слово «казак», значение которого различные авторы объясняют по-разному. Так, согласно «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д. И. Ушакова, оно означает «бобыль». В соответствии с другими трактовками оно означает «свободный человек», «человек, который отделился от своего народа», «изгнанник» или даже «разбойник». Как бы то ни было, думается, слово это имеет родственную связь со словом «казах». В самом деле, казахский язык относится к кипчакской подгруппе тюркских языков, самоназвание половцев — «кипчаки», т. е. их язык был родственным казахскому, и половцы и казахи — родственные народы. Казачество зарождалось как чисто тюркское явление.

Славянское казачество возникло значительно позднее. Однако немалую его часть составляли принявшие православие, ассимилированные тюрки (половцы, торки, татары). Отсюда тюркское влияние в лексике, одежде казаков, в частности запорожских. Шаровары, кривые сабли — все это от тюрков, как и слова атаман, есаул, кош (т. е. становище, лагерь), курень, гайдамак, майдан и др. И национальная одежда восточных украинцев (тюркские шаровары, долгополые свитки) отличается от национальных костюмов жителей Галиции, Закарпатья и Буковины, почти идентичных костюмам словаков, венгров и румын. Огромные различия между западноукраинскими и восточноукраинскими диалектами.

На формирование украинцев оказали влияние и кавказские народы. Окончание «ко» (кьо) вошло в состав украинских фамилий после переселения с Кавказа на Украину ряда племен адыгов и родственных им черкесов (отсюда название города Черкассы). Со временем они ассимилировались и влились в украинский народ.

Некоторые исследователи отмечают, что фамилия Шевченко происходит от адыгского слова «шеуджен» (священник). Шеуджен-кьо, т. е. «сын священника», в украинском языке трансформировался в «Шевченко». Такие фамилии, как Шамрай, Шахрай, Мазепа, также имеют адыгское происхождение

Сергей Фомин

Вам также может понравиться

15 Комментариев

  1. 1

    О средневековой одежде кунов (половцев = кыпчаков) дают представления миниатюра «Прибытие различных родов (кланов)», помещённая в венгерской «Иллюстрированной хронике» (1358 г.) и изображающие их приход в Венгрию в XIII веке. Характерной особенностью покроя половецкого кафтана были сходящие встык полы (как это изображено на рельефе из Кубачи и на каменных изваяниях в Северном Причерноморье), в то время как у остальных тюрков полы запахивались на левую сторону (как изображена одежда пришельцев в миниатюре «Иллюстрированной хроники»), а у монголов – на правую. Мужчины брили голову, оставляя на затылке прядь волос, заплетаемую в косу. Бороды чаще брили, оставляя усы.

  2. 2

    Конечно примеси разной крови есть в украинцах, элементы различных культур и языков, но говорить о «тюркских корнях» — бред сивой кобылы, который конечно очень хорошо укладывается в пропогандистскую логику Кремля. Почему? Да потому, что ДНК-исследования говорят совершенно об обратном. Я уже не говорю о лингвистике и этногорафии. А вырванные из контекста «оследци», антропометрия, оканчания фамилий — это конечно очень «научный» подход.

    • 3

      Но, насколько мне известно, исследования ДНК украинцев, только подтверждают частичное родство с тюрками.

  3. 4
    • 5

      В украинском языке нет слова ни какол, ни хахол) Тут себя никто и никогда так не называл)

    • 6

      Кекел по-ногайски чуб.
      Киев — это Киеу, «зять», город, основанный зятем хазарского каана.
      Харьков — Шарукан, город, основанный кыпчакским ханом Шаруканом.
      Одесса — Хаджи-Бей.
      Галич — Халыч (устье). И т.д.
      Про Кагарлык и прочие Бахмуты и говорить не стоит.
      Голубой и желтый цвета украинского флага — кыпчакские — Вечное Небо и Великая Степь.
      Тризуб — тамга.
      Фольклорный украинский герой казак Мамай — это Мамай Муса-улы, ногайский бий начала шестнадцатого века.
      И даже у придуманного Гоголем (Кекел? Коьк Ул?) Тараса Бульбы прототипом был ногайский поэт и азовский князь Досмамбет Азавлы.
      Непонятно, почему украинцы против этих фактов возражают. Ведь еще великий Ататюрк говорил Не мутлу Тюркюм дийене, благословен тот, кто может назвать себя Тюрком.

  4. 7
  5. 8
  6. 10
  7. 11
  8. 12

    я думаю что говорить о древнетюрских корнях в украинцах не счтоит .. все это давно было пережито в рамках этнической ,и генетической отработки чуждого биологического вкрапления … Но украинцы действительно носят антропологию азиатов .. тут мне кажется имеется только влияние крымских татар .. которые по языку только тюрки… Этим и объясним странный симбиоз украинского еврейства и сельских жителей Украины … похоже на отголоски хазарских этнических отношений..

  9. 13

    Нам — славянам упорно втюхивают,что мы чем то татары,тюрки и всякие там частично печенеги ,всё это враньё, генетические маркеры показали, что мы все русские,украинцы,белоруссы являемся более близки по линиям с западными европейцами шведами,датчанами ,исландцами ,даже если сравнивать по внешности ,а отюркчивание наших народов нужно тем,кто сейчас строит в стране — Хазарский феодальный Каганат.

  10. 14

    Нам — славянам упорно втюхивают,что мы чем то татары,тюрки и всякие там частично печенеги ,всё это враньё, генетические маркеры показали, что мы все русские,украинцы,белоруссы являемся более близки по линиям с западными европейцами шведами,датчанами ,исландцами ,даже если сравнивать по внешности ,а отюркчивание наших народов нужно тем,кто сейчас строит в стране — Хазарский феодальный Каганат.

  11. 15

    надо понимать , что предложенная автором «восточноевропейская раса » имеет реальность в » уралоидной расе «. Уралоидная раса локализуется ровно по туранским территориям , по территориям современной россии. А реально влиятельного вкрапления семитской составляющей в украинцах автор статьи явно не хочет видеть.
    Да и тюркский антропологический тип учеными не установлен .
    Ясно только о возникновение его на базе метизации китайских изгнанников в ходе античных династических перипетий в Китае .
    Так что украинцы скорее всего потомки не евразийцев, а носители химерных расовых смешений … китайцев и евреев. Хотя неолитические колхозники , эмигранты из передней Азии , проявляются в сельском население.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>