О великом славяно-тюркском единении в контексте Евразийской интеграции (часть I)

При анализе возникновения и распада великих империй, известных в мировой истории, у исследователя возникает обособленность, независимо от того, находится он внутри или вне рассматриваемого вопроса. Это выдается зачастую за некую «независимость и объективность» такого исследователя. Думаю это не так и, вот почему. Каждый исторический период имеет свои особенности, у каждого исторического события есть свои собственные – политические, религиозные, национальные (вплоть до генеалогии этих народов) предпосылки, без знаний и учета которых исследователь неизбежно придет к «объективному субъективизму». Т.е. останется за боротом исследований.

Именно потому не могут существовать и не существуют универсального «рецепта империй» — ее образца. Так сказать «имперский штандарт», который передается от одной империи, к другой, как преемнику. А историк мог по таком «штандарту» изучить «историю империй»!

Исходя из этого тезиса, я постараюсь, сжато воссоздать общую картину прогресса и регресса известных империй. Примером рассмотрения у меня будет Османская Империя. Логика ее зарождения и распада. Поэтому я сделаю   исторический экскурс  от средних веков и до наших дней в хронологическом порядке.

На Востоке: Аравия, после распада Арабской Империи, постепенно распадалась в течение последующих столетий на мелкие, вплоть до племенных размеров оазисы-государства, которые образовывали союз кочевых племен и конфедерации. Экономическая разобщенность таких оазисов и племен здесь проживающих, как самостоятельных хозяйственных единиц и размеры пустынного полуострова, где островки человеческой жизни были порой разделены сотнями километров, действовали как факторы децентрализации аравийского полуострова. Объединению также препятствовали племенные и местнические различия населения, диалектические особенности языка, пестрота и противоречивость религиозных верований и представлений.

В ХVI в., на фоне распада арабского халифата, основным политическим фактором в мусульманского мире становятся — Турки. К 20-м гг. 14 в. на Северо-Западе Малой Азии сложилось феодальное княжество, названное по имени основателя династии Османа I (Османским). Сложившаяся здесь, из различных тюркских племён и частей местного автохтонного населения, народность стали называть турками-османами.

В будущем создаваемые турками – османами, Османская империя достигло могущества и расширения, невиданного со времен после распада Арабского Халифата. Османская империя завладела обширными территориями в Европе, Азии и Африке, где были сосредоточены огромные природные богатства и людские ресурсы. Наибольшего территориального расширения империи в мусульманском мире достигла в 16 в. при Селиме I (правил в 1512- 1520) и Сулеймане l Кануны (правил в 1520-66). В 1514-15 турки завоевали Северную Месопотамию до г. Мосула включительно. В 1516- 1517 в состав империи были включены Сирия, Палестина.

Но, на арабском востоке еще существовали обширные районы, где центробежные силы феодально-племенной анархии перемежались с центростремительными силами объединения. Это – Хиджаз, Неджд, Эль-Хаса, Йемен, Оман.

Но, после покорение турками Египта в 1519 году наступила очередь и Хиджаза, а затем Йемена, Эль-Хасы и других районов Аравии. В Джидду, морские ворота Мекки, Султан назначил своего пашу — наместником. Как и в Египет, Хиджаз и часть Алжира. В 16 в. мощный османский флот контролировал почти весь Средиземноморский бассейн. В 1521 турецкие войска завоевали Белград. В Мохачской битве 1526г. они нанесли тяжёлое поражение венгро-чешским войскам, а затем захватили значительную часть Венгерского королевства.

В сер. 16 в. под власть Османской империи перешли Родос и др. острова Эгейского архипелага, Триполитания, весь Алжир.

 Как видим, в те времена Османская империя занимала огромные территории в Европе, Азии и Африке (общей пл. ок. 8 млн. км2). 1571-1574 годах были новые приобретение —  Кипр, Тунис..

Несомненно, тюрков-османов с самого начала отличали определенные интеллектуальные и эмоциональные черты, с которыми они вышли за пределы Алтайа. Эти предпосылки без сомнения, влияли на их способность контактировать с новым окружением. Турки вырабатывали для своих членов нормы поведения, ставшие формой общественного воспитания, обладающего большими достоинствами. С детства усваивается совокупность принципов общения с миром, которые со временем становятся жизненной нормой поведения и по мере взросления рефлекторно закрепляются в его сознании. В результате все накопленное в мозговых нейронах генеалогически передается новым поколениям.

Военно-демократический характер племенной организации проявлялся и в разделении власти на уровне родов и племен на «гражданскую» и «военную» власти. И здесь, мнение и авторитет народа играл определяющую роль. И ничего не делалось без согласия большинства. Даже Хану – человеку с диктаторским характером, для возможных злоупотреблений оставался довольно узкий «коридор возможностей» во власти. Если Хан переходил эту грань, он мог наткнуться на возмездие. Если Хан допустит злоупотребление: убьет, к примеру, невинного соплеменника, то ему было невозможно избежать наказания, несмотря на титул. Он подвергался возмездию, если не заплатит за пролитую кровь, смертью.

Но Хан всегда важнейшие решения принимал после консультаций с представителями племенной знати или племенным советом – меджлисом, важным элементом демократической организации племенного-родового общества.

Меджлис также являлся «советом старейшин и общественным судом, — сюда соплеменники в любое время приносят для разбирательства свои дела. В большинстве случаев «титул Хана» на протяжении десятилетий, а то и столетий оставалась за одной и той же аристократической семьей.

Часто власть передавалась от отца к сыну, но в случае отсутствия у претендента необходимых данных она доставалась другому представителю знати. Так же дело обстояло с акыдом. Личные достоинства претендента были, так сказать, идеалом. Они отнюдь не всегда определяли исход этой борьбы.

Народ и его мнение в этом обществе имел решающее значение, без согласия которого ничего не делалось.

А после принятия ислама у тюрков это устройства власти под воздействием мусульманского права (фикх) обрел более усовершенствованный вид. Хан опирался, с одной стороны, на аристократию, со многими представителями которой он находился в родстве, с другой – на собственную дружину из вольноотпущенников, наемных солдат. Судебная система строилась, как правило, на основе мусульманского права – шариата. Суд вершил не только лично правитель, но и судья – кади, имевший юридически богословскую подготовку.

Но в Османском  государстве субъективно существовала широкая гамма цветов и оттенков ислама – от ханбалитов через ортодоксальных суннитов других толков к зейдитам, шиитам  ибадитам и ваххабитам. Был широко распространен культ святых; а рядом, переплетаясь с исламом или подменяя его, существовали до мусульманские религиозные верования и культы — колдовство, идолопоклонство, поклонение солнцу, анимизм, фетишизм, культ предков. Таково было духовное наследие, на основании которого складывались взгляды и воззрения.

 Например, ислам, по мнению ваххабитов, имел своими источниками только Коран и сунну. Они признавали четырех имамов, основателей правоверных школ суннизма, а также Таки ад-Дина ибн Таймийю и Ибн аль-Кайима (XIV в.), но фактически отвергали теорию и практику богословов, принадлежавших ко всем последующим поколениям.

Выступая в принципе против «новшеств», доводя до крайности положения ханбализма, ваххабиты отвергали религиозно-правовую школу Османской империи — ханифизм. Можно сказать поэтому, что ваххабиты восставали против той формы ислама, которая существовала в Османской империи.

Основатель религиозного и общественно-политического течения в Аравии, названного ваххабизмом, родился в Аяйне в 1703/04 г. в семье богослова. Его отец, Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман, мусульманский судья (кади), был первым учителем своего сына. Его брат, Сулейман ибн Абд аль-Ваххаб, рассказывал летописцу Ибн Ганнаму, что в детстве будущий основатель нового мусульманского течения проявил большие способности и выучил Коран, не достигнув десяти лет. Мальчик познакомился с толкованием Корана (тафсиром) и преданиями о жизни пророка (хадисами).

Долгие путешествия Ибн Абд аль-Ваххаба и упорные занятия богословием оказали решающее воздействие на формирование его мировоззрения. У него была возможность познакомиться с культами и верованиями Османской империи  и соседних стран, определить свое отношение к ним, изучить богословские науки, толкование Корана, хадисы и комментарии к ним и почерпнуть аргументы для создания своего учения. Оно стало выразителем определенной линии в развитии ислама, наложенной на конкретные условия социально-политической и духовной жизни Ближнего и Среднего Востока в целом и Центральной Аравии в частности.

Официально толкуемым течением ислама в Османской империи был  ханифизм, самая гибкая из четырех школ, хотя признавались и другие ортодоксальные толки. Окончательное оформление религиозной системы здесь относится к XV — XVI вв. Османский султан присвоил себе титул халифа, т.е. духовного главы всех мусульман, укрепив тем самым свой авторитет.

Богословы (улемы) были одной из самых влиятельных групп населения империи. На них опиралась Порта* в делах религиозных, юридических, в области образования и интеллектуальной жизни. Во главе иерархии богословов стоял стамбульский муфтий — шейх-уль-ислам, равный по рангу великому везиру. Вслед за ним шли два кади-аскера, затем другие высшие богословы. Порта пыталась контролировать улемов через систему утверждения местных кади, осуществлявших надзор за юридическими и административными делами, и мухтасибов, следивших за моралью верующих и надзиравших за цеховыми организациями ремесленников и купцов.

Общее разложение Османской империи затронуло и мусульманское духовенство. Коррупция богословов, их жадность и несправедливость вызывали недовольство населения.

Ибн Абд аль-Ваххаб обосновался в Эд-Диръии в 1744-45 г. В этом оазисе у него была группа последователей, среди которых находились два брата местного эмира Мухаммеда ибн Сауда, а также жена эмира. Вероучитель остановился у одного из своих учеников и немедленно установил связи с правителем Эд-Диръии. Братья эмира и его жена способствовали их сближению.

С момента переезда в Эд-Диръию жизнь Ибн Абд аль-Ваххаба уже неотделима от судеб Диръийского эмирата и государства Саудидов.

Когда в конце1768 г. Османская империя объявила войну России. Саудиды (вассалы Султана –А.М.) воспользовавшись этим обстоятельством начали завоевание Неджда и Восточной Аравии. Война с Россией сильно ослабило боевую мощь Османской империи, и привела к невыгодному миру с Москвой. Был заключен Кучук-Кайнарджийский договор. После разорительных турецко-российских войн, после смут и внутренних междоусобиц власть в Багдаде захватили мамлюки. С1780 г. здесь правил Буюк Сулейман, грузинский мамлюк бывшего багдадского паши. Стамбул вынужден был утвердить его на этом посту. Английская Ост-Индская компания поддерживала багдадского пашу против султана для ослабления власти турецкого султана в регионе.

****

Начиналась новая эпоха колониализма. Борьба между Францией и Англией за торговое и колониальное преобладание оставалось главным вопросом международной политики. Огромная страна — Индия — в XVII веке была объединена мусульманскими султанами, так называемыми Великими Моголами. К началу XVIII века это единство распалось, и страна сделалась добычей европейских завоевателей.

 Все эти события достаточно ясно показали, насколько судьба Османской империи переплелась с общим развитием обстановки в мире. Будущее тех или иных образований внутри Османской империи определялось не только соотношением сил внутри государства, но и решениями, принимавшимися в Лондоне, Берлине, а также в Петербурге и Париже.

Самая сильная колониальная держава конца XIX в. — Великобритания — после открытия Суэцкого канала в1869 г. и захвата Египта в1882 г. стремилась поставить весь Аравийский полуостров под свой прямой или косвенный контроль. Британская колониальная империя в Индии все крепче привязывала к себе султанат Маскат, княжества Договорного Омана, Катар и Бахрейн. Следующим на очереди был Кувейт, формально находившийся под османским сюзеренитетом.

Была у Англии и другая цель. Морской путь в Индию обеспечивался британским господством в Египте и на Кипре. Равно как и недопущением русского контроля над проливами. Вследствие захвата Египта англо-турецкие отношения осложнились. Султан чем дальше, тем больше склонялся к сближению с Россией. Но Россия имела сухопутные подступы к Индии. Помимо Афганистана таковыми являлись Персия, Аравия и Азиатская Османская империя. Внимание Британской дипломатии было приковано ко всему этому поясу земель, обрамляющих Индийский океан и особенно Персидский залив. Проект железной дороги Кейптаун-Каир нашел свое продолжение в проекте Каир-Калькутта. Так постепенно набрасывались контуры грандиозной азиатско-африканской империи с Индийским океаном посередине. Выяснилось, что помимо окончательного утверждения в Египте, английское правительство при разделе Османской империи намеревалось овладеть Месопотамией, Аравией и Критом.

B конце XIX века антагонизм великих держав и их колониальная экспансия распространились на бассейн Персидского залива. Особенно энергично место под солнцем искала кайзеровская Германия. Правительство Вильгельма II, объявившего себя «защитником ислама», все больше сближалось с султанским правительством и стало укреплять свои экономические, политические и военные позиции в Османской империи. Появилась опасность создания прямой стратегической магистрали Берлин-Персидский залив, что прямо угрожало английскому владычеству в Персидском заливе, Аравии и на всем Ближнем и Среднем Востоке.

C тех пор как Пруссия разбила Францию и создала Германскую империю, Англия не могла не опасаться новых актов немецкой агрессии. Дальнейшее усиление Германии могло привести к её гегемонии на континенте. Многие проницательные люди в рядах британских политиков не упускали из виду такую опасную угрозу. Если бы Германии удалось окончательно закабалить Турцию, а ее австро-венгерской союзнице – осуществить задуманные планы на Балканском полуострове, весь Ближний Восток со всеми его человеческими и материальными ресурсами оказался бы под пятой германского империализма. С этим не могла примириться Англия, которая всегда рассматривала страны Ближнего Востока как мост из Европы в Индию. Не могла допустить этого и Россия: подчинение Османской империи и Балкан влиянию Германии и Австрии означало бы угрозу для безопасности всего русского юга от Черноморского побережья до закавказской границы. Не удивительно, что, несмотря на разделявшие их противоречия, Англия и Россия оказывались заинтересованными в том, чтобы дать отпор германскому проникновению на Восток.

Английское правительство активно противодействовало германской экспансии в Османской империи. Оно использовало при этом разные пути. Прежде всего, оно обратилось к чисто финансовому воздействию. В апреле 1903г. английские банкиры отказались участвовать в финансировании Багдадской дороги. Это требовало от Османской империи значительных средств, а денег у нее не было. Таким образом, тормозилось финансирование Багдадской железной дороги, которое для берлинского денежного рынка и без того оказалось не особенно легким делом.

Тем временем в международной обстановке произошли серьезные изменения: Великобритания активизировала наступление в бассейне Персидского залива против германских и российских конкурентов. В ноябре-декабре1903 г. вице-король Индии Керзон в сопровождении военной эскадры с большой помпой посетил страны Персидского залива. Недждийско-шаммарская война была частью борьбы великих держав за влияние в бассейне Персидского залива. Новое религиозное течение в исламе – ваххабизм, был уже взят на вооружение неджийчами, оно было нужно им как вода и воздух.  В Стамбуле стали понимать, что нависла угроза над Османской империей. Так что центробежные процессы остановить туркам было не по силам. Следует сказать, что лидеры Турции того времени допускали стратегические ошибки, навлекая беды на свою страну. Вместо того чтобы заботиться о модернизации экономики Турции, привлекать в страну европейские современные технологии, развивать образование и промышленность, султаны пытались сохранить империю дипломатическими маневрами. Внутри страна была слаба, но с сильной внешней политикой, но это не спасло османов от развала империи. Она была обречена.

Адгезал Мамедов, Председатель центра  психологической портретологии и политического анализа 

Продолжение следует…

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

  1. Мунир аль-Аджляни. Тарих…, Ч. 1, с. 68, 77.
  2. Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. 1, с. 157, 160, 212, 223-224.
  3.        Ибн Абд аль-Ваххаб. Китаб аттаухид, с. 118.
  4.        CM. комментарий Абдуррахмана ибн Хасана к «Китаб ат-таухид» Ибн Абд аль-Ваххаба в сб. «Маджмуат аттаухид…», с. 64.
  5. Иванов Н.А. О типологических особенностях арабо-османского феодализма. – Народы Азии и Африки, 1978. № 3.
  6. Сотавов Н.А. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-турецких отношениях в XVIII в.: От Констан-тинопольского договора до Кючук-Кайнарджийского мира. 1700-1774. М., 1991.
  7. Миллер А.Ф. Мустафа-паша Байрактар. Оттоманская империя в начале ХIХ в. М.-Л., 1947.
  8. TheCambridgehistory of British foreign policy, 1783-1939. Ed. by A. W. Ward and G. P. Goocli. Vol.3. 1866-19-19. London 1923. XIX, 664p.
  9. Akdağ M.Genel cizgileri ile XVII yüzyıl  Türkiye tarihi-Tarihi araştırmalar dergisi.Ankara,1966
  10. İsmail Hakkı Uzunçaşırlı. Osmanlı tarihi. III с. Аnкаrа, 1988
  11. Hurşud Efendi.Seyahatname və hudud. Istanbul 1877
  12. Cevdet. Ahmed. Tarih-i vekaiya devlet-i aliye. vol. 1-12. Istanbul. hicri 1271-1292. 12 vols.
  13. http://www.os-ar.com/ermeni/ermeni.htm
  14. Avcioğlu.DTürkiyenin düzeni:Dün,bugün,yarın.Ankara
  15. 1968
  16. Харраз, Рахаб. Ад-давля аль-османийя ваджзират аль-араб (1840-1909) (Османская империя и Аравийский полуостров (1840-1909)). Каир, 1970.
  17. Albert, Prince. Letters of the Prince Consort [of Victoral] 1831-1861. Selected and edited by K. Jagow. Translated by E. T. S. Dugdale. N. Y. 1938.
  18. Albin, P. Les grands traites politiques; recueil des principaux traites dip-lomatiques depuis 1815 jusqu’a nos jours avec des commentaires et des notes. P. 1911.
  19. al-Farsi, Fouad.Saudi Arabia: a Case Study in Development. L., 1980.
  20. Ansley, E. The Life of Lord Palmerston. Vol. i—2.L1876—1879.
  21. Ansley, The Life of Lord Palmerston. Vol. L-2. L.1876-1879.
  22. Blunt A. A Pilgrimage toNejdthe Cradle of the Arab Race: a Visit to JjhejCpurt of the Arab Emir, and «Our Persian-campaign». L.. 1881. 2 vols.
  23. Blunt W.F. A Visit to Jebel Shammar (Nejd). — Proceedings of the Royal Geographical Society. 1880. vol. 2.
  24. Blunt, W. jggj’gthistorJ Qf the Englisth occupation ofEgypt. Being a personal narraTive of events. London 1907. XII, 606 p.
  25. Burckharari.L. Travels inArabia. L., 1829.
  26.  BurckhardtJ.L. Notes on the Bedouins and Wahabvs Collected during His Travels in the East by  John Lewis Burckhardt. L.. 1930 2 vols.
  27. Cevdet, Ahmed. Tezakir. Ankara, 1953. 12 vols
  28. Лазарев М.С. Крушение турецкого господства на Арабском Востоке (1914-1918), М., 1960.
  29. Newsweek, 06.03. 1978, с.78-80; The Wall Street Journal, 07.10.1981.


** Военно-административное управление в регионах Османской Империи.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>