Общегражданская и этническая идентичность современных башкир

Экспертиза А.М. Буранчина о новой самоидентичности башкир. Начало. Часть 2.Часть 3.

Актуальным для развития башкирского социума в современных условиях являются и вопросы, связанные с общегражданскими установками. В 90-е годы в научном и политическом сообществе, особенно на фоне распада СССР, превалировали идеи о потенциальной опасности для территориальной целостности страны исходящей со стороны этничности, угрозе сепаратизма. Однако сегодня доминирующей становится более умеренная позиция. Так, известный социолог Л.М. Дробижева считает, что «этнонациональная и российская идентичность совместимы и пересекаются в том случае, если та и другая выражены в пределах нормы». Но для этого необходимо, чтобы, прежде всего, само государство сумело выстроить систему отношений, основанную на взаимопонимании и доверии [11, с. 26].

Социологические исследования по изучению общегражданской идентичности выявили ряд особенностей и довольно неоднозначную динамику у башкирского населения РБ. Так, по результатам опроса 2011 г. Института социологии РАН тех, кто чувствует себя больше башкортостанцами среди башкир было – 25,0%, в равной мере и россиянами и башкортостанцами – 63,5%, больше россиянином – 10,0% [12, с. 40].

Проведенный уже в 2017 г. опрос ЦГИ показал следующую картину. Башкир, считающих себя больше башкортостанцами оказалось – 37,3%; в равной мере – 37,6%, в большей степени россиянами – 21,5%. Довольное резкое колебание настроений в этом вопросе, в первую очередь, связанно с политической конъюнктурой. Именно в 2017 г. в республике прошли митинги башкирской общественности «за сохранение языка и отставку Хамитова», что и привело к определенному росту индикаторов, связанных с региональной идентичностью.

Однако результаты опроса ЦГИ 2018 г. показали, что ситуация в целом нормализовалась и во многом вернулась на прежние позиции. Башкир, считающих себя больше башкортостанцами стало 32,4%; в равной мере и россиянами и башкортостанцами – 51,6%, в большей степени россиянами – 10,3%.

Общегражданская идентичность проявилась и при введении «этнического» параметра (ответы на вопрос: «Кем Вы себя чувствуете в большей мере?»). Больше всего среди нынешних башкир тех, кто считает себя и россиянином, и человеком своей национальности – 39,7%. Скорее россиянином – 20,5%; ни тем, ни другим – 1,9%; затруднилось с ответом – 6,1%.

Ответ же «Скорее человеком своей национальности» выбрало 31,7% среди всех опрошенных башкир. Для сравнения: при опросе 2011 г. Института социологии РАН данный показатель достигал 34,2%. Это означает, что сугубо этническая идентификация остается весомым и важным фактором национального самосознания, но при этом не является доминирующей (хотя данный показатель у башкир заметно выше, чем у татар и русских РБ).

Другими словами, роль и влияние этнических ценностей не так значительны в башкирском обществе, как может показаться на первый взгляд. Что в принципе видно и из примеров политической жизни республики: фигуры, выступающие с идеями национальной исключительности, вызывают у современных башкир скорее осторожное сочувствие, чем активную поддержку. Даже при заметном расширении за последние годы социальной базы, скажем, молодежной организации «Башкорт», также сложно утверждать, что их деятельность и идеология оказывают доминирующее влияние на общественно-политические настроения большинства коренного населения РБ.

Общегражданские установки имеют огромное значение по целому ряду причин, поскольку кроме политико-идеологической компоненты (единства страны), содержать в себе модернистские характеристики, ценности «большого общества». Башкирский этнос еще с момента вхождения в состав Русского государства сделал свой цивилизационный выбор и рост центробежных устремлений свидетельствует о том, что определенные его группы имеют проблемы с социальной адаптацией к новым условиям; находятся в тяжелом социально-экономическом положении. Что и является основной причиной политизации и неприятия общегражданского проекта (российской нации).

Однако, в конечном счете, данная позиция приводит не только критике инициатив и политики федерального центра, но и как следствие – оппозиции к региональному руководству. Что крайне непродуктивно, поскольку без конструктивного взаимодействия с органами власти башкирское общество сегодня не сможет решить ни одной серьезной проблемы; в реальности это прямой путь к социокультурной и экономической деградации.

Таким образом, формирование устойчивой этнической идентичности в современном башкирском обществе должно исходить, на наш взгляд, из ее гармоничного и многосоставного характера, включающей в себя:

– общегражданскую идентичность;
– региональную идентичность («башкортостанцы»);
– религиозную идентичность («традиционный ислам»);
– локальную идентичность (самоотождествление человека со своей «малой родиной»).

Главным же в этом вопросе должно стать понимание того, что становление многосоставной этнической идентичности не означает параллельного существования «автономных идентичностей», а, наоборот, предполагает их активное взаимодействие и встраивание друг в друга.

Заключение

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы. Несмотря на ряд существующих негативных факторов, этническая идентичность современных башкир в целом носит устойчивый и стабильный характер; а сохранение численности групп башкирского населения проживающих за пределами республики свидетельствует о том, что в ее формировании важную роль играют не только конструктивистские, но и примордиалистские механизмы и структуры, связанные с традицией, ментальными архетипами и глубинными пластами исторической памяти.

В тоже время в башкирском обществе набирают обороты процессы, связанные с распадом аграрного традиционализма; размыванием национальной и высокой культуры, ослаблением позиций языка. На смену традиционным институтам и практикам, с большим трудом идет становление основ башкирской городской культуры, но оно носит слабый и незавершенный характер. На этом фоне идентичность, связанная с советским и постсоветским периодом («эпохой суверенитета»), постепенно уходит на периферию общественной жизни, все меньше отвечает вызовам времени. Одновременно, на ее месте, активно формируются контуры новой этнической идентичности у башкир – на основе городских ценностей и моделей поведения, рационализма, обладающие, в определенной степени, всеми признаками очередного витка этногенеза.

Однако наметившемуся процессу препятствуют множество причин, главной из которых остается расколотость, неспособность к объединению. Так, иерархия основных идентичностей (общегражданская, религиозная, локальная и др.), входящие в общую структуру национального башкирского самосознания, зачастую несогласованна между собой, что серьезно блокирует, прежде всего, социокультурное развитие общества, а постоянная апелляция массового сознания к опыту прошлого, архаическим практикам, не дает сформировать реальный образ возможного будущего.

Следовательно сегодня, для сохранения национальной культуры и языка, органичной модернизации, необходимо приложить совместные усилия для преодоления указанных противоречий. Сделать так, чтобы развитие башкирского общества в новых условиях прошло под знаком интеграции и консолидации различных сил, социальных групп и субкультур, в рамках формулы: «мы разные, но мы едины».

Литература

1. Асылгужин Р.Р. Процессы урбанизации башкир в Республике Башкортостан // Панорама Евразии. Научный общественно-политический журнал. 2014. №1 (12).
2. Сороко Е.Л. Этнически смешанные супружеские пары в Российской Федерации // Демографическое обозрение. Т.1. №4, 2014.
3. Баймухаметова Г.Р. Этнодемографические процессы в городах Республики Башкортостан (1989-2010 гг.) // Этнос. Общество. Цивилизация: Пятые Кузеевские чтения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: «Издательство «Диалог», 2018.
4. Шамсутдинова Н.К. Народы Башкортостана в последней трети XX – начале XXI века: опыт историко-демографического исследования. Уфа: Инеш, 2017.
5. Азнабаев Б.А. Башкирское общество в XVII – первой трети XVII в. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016.
6. Кузеев Р.Г. Башкортостан в Волго-Уральском историко-культурном регионе // Этносы и культура на стыке Азии и Европы. Сб. статей. Уфа: Гилем, 2000.
7. Республика Башкортостан. Демографический доклад. Выпуск 3 / под. общ. ред. Г.Ф. Хилажевой, Н.К. Шамсутдиновой. Уфа: Башк. энцикл., 2018.
8. Юнусова А.Б. Ишанизм на Урале: духовная традиция и проблемы возрождения интеллектуального ислама // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России». Троицк, 2017.
9. Хабибуллина З.Р. Мусульманское духовенство в Республике Башкортостан на рубеже XX–XXI веков. Уфа: Мир печати, 2015.
11. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003.
12. Социологический ответ на «национальный вопрос»: пример Республики Башкортостан. Институт социологии РАН. М.; Уфа, 2012.

А.М. Буранчин, кандидат исторических наук

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>