Общественные организации считают причиной гибели «Кольской» государственный нигилизм

Общественные организации опубликовали заявление в связи с крушением платформы в Охотском море.

В нём говорится, что: «как и все российское общество, потрясены гибелью людей в результате крушения буровой платформы «Кольская». Мы соболезнуем близким погибших и считаем произошедшую в Охотском море катастрофу серьезным предупреждением руководству страны и всему российскому обществу.

Следствием правового нигилизма государственных органов, системных просчетов государственной политики в вопросах освоения континентального шельфа и развития всего нефтегазового комплекса на новых, прежде всего арктических, территориях становятся рискованные и безответственные действия работающих на шельфе компаний, что в конечном счёте и привело к трагедии платформы «Кольская».

1. Государственные органы РФ не обеспечивают должный контроль за соблюдением требований технической и экологической безопасности в ходе освоения новых месторождений. Платформа «Кольская» приступила к поисковому бурению, несмотря на отрицательное заключение Государственной экологической экспертизы. По данному факту Прокуратура Камчатского края возбудила административное дело и подала в суд иск о запрете бурения скважины. Вскоре после подачи судебного иска Росприроднадзор обнародовал положительное заключение повторной Государственной экологической экспертизы. Есть основания полагать, что Росприроднадзор нарушил требования федерального законодательства, поэтому ряд общественных организаций обратились в Генеральную прокуратуру с просьбой провести прокурорское расследование.

Правовой нигилизм и, зачастую, бездействие надзорных органов позволяют ряду компаний принимать рискованные решения, чреватые тяжелыми последствиями. Примером служит решение «Газпрома» установить в 2011 году и запустить в начале 2012 года первую промышленную нефтяную буровую платформу «Приразломная» в Баренцевом море, несмотря на фактическую неготовность компании-оператора к ликвидации аварийных разливов нефти в ледовых условиях. В соответствии с проектом, предполагаемый компанией максимальный объем нефтяного разлива – 7500 тонн, что вызывает существенные сомнения, учитывая, что на платформе планируется накапливать до 120 тыс. тонн нефти. При этом размер страхования возможного экологического ущерба составляет всего лишь 7 миллионов рублей. Следует учитывать, что нигде в мире пока нет ни технологий, ни оборудования, позволяющих эффективно ликвидировать последствия нефтяных разливов объёмами даже 1500 тонн в условиях ледового покрова.

2. Существующее законодательство в области освоения континентального шельфа крайне не проработано или деградирует. До сих пор не принят Федеральный закон о защите морей от нефтяного загрязнения, который обеспечивал бы, в том числе, полную ответственность недропользователей за возможные нефтяные разливы и соблюдение ими требований международного морского законодательства в рамках международных конвенций, стороной которых является Российская Федерация. Не разработано законодательство в области транспортировки углеводородов с шельфовых месторождений. Вступающий в силу с 1 января 2012 закон об обязательном страховании ответственности владельцев и операторов опасных объектов не предусматривает страхование экологических рисков вообще, а страхование иных рисков ограничивается территорией РФ и не распространяется на деятельность опасных объектов за пределами территориальных вод страны. Все это совпадает с началом промышленного освоения шельфа и активной нефтегазовой экспансией в Арктику, где условия для реализации нефтегазовых проектов сравнимы или гораздо сложнее, чем условия в Охотском море.

3. Стратегические решения по освоению шельфа принимаются, несмотря на их экономическую несостоятельность и необоснованность. Согласно открытым данным, в 2030 году (то есть на пике добычи) на Камчатке планируется добывать 0,7 млрд м3 газа в год. Это мизерная цифра для страны, ежегодно добывающей 600 млрд м3 газа. При этом существует большое количество альтернативных, гораздо более безопасных и экономически выгодных способов получения энергии.

Себестоимость добычи нефти и газа в Арктике высока настолько, что без значительных налоговых послаблений данные проекты просто не могут состояться. Правительство уже начало вводить налоговые льготы для инвесторов в рискованные шельфовые проекты. Это означает, что не только инвестиции, но и покрытие издержек от них будут осуществляется за счет средств налогоплательщиков, мнение которых игнорируется как государственными чиновниками, так и менеджментом государственных компаний.

Ущерб природе в результате техногенных катастроф на шельфе может быть необратимым, а гибель людей – это утрата, которую ни одно, даже самое справедливое государство не способно возместить.

В этой связи мы, нижеподписавшиеся общественные организации, требуем:

1. Провести тщательное парламентское расследование всех обстоятельств и причин крушения буровой платформы «Кольская» и публичное обсуждение результатов парламентского расследования.

2. Принять законодательство, гарантирующее, в том числе, полноценное финансовое и техническое обеспечение ликвидации последствий аварий за счет компаний-операторов, а не налогоплательщиков, обязывающее недропользователей, работающих в высокорисковых условиях Арктического шельфа, адекватно оценивать риски и экономические последствия возможных катастроф, а также учитывающее требования международного морского права.

3. Приостановить работы на шельфовых проектах в Арктике и аналогичных акваториях до окончания парламентского расследования и принятия соответствующих законодательных мер.

4. Пересмотреть политику нефтегазового освоения шельфа, в том числе отказаться от принятия рассматриваемого в настоящее время проекта «Государственной программы разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов» и субсидирования проектов нефте- и газодобычи на шельфе за счет федерального бюджета, а также рассмотреть альтернативные, более безопасные варианты развития энергетики.

5. В соответствии с рекомендациями Арктического Совета, расширить участие гражданского общества в принятии решений по вопросам разработки месторождений на Арктическом шельфе».

Гринпис России

Союз охраны птиц России

РОО Институт эколого-правовых проблем «Экоюрис»

Всемирный фонд дикой природы (WWF) России

Некоммерческое партнерство «Зеленая линия»

Мурманская региональная общественная экологическая организация “Беллона-Мурманск”

Бюро региональных общественных кампаний – БРОК

Камчатская краевая общественная организация поддержки ительменов “Пимчах”

Общественно экологический центр Республики Саха (Якутия)

Общественная организация “Общество защиты прав потребителей г. Якутска”

СибЭкоАгентство”, Томск

Иркутская региональная общественная организация “Байкальская Экологическая Волна”

Международный Социально-экологический союз

Общероссийская общественная организация Социально Экологический Союз

Экологический центр “Дронт” (Нижний Новгород)

Экологическое объединение “Зеленый мир” (Нижний Новгород)

Межрегиональная общественная молодежная экологическая организация Друзья Балтики

«Совет по морским млекопитающим”

Камчатская региональная общественная организация “Камчатская лига независимых экспертов

Красноярское региональное экологическое общественное движение «Друзья сибирских лесов»

Общественная организация Союз объединений коренных малочисленных народов севера Камчатского Края «ЯЯР»

Некоммерческая организация Кеткино-Пиначевская община коренных малочисленных народов Севера «АЛЭСКАМ», Камчатка

Родовая община коренных малочисленных народов севера “КОЯНА”, Камчатка

Мурманская областная общественная организация “Кольский экологический центр”

Научно-общественный координационный центр “Живая вода”

Координационный Совет по проблемам экологии Приморского края

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>