Отношение к супружеской неверности у народов России

8 июля в России отметили День семьи, любви и верности. О семье и любви в этот праздник как обычно говорилось на каждом углу, а вот о верности почему-то позабыли. Хотя именно эта добродетель — залог крепкой семьи. Неверность супруга служила безоговорочным поводом для развода практически у всех народов России. Однако пользовались им далеко не все и не всегда.

Часто потому что супружеская неверность становилась поводом для убийства. В Чечне и горных районах Дагестана муж, заставший жену с любовником, имел полное право убить обоих на месте и ни перед кем за это не отвечал. Однако, если муж убивал только одного участника адюльтера, то он становился кровником родственников убитого.

Если женщину не убивали, то позорили — сажали задом наперед на ишака, обмазывали сажей и водили по всему селу.

Практически у всех народов измена мужчины не считалась чем-то из ряда вон выходящим и за ней не следовало какого-либо наказания или осуждения со стороны общества. Однако свободолюбивые черкешенки, обнаружив неверность мужа, могли наказать его — вернуться в отчий дом, забрав с собой калым. Но все-таки прибегали к этому способу не все, поскольку, даже если измена мужа была доказана, дети оставались в отцовском роду, и женщина могла больше их не увидать.

Измена жены у адыгов однозначно воспринималось как посягательство на честь мужа и всего его рода и влекла за собой физическое наказание или возвращение с позором в родительский дом.

У славянских народов прелюбодейство однозначно служило поводом к разводу. Правда в допетровские времена у обманутых женщин права подать на развод не было.

Самой распространенной реакцией обманутых мужей были побои и мучения неверных жен. Более того, в крестьянском обществе нежелание мужа наказывать неверную жену могло вызвать осуждение и насмешки. Это воспринималось как постыдная слабость и неспособность быть главой семьи.

У донских казаков на свободу поведения замужней казачки в обществе смотрели довольно снисходительно, но супругу все-таки предписывалось ее наказать.

От побоев казачку могло спасти публичное признание вины перед честным народом. Если женщина шла на это, казаку полагалось простить виновную и даже растить прижитых ею на стороне детей как своих собственных.

Известно, что у народов Севера в на протяжении многих веков почиталось за честь, если гость вступит в интимную связь с женой хозяина. Это связано в первую очередь с проблемами замкнутой этнической группы, где приходилось тщательно искать супруга, поскольку «людям одного огня» нельзя вступать в близкую связь.

Однако одно дело — спасение рода, и совсем другое — измена с кем-то из своих.

У хантов для женщины считалось грехом сожительство с другим мужчиной — за это боги карали ее трудными родами. Гулящую женщину осуждали больше, чем гулящего мужчину. Но при этом измена обычно не рассматривалось как серьезная причина для развода. В худшем случае неверность наказывалась серьезными побоями.

А как дела обстоят сейчас? Изучая межнациональные браки, ученые узнали, что измену считают непростительной как для мужчины, так и для женщины 62,5% опрошенных башкир и 59,9% русских. А вот у представителей татарского этноса результаты получились противоречивые.

37,5% респондентов считают, что измена непростительна никому. Столько же опрашиваемых мужчин и женщин считают, что измена простительна мужчине «из-за его природы».

Только 15% опрошенных считают, что оправданием измены могут являться различия в национальных, религиозных традициях и обычаях, остальные 85% считают, что оправданий для измены нет.

В подготовке материала использовались работы, опубликованные на сайте научной библиотеки КиберЛенинка 

Анна Брызгалова

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>