Сто лет назад в семье великих русских поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой родился сын Лев, которому суждено было оставить заметный след в истории – истории как жизни народа и истории как науке
Делом жизни Льва Гумилева (1912-1992) стала разработка теории этногенеза, согласно которой рождение, развитие и исчезновение этносов — следствие не только и не столько социальных, сколько природных процессов. Историей же движут пассионарии, «люди длинной воли», доказывал он.
Согласно его теории, народы, как и люди, имеют свой возраст: они рождаются, взрослеют, переживают возрастные кризисы, стареют и уходят из жизни. Эту мысль еще до Гумилева высказал выдающийся философ и этнолог Каллистрат Жаков: «История народов ритмична. Народы жили, возрастали в своем могуществе и ниспадали в лету забвения».
Сравнивая современных норвежцев и средневековых викингов, наводивших страх на Европу, монголов Чингисхана и их нынешних наследников, удивляешься резкой разнице национальных характеров, стереотипов поведения предков и потомков. На сакраментальный вопрос, почему перевелись богатыри (рыцари, батыры, джигиты), ответ дает Лев Гумилев: иссякла пассионарная энергия, толкавшая конкистадоров на завоевание заморских земель, монголов – в поход «к последнему морю», землепроходцев – на покорение Сибири.
Несомненной заслугой можно считать то, что Лев Николаевич развенчал целый ряд исторических мифов: об извечной, фатальной вражде Руси и степных кочевников, об ордынском «иге»… Развивая идеи, заложенные русскими мыслителями-евразийцами первой половины ХХ века, он сумел поверить историю географией. Первые научные догадки пришли к Гумилеву за колючей проволокой сталинских лагерей. Позже, в свободной жизни он развил свои мысли в стройную концепцию этногенеза, которая сегодня имеет как убежденных сторонников, так и последовательных противников.
Один из приверженцев исторической концепции выдающегося историка – директор «Центра Льва Гумилева», лидер «Международного движения в защиту прав народов» и движения «Новые скифы» Павел Зарифуллин (на снимках), с которым беседует наш корреспондент.
Энергию этноса – на службу Родине
— Как возник интерес к научному наследию Льва Гумилева?
— В начале девяностых годов, когда я еще учился в школе. Тогда стали выходить огромными тиражами книги Льва Гумилева: «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая Степь» и другие. С тех пор я являюсь сторонником и поклонником Льва Николаевича. Лично со Львом Гумилевым я не смог познакомиться, так как он скончался, когда я был еще совсем молодым. Хотя знакомиться не обязательно: достаточно ощущать духовное родство с человеком – и ты будешь чувствовать, что знаком с ним, одних лет, жил в одном доме. Сейчас, в год его столетия, многие, кто не был отмечен симпатиями ко Льву Николаевичу, заявляют о себе как его сторонниках.
— Обычная ситуация. После смерти великих появляется много «друзей», «соратников» и «последователей». К тому же евразийство, ярким представителем которого был Гумилев, сегодня фактически становится государственной идеологией.
— Самое главное, что у людей, которые ранее не знали о нем, пробудился огромный интерес к наследию этого человека.
Гумилев описывал этническое. Он – один из основателей российской этнологии. Сегодня в России огромное количество этнических проблем, идет пробуждение самосознания многих народов, в том числе и русского. Никто не знает, как с этим работать, власти стремятся «заморозить» эти проблемы. Но Гумилев всегда писал, что этнос – это энергия. И с ее помощью можно преобразовать страну.
— Просто направить ее в цивилизованное русло. Если приложить теоретические выводы Гумилева к современной российской жизни: какие народы России находятся в стадии пассионарного подъема, какие – в инерционной фазе и т.д.?
— Лев Гумилев писал, что весь двадцатый век великороссы, украинцы и белорусы были очень пассионарны. Это выразилось в гражданских войнах.
— А сейчас, насколько я знаю, русский народ переходит или уже перешел в инерционную фазу?
— Та же ситуация сегодня у турок. А наиболее пассионарны у нас кавказцы: чеченцы, ингуши, осетины. Гумилев писал об этом в своих последних работах: прошел пассионарный толчок по линии Северный Кавказ – Тегеран. Он частично задел и Россию, потому что южные великороссы пассионарнее остальных русских.
— Казачество, тамбовские крестьяне в Гражданскую войну…А когда случился пассионарный толчок?
— В конце восемнадцатого века.
— Но в это же время еще одна ось пассионарного напряжения, по Гумилеву, прошла через Японию, Китай, Вьетнам – до Африки.
— Да, было два толчка. Одни народы они задели, другие нет. Потому и среди кавказских народов есть этносы пассионарные, а есть гомеостатичные, живущие в гармонии с окружающей средой. И поэтому юг России будет, так или иначе, лихорадить. С этой пассионарностью надо работать, понимать ее, изучать, так как уничтожить ее невозможно.
— То есть уничтожить можно только вместе с ее носителями, как римляне поступили с ретами, даками.
— Да, и кавказское войны России очень похожи на подавление римлянами даков, маркоманнов, иудеев. Все равно ничего не выходит. Поэтому с такими этносами надо и работать по-другому.
Ведь римляне же поняли, что с пассионарными народами бесполезно бороться, лучше приглашать их на военную службу.
— Не можешь побороть пассионариев – возглавь. То есть возглавь их легионы. То же ведь было и с казачеством: сначала постоянные бунты – Разин, Булавин, Пугачев. А потом казаков «приручили», и они стали верными слугами русского царя.
— Пассионариев тогда прикормили, как сегодня власть прикармливает и казаков, и кавказцев.
Рожденные звездой
— Все дело в том, что народы находятся в разных «возрастах»: в одних, «пожилых», доминируют гармоничные обыватели, в других, «молодых», тон задают пассионарии.
— К «гармоничным» можно отнести народы Крайнего Севера, живущие в ладу с окружающей природой, с биоценозом.
— Но ведь когда-то они были весьма энергичными народами, сумевшими расселиться на огромных пространствах тайги и тундры. То есть их быстрое распространение было результатом сильного толчка, взрыва пассионарности?
— Мы – сторонники теории панспермии. Великолепная идея: происходит вспышка сверхновой звезды – и на Земле появляются новые народы. Такие космические вспышки случаются в среднем раз в двести лет. В год, когда родился Христос, вспыхнула такая звезда, известная как Вифлеемская. Она породила сотни народов от Скандинавии до Эфиопии.
— Чем сегодня занимается Центр Льва Гумилева?
— Мы пропагандируем идеи Льва Николаевича так, как, мне кажется, делал бы он сам. Проводим культурные мероприятия различных народов, этносов. Танцы, музыка, показ фильмов, не только российских, но и зарубежных. Мы – частые гости в западных институтах, выступаем в Европарламенте. Третья тема – регулярные экспедиции по сакральным местам Евразии.
— Пассионарность ведь может быть связанной не только с космосом, но и с энергиями самой Земли. Например, известно, что горские народы, живущие в разных областях земного шара, отличаются повышенной пассионарностью. Известно и то, что центры многих древних цивилизаций располагались в районах геологических разломов. И мировые религии зарождались там же: Палестина, район Красного моря. Кстати, и Москва стоит на древнем разломе земной коры. Получается, что сакральная география во многом проистекает из геологии. В начале девяностых была любопытная статья об этом в «Сибирской газете», применительно к Сибири. Там находится Байкал с его «Меккой» шаманизма – островом Ольхон, и многое другое.
— Гумилев писал о том, что новые этносы возникают там, где сочетаются различные ландшафты: леса, горы, реки, где находятся священные рощи, сакральные сооружения предыдущих цивилизаций. Там пробуждаются древние архетипы.
— Можно вспомнить «вавилоны» — беломорские лабиринты трехтысячелетней древности. Исчез, растворился народ, создавший их, не вполне ясно предназначение этих сооружений, но они как бы «встроены» в культурный код русских поморов.
— Мы рады тому, что происходит у поморов – идет медленное возрождение, формируется культура. Когда люди вспоминают о своей идентичности, тянутся к священному, сокровенному, особенно молодые люди – это очень хорошо.
Мы – продолжатели миссии русских народников, областников, которые изучали русскую идентичность: фольклор, народные костюмы. И не только русские, но и, например, народов Сибири.
Наш дом — Евразия
— Этническая идентичность тесно связана с региональной, что мы наблюдаем не только в России, но и в современной Европе.
— Но причины и характер этих процессов различаются. На Западе они зачастую основаны на сепаратизме, а мы выступаем за культурное своеобразие и при этом – создание и развитие «больших пространств», союзов народов. Я считаю, что будущее России в этом. Российская Федерация – это союз народов и регионов. Унификация ни к чему хорошему не приведет. Страна у нас разная, и даже русские бывают разными по менталитету. Это все надо учитывать. Сила системы – в ее сложности, как говорил Лев Гумилев. Я возлагаю большие надежды на создание Евразийского Союза, притом, что сама Россия – союз, федерация, и должна стать «союзом союзов». Всегда руководители России, принимая в ее состав другие народы, учитывали их особенности.
— Были и есть и другие великие евразийские державы – например, Золотая Орда, которую зачастую представляют этаким монстром, жупелом.
— Русь как культура фактически возникла в Золотой Орде. Почему? Потому что там были монастыри, которым ордынские ханы раздавали огромные преференции. Надо изучать историю предыдущих государственных образований: Московского царства, Золотой Орды, Скифского царства, так как за тысячелетия фактически ничего не меняется архетипы одни и те же.
Да, скифы мы
— В чем необходимость движения «Новые скифы»?
— Оно возникло в лоне евразийства. Все-таки евразийство – это геополитический конструкт, а скифское движение в большей степени культурное. Оно тоже ориентировано на нашу территорию, хотя немного шире. Скифство – это наследие предков; потомками скифов считали себя почти все народы, проживающие на нашем пространстве. Это не только славяне, но и тюрки, финны, кавказцы.
Это – то золото, которое лежит на дне нашей цивилизации. Мы об этом забываем. Но когда в жизни нашего народа происходят странные события, революции, о скифах вспоминают. Так было в 1917 году, когда возникло движение «Новые скифы» Иванова-Разумника. Блока и Есенина, близкое к партии левых эсеров. И когда левых эсеров разгромили, оно сошло на нет. Это была квинтэссенция евразийства и народничества. Там был весь цвет русского «Серебряного века»: Пастернак, Мандельштам, Прокофьев, Петров-Водкин. Они, как визионеры, как поэты, почувствовали: вот та золотая ось, вокруг которой все вертится.
Философия и поэтика степных кочевников предопределяет все те конструкции, социальные, религиозные, философские, на которых были построены все будущие цивилизации на нашей территории.
Скифство всегда проявляется в тревожные моменты нашей истории – например, в 1812 году (партизанская «скифская война», гусары Дениса Давыдова). Когда Наполеон увидел горящую Москву, подожженную собственными жителями, он произнес фразу: «Вот это скифы!» Второй раз это было в 1917 году. То, что скифы появились сейчас – это доказательство того, что надо вытаскивать страну из «черной дыры».
— У «Новых скифов» есть своя политическая программа?
— Мы стараемся проводить культурологические акции, и не хотим активно лезть в политику, потому что скифство – как хороший коньяк, который нельзя ни с чем бодяжить. За нашей спиной стоят Блок, Есенин, Мария Спиридонова и смотрят через столетие, все ли правильно мы делаем. Пока мы держимся в рамках культурного проекта, но он может стать мощным движением, причем в разных странах. Когда только возникли «Новые скифы», на наш манифест откликнулись из трех стран – Таджикистана, Молдовы и Швеции.
— Из Швеции? Впрочем, Тур Хейердал считал, что Один со своими асами пришел в Скандинавию из приазовских степей.
— Больше того, в Англии есть такая теория, что саксы – это передовой отряд скифов («шаки», «саки»). А Скандинавия никогда по большому счету Западом не была, это такой мост между мирами, в значительной степени связанной со скифской культурой.
Я думаю, у скифского движения большое будущее. В какие формы оно разовьется, я пока не знаю. Эта энергия сама найдет себе выход. А наша задача – очень тонко оперировать этим процессом.
— Успехов вам во всех начинаниях!
Беседовал Анатолий Беднов
Фото Андрея Клемешова
Опубликовано в журнале «Регионы России», №10-11, 2012.
Потомками скифов себя считают чуть не все жители России, только наши ученые определили быть ими иранцам, с чем те не желают соглашаться.