Почему большинство народов Кавказа трепетно относятся к волку

Gray wolf (Canis lupus) peering from blueberry bushes in fall. Northern Minnesota, USA

Мужчина и волк. Что может быть у них общего? В представлении некоторых народов нашей страны — очень много! Изображение полулежащего волка с поднятой головой совершенно не случайно появилось в 90-е годы на гербе непризнанной Чеченской Республики Ичкерия.

На чеченских сайтах пишут, что вообще-то древнеримские знаменосцы переняли моду носить волчьи головы на шлемах после знакомства с нахами — предками вайнахов.

Насколько это соответствует действительности, пусть разбираются историки, но трепетное отношение к волку у большинства народов Кавказа очевидно.

Олицетворяющие силу лев или орел сражаются с более слабыми. А вот волк всегда идет на более сильного, чем он сам. Недостаток силы он компенсирует отвагой, дерзостью и ловкостью. Ночью волк бродит вокруг стада или рядом с аулом, презирая угрозу смерти. Попадая в беду, этот зверь умирает молча, не выказывая ни страха, ни боли. С древних времен и по сей день в представлениях горцев эти качества характера обозначают героя и достойны подражания.

«Короткоухий ты волк, волчий у тебя нрав» — такие ласковые слова горской девушки показывают высшую степень признания юноши и восхищения им.

Образ настоящего мужчины-воина настолько ассоциируется с образом волка, что это отразилось даже в пословице: «Волчица щенится в ту ночь, когда мать рожает чеченца«. О мужчине, максимально проявляющем свои качества, чеченцы и ингуши говорят: «Он — геройский сильный волк«. Соответственно, и внешне идеальный мужчина должен быть как «поджарый волк«. Стоит ли удивляться, что мужская группа или военный отряд всегда сравниваются у этих народов с волчьей стаей?

Одно из чеченских поверий гласит, что когда наступит конец света, подует сильный ветер. Разрушатся горы, погибнут люди и животные. Лишь волк останется жив. Он смело повернется навстречу ветру. Ураган сорвет с него шкуру, и станет ясно, что это богатырь, который был в обличье животного и не понимал, кто он на самом деле.

Магические свойства имеют и части тела волка.

Чтобы ребенок рос отважным, ему давали съесть вареное сердце или печень волка.

У хевсуров долгожданного мальчика-первенца нарекали Мгелиа (волк). Считалось, что злые духи не могут причинить вреда человеку с таким сильным именем.

Когда у даргинцев рождался сын, то все приходившие по этому поводу в гости желали новорожденному стать волком или быть на него похожим. В речевых оборотах этого народа полно волчьих параллелей: «мужчина-волк», «вышел, словно волк», «он такой джигит отборный, что может огонь из волчьего глаза достать».

Мир волков и мир людей порой могут переплестись весьма причудливым образом.

Цезы полагают, что женщине опасно появляться одной вне селения еще и потому, что там она может невзначай встретить волка-одиночку, который, если возжелает, то заставит ее стать своей женой. Аналогичная история грозит и мужчинам при встрече с одинокой волчицей.

У осетин родоначальника эпических героев нартов зовут Уархага (волк), а имя нарта Уахта-нага переводится как «имеющий волчье тело». Согласно этому же эпосу, нарта Сослана закалили в молоке волчицы, и поэтому тело его было неуязвимо. У мегрелов героя эпоса зовут Гериа, а гери — это «волк» или «волчонок».

Словом, волк — весьма уважаемый зверь в представлении не только тюркских народов нашей страны, но и народов Кавказа. Причем качества характера, почитаемые в волке, многое могут сказать о системе ценностей тех, кто его почитает.

Марина Долгих, «Нацакцент«

Лекториум он-лайн

Этнологическая экспедиция на Памир



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>