Почему казахстанские официантки не улыбаются?

Попался на глаза пост моего соотечественника Жандоса Курманбаева, в котором тот, ссылаясь на случаи из жизни своего друга, пытается сформировать мнение своей аудитории. Он говорит о том, что мы, казахстанцы бескультурный народ. И нам «за нас таких» должно быть стыдно.
«Как же нашим людям не хватает элементарной культуры. Только что в Marrone Rosso на кассе (стойке заказа) стоял «наш» дядечка, рассматривая меню. В один момент вся кипа с меню в лотке посыпалась к его ногам, по его неуклюжести. Так вот, он даже не повел бровью, как пялился в свое меню, так и не шелохнулся. Тут к его ногам бросился парень-иностранец, сидевший за барной стойкой и начал собирать эти меню. И даже тогда дядечка сделал вид, что ничего не происходит и так и должно быть. Т.е. он даже не посмотрел на него, не говоря уже о том, чтобы сказать спасибо за то, что должен был сделать он сам.
Взяв свое пиво в 10 утра, он гордо прошел к своему столику.»
Да, неприятный дяденька, прям неудобно за соотечественника, но там продолжение:
Все в том же Marrone Rosso за одним столиком сидела компания из трех пожилых английских женщин, наслаждавшихся морозным, но очень солнечным столичным утром. Прямо такие милые-премилые тетушки, с седыми накрученными прическами, с морщинистыми, но накрашенными лицами. Они мило беседовали, попивая кофе, имбирный чай и вкушая десерты. В один момент к ним подошла официантка, наша «карапайым казактын кызы», чтобы забрать со стола посуду. Англичанки прервали свои разговоры, по-доброму посмотрели на нее, улыбки так и расплылись на их лицах и они все втроем по очереди буквально промяукали — Thank youuuu! У нашей дочери великой степи бровь не двинулась. Лицо как было каменным, так им и осталось. Она даже не посмотрела на них и, естественно, ничего не ответила. Возможно, она не знает английского языка, но ведь это не проблема для того, чтобы просто быть милой, поймать взгляд и ответить любезностью в ответ.
Да, трагедия, невоспитанная «казактын кызы» не улыбнулась британским старушкам. Признаться, я сама не улыбаюсь всем подряд, особенно когда на это нет резона и чувствую себя дискомфортно, когда мне просто так улыбаются на ровном месте.

Выводы автор делает и вовсе печальные:

«Нам нужно учиться быть культурнее, мы уже не та советская страна, где стояли в очередях за палкой колбасы. Мы стремимся войти в число наиболее развитых стран, но с такими комплексами и недовоспитанностью нам никогда в этот список не попасть…»
Нет ничего плохого в том чтобы казахстанский общепит блистал сервисом, но автор ставит знак равенства между сервисом в общепите и культурой народа, ставит наш другой, отличный от западного менталитет нам в вину, называет это невоспитанностью.
Ну что ж, наезд — неслабый такой.

Винит автор во всем, конечно, наше советское прошлое, даже очереди за колбасой вспомнил, хотя эти двадцатилетние хмурые официантки – ровесники нашей независимости и ни в какой очереди за советской колбасой точно не стояли, тем, кто в них стоял сейчас за полтинник. Даже если взять досоветский период — мне трудно представить кочевника-степняка лыбящегося всем подряд, он обязательно поможет путнику в степи, так было принято, иначе не выжить в тяжелых условиях без центрального отопления, канализации и вай-фая, но улыбаться, нарочито демонстрируя дружелюбие он не будет – это не про него.

Менталитет народа формируется веками, он, если хотите в крови, в ДНК, и очень тяжело его поменять в одночасье, только потому что теперь у нас вдруг есть кофейни, а в них милые английские старушки. Да, блин, мы такие, мы – суровые, мы не умеем и не хотим носить фальшивые «лыбы». Я никогда не забуду, как нас, уставших после тяжелейшего треккинга, чабан и его супруга молча с каменными лицами проводили в юрту, накормили и напоили, как их старший сын так же молча, без натянутых улыбок – переправил нас на лошади через горную реку, и все это за «спасибо». Нам не улыбались в 32 зуба, но к нам, уставшим и измотанным проявили трогательную заботу и участие, как и положено у казахов.

Отчего мы такие, неулыбающиеся всем подряд? Наверное, нужно заглянуть в нашу историю, может найдет ответ в ней?! Там и вековое сопротивление джунгарам, когда два кочевых народа, колпашили друг друга, находясь между двумя мощнейшими империями – Российской и Цинь. Там и участие наших джигитов в Отечественной 1812-го года, когда в составе башкирских полков 10 тысяч казахов гарцевали по Парижу, потрясая воображение европейцев одним своим видом. Там и сотни подавленных восстаний против царской России, там гражданская война, и великий джут, там и подвиги наших красноармейцев в Великую Отечественную, там и помощь сотням тысяч эвакуированным. Там сердоболие и милосердие к репрессированным, вывезенным в холодных вагонах, как скот, народам, брошенным в степях, многие из них не выжили бы без казахов. Там и страшный дефицит в восьмидесятых – созданный искусственно предателями парт элиты, там и нарко-бандитские девяностые, когда люди умирали сотнями тысяч, попросту скалывались и сбухивались, да и сейчас народу тяжело, простой народ выживает.
Много чего было в нашей истории трагического, драматического и героического, но мы выжили, не скурвились и не оскотинились. Да, мы не научились фальшиво улыбаться, и наверное не скоро научимся. Мы – народ-воин, казахов всегда отличали – храбрость, отвага, гостеприимство и сердобольность, а услужливость, улыбчивость, нарочитая дружелюбность, требуемые в сфере услуг – не про нас, и, думаю нужно будет не одно десятилетие для перепрошивки.

По поводу улыбок в общепите – так это проблема общепита, а не культуры народа, мы такие, какие есть, и мы не самый плохой народ на этой планете. Сейчас рынок – не настрополишь персонал — прогоришь, так пусть эти Мороны Россы, МакДональдсы, Старбаксы, как хотят решают свою проблему с сервисом, чтобы британские бабушки чувствовали себя там комфортно. Мне все равно, как они это будут делать, приглашать ли на собеседование психиатров — определять степень счастливости официантов, организовывать ли тренинги, штрафовать ли за отсутствие лыбы на физиономии. За этих рыночных монстров, ударников каптруда, я вообще не переживаю – разберутся.

А стыдить нас не надо, пусть мы не носим фальшивых улыбок, но зато, оглядываясь на нашу историю — мне не стыдно за нас ни разу. Она тяжелая, суровая, но она не подлая по отношению к другим народам. Мы никогда не держали в качестве колоний полмира, мы не грабили страны — с вот этой «улыбочкой в пол-лица», мы не бомбили целые регионы коалициями, выдавая это кровавое месиво за благо для них, потирая дружелюбные потные ручонки в предвкушении тотального грабежа. Мы не можем похвастаться фотографиями, на которых бы наш сэр Гордон Робли позировал бы с коллекцией черепов аборигенов. И мне гораздо милее эта суровая искренность нашего народа, чем искусственное дружелюбие волка в овечьей шкуре.

Мне за нас не стыдно ни капельки – кто не хочет улыбаться когда ему, просто тупо не весело – не улыбайтесь, так честнее. Врать – не хорошо, этому меня учили с детства, с честного и искреннего советского детства.

Анастасия Ахметова

Лекториум он-лайн

Закрытие выставки Систематизм Арт барабанным боем отметили в ЦДХ



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>