«Понаехали тут», или старая песня на новый лад

На фоне провала акции недопуска украинцев на отдых в Крым пропагандистская машина украинских властей при активном участии экс-меджлисовских лидеров — королей без армии и народа решила перелицевать старую песню о «понаехавших» в Крым россиянах, придав ей характер очередной страшилки.

В ряде материалов, опубликованных в июле украинским «Майданом иностранных дел» и некоторыми англоязычными интернет-каналами, содержатся вырванные из исторического контекста данные, а также сомнительного характера и содержания выводы, цель которых – запудрить мозги неискушенным читателям в Крыму и, прежде всего, за его пределами. То есть – те же фейки, но завернутые в псевдонаучную упаковку.

«Перлы» Андрея Клименко и иже с ним, в частности, сводятся к следующему:

«1. В течение всего периода оккупации «лишнее» население вытеснялось путем показательных, демонстративных репрессий. В 2016 г. они уже не только затронули крымскотатарский народ, но и были распространены на «украинских террористов и диверсантов»…

2. Поддерживается заселение Крыма жителями разных регионов РФ…

…Среди тенденций, прослеживавшихся в 2016 г., — замещение местных кадров приезжими стало проявляться в сферах образования и здравоохранения. Это происходит вследствие увольнения крымских специалистов из-за заниженного уровня зарплат и повышенных бюрократических требований к бумажной отчетности (???)…

… в течение всех трех лет оккупации наблюдается процесс переселения в Крым, с приобретением помещений, пенсионеров из отдаленных северных регионов РФ, Сибири, Дальнего Востока…

…в оккупированный Крым переместились и активно обживаются представители российского уголовного мира, прежде всего из северокавказских республик РФ (???)…

…можно прогнозировать, что в Крыму останутся на постоянное проживание многие российские рабочие, участвующие в строительстве Керченского моста и других крупных объектов инфраструктуры».

Данные тезисы, поддерживаемые из-за рубежа, кроме откровенной дезинформации, которую мы отметили вопросительными знаками, содержат еще и научное передергивание, что недостойно людей, называющих себя учеными и экспертами. Отметим в связи с этим следующее.

По первому тезису отметим, что Крым еще с сороковых годов был миграционно-активным регионом Советского Союза, а затем и Украины. Процессы насильственного выселения ряда этносов (не только крымских татар, но и греков, армян, других малых народов Крыма) и их возвращения на родную землю активизировали миграционные потоки.

Крымские татары уже с конца 80-х годов прошлого столетия стали возвращаться в Крым, и этот процесс еще не завершен. По данным Совета министров Республики Крым, на 01.01.2015 года в республике проживало 266 855 татар, или 13,5% от всего населения республики. Сегодня им никто не чинит препятствий, которые негласно существовали в годы пребывания полуострова под юрисдикцией Украины. Три государственных языка, предоставление льгот при получении земли, строительство культовых сооружений, активное развитие национальных культур – чего еще желать этносу, который активно включается в общекрымские процессы!

Наши исследования, проводившиеся в 2015-2017 гг., свидетельствуют о том, что уровень этнической толерантности русских, украинцев, крымских татар достаточно высок. Более 80 процентов респондентов (всего опрошено 3890 человек – учащихся и студентов, родителей учащихся, учителей, преподавателей и членов этнических общественных организаций) отмечают, что не испытывают проблем в общении с представителями других этносов. Чуть более 9 процентов респондентов испытывают некоторые затруднения с общением. В большинстве случаев это представители крымских татар, репатрианты из сельских районов Узбекистана.

Но и эти неудобства не приводят, по мнению 90 процентов респондентов, к случаям ксенофобии. Конечно, единицы процентов отмечают неприязнь по отношению к себе из-за языка, религии, национальности, но это не означает «ощущения напряженности», которое декларируют «великие эксперты». Судя по всему, делать из мухи слона их главная задача.

По второму тезису подчеркнем, что еще в советское время в степные районы Крыма заселяли переселенцев с Украины, часто из ее западных областей. Особенно этот процесс активизировался в годы строительства Северо-Крымского канала. Стремление потенциальных пенсионеров, особенно военных, независимо от этнической принадлежности, остаться здесь навсегда – все это имело место в 50-е -80-е годы и не могло не повлиять на динамику количественного состава населения Крыма. И это было всегда.

Сегодня далеко не только россияне хотели бы приехать на привлекательный со всех сторон полуостров. Почему-то «эксперты» помалкивают, сколько в Крыму сегодня находится вынужденных переселенцев с Донбасса, из других юго-восточных областей Украины. Молчат они и о том, что в Крым стремится русскоязычная интеллигенция с Украины, свидетелями чего являемся мы, представители сферы образования.

Непонятно, почему жители, допустим, Львова, приехавшие в предыдущие «украинские» годы в Крым на работу или службу, должны считаться «крымчанами», а житель Кубани, строящий Крымский мост и осевший в Керчи, будет считаться «оккупантом»? Почему туберкулезник из Архангельска, приехавший в Ялту в 2013, не будет «выселяться» киевской «хунтой», а его родственник, «понаехавший» в 2017 (с тем же диагнозом), будет? И где же здесь непредубежденная экспертиза?

Отметим, что главной особенностью крымского социума является его полиэтническое многообразие при невыраженности титульного этноса. Кроме того, все три доминирующие группы – русские, украинцы, крымские татары – расселены в основном дисперсно. Численность русских в Крыму всегда значительно превышала количество украинцев. Около 50% от общей численности русских Крыма и большинство украинцев – около 70% – не родились на полуострове и, по сути, являются укоренившимися здесь мигрантами, как, впрочем, и значительная часть крымских татар, родившихся в Узбекистане и в других среднеазиатских республиках.

Подводя итоги, констатируем, что проблемы миграции и мигрантов, как и проблемы межэтнического характера, не являются проблемами, вызванными вхождением Крыма в состав Российской Федерации, а, скорее, представляют собой исторические атавизмы, разглядеть которые не смогли или не захотели наши оппоненты.

В феврале 2015 года ВЦИОМ провел опрос, согласно которому в случае повторного проведения референдума о статусе территории за присоединение Крыма к России проголосовали бы 90% респондентов, тогда как автономный статус республики в составе Украины поддержали бы только 5% опрошенных. Близкие цифры показал и наш опрос, проведенный в Севастополе уже в сентябре 2016 года.

… Некий Илан Берман, вопреки здравому смыслу и вопреки убедительным цифрам, хвалит «Украинский институт Будущего», «молодой, но хорошо организованный экспертно-аналитический центр со штаб-квартирой в Киеве», восхищаясь отчетом под названием «Крым: три года оккупации». Этот западный специалист превозносит «выводы, сделанные на основе информации из местных источников, а также аналитические работы матёрых специалистов, описывающие изобличающие факты цены человеческих и экономических потерь, которую крымчане заплатили за «российское правление», губительное не только для самих жителей полуострова, но и для всех остальных».

С ним можно согласиться только в одном: российские правление будет губительным для тех, кто видел в полуострове и его людях источник наживы, источник эксплуатации, источник зависимости. Что же касается «человеческих и экономических потерь», пусть это останется на совести людей, дискредитирующих науку и масс-медиа.

Автор, В.А.Чигрин, — завкафедрой социологии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
Главред журнала «Ученые записки КФУ (серия: Социология, психология, педагогика),
зампред специализированного совета по защите докторских диссертаций по социальной философии,
член спецсовета по защите докторских диссертаций по политологии.
Является научным руководителем центра научно-прикладных исследований «Социо»

Источник: Крымское Эхо

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>