Приход сокрытого имама Махди и доктринальные основы шиизма

 Заявление духовного лидера Ирана аятоллы Хаменеи о скорой мировой войне и пришествии сокрытого имама Махди в очередной раз наделало много шума в мировых масс-медиа. 

Сразу несколько иранских государственных СМИ Ирана одновременно опубликовали подборку заявлений верховного лидера страны Али Хаменеи о скором приближении Дня суда, сообщает WND. Суть опубликованных цитат сводится к тому, что человечество вообще и иранский народ в частности должны приготовиться к приходу скрытого 12-го имама (Махди), последней войне в истории и Судному дню.

«Мы обязаны подготовиться к пришествию. Раз уж мы считаем себя солдатами 12-го имама, то должны быть готовы сражаться», — сказал, в частности Хаменеи во время выступления перед слушателями религиозного учебного заведения. «Под руководством Господа и с его невидимой помощью мы вернем гордость исламской цивилизации. Это — наша судьба. Молодежь, все правоверные должны приготовиться к выполнению этой великой миссии», — добавил он. 

Большинство жителей России не знает ни об имаме Махди, ни о глубинных причинах нынешнего конфликта Запада и Ирана. В серии статей на сайте Центра Льва Гумилёва мы попробуем восполнить этот пробел.

Формирование концепции шиитского государства 

Прежде чем мы перейдём к описанию созданию современного нам теократического государства Исламская Республика Иран, а также процесс преобразования Ирана из конституционной монархии к исламкой теократии необходимо обратиться к истории  формирования концепции ортодоксального шиитского государства, как правового учения.

Конституция Ирана 1979 года апеллирует к прошлому, к идейно-правовой концепции с многовековой традицией. Чтобы понять специфику нынешней иранской клерикальной конституции необходимо внимательно рассмотреть историю возникновения шиитского представления о государстве. Теократическая иранская конституция имеет релевантные ссылки в исламском религиозном прошлом. Мы попытаемся насколько возможно кратко описать события, приведшие к формированию ортодоксального шиитского представления об идеальном государстве. Ибо без понимания специфики правовой доктрины ортодоксального «двенадцатеричного шиизма», его генезиса в специфичиской семье мусульманского права сложно ориентироваться в парадигме нынешней иранской государственности.

Здесь необходимо релевантное обращение к иным исламским государственным теориям: в первую очередь суннитской доктрине Халифата; во вторую очередь к ультра-шиитской – исмаилитской. На фоне иных исламских государственных теорий невольно станет понятной особая специфика шиитского представления о государстве, её генеалогическая, теологическая и политическая система координат.

Генеология, теологи, политика

Выдающийся историк религий Мирча Элиаде так определил уникальную специфику различных мусульманских правовых парадигм: «Во всех исламских расколах теснейшим образом связаны три фактора: генеология, теология, политика»[1]. Различность представлений об организации мусульманского государства у суннитов и шиитов сходятся к вопросу о преемниках Пророка Мухаммеда. По этому вопросу существует огромная литература. Мы лишь уточним несколько специфических черт суннитского представления о государстве. С тем, чтобы легче понять политические идеалы ортодоксальных шиитов.

Сразу после смерти Пророка Мухаммеда его последователи собрались с целью выбрать нового главу мусульманской общины «заместителя посланника Аллаха», халифа расулт-л-лах или просто халифа. [2]

В дальнейшем, титул Халиф будет означать главу исламской общины, объединявшего в своём лице подобно пророку Мухаммеду вероучителя, политического вождя и верховного судью. Он является военным предводителем правоверных (амир ал-муминин) и религиозным вождём мусульман (имам ал-муслимин). [3] В течении двенадцати веков мусульманской цивилизации основной функцией Халифа было духовное управление религиозной общиной [4], однако эти функции дополнялись функцией политической главы.

Процедура введения в должность халифа не была установлена, постоянно использовались различные варианты[5]. Сформировались две точки зрения, впоследствии переросшие в философские, политические и правовые доктрины. По представлению части мусульман, впоследствии названных «суннитами», законный правитель избирался  по воле народа и совета мудрецов по выбору халифа, Ахле Хал Ва Акд. [6]

Точка зрения, ставшая остовом представления об идеальном суннитском государстве – «Халифате», предполагала собой своеобразную демократию «ридан» — институт выборной власти, предпочтение со стороны общины определённому выборному лицу.

Начиная с 7 века после гражданской войны с шиитами (партией Али) к власти в исламском государстве пришла династия Омейядов. При них суннитская государственная система распространилась на всю Ойкумену проживания мусульман, с тех пор именовавшуюся как Халифат. Омейяды установили наследственный, авторитарный  принцип правления. На практике выборный принцип стал удобным способом узурпации власти халифами. Как поэтически выразился по этому поводу четвёртый Президент Ирана Мохаммед Хатами: «Спустя полвека после восхода исламского солнца  чёрные тучи тирании и самодержавия закрыли небо общественной жизни»[7].

После падения династии Омейядов к власти в Халифате пришла династия потомков дяди пророка Аббаса – Аббасиды, перенёсшая столицу в Багдад.

В 1268 году из-за прихода монголов халифы были вынуждены перебраться в Египет под покровительство мамлюков. В 13 веке учение о халифате утратило силу. С этого времени согласно взглядам ведущих исламских богословов аль-Газали, ибн Халдуна и Джалаль ад-дина Даввани, не без влияния шиитских теологов, представление о верховной власти в Халифате меняется, формируется суннитское учение об имамате. Считается, что халифат длился только в течении тридцати лет, и что после этого был лишь имамат, к которому как бы из признательности прилагались халифские титулы. Имамат принадлежал самому могущественному мусульманскому правителю (султану), который в качестве гази (борца за веру) мог защитить ислам от посягательств неверных. В качестве имама (религиозного главы) султан осуществлял функции светского и духовного руководителя общины. Однако по многовековой инерции в случае благочестивого характера правления имамат воспринимался как халифат, т.е. как праведное мусульманское государство, где царит шариат[8] .

Благочестивым священным правлением, возродившим идеалы Халифата, современники называли Османскую Порту. В эпоху своего расцвета в 17 веке  Османская Порта именовалась своими обитателями «царством блаженных людей», воспринималась как реализовавшийся социально-теократический идеал государства[9]. В 1517 году после разгрома мамлюков халифат был перенесён в Стамбул столицу Османской империи, которую многие видные исламские традиционалисты (Хомейни, Таджуддин) считали и считают возрождённым идеалом суннитского исламского государства.

Халифат был упразднён Кемалем Ататюрком в 1929 году, довершившем дело секулярных, светских реформ в Турции.

Концепция «валайата» и «имамата»

На иное содержание организации исламского мира с момента его основания претендовали шииты.

По твёрдому утвержденирю рафидитов (тех, кто отвергает первых халифов) – шиитов («сторонников» от шиа Али, «партия Али») Заместителя пророка необходимо избирать на основе кровного родства с ним, поэтому Халиф должен принадлежать и к племени пророка и к его семье – таковым мог быть лишь законный плод брачного союза между Фатимой и Али ибн Аби Талибом . Шиа не просто желала установить династию Алидов. Это было сообщество преданных идее Имамата, воплотившейся в личности Али ибн Аби Талиба (кузен и зять Пророка, муж его дочери Фатимы) и его наследников, составляющих цикл валайата, следующий за циклом пророчества.

Валайат означает «дружбу», «защиту». Авлийа Аллах (по-персидски Дустан-э Худа) – это «Друзья Бога» и «Возлюбленные Бога»; в строгом смысле слова это пророки и Имамы, элита человечества, которой божественное вдохновение открывает свои тайны. «Дружба», которой одаривает их Бог, делает из них духовных Вождей человечества. Вверяя себя их водительству, каждый из их адептов приходит к самопознанию и соучаствует в их валайате. Идея валайата говорит об инициатическом руководстве со стороны Имама, посвященного в тайны доктрины; [10]

Слово Имам обозначает того, кто идет впереди – «кормчего». В строгом смысле слова этот термин употреблялся шиитами лишь по отношению к членам Семьи Пророка (Дома Пророка, ахль аль-байт), называемым «непорочными»; для шиитов-двенадцатиричников это «Четырнадцать Пречистых» (ма`сум), т.е. Пророк, Фатима и Двенадцать Имамов — потомков Али. Согласно основам шиитской теории государства — только имамы- потомки Али и Фатьмы имеют право управлять миром.

Шииты представляют своих имамов носителями божественной субстанции. По их разумению Божественный Свет вселяется в потомков Али, делая их непогрешимыми; они обладают сокровенными знаниями, их суждения – истина в последней инстанции, и поэтому шиитский имам не может быть выборным. Валайат, «дружба Бога» дарует имамам право на верховную теократическую власть над мусульманами.

В процессе перипетий гражданской войны за власть в Халифате была разработана мистическая и философская теократическая доктрина Имамата, ставшая самостоятельным направлением в исламе в противовес выборному принципу — «ар-ридан».  [11]

Исмаилиты

Нужно также упомянуть здесь о доктринах двух главных ветвей шиизма: двенадцатиричного шиизма или имамизма и семиричного шиизма или исмаилизма. Для ортодоксального шиитского имамизма «плерома Двенадцати» уже достигнута. Последний из них был и остается Двенадцатым Имамом, Имамом этого времени (сахиб аль-заман); это Имам «непостижимый чувствами, но присутствующий в сердце», присутствующий одновременно в прошлом и в будущем. Идея «скрытого Имама» выражает религию невидмого личного ведущего.

Вплоть до с 6-го Имама, Джафара аль-Садыка (ум. 148\765г.), шииты-двенадцатиричники и исмаилиты почитают одну и ту же линию Имамов. Это принципиально, т.к. основные темы шиитского гнозиса основаны на учении 4-го, 5-го и 6-го Имамов (Али Зайн аль-Абидина, ум. в 714г., Мухаммада Бакира, ум. в 733г., Джафара Садыка, ум. в 765г.). При исследовании истоков шиизма нельзя отделять одну ветвь от другой. Причиной их разделения стала преждевременная смерть молодого Имама Исмаила, уже названного его отцом Джафаром Садыком своим преемником. Адепты-энтузиасты, группировавшиеся вокруг Исмаила, принесли присягу на верность его маленькому сыну, Мухаммеду ибн Исмаилу, дав начало ультра-шиизму. Их стали называть исмаилитами по имени их Имама.  Другие, напротив, выразили верность новому 7-му Имаму, брату Исмаила Мусе Казему, получившему инвеституру от своего отца. Они хранили верность Семье вплоть до 12-го Имама, Мухамеда аль-Махди, сына Имама Хасана Аскари, таинственным образом исчезнувшего в день смерти своего отца. Это шииты-двенадцатиричники.

Имаилиты или шииты-семеричники ответвления, которых сохранились до наших дней благодаря династии Ага-ханов и сирийским и израильским друзам. В 9 веке некий Абдуллах провозглашает себя потомком Али и Исмаила. Его сторонники при поддержке североафриканских берберов захватывают Египет, отсюда берёт своё начало династия Фатимидов. Фатимиды хотели воплотить в жизнь шиитскую мечту о Царствии Божием на Земле. Восточное ответвление исмаилизма, имевшее своим центром персидскую крепость Аламут провозглашает Великое Воскресение. Исмаилиты в отличие от шиитов-ортодоксов имели опыт политического управления как монархический, так и республиканский (республика Карматов в Бахрейне).

Расцвет средневекового шиитского государства Фатимидов пришёлся на правление имама Аль-Хакима. Будучи исламским правителем и исмаилитским имамом, он воспринимал себя как мусульманина, стремящегося к возрождению «истинной религии Мухаммада». В его воззрении Мухаммад был его дедом, имам Али – отцом, а он наследник. В его концепции государства как имамата во главе с единым имамом можно найти смешение шиитского исмаилитского ислама и христианской православной модели императорского правления, когда император является самодержцем, правящим по воле Бога.

Филипп Хитти в книге «Тарих аль-Араб» (История арабов) указывает на то, что мать аль-Хакима была русской, сестрой патриарха Иерусалимского. Другие источники говорят, что она была из христиан-мелькитов. Его имя «аль-Хаким Биамриллях» как раз означает «правящий по воле Аллаха». Тем самым, он воспринимал себя как верховного правителя, ответственного за свой народ, объединенного в умму.

Такая по своей сути самодержавная форма правления была свойственна древним восточным правителям Египта, Междуречья, Персия и воспринята восточным христианством. Правитель наделен властью от Бога, объединяя народ в единую нацию с единым законом. Шиизм, развивший концепцию теократического имамата не без влияния персидской и христианской традиций, создал возможность установления восточной самодержавной формы правления в исламской традиции. Будучи шиитом исмаилитского толка, аль-Хаким видел идеальное государство в виде имамата, где имам наделен сакральной властью и объединен с народом, минуя аристократию и олигархию.

Похожие идеи становления исламской уммы развил в ХХ веке имам Хомейни в Иране, введя в шиитскую доктрину принцип имама, руководящего уммой до проявления Махди. Однако в концепции Хомейни открыто не провозглашается Божественное происхождение власти имама рахбара, хотя тенденция к этому была. Среди ряда шиитских богословов скрыто все же обсуждалась такая идея. Однако она не может получить развития в рамках традиционного ислама, где догматически установлено то, что Мухаммад был последним пророком. Это означает, что идея «исламского самодержавия» рушится исламской догматикой.

Ортодоксальная шиитская концепция имамата основана на признании 12 имамов потомков Али в качестве руководителей уммы, «не подверженных греху» и имеющих Божественное знание. По сути, имамы в шиитской традиции выступают в роли жрецов-пророков, которых, однако, нельзя называть пророками из-за догматики текста Корана, но можно называть имамами.

Имам Махди – доктринальная основа шиизма

Доктринальной основой ортодоксального «двенадцатеричного» шиизма является догмат о 12 «сокрытом» имаме Махди (мессии), который и в сокрытии во все времена управляет шиитской общиной.

11-й Имам Хасан Аскари содержался аббасидской халифской стражей под арестом в военном лагере Самарра (в 100 км севернее Багдада), где и умер в возрасте 28 лет в 260/873г. В тот же день исчез его маленький сын, которому было 5 лет. Тогда началось малое Сокрытие (гайбат согра). Имам Хасан Аскари для его последователей является символом духовной задачи. Его дитя  покинуло мир, став невидимым, но в душах его адептов должно было зародиться ожидание «возвращения к вечному настоящему». Важнейший историк шиитского богословия Анри Корбен описывает его появление следующим образом: «Итак, Махди («Ведомый»), называемый также Ка’им («Воскреситель»), будет человеком из потомков Мухаммада, двенадцатым и последним Имамом рода, начатого Али, Хасаном и Хусейном. Он будет носить имя пророка — Мухаммад, и даже будет иметь такой же эпитет, «кличку», кунью, Аб-уль-Касим[12].  Этот человек Аб-уль-Касим Мухаммад ибн Хасан родился 1127 лет назад, ночью 15 Ша’бана 255 года Хиджры в городе Самарра на реке Тигр к северу от Багдада. Его отцом был одиннадцатый Имам Хасан аль-Аскари, потомок Наследника Мухаммада. Его матерью была византийская принцесса Наргис Хатун, рожденная от сына Императора Восточной Римской империи и благородной дамы, ведущей свой род от Симона-Петра, апостола Иисуса. Ставшая мусульманкой в результате чудесного явления Фатимы и Марии Наргис вступила в брак, уготованный на небесах Мухаммадом и Иисусом. Сообщив схематически данные этой двойной генеалогии, имеющей важнейшее значение в подчеркивании универсальности Ислама и универсальности миссии Махди, важно уточнить совокупность символических и архетипических элементов, связанных с рождением Двенадцатого Имама, описанного Шейхом Саддуком по рассказам очевидца»[13] .

В возрасте пяти лет, в день смерти своего отца Имама Хасана, Махди исчез.[14]

Сокрытие 12-го Имама свершилось два раза. Малое сокрытие длилось 70 лет, в течение которых Имама представляли четыре наиба, через которых правоверные могли с ним общаться. Последнему из них Али Самарри он письменно дал повеление не назначать себе преемника, т.к. пришло время Великого Сокрытия (гайбат кубра). (Которое продолжается до сих пор). Последними словами этого наиба (ум. в 942г.) были: «Отныне дела находятся в воле Божьей». Так началась тайная история 12-го Имама. Здесь не идет речь о материальной истории. Несмотря на это, она господствует в шиитском сознании на протяжении десяти веков; она является историей этого сознания. Последнее послание Имама предостерегает от всякого обмана и мошенничества, от всяких попыток положить конец этому эсхатологическому ожиданию его неизбежного прихода (в этом состояла драма бабизма и бахаизма). Скрытый Имам вплоть до времени своего Пришествия может быть увиден только во сне или в личных видениях. [15]

В настоящее время «Имам все еще жив, и он пребывает среди людей; но как Иосиф не был узнан своими братьями, так и его никто не узнает»[16]. Еще точнее, в согласии с шиитской традицией он «невидим для чувств, но присутствует в сердце верующих». Иными словами, Махди «ведет по духовному пути всех тех, кто обращается к нему, и к его поддержке взывают верующие в своих ежедневных молитвах. Всякий, кто обладает для этого достаточными духовными способностями, находится во внутренней связи с Махди»[17]. Махди — это «господин времени» (сахиб аз -заман), и он отождествляется с «полюсом полюсов» (кутб аль-актаб), с высшим главой всех инициатических иерархий. Вот почему он — это «ось мира», axis numdi, о которой Пророк сказал, что люди получают от нее много пользы, даже если и не будут ее видеть[18]. Имам находится сейчас в небесном жилище Хуркалья над центром мира, т.е. Ка’абой. Другими словами, он пребывает в «мире воображения» (mundus imaginalis, ‘alam al-mithal), среднем между чувственным миром и сверхнебесным интеллектуальным миром существ чистого света. Его можно увидеть только с помощью органов, приспособленных к условиям того мира, в котором он пребывает: отсюда множество рассказов о явлениях Имама в личном опыте, через слуховые или визуальные манифестации, при том, что эти явления не прерывают периода гайбат, сокрытии[19]. Согласно учителям школы шейхи, «от самих людей зависит — посчитает ли Махди нужным им являться или нет. Его появление составляет основной смысл их обновления, и на этом основывается вся шиитская идея «сокрытия» и «обнаружения» («явления», «парусии»).

Когда будет иметь место новое явление Махди? Так как «час известен только Богу», мы можем сказать лишь, что это явление (парусия) должно соответствовать знакам, упомянутым в хадисах: «В конце времен», «после появления тиранических и несправедливых халифов, королей и принцев», «во время, когда между людьми будут ссоры», «в тот момент, когда мир будет подавлен тиранией и жестокостью», «во время, когда выпадет обильный дождь, и на земле не будет никаких растений».

Доктринальная основа шиизма — догмат о 12 сокрытом имаме и его скрытом руководстве шиитской общиной. Этот тезис кардинально отличает шиитскую доктрину государства от с суннитской. Если  до сокрытия имама речь шла об оспаривании земной власти в халифате, и многие шиитские имамы – потомки Али были близки к этой власти, то с момента Сокрытия Махди спор о власти и идеальном государстве перешёл в сферу эсхатологии. Вопрос об управлении общиной по существу закрылся,  спор за власть закончился, тотально разделив две ветви мусульман.

Если события Великого Сокрытия Махди государственная идея у шиитов разделялась с суннитской по вопросу о принципе получения государственной власти, то теперь шиитская доктрина фактически отпочковывалась, становилась самодостаточной и ориентированной в идеальное будущее. Идея государства в ортодоксальном шиизме прочно стала отождествляться с идеей конца времён и триумфального возвращения сокрытого имама. Идея власти персонифицировалась в Махди, идея государства окончательно была связана с идеальным будущим. Рвались мосты с остальными мусульманами, не верящими в пришествие Махди. Идея земного града, земного государства меркла перед лицом его великого возвращения. Идея государственности начинает прочно отождествляться с Царством Махди, шиитская умма окончательно превращалась в изгоняемое меньшинство, не претендующее в глазах суннитов даже в перспективе на светскую власть в мусульманском халифате. (Видимо это одна из причин реального провала шиитского экспорта исламской революции в 80-е годы XX века).

Сами шииты начинают воспринимать любую светскую власть как власть временную и фактически незаконную. На этой концепции построен базис шиитского отношения к любому мирскому государству. Светские правители виделись узурпаторами власти имамов. Неудивительно, что шииты нередко становились во главе народных восстаний в Халифате. Догмат этот нередко содержал в себе взрывчатый элемент, так как позволял придать законность и моральную силу оппозиционным движениям против светской власти мусульманских правителей и, впоследствии, шиитских иранских шахов постольку, поскольку они считали себя «тенью Бога на земле, узурпируя власть «сокрытого имама». [20]

Ортодоксальные шииты в отличии от семеричников-исмаилитов никогда не учавствовали в государственном строительстве и не имели опыта такого рода. Кардинальным отличием шиитов-двенадцатеричников от исмаилитов является вопрос о времени прихода Махди. По утверждению исмаилитов Махди уже пришёл, а Конец Света уже наступил.

Если всё представление об истории концентрируется вокруг имамов, то всё представление об идеальном государстве вертится вокруг возвращения Махди. Теория государства шиитов-двенадцатеричников насквозь эсхатологична.

Поэтому до Реставрации Махди земное государство может быть любым, всё равно его правители являются еретиками, которых Махди покарает.

Согласно довольно широко распространенному мнению, характерному для исламистов, миссионеров и историков религий, фигура Махди[21] и сама исламская эсхатология, с ней связанная, являются целиком результатом зороастрийского влияния. В качестве цитаты можно привести лишь эти строки классика ориенталистской литературы: «Верования в Махди порождены Персией. Это — один из вариантов верований персов в пророка, сына Зароастра, который должен появиться в конце времен, чтобы добиться окончательной победы добра над злом, Ормузда над Ахриманом»[22]. Следствием этой точки зрения является убеждение, что «махдизм» — это форма «верования», развившаяся в шиитской среде на основании мифического вне-исламского сюжета. А значит, это не имеет никакого отношения ни к Корану, ни к Сунне Пророка Мухаммада[23].

Другая распространённая теория выявляет разительное сходство учения о Махди «двенадцатеричников» с представлением о роли Машиаха для иудейской общины. Как и Махди иудейский Машиах скрыт до Конца Времён и торжества общины избранных иудеев над гоями, высшие представители раввинаты способны к общению с Машиахом – Царём Иудейским «в лунном свете». Машиах призван установить вселенское Иудейское Царство, обеспечить его Божественной властью и справедливыми законами.

Из аллюзии на наиболее современные теологические доктрины можно выделить представления радикальных русских старообрядческих направлений, в первую очередь «нетовцев» (Спасов соглас) с их развитым учением, что де «Церковь на Небо ушла». И поэтому можно подчиняться любым земным правителям[24], ибо «Антихрист отравил реки», а «Конец Света наступил в 1666 году, согласно пророчеству Захария Копыстенского. («Нафанаил»)[25].

В свою очередь можно провести некоторую параллель между шиитами и исмаилитами, еврейским хилиазмом и русской сектой хлыстов-скопцов, утверждавших, что Спаситель уже пришёл в мир под именем Кондратия Селиванова (Петра III), уже наступила эпоха Великого Возвращения. Русскими скопцами была создана политическая доктрина [26] наподобие иудейской и иранской, с Верой в посюстороннее Царство Мессии из колена, если не Давида или Али, но русских императоров, плода тайного союза «Богоматери» Елизаветы Петровны и Святого Духа.[27]

Интегральное учение Имамов составило обширный корпус, Сумму, служившую источником вдохновения для шиитского мышления.

Проиграв историческую войну за власть в Халифате, партия Али – шииты, шла сквозь столетия, вплоть до воцарения Сефевидов в Иране в XVI в. через испытания, превратности и преследования, которым подвергалось как религиозное меньшинство. Однако это меньшинство выжило благодаря непреклонной воле рассматривать себя в качестве свидетелей подлинного Ислама, верных учению святых Имамов, «хранителей тайны Божьего Посланника»[28]. Ситуация меняется с появлением шиитских государей Сафавидов.

Сефевидский Иран

Как утверждает одна знаменитая пословица: «В начале был Заговор». Как за созданием Османской Порты, так и и средневековой Персии стояли суфийские (поначалу конспиративные) ордена. В начале XIV века феодал из окрестностей азербайджанского города Ардебиля Сефи ад-Дин основал суфийский орден Сефевийе. В XV веке члены ордена приняли шиизм и ввели для своих последователей головной убор в виде чалмы с двенадцатью пурпурными полосами, отчего они и получили название кызылбаши («красноголовые»)[29]. В 16 веке религиозный (пир) и политический лидер (шаханшах) Исмаил подчинил господству «суфиев» Азербайджан, Курдистан, Иран, Ирак. В новой столице империи Тебризе шиизм после многих веков угнетения провозглашается официальной религией государства кызылбашей. В 1501 году Исмаил издал знаменитый указ, содержащий по шиитским обычаям проклятия трёх первых халифов (Абу Бакра, Омара и Османа)[30]. Воодушевлённые шииты со всех сторон съезжалась в Сефевидское государство. По суннитскому Халифату прокатились шиитские восстания. Сторонники Исмаила разрушали суннитские мечети и могилы суннитских святых[31]. Ненависть к суннитам, столетиями копившаяся под спудом вырвалась наружу.

Наступление кызылбашей на суннитов было остановлено османами в сражении при Чалдыране. Но образовалось мощное шиитское государство, где произошло становление и оформление шиизма, как официальной религии, а шиитского духовенства как влиятельной жреческой корпорации.

Сефевидская династия в силу своего реалистичного отношения к действительности, осознавала, что их господство не может противостоять мощным суннитским соперникам на востоке и западе Ирана, без опоры на шиитских богословов. К тому же, используя введения шиизма в Иране, сефевидская династия официально отделилась от суннитского Халифата, который в XVI веке ещё оставался серьёзным религиозным и геополитическим явлением.

В результате они пригласили шиитское духовенство к сотрудничеству и освободили им руки во всём, включая шариатскую жизнь общества. Шиитское духовенство, терпевшее угнетение на протяжении многих веков, как ненавидимое меньшинство, по достоинству оценило своё новое положение и стало распространять основы своих идей и укреплять свой социальный статус при помощи шиитского сефевидского королевства. Они, в силу своей исторической и религиозной сущности, не растворились в системе  тиранического управления, а превратились в параллельное королевству течение. Именно со времён Сефевидов шиитское духовенство сформировалось как конкретная общественная организация, которая имела ясные социальные, и даже официальные задачи и обладала мощными финансовыми средствами[32].

Сокрушительный крах империи Сефевидов в XVIII веке не только не привёл к краху шиизма в Иране, но только усилил окрепшее духовенство, оно стало действовать с ещё большими амбициями в социально-политической жизни иранского общества.

Павел Зарифуллин

Продолжение

 


Ссылки:

[1] Элиаде М. Словарь религий – СПб, 1997, 173

[2] Большаков А.Г. «История халифата», т.1, т.2, М., 1989, 190

[3] Элиаде М. Словарь религий – СПб, 1997, 175

[4] Малерб «История религий», М. 1996, 180

[5] Мурадян И.М., Манукян С.А «Третий путь» евразийских наций и ирано-шиитская революция», Ереван, 1997

[6] Хатами Сейед Мухаммад «Традиция и мысль во власти авторитаризма», М. 2001

[7] Хатами Сейед Мухаммад «Традиция и мысль во власти авторитаризма», М. 2001

[8] Иванов И.А. «Османское завоевание арабских стран 1516-1534», М. 1997

[9] Иванов И.А. «Османское завоевание арабских стран 1516-1534», М. 1997, 255

[10] Corbin Henry «Histoire de la philosophie islamique». Paris, 1968

[11] Большаков А.Г. «История халифата», т.1, т.2, М., 1989

[12] Lammans H.. «Islam. Credenze e istituzioni» Bari, 1948.

[13] Corbin Henry «Histoire de la philosophie islamique». Paris, 1968

[14] Мутти Клаудио ЯВЛЕНИЕ МАХДИ»Милый Ангел» №1, М., 2000

[15] Corbin Henry «Histoire de la philosophie islamique». Paris, 1968

[16] Dashti Muhammad, «The 15th of Sha’ban: the birth of light» («Mahjuhab»), 1981, Teheran

[17] Nasr Seyged Hossein , «Ideals and realities of Islam», London

[18] Guenon Rene , «La Grande Triade», Paris, 1977.

[19] Corbin Henry «Histoire de la philosophie islamique». Paris, 1968

[20] Дорошенко Е.А. «Шиитское духовенство в двух революциях», М. 1997, 36

[21] Мутти Клаудио ЯВЛЕНИЕ МАХДИ»Милый Ангел» №1, М., 2000

[22] de Vaux Carra: «Le Mahometisme, le genie semitique et le genie aryen dans l’Islam», Paris 1897.

[23] Мутти Клаудио ЯВЛЕНИЕ МАХДИ»Милый Ангел» №1, М., 2000

[24] Алексеев Н. «Русский народ и государство», М. 1987, 81

[25] Копыстенский Захария «Книга о Вере», М., 1821

[26] Алексеев Н. «Русский народ и государство», М. 1987, 112

[27] Эткинд. А. «Хлыст», М. 1998

[28] Corbin Henry «Histoire de la philosophie islamique». Paris, 1968

[29] «История Востока», т.2, т.3, М., 2002

[30] «История Востока», т.2, т.3, М., 2002, 102

[31] Иванов И.А. «Османское завоевание арабских стран 1516-1534», М. 1997, 10

[32] Хатами Сейед Мухаммад «Традиция и мысль во власти авторитаризма», М. 2001, 268

 

Вам также может понравиться

11 Комментариев

  1. 1

    Многие вещи притянуты за уши. Приход последнего имама ожидают и сами сунниты. Автор, говоря о будущем государстве шиитов, во главе которого будет стоять Махди (а.ф.), забывает, что на данный момент существует ИРИ, в основу которой положено шиитская акыда. Про суфиев ошибочная информация, про указ Исмаила Хатаи — это вообще ни в какие ворота не лезет (ссылка на светскую книгу, приведите источники из самой шиитской среды). Откуда автор сказал, что шииты ненавидят суннитов? Если бы это на самом деле было так, то в моей стране — Азербайджане — суннитов давно бы не существовало… У меня самого есть друзья среди суннитов и ни разу не помню, чтобы мы до кровь из носа обсуждали различие в акыде… Каждому свое! Почему автор не указал на фетву Верховного духовного лидера ИРИ, в которой говорится о впадении в грех, если кто оскорбит первых трех халифов, а также Ханум Аишу???

    • 2

      В христианском мире ИМАМА МАХДИ называют СЫНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ. Таким образом, Имам Махди и Сын Человеческий одно и то же лицо. В христианских пророчествах Сын Человеческий дает о себя знать на рубеже 2000 года. Найдут,обнаружат его живым и невредимым только после Апокалипсиса (после природных катаклизмов).Согласно предсказаниям прорицателей Сын Человеческий не христианин. Он из 50 го меридиана.,т.е Северная полушария Земли, 50 меридиан. Если так, то он родом из России и действует против режима господина Путина. Ну погоди Путин!!!

      • 3

        Ребята вы все правы и не правы по сути. Просто пророки тоже люди, своего времени и увидев в будущем танки машины самолёты ракеты для своего электората того времени писали сваи труды на языке понятном для народа того времени. Когда читаете и делаете выводы на счёт религиозных трудов. Делайте поправку на ветер знаний и понятий того времени когда труд создавался. Что / Махди / что / Иисус / что / МАШИАХ / что / МАЙТРЕЯ / что / Миссии / что / Лев / что / Ав / что / Гог / у разных народов у него сваё имя. А в сущности это один и тоже человек, только по отцу он имеет исламские корни и фамилия у него исламская когда услышите поймёте и точно не ошибётесь иродина его рода по отцу / Кедар /а по матери он Христинин и мать его имеет родство с родом Романовых и имя ему Михаил и живёт он сейчас в России и лет ему больше 30. И про / новую песню / это как строительство третьего храма / новой религии / нее поймёте пока не споют и не спорте а верти и ждите и не грешите а то сами знаете что за это будет…. Вот.
        Вот ссылка на форум где о приходе миссии не плохо тема раскрывается только с другой стороны и от других пророков.
        http://forum.filosofia.ru/viewtopic.php?f=8&t=1989&sid=dba88977869ce9889d2dabeb17f01446&start=0
        Я специально даю ссылку с самого начала.
        5] Aхмaд бин Хaнбaл (р.а.) передaл в своей книге «Мyснaд”, что пророк Мyхaммaд с говорил: «Аллaх сделaл дорогy в Рaйский сaд легкой для кaждого, кто пyтешествyет нa пyти знaний. Ангелы мaшyт крыльями для ищyщего знaния от yдовольствия, что он делaет. Кaждый, кто нa земле и нa небесaх просит прощения зa ищyщего знaния, дaже рыбa в море. Преимyщество ищyщего знaния, от простого верyющего, кaк преимyщество лyны нaд всем плaнетaми. Люди знaний — герои пророков. Пророки не остaвляют в нaследство ни дирхaмов, ни динaров, но остaвляют знaния. И этот вид нaследствa не yменьшaется, кто бы ни взял оттyдa”.

        6] Пророк Мyхaммaд с скaзaл: «Преимyщество силы aлимa (ислaмского yченого) против шaйтaнa больше чем y 1.000 верyющих-неучей.”
        P.S.
        Для ищущих правду все дороги сваи.
        Мир вам в дорогу войны Махди.
        // ИБрагим аль Булгари //
        Ты не правильно сичёш фишку Махди тень Путина его шит и меч его помощник скрытый во всех его начинания.
        Так что держитесь враги России и Путина смерть уже у ваших порогов расправа буден жестокая и не милосердная по всем приданиям наш спаситель / человечества /пока всех врагов не уничтожит самым жестоким и жутким образом не появится публично.

  2. 4
  3. 5

    Соглашусь с тобой, брат-суннит! Да вознаградит тебя Всевышний за то, что помог найти ошибку! Но ведь прихода последнего имама ведь ожидают сунниты, разве нет? А про указ Исмаила Хатаи, опять-таки, почему ссылка из светской книги? Что, неужели нет шиитских или суннитских книг, где об этом не сказано ни слова?!
    Третий момент — люди разные бывают, среди мусульман тоже, но я еще не видел ни одного АДЕКВАТНОГО улема, который бы призывал ненавидеть суннитов… Подобное сеяние розни — лишь на руку врагам ислама… Я за свою жизнь многих людей перевидал, в том числе и мусульман различных мазхабов, и ни к одному из них я не проявлял ненависти по причине его инакомыслия…

  4. 6

    Salam aleykum.
    Mahdi uje prichel-eto bil Svytoy otrok Vysheslav iz Chebarkuly,kotoriy rodilsy v 1982 godu i umer v 1993.
    V eti goda bili znameniy predskazannie prorokom Muchammadom,da blagoslovit ego Allach i privetstvuet,-zatmenie luni i solhga dvajdi v mesyg Ramadan v 1981,1982 i v 1993i 1994godach.T.e vnashale rojdeniy i v konge jizni.
    I nikto krome meny eto ne zametil,kak ni stranno.
    Ego mat V.A.Krachennikova uje 22 goda storojit ego mogilu ,
    O ego prichode znaet chechenskay mafiy ,poklonivchaysy chaytanu i slivchaysy s masonami.Ob etom masoni,t.k. svytoy otrok skazal,shto oni ego vragi.A ot ludey skrivaut ego prichestvie ,delay vid ,shto on samozvaneh,a ego mat vidumala iz nego proroka.Choty svytoy otrok zapretil nazivat ego prorokom i ahgelom.On uvechevatel prislanniy Allachom ,shtob predupredit,o blizosti poslednego Shasa.

  5. 7

    Салам алейкум, братья! Выход Имама Махди из сокрытия свершился!
    https://www.youtube.com/watch?v=8tk5UQOGZlw&featu..
    Поздравляю всех мусульман всего мира! Это самое важное событие для Исламского мира!
    Объединимся же, братья и сестры вокруг Его знамени и сплотимся воедино как нам завещано Всевышним Аллахом!

    • 8

      это никакой не Махди, а возгордившийся ученик Махди! То, что Махди имеет сказать о Боге и о Мироздании содержится на сайте carstvo-n.ru Прежде чем скептически усмехаться, зайдите на этот сайт и прочитайте о чём там сказано, хотя бы в самом начале.

  6. 9

    радуйтесь, ведь Имам Махди уже пришёл! То, что Махди имеет сказать о Боге и о Мироздании содержится на сайте carstvo-n.ru Прежде чем скептически усмехаться, зайдите на этот сайт и прочитайте о чём там сказано, хотя бы в самом начале.

  7. 10

    Это не верно что «Наступление кызылбашей на суннитов было остановлено османами в сражении при Чалдыране. »
    Самом деле наступление было со стороны Османской империи, так как Чалдыран было территория сефевидов-кызылбашей.
    Жал вам столько написали но правды мало.

  8. 11

    Настоящий Махди, тот, приход которого ждут Мусульмане, должен уметь разгадать вот эти мною здесь заданные загадки, а если же кто-либо из людей не сможет этого сделать, то тот этим самым Махди, тем, приход которого ждут Мусульмане и не является поэтому!!! Вот эти загадки: 1) Почему добрый глупый, умнее умного злого, в творчестве людском — есть заменимые люди, а патентование инноваций людьми, без разрешения на это индивидуально, святого Господа Бога Иисуса Христа, не законно?! 2) Почему лжец произнёсший верное, справедливое, высказывание, не сделал этим правды?! 1) Почему истина — бессмысленна, и смысл — противоречит собой ей?!

Добавить комментарий для Scriber Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>