Процессы гражданской интеграции туркменского этнического меньшинства на Северном Кавказе

Эпическим прародителем туркменов (трухменов) считается Огуз-хан, который, согласно легенде, произвел на свет многочисленных потомков, расселившихся по всему свету. В китайских источниках Огуз-хан соответствует правителю азиатских хуннов Модэ-хану (Мао-Дуну), а в средневековых европейских – предводителю гуннов Аттиле. Но это лишь эпос, а точных, летописных, сведений ни о происхождении туркмен, ни об их названии не сохранилось.

В настоящее время в науке утвердилась концепция об участии в этногенезе туркмен различных национальных компонентов, взаимно обогащавших друг друга, – древнего ираноязычного кочевого населения среднеазиатских степей, эфталито(гунно)-тюркских и огузских племен Средневековья. Формирование туркменского народа проходило наиболее активно в XI-XII столетиях, когда в силу различных политических и экономических причин значительная часть туркмен выехала в Индию, Азербайджан, Малую Азию и Ирак.

По некоторым подсчетам, численность переселившихся только на Анатолийский полуостров превысила полтора миллиона человек. Некоторые из этих племен (например, текели) ведут кочевой образ жизни до настоящего времени на юге Анатолии. Период же окончательного расселения туркмен пришелся на ХVIII век, и в настоящее время представители этого этноса проживают в таких странах как Ирак, Сирия, Турция, Иран, Афганистан, Пакистан, а также в государствах Центральной Азии, входящие в СНГ, и в России [Айдогдыев, Логашова].

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в стране 36,9 тысяч жителей России идентифицировали себя как туркмены, из них 17,8 тысяч (48%) – это городское население, а 19 тысяч (52%) – сельское. Наиболее крупные общины туркмен, согласно данным переписи, проживали в Ставропольском крае (15 тысяч), Москве (2,9 тысячи), Астраханской области (2,3 тысячи), Московской области и Санкт-Петербурге (по 1,5 тысячи), Татарстане (1,0 тысяча), Башкирии (0,8 тысячи) и Краснодарском крае (0,7 тысячи).

Туркмены, ныне проживающие на Северном Кавказе (западном берегу Каспия), отделились от основной массы туркмен Средней Азии около трех столетий назад, и с тех пор в значительной степени сохранили разделение на эндогамные роды. Так, в процессе переселения на территорию Ставропольского края к середине XX столетия туркмены образовали две компактные группы: так называемую «западную» (общины на территории Ипатовского, Туркменского, Благодарненского и Арзгирского районов) и «восточную» (Нефтекумский район) [Ханаева].

Среди представителей туркменской общины Ставропольского края 38 % указали во время переписи в числе основных источников средств к существованию «иждивение, помощь других лиц, алименты» (в целом среди населения региона – 31%); 21% – различные пособия (в целом по региону – менее 10%); 8% – пенсию по инвалидности (в целом по региону – 4%). Одной из причин такой специфической структуры источников средств к существованию является сама социальная организация туркменской общины: значительный дефицит рабочих мест (особенно среди лиц женского пола), а также преимущественно традиционный образ жизни, связанный с занятиями скотоводством [ханаева].

Процесс демографического перехода в среде туркмен произошел в семидесятые-восьмидесятые годы XX столетия, когда туркменские семьи перешли от высокой рождаемости на фоне молодой возрастной структуры к снижению рождаемости и среднедетности. Одним из основных факторов, оказавших влияние на демографическую ситуацию, было увеличение числа смешанных браков, внешняя миграция и изменение этнического самосознания. По результатам переписи-2010, среди туркмен владели родным, туркменским, языком менее 72% (в Ставропольском крае – 67%). При этом уровень владения русским языком составляет 95%, то есть большинство туркменов двуязычны.

По данным переписи-2010, относительно велика среди этнических туркмен доля владеющих языками родственной тюркской группы – татарским и ногайским. Это свидетельство того, что на материальную культуру, язык и даже антропологический облик народа оказали влияние тесные политические, экономические, брачные и бытовые контакты с другими этническими группами в полиэтническом регионе – калмыками, а также ногайцами, казахами, казанскими и астраханскими татарами [Ханаева]. Если рассматривать ставропольских туркменов с точки зрения лингвогенеза, то их язык (в прошлом именовавшийся «трухменским») является диалектом туркменского языка с обилием фонетических и морфологических особенностей, связанных с влиянием ногайского (кыпчакской группы), а также заимствованиями из татарского, калмыцкого и русского языков [брусина]

Туркмены, несмотря на малочисленность этноса, также пережили последствия административно-территориальных экспериментов советской эпохи. В частности, в 1956 году был упразднен Туркменский район в Ставропольском крае, в связи с чем в школах региона было прекращено преподавание литературного туркменского языка (ранее он широко использовался и в общественной жизни, и в делопроизводстве); до сих пор на нем не выходят газеты, теле- и радиопередачи. Изучение языка если и продолжается в школах, то факультативно. Дефицит культурной информации на туркменском языке частично восполняется телепередачами из Ашхабада, которые смотрят в туркменских семьях через спутниковые антенны [Брусина]

Аналогичная тенденция имела место и в Дагестане. Исторически туркмены проживали в Кизлярском округе Терской области, который в 1922 году был включен в состав Дагестана (по данным переписи 1926 года в автономной республике их насчитывалось почти 1,5 тысячи). Однако в соответствии с постановлением ВЦИК в 1938 году районы их компактного проживания – Ачикулакский и Каясулинский – вместе с Кизлярским, Караногайским и Шелковским районами были переданы в составе вновь образованного Кизлярского округа в Орджоникидзевский край (бывший Северо-Кавказский) [рамазанова].

В царское и советское время туркмены сохранили традиционные социальные институты, среди которых основным является совет старейшин, который и по сей день играет ключевую роль в общественной жизни в поселениях с компактным проживанием туркмен. Совет регулирует внутреннюю жизнь аула, порядок в нем, проведение общественных работ и сбор денег на общие нужды. Также совет разбирает тяжбы между жителями, наказывает провинившихся, порой даже берет на себя функции органов правопорядка, воздействуя на нарушителей преимущественно методами убеждения [Брусина].

По религиозной принадлежности туркмены – мусульмане-сунниты, их национальные обычаи и обряды имеют выраженную исламскую окраску и сопровождаются участием муллы, молитвами. О важности для местного населения исламских верований говорит тот факт, что этот обряд мусульманского бракосочетания никях совершается практически на всех туркменских свадьбах (включая даже смешанные пары), после чего молодые считаются мужем и женой, до официальной̆ регистрации брака в загсе. Вместе с тем, религиозная активность туркмен гораздо ниже, чем представителей многих других мусульманских народов [Брусина].

В последнее время в связи с возрождением национальной культуры и искусства усилился интерес к старинным обрядам и традициям. Больше внимания стали уделять религиозным обрядам (намаз, байрам, ураза). Во многих селах и аулах действуют мечети (Летняя Ставка, Шарахалсун, Чур, Кара-Тюбе, Махмуд-Мектеб), а в некоторых строятся (Сабан-Антуста, Маштак-Кулак) [Хусаинова].

Важно отметить, что в настоящее время расселенные на Юге России туркмены являются в большей степени частью российской нации, нежели трансграничного всетуркменского суперэтноса. Групповая идентичность превалирует и над общетуркменской, и общероссийской [Брусина]. Вместе с тем, существует возможность эскалации социальной напряженности вдоль стратегических рубежей России, в чем заинтересованы геополитические противники нашей страны. И в первую очередь Турция, которая, как мы видим на примере ряда представляющих для неё интерес стран и регионов, может манипулировать существующими проблемами и социальной напряженностью, затрагивающими тюркоязычные этносы.

Антон ЧАБЛИН, кандидат политических наук

Библиография

1. Айдогдыев М. Туркменистан и туркмены в современном мире – развитие традиций многовекового культурного наследия // Культурное наследие Туркменистана: глубинные истоки и современные перспективы. – 2000. – СПб.: Европейский дом. – С. 19-20.
2. Хусаинова Н.Б. Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания ставропольских туркмен // Психология и педагогика: методика и проблемы. – 2014. – №36. – С. 98-102.
3. Ханаева Г.М. Ставропольские туркмены: социально-демографическое развитие в условиях анклавного проживания // География и геоэкология на службе науки и инновационного развития. – 2015. – С. 256-258.
4. Рамазанова Д.Ш. Национальные меньшинства в системе межнациональных отношений Дагестана // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №21. – С. 211-219.
5. Логашова Б.Р. К проблеме этнической истории туркмен // Культурное наследие Туркменистана: глубинные истоки и современные перспективы. – 2000. – СПб.: Европейский дом. – С. 164-166.
6. Брусина О.И. Этническая группа в многонациональном окружении: полевые исследования среди туркмен Юга России // Диаспоры. – 2012. – №1. – С. 95-128.
Антон ЧАБЛИН, кандидат политических наук

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>