Процветание Ислама, небоскребы и безработица

5006Альтернативный взгляд евразийского политолога Вахита Акаева на чеченскую реальность

Новостные сюжеты              

Автодром 1. Р.Кадыров проинспектировал строительство автодрома 1 класса «Крепость Грозная» 24.04.14. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров посетил место строительства автодрома 1 класса «Крепость Грозная», которое ведется в Заводском районе столицы. Р. Кадыров подробно ознакомился с проектом и ходом строительства. Он остался доволен качеством и темпами работ.  «По словам специалистов, автодром будет одним из лучших в России. Он позволит проводить соревнования всероссийского и международного уровня. Для этого здесь предусмотрены все условия – от трасс и трибун до раздевалок и боксов», — написал Рамзан Кадыров в  Instagram. Отметим, что финансирует строительство РОФ имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова. Проект включает АЗС, выставочный зал, тюнинг-деревни и  4 трассы – для кольцевых гонок, для парных гонок, картодром и трассу с препятствиями «Сафари». Также появятся три трибуны, рассчитанные на 1600 мест. Общая площадь автодрома –  65 гектаров. Источник: Пресс-служба Главы и Правительства Чеченской Республики.

За первое место – не жаль никаких миллионов 

В 2013 г. голосование за достопримечательности России вылились в азартную гонку за первое место в мультимедийном проекте «Россия 10». За победу Соборной мечети «Сердце Чечни» в проекте «Россия 10» участниками акции отправлено смс-сообщений на десятки миллионов рублей.

«Когда мы говорили о нарушениях при приёме «Мегафоном» смс-сообщений, поданных за мечеть «Сердце Чечни», то требовали именно справедливости. «Мегафоном» такое решение принято. Нам сообщили, что 243,9 тысячам абонентов возвращаются 40,3 миллионов рублей», — рассказал Рамзан Кадыров. Источник: newsru.com. Возможно, по уровню обеспеченности Чечни сумма — 40,3 млн руб – это звенящая мелочь?

Бедные богатые

Лидерами по расслоению россиян на богатых и бедных являются Москва и Чечня, Дагестан и Тыва. Об этом свидетельствует исследование РИА Рейтинг. Агентство изучило показатели коэффициента Джини, демонстрирующего уровень социального неравенства. Чем выше расслоение населения, тем ближе коэффициент к ста процентам. В Москве он составил 39,3 процента, в Чечне — 40,1 процента. Источник: РИА Рейтинг.Грозный-сити

В Кремле  

На встрече в Кремле Главы Чечни Рамзана Кадырова с Президентом России Владимиром Путиным (август, 2013): «Когда Вы меня назначали, у нас была безработица 70%, а бюджет составлял 9 миллиардов рублей, общий консолидированный бюджет. Сейчас, на сегодняшний день у нас 23%, — отметил Глава Чечни. Положительная динамика есть. Если по намеченным планам пойти, мы поставили задачу через пять лет безработицу свести к нулю. Источник: kremlin.ru.

За первое полугодие 2013 года отгружена продукция собственного производства на сумму свыше 20 млрд рублей. Рост по сравнению с прошлым годом — 105%. Промышленной продукции у нас произведено на сумму более миллиарда рублей, рост составил 172%. Всего в бюджет республики с начала года поступило 5,5 млрд собственных доходов, это рост более 102%», — цитирует Рамзана Кадырова kremlin.ru.

***

Как живется чеченцам в Чеченской Республике, пережившим две войны, что сулят народу, пережившему две необъявленные войны строительство небоскребов в Грозном и развивающая невероятными темпами исламская культура в Республике, – об этом в интервью главного научного сотрудника Комплексного НИИ им. Х.И. Ибрагимова РАН проф., доктора философии, исламоведа, политолога-кавказоведа Вахита Хумидовича Акаева.

Вахит Акаев: Что касается строительства автодрома, то «хлеба и зрелищ», — принцип манипулирования народом римских императоров. Будут реветь трибуны…. Мне не ясно, какой экономический эффект автодром даст республике, ее народу? Хотя это и не сложно себе представить. Все делается спонтанно, нет экономической политики в стране, тем более в ее субъектах, она есть, но она специфична, не народная, олигархическая, закрепляющая позиции тех, кто обладает огромным состоянием. Экономика такова, народу — зрелище, а им денежные потоки.

Развитие религии и проблемы реального сектора экономики 

Чеченки изучают ИсламС.М.: Чеченская Республика в масс-медиа освещается преимущественно в орбите религиозной тематики: открытие фешенебельных мечетей, школ хафизов Корана, визит в Грозный улема мировой величины, и практически нет информации о жизни простых чеченцев как живется в республике, пережившей не так давно две войны. Восстановленный Грозный в картинках впечатляет. Уровень жизни в столице республики сильно отличается от жизни на селе?

Вахит Акаев: Вы правы, в российских СМИ регулярно показывают религиозную сторону Чеченской Республики. Это связано с тем, что строятся много оригинальных в архитектурном отношении объектов, имеющих важное духовное значение для власти и верующих, которые в прошлом не имели возможности удовлетворять свои религиозные потребности.

Хотя в Дагестане их больше, чем в Чечне. В Грозном периодически проводятся международные конференции по обсуждению актуальных проблем ислама, его взаимоотношений с другими религиями, религиозного радикализма и экстремизма. Поэтому созданная в Чеченской Республике «религиозно-культурная» инфраструктура гостями воспринимается позитивно, дает возможность воочию увидеть, что чеченцы и их дети имеют возможность в полной мере реализовать свои религиозные потребности.

Что касается реальных социальных, экономических перемен в республике, то за короткое время был восстановлен полностью разрушенный город Грозный, напоминающий разрушенный фашистами Сталинград. Восстановлены почти все районы Чеченской Республики, реконструированы или вновь построены много школ, детских садов, вузов, больниц, библиотек, театров, спортивных комплексов.

Острой проблемой здесь является значительная безработица отсутствие производства, работающей промышленности, возможности для людей заработать денежные средства и улучшать материальное положение, повысить уровень жизни.

По этим показателям Чеченская Республика и ее население являются самыми отсталыми по всей России.

Уровень бедности населения республики является катастрофическим

И никто над изучением этой проблемы не занимается, а существующие цифры, явно скрашивающие ситуацию, лично у меня всегда вызывают большое сомнение. Чтобы улучшить экономическое положение в республике, повысить благосостояние людей, нужна принципиально новая социально-экономическая политика.

С.М.: Две войны к ряду не могли не отразиться на здоровье населения Чечни, и не только Чечни. Как население справляется с последствиями  пережитых ужасов?

Вахит Акаев: Проблема здоровья населения Чеченской Республики, с моей точки зрения, должна быть приоритетной в деятельности не только местных органов власти, но и федерального центра. Две войны, которые обрушились на чеченский народ, российских граждан — не прошли бесследно. У нас самый высокий уровень онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний. Онкологический центр в Ростове, получил название «чеченского онкоцентра», большего всего туда обращаются чеченцы, — женщины, причем достаточно молодого возраста. Неожиданно умирают молодые мужчины. В республике высокая детская смертность. По высказываниям врачей, например, из г. Астрахань, каждый второй ребенок в Чечне рождается с подозрением на порок сердца.

Руководство республики, понимая тяжелую ситуацию со здоровьем людей, немало сделало в строительстве больниц, подготовке врачей. Однако эти меры недостаточны, республика нуждается в высокопрофессиональных кадрах, умеющих ставить точный диагноз болезни и могущие ее успешно лечить. Вызывает тревогу продукция, попадающая на рынок, отсутствие экологического контроля над ней.                                                

Небоскребы и чеченский менталитет 

С.М.: Грозный-сити – комплекс небоскребов в аравийском (дубайском) стиле, на минимальном расстоянии друг от друга. Но вольнолюбивые чеченцы веками жили свободно и работали на земле, занимались приусадебным хозяйством, славились долголетием. Как бы Вы прокомментировали влияние неоурбанизации на культуру и кавказский менталитет чеченцев?

Вахит Акаев: Видимо, у руководства Чечни возник соблазн построить небоскребы как символ благополучия, преодоления жуткого впечатления, который производил в развалинах Грозный. Деятели искусства, часто посещающие Республику, отмечают, что наша столица похожа на европейский город.

Чеченцы, жили на земле и имели свою традиционную культуру строительства. В условиях урбанизации она используется, в Грозном, в разных местах можно увидеть башни, напоминающие средневековые строения чеченцев, имевшие оборонительное значение. В современном архитектурно-декоративном исполнении башни вписываются в облик города, придавая элемент архаики.

Любой чрезмерно урбанизированный город, гигантские сооружения, потоки машин в нем вызывают ощущения несвободы, желание покинуть его, уйти в лес, на природу. Эта проблема возникает и у нас, жителей Грозного, особенно в знойные летние дни. Так чувствует себя человек в любом месте, эта важнейшая экологическая, социально-психологическая проблема, порожденная урбанизацией, и, как Вы говорите, неоурбанизацией.

При неоурбанизированном Грозном остро не хватает деревьев, зелени, были «расстреляны» и вырублены большие деревья, а многочисленные маленькие насаждения еще не дают прохладу.

С.М.: По Вашему анализу, насколько активно чеченское общество, — социально, экономически. И что должна предпринять власть «сверху» для поддержания предпринимательской активности «снизу»?

Восстановив республику, органы власти не продумали социально-экономические перспективы 

Прекрасная реальностьВахит Акаев: Если бы простые люди не были бы активны, мобильны в поисках средств к существованию, если бы состоятельные родственники не оказывали помощь многодетным семьям, то очень многие в Чечне испытывали бы голод. Отсутствие его — заслуга самих людей. Я не вижу стратегии социального и экономического развития республики, нет глубокой продуманности этих вопросов и соответствующей системной деятельности. То, что вижу, напоминает хаотическое движение.

Если нет выраженного производства, тяжелой и легкой промышленности, производства товаров, не развит средний и малый бизнес люди не могут улучшить свою жизнь. Можно говорить, что привлекаются частные инвестиции, но их же нужно реально привлекать целенаправленно, в средний и малый бизнес. Можно было производить такой продукт, который покупали бы даже в Китае, в любом месте. Для этого нужна интеллектуальная концентрация. Этого нет. Зато китайский производитель продает свой товар по всему миру и строит свою жизнь.

При существующей в Чечне экономической политике, отсутствии эффективной занятости, население будет прозябать, многие будут покидать Республику в поисках социально- экономического благополучия.

Восстановив республику, как мне представляется, органы власти не продумали перспективы ее социально-экономического развития, улучшения благосостояния людей. Обогащение небольшой кучки не означает, что все в порядке. У нас нет нормальной эффективной экономики. Сложившаяся система налогов, коммунальные услуги душат человека. Вся Чечня – это дикий рынок, сплошная коррупция, хаотическое строительство.

С.М.: Сохранился ли институт профессиональных династий в Чечне как социальный фактор?  Социологи утверждают, что данный институт в России основательно развален.

Вахит Акаев: Действительно, это важный вопрос для страны и для ее регионов. Конечно же, династии рабочих, учителей, строителей, ученых, врачей и т.д. были хорошо представлены в прошлом, а в постиндустриальной стране сложилась иная картина, в Чечне в том числе.

Династии обрываются. Сегодня напряженный труд учителя, ученого не приносят достаточных средств для нормальной жизни, заниматься коммерцией на порядок прибыльнее, поэтому дети и внуки, видя такую ситуацию, уже не идут в науку. В России были династии шахтеров, земледельцев, металлургов, врачей, ученых, военных и пр. Были они и в Чечне, и сейчас имеются, хотя становятся меньше. Но очевиден разрыв между поколениями, обрыв профессионального дела, начатого дедом, отцом. Дети, внуки часто не избирают путь старшего поколения.

С.М.: В республиках СКФО развивается система выделения грантов под бизнес-проекты. В Чеченской республике работает такая госпрограмма?

Вахит Акаев: Какая-то поддержка малого и среднего бизнеса в республике осуществляется через Правительство республики, но это капля в океане. В Чечне необходим иной масштаб поддержки деятельных, предприимчивых, интеллектуальных молодых людей. Более того, я бы даже сказал, что Чечне необходим свой фонд «Сколково».

С.М.: Многие вузы РФ выпускают заведомо безработных специалистов, магистров. Находят ли работу выпускники Вашей кафедры «Теории и истории социальной работы»?

Вахит Акаев: Ситуация характерна и для выпускников вузов Чечни, где сейчас выпускаются специалисты, готовят бакалавров. Магистров только в прошлом году начали готовить. Выпускники вузов в основном работу не находят, только единицы ее находят. Не знаю случая, чтобы из более одной тысячи ежегодных выпускников вузов республики 5% смогли бы сразу трудоустроиться, хорошо, если этот процент трудоустроится и через год. Проблема трудоустройства выпускников вузов – это не проблема только одной республики. Эта общероссийская проблема. Ее нужно решать в масштабах страны, как решали ее в СССР.

О распаде великолепной аграрной системы

С.М.: Вахит Хумидович, в одном из интервью Вы отметили, что не обрабатываются земельные ресурсы, не развивается животноводство. В чем причины упадка крестьянского кластера на Ваш взгляд, и как изменить ситуацию?

Вахит Акаев: Говоря об этом, я имел в виду распад великолепной аграрной системы, которая была создана в бывшей ЧИАССР. 400-тысячный Грозный в годы советской власти круглый год обеспечивался овощами, фруктами плодоовощеводческих совхозов, работавших вокруг Грозного. Прекрасные земли, на которых выращивали пшеницу, кукурузу, рис, овощи либо распроданы, застроены, либо заросли бурьяном.

Такого безобразного отношения к земле нет ни в одном субъекте на Северном Кавказе. Яблоки, помидоры, огурцы, лук, молоко, мясо, сыр, яйцо, сметана и пр. завозятся из Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Краснодарского края, Калмыкии, Волгоградской области. Мне часто приходиться видеть как обрабатывается земля в Северной Осетии-Алании, КБР, Ставропольском и Краснодарском крае, приносящая большие урожаи, а стало быть, и доходы труженикам, выгодно реализующим продукцию в нашей республике.

В Чечне на государственном уровне практически не занимается животноводством, положение не идет ни в какое сравнение с тем, что было раньше. В ЧИАССР только крупного рогатого скота было под 500 тысяч, мелкого – почти миллион. У наших соседей ситуация значительно лучше в сельском хозяйстве, животноводстве. Видя повсюду,  переданные людям под застройку плодородные земли, на которых выращивали пшеницу, кукурузу, виноград, приходишь к выводу, что земледелие нам не нужно.

Конечно же, люди в селе держат птицу, скот, сажают кукурузу, разводят сады, держат пчел. Но по сравнению с масштабами при советской власти – это мизер.

Если в республике на высоком технологическом уровне не возделывается земля, не выращивается скот, то, на чем же будет зарабатывать сельский житель, занятый переработкой сельхозпродукции на селе? Собственного аграрного производства в Чечне нет, нас кормят соседи, зарплата, пенсии, пособии остаются на рынке, взамен привозных продуктов питания.

Люди отучились возделывать землю, выращивать скот. Да и затраты большие, нет помощи от государства. Возможно, она и выделяется, но деньги не доходит до сельского труженика, а то, что доходит не тратиться на производство. На селе нужны новые технологии, чтобы житель села мог производить, продавать и зарабатывать — кормить себя и свою семью.

                                     

Власть и народ

С.М.: Насколько государственные чиновники республики доступны для населения? Власть Чечни считается с общественным мнениим, например, в вопросе разграничения Чечни и Ингушетии?

Вахит Акаев: Такой диалог существует. Рамзан Кадыров откликается на нужды людей. В республике много инвалидов, больных, нуждающихся в серьезной государственной поддержке. Они выявляются, им оказывается незамедлительная помощь. Глава Чечни использует социальные сети, периодически устраивает передачи, на которых лично отвечает на вопросы жителей республики. Но в целом, многочисленные социальные службы недостаточно изучают общественное мнение, нет своевременной реакции на актуальные проблемы людей.

Кричащие проблемы в республике — коррупция, высокие банковские кредитные ставки, явный непрофессионализм бюрократии, клановость.

Вопрос о размежевании границы с республикой Ингушетия потерял своей остроты после вмешательства федерального центра, но с повестки дня не снят.

Экономическая витрина

С.М.: Какие ресурсы у руководства республики для гармонизации социальной и экономической политики внутри Республики,  каковы ожидания и запросы населения Чечни?

Вахит Акаев: О сбалансированности социально-экономической политики в республике не приходится говорить. Это серьезный вопрос, требующий огромных усилий со стороны федерального центра и внутри республики. Многие отрасли экономики мало связаны друг с другом, отсутствует целостное видение их взаимозависимости. Не определены приоритеты развития экономики и социальной сферы. Нет видения того, что нужно в первую очередь построить, какие технологии использовать, какие кадры будут нужны через 5-10 лет.Кадыров Р.А. -Глава ЧР

Чечня в Исламе, Ислам в Чечне 

С.М.: В России и за её пределами известно как всемерно развивается исламская религия в Чечне, о чем свидетельствуют великолепие сельских мечетей, школ хафизов Корана. Не могли бы уточнить, исламская религия – это единственная социальная среда, к чему стремится молодежь Чечни?

Вахит Акаев: Ислам привлекателен для молодежи как образ жизни, фактор преодоления бездуховности, безнравственности, ориентир на социальную справедливость, достижению  которой препятствует коррумпированность чиновников. Немало молодых людей в республике учатся, получают образование, заняты в сфере малого бизнеса, работают в полиции, находятся на государственной службе. Чеченская молодежь в основной массе сегодня остро нуждается в работе, которая позволяла бы ей решать свои жизненные проблемы. Но в этом она резко ограничена, а потому определенная часть устремляется в религию, иные покидают республику, уезжают в крупные города страны, за рубеж, а кое-кто попадает и в экстремистские группировки.

С.М.: Наблюдая невероятное развитие Ислама в Чечне, религиозность власти, в обществе есть опасения, не появится ли на карте России «Чеченская шариатская республика»?

Вахит Акаев: Ислам в Чечне существует много веков, мне представляется, что религия будет ориентировать подрастающие поколения к преодолению невежества и пороков, призывать к знаниям, науке, высокой нравственности, духовному совершенству. Думаю, что ислам сумеет реализовать свой гуманистический, миротворческий, созидательный потенциал. Для меня настоящий мусульманин – это, признающий Творца, нравственный, культурный, интеллектуальный человек, который никогда не совершит бесчеловечных поступков

Находясь в составе России, Чеченская Республика не может превратиться в шариатскую республику. Эти опасения порою искусственно раздуваются, порою направлены на дискредитацию Главы республики, известного своей набожностью.

mek5

Вахит Акаев выступает по скайпу на заседании Евразийского Клуба

Мне приходилось многократно его слушать. Но он никому не навязывает свои религиозные убеждения. Рамзан Кадыров говорит, что отход от традиционного ислама разрушает семьи, обычаи и традиции, этническую культуру чеченцев, лишает их единства. А этим воспользуются враги народа и ислама. Глава призывает молодежь беречь лучшие традиции народа, быть образованными, культурными.

Светлана Мамий, Москва

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>