Рада Анчевская: «Пространство мифа — это мой дом»

Рада Анчевская: «Пространство Мифа - Это Мой Дом»У одного из ведущих альтернативных проектов страны — психоделической рок-группы «Рада и терновник» — напряженный период. Концерты, экологические акции, новые альбомы. Как это объединяется с изменением музыкального языка и сохранением народной основы творчества, а также о перспективе матриархата и защите алтайского плато Укок мы поговорили с лидером группы певицей Радой Анчевской

«Культура.рф»: Главным событием финала года для тебя выглядит большой концерт 12 декабря в КЦ «Дом». Расскажи о концепции — похоже, ожидается нечто неожиданное.

Рада:
 Это концерт-путешествие. Магический театр. Или же концерт-пробуждение Дикой Женщины. Наш проводник — книга «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях».
 
«Культура.рф»: Книгу «Бегущая с волками» написала Кларисса Пинкола Эстес — психолог юнгианской школы. Эта книга — лекарство, путь?Рада Анчевская

Рада: Очень важно знать полное название — «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях». Кларисса — cantadora (сказительница древних преданий) и она рассказывает и пересказывает истории, предания, толкуя их на свой лад. Иногда, возможно, что-то притягивая «за уши» (мое личное мнение), иногда очень подробно разжевывая одну и ту же важную для нее мысль. Но дело-то не в этом. Кларисса пишет о Wild Woman — дикой, первозданной женщине. Можно ли сравнить книгу с лекарством? Ну да, особенно, если вы больны именно той болезнью, при которой поможет это лекарство. Я лично знаю людей, которые, прочитав эту книгу, говорили: «Я узнала СВОЮ историю среди рассказанных. Я теперь поняла, что я делала не так, в чем был урок моей ситуации, я смогла просто отпустить эту ситуацию». Но лекарство нужно принять, вылечиться и идти дальше. Поэтому, да, скорее, лекарство, нежели путь. Да и Кларисса пишет в предисловии — «угасающую женскую жизненную силу можно возродить посредством активных «психоархеологических» раскопок в руинах потаенного мира женщины». Очень похоже на лекарство по возрождению женской жизненной силы. Там же — «Источниками понимания становятся сказки, мифы и легенды. Они обостряют наше зрение до такой степени, что мы можем увидеть путь, оставленный первозданной природой, и направиться по нему». Ключевое (и первое по порядку) сказание о Костяной Женщине (La Loba) — она собирает кости волков, поет над ними песнь, и волк оживает и возвращается в свою стаю. Я думаю, что Кларисса Пинкола Эстес ощущает себя именно Костяной Женщиной, оживляющей бездушные кости

Рада Анчевская«Культура.рф»: В Интернете можно встретить мнение, что в этой книге нет понятия «душа».

Рада:
 В книге действительно не рассматриваются теологические, христианские вопросы. Ну, так они и не рассматриваются и в учебнике по стоматологии, например. Книга — сборник сказок и преданий — о Синей Бороде, о девочке в красных туфельках, о Бабе-Яге, о безрукой девушке и пр. Книга о пробуждении инстинктивной природы и сказки — это та нить Ариадны, которая выводит из лабиринта сомнений к пробуждению. Я читала «Бегущую…» на русском языке и, по крайней мере, в переводе постоянно звучит — слушайте «слухом души», смотрите «глазами души».

«Культура.рф»: Насколько это все близко к твоему творчеству? Как «простой», неподготовленный человек, для которого и стиль, в котором, считалось, ты работаешь — дарк-фолк, — в общем-то, набор слов, будет понимать происходящее?

Рада:
 Женские архетипы рассматриваются на примере сказок, но довольно древних. Вообще, пространство мифа — это мой дом. Мысль о пробуждении интуиции, о пробуждении внутреннего знания через древнее знание — мне не то чтобы близка, это практически мои мысли. Для простого (а есть простые?) неподготовленного человека — будет музыка, танец, театр, звуки шаманских бубнов, плоских колоколов и раскалывание реальности.

«Культура.рф»: Скажи несколько слов об участниках.

Рада:
 Нас будет немало. Нас объединяет открытость, интуиция, умение играть, петь и двигаться, создавая свой мир, а не пытаясь скопировать уже существующее. Мы все — первооткрыватели.
Будет играть Габриэль Гайденак — на плоских колоколах (билах). Он занимается билотерапией — гармонизацией через звук колоколов. Участвует Театр невербального действия «Сомнамбула» — будет специальный перфоманс под нашу музыку. Трайбл-танцовщица Кристабель Отэм, она знает книгу «Бегущая с волками» и, в свое время, нашла в этой книге свою сказку, свою историю. Ульяна Шулепина — певица из этно-музыкального проекта «Очелье Сороки». Она поет на древнеславянском и на неизвестных языках. Художница Варвара Леднева делает к этому концерту маску Дикой женщины. Наверняка, что-то и кто-то будет еще. Я люблю сюрпризы, думаю, что неожиданно проявятся еще участники действа.Рада Анчевская

«Культура.рф»: У тебя эта осень — время коллабораций, причем с очень разными исполнителями. Ты отыграла с Машей Макаровой («Маша и Медведи»). Недавно в «Летчике» была еще одна интересная программа с Милой Кикиной — народные песни о любви. Участвует в твоих концертах Ульяна Шулепина, поет народные песни о любви и смерти. Расскажи про эти вечера.

Рада:
 Сотрудничество с другими музыкантами, певцами, сказителями (такими, как сказитель Ногон Шумаров) — это мощнейшее средство для развития, для осознания своей музыки и движения дальше. Маша Макарова — это сгусток энергии, очень сильная певица, открытый и невероятный человек. К совместному концерту мы сделали две Машиных песни и Маша в «China Town Cafe» еще спела низким хрипловатым голосом вместе со мной песню «Потемнело». Это был такой марш-бросок в Машину реальность: она пришла на репетицию и мы стали гибкими и просто вместе просуществовали в ее огненном мире. Ульяна принесла с собой часть другого мира — Север, древние песни-заклятья, язык, которого нет, а может, просто мы его не понимаем. И это был очень сильный взрыв мозга, когда на концерте в China Town сначала мы отыграли с Макаровой несколько песен, а потом вышла Ульяна и запела в «Этнической» свои наговоры-заговоры. Получилось путешествие по мирам.
В «Китайском Летчике» — была отдельная программа «Песни любви и смерти». Мы вспомнили несколько наших композиций, которые давно не играли, и просто слепили некое пространство, сделали калейдоскопический мир из песен Милы Кикиной, наших и «Очелья Сороки».

«Культура.рф»: Это темы скорее академической музыки. Начали вспоминаться Мусоргский и Малер. Что происходит? Клубы дозрели до реальной философии и попыток миропонимании? И можно ли считать твои шоу частью отмеченной и предсказанной тяги мира к матриархату, к увеличению роли, преобладанию женщины в обществе?

Рада:
 Можно считать все, что угодно! Я люблю женщин — они восхитительны, нежны, сильны и мудры. Женская интуиция вывезет там, где «схлопывается» мужской разум. Но женщина — это не ломовая лошадь и не мужик в юбке. Если матриархат — это возрастание в мире женского начала — интуиции, изяшества, охранительства, мудрости, родового знания — я «за». Но, как только женщина перестает быть женственной, простите за тавтологию, мы начинаем говорить о мужиках с женскими половыми признаками и перестаем говорить о женщине. Сейчас в мире преобладает худшее мужское начало: борьба, желание победить любой ценой, сломать,. Мы как будто в измерении асуров — вечных воителей.

Рада Анчевская

«Культура.рф»: Как тебе телешоу «Голос» — первое, как мне кажется, в истории отечественных масс-медиа вообще позитивно ориентированное на умение петь, на демонстрацию того, что вокал, — это не крик дурным голосом, а строгая наука, которую нужно одухотворять.

Рада:
 В «Голосе» есть тот плюс, что показывают много хороших голосов. Но про одухотворение — я бы не сказала. Все поют чужой материал — лучше или хуже. В основном, западный. Ну, да, есть огромное количество отличных европейских хитов, но в оригинале они, как правило, все равно звучат лучше.

«Культура.рф»: Планируешь ли еще какие-то творческие союзы — необычные.

Рада:
 Да. Я давно хочу поработать со Святославом Пономаревым — он очень сильный музыкант и перфомансист, хочу с ним попеть. Мне было бы интересно сделать совместные проекты с художником Алланом Ранну, поработать с театром буто OddDance. Я думаю, что мы еще придумаем нечто с Машей Макаровой и с Ульяной Шулепиной. Есть моя любимая группа «Волга» — мы просто обязаны сделать совместный проект. Есть еще некоторые задумки, но о них я пока не буду распространяться.

«Культура.рф»: Вспоминаю твои недавние европейские гастроли. Есть ли планы в этом направлении?

Рада:
 Да. Наш представитель в Польше, отвечающий за Восточную Европу, в восторге от нового звучания и очень хочет сделать нам гастрольную поездку. Есть предложения и по Западной Европе.

«Культура.рф»: Программа «Укок» была хорошо встречена. Подведи итоги — промежуточные. Мысли, опыт, польза.

Рада:
 Программа «Укок» никуда не делась. К счастью, это изначально была и осталась именно музыкальная и культурная история, а не политическая и экологическая. То есть, это музыкальная программа с экологическим подтекстом, а не наоборот. «Укок» — это определенные песни, определенное звучание, это Ногон Шумаров (алтайский кайчи) и слайды Игоря Хайтмана с фотографиями алтайского плоскогорья Укок. Если и когда нас пригласят сыграть именно эту программу — мы сыграем! Работая над этой программой, мы впервые плотно поработали с экологами — с WWF России, с российским отделением «Гринпис», да и собственно, саму идею программы «Укок» продумал Андрей Рогожин, основатель агентства экологической информации GreenLab. Именно программа «Укок» дала нам толчок к тому, чтобы записать одноименный альбом, который мы выпустили в апреле этого года. Работа на одной сцене с кайчи Эмилем Теркишевым (Алтай, гортанное пение), с великолепным Ногоном — это погружение в пучины такого мощного мифа, такого огромного архаичного пространства, что ты перестаешь осознавать, где ты и кто ты. Ты видишь, что кайчи одновременно находится в разных мирах и временах, словно ты на сцене рядом с зияющей дырой в то самое пространство архетипа. И кайчи делает это при помощи музыки и голоса, а не как дурачки — накушавшись грибочков и всякой прочей дряни.

«Культура.рф»: Как будет развиваться твоя музыка? Например, тяжелые риффы Владимира Анчевского, — сохранится ли эта эстетика?

Рада:
 Да, сохранится. Я хочу больше четких шаманских, родовых ритмов. Я очень хочу ввести второй женский голос. Наш барабанщик Дима Синельников очень круто прочувствовал эту шаманскую ритмику, басист Вальдемар приобрел новый бас- еще более басовитый, виолончелистка Таис стала играть жесткие темы. Наш гитарист Владимир Анчевский за последние полтора года очень серьезно продвинулся вперед именно в плане звука. Я считаю, что он нашел свое личное звучание. Вот когда еще звукорежиссеры начнут понимать, что для «Рада & Терновник», как ни странно, важнее общий звук, нежели громкий вокал на первом плане, по канонам поп-рока, тогда наступит счастье.

Справка: Рада (Радислава) Анчевская — обладательница уникального по тембру и диапазону голоса и импровизационного дара с глубокими фольклорными корнями. Она — лидер психоделической дарк-фолк группы «Рада и Терновник». Команда была образована в 1991 году и с того времени является одной из постоянных и значимых величин российского независимого искусства. 

На счету группы более 10 альбомов, на которых записана музыка в разных стилях — от акустики до экспериментальной электроники, от трип-хопа до хард-рока, а также выступления, фестивали, содружества с такими музыкантами, как Сергей Летов и Анна Чекасина, гастроли по разным странам мира. Последней акцией «Рады и Терновника» стали концерты и выпуск специального альбома — в рамках Акции по защите алтайского плато Укок, — получившей широкий медийный и общественный резонанс.

Александр В. Волков
Фотографии предоставлены Радой Анчевской

Культура. РФ
1377391_448593488582743_757031846_n

 

Лекториум он-лайн

Систематизм Арт. Открытие выставки в ЦДХ



Вам также может понравиться

2 Комментариев

  1. 1

    Спасибо за интервью. Рада, приезжайте в Кемерово, у нас протекают интересные процессы, приходят необычные энергии.

    С уважением,
    Александр Каретин

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>