Республики Центральной Азии могут лишиться земель из-за долгов Китаю

Колонка Валерия Синько

История Китая очень интересная, были и взлеты и падения разных династий, но он вставал с колен и опять шел к объединению своих территорий. Она начинается со времён легендарного правителя Фу Си, жившего за 30—40 веков до начала нашей эры.
Однако, что касается официальных письменных исторических источников, упоминающих правителей Китая, то она начинается с династии Шан (1766—1122 гг. до н. э.). Именно с этого периода начинается достоверная, письменно подтвержденная история Китая.
Борьба за территории
Китаю пришлось пережить вторжение Чингисхана, монголы захватили всю его территорию, основав свою империю, простирающуюся до Европы и Персии на западе и охватывающей равнины Сибири на севере. Потом власть захватили маньжуры и расширили свои границы.
Вначале XIX в. царская Россия завладела Сибирью, англичане захватили Гонконг. В 1894 -1895 годах во время войны с Японией, Китай потерял Корею, Тайвань, и Пескадорские острова.
Движимый желанием отвоевать потерянные провинции, в 1917 г. Китай вступил в Первую мировую войну, но на Версальской мирной конференции претензии Китая были отклонены.
В 1962 году на границе Китая с Индией произошли столкновения, вылившиеся в войну. А в марте 1969 года уже в районе острова Даманского произошел самый крупный в истории России вооруженный конфликт с Китаем.
То есть мы видим, что Китай никогда не оставлял идею восстановления своих территорий, вплоть до вооруженного конфликта. Многие государства Азии выказывают недовольство тем, что на картах Китая территория их государств входит в его состав.

Вооруженное противоборство Китая уступило место экономической экспансии

Китай финансирует проекты в 68 странах. Несмотря на то, что платежеспособность многих заемщиков оставляет желать лучшего, китайцы продолжают им давать деньги.
Сегодня экономика Китая позволяет диктовать свои условия государствам азиатского континента с позиции финансового давления, хотя он дает кредиты на инфраструктурные проекты, необходимые для развития экономик этих республик. Но с другой стороны проблема состоит в том, что Китаю необходимы природные ресурсы. Китайцы вкладываются в инфраструктурные проекты не из альтруистических соображений: дороги и порты нужны для вывоза и последующей транспортировки сырья в КНР.
А если чуть-чуть отвлечься, то железные и автомобильные дороги, порты могут быть нужны и для передислокации своих войск. Например: киргизская автомобильная дорога север-юг, «казахский коридор Центр – Юг» автомобильные дороги Астана – Караганда – Балхаш – Курты – Капшагай – Алматы (Караганда – Бурылбайтал)» и т.д.
Характерным примером является история порта Хамбантота в Шри-Ланке, долг которой перед Китаем составил около 8 миллиардов долларов. Порт был отдан Китаю в аренду на 99 лет.
Возможно, скоро китайцы могут получить контроль над портом на острове Эспириту-Санто в государстве Вануату, из-за кредита этой стране в размере 270 миллионов долларов. Но самое интересное, что он уже рассматривается Китаем как их военно-морская база.
В 2015 году правительство Пакистана передало Китаю в аренду на 43 года порт Гвадар для создания «особой экономической зоны». Исламабад должен Пекину почти 16 миллиардов долларов.
Китай уже имеет иностранную базу, полученную в счет долга от Джибути на Африканском Роге. Доля Китая в госдолге Джибути вырастет в ближайшие время с 82 до 91%. База расположена рядом с важной транспортной артерией на границе между Азией и Европой.
В чем секрет китайских кредитов
А если присмотреться, то в итоге мы увидим, что в обмен на финансовую помощь, государства обязаны импортировать товары, предоставлять контроль над месторождениями, выполнять другие, часто невыгодные, условия соглашений, в том числе и привлечение китайской рабочей силы.
Поэтому безопасность каждого государства в Азии зависит от внешнего долга перед Китаем. «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Кредиты на длительный срок под очень низкие проценты привлекают слаборазвитые азиатские государства. Коррумпированные чиновники часто пользуются не здравым умом, а притчей о Ходже Насреддине про «Благочестивого ишака».
Напомню её, кто забыл. Ходжа Насреддин заявил эмиру, что за 20 лет берётся за 5 тысяч таньга золотом обучить ишака богословию, а если нет, то голову дает на отсечение… Потом он заявил: «Меня не оплакивайте, потому что за двадцать лет кто-нибудь из нас троих уж обязательно умрет или я, или эмир, или ишак».
Так и с долгом, с которым придется стране рассчитываться через 20 лет. К этому времени или государство разбогатеет, или чиновник умрет, или Китаю будет не до долгов.
У стран Центральной Азии продолжает расти долг перед Китаем, можно ли и дальше продолжать брать кредиты или должникам грозит банкротство?
Долг перед Китаем у Кыргызстана за годы независимости увеличился в 200 раз и составляет 1 млрд. 709 млн. долларов США, у Таджикистана — 1,2 млрд. долларов США, у Казахстана – 12,3 млрд. долларов США, у Узбекистана — 14,7 млрд. долларов США.
Сложнее всего оценить задолженность Туркмении перед Китаем, которая взяла у Китая значительные льготные кредиты (объем их не разглашался) на разведку и разработку газового месторождения Галкыныш, которые рассчитывала погасить поставками газа. Китайская государственная нефтегазовая корпорация CNPC согласилась довести добычу до 30 млрд. кубометров в год, из которых 25 млрд. кубометров в год должны были поставляться в Китай.
Вот пример китайской добропорядочности. Так, Таджикистан в обмен на строительство ТЭЦ «Душанбе-2» предоставило китайской компании TBEA право на добычу золота на месторождении «Верхний Кумарг», пока не вернут долг. Между прочим, Кыргызстану эта же компания проводила реконструкцию Бишкекской ТЭЦ, правда всё никак не могут разобраться, куда же делись деньги.
Долги Кыргызстана перед Китаем можно погасить, только отдав собственные земли, месторождения или бюджетообразующие проекты страны. Таким мнением с Vesti.kg поделился политический обозреватель Аркадий Гладилов.
Согласно данным нового отчёта центра глобального развития (Center of Global Development) существует высокая вероятность невыплат Китаю кредитов Узбекистаном, взятых на реализацию масштабной программы «Один пояс и один путь» (BRI — One Belt one Road Initiative).

Списание Китаем кредитов

Поднебесная еще ни разу не списывала кредиты своим должникам просто так, поэтому рассчитывать на лояльность КНР не стоит.
Огромное количество стран, которые были должны китайской стороне, расплачивались собственными землями, месторождениями и крупными предприятиями. Это, скорее всего, ждет и тех, кто им сейчас должен.
Китайские банки не прощают долги, так как в их договорах прописано, что все спорные вопросы по кредитам должны решаться по законам КНР и только в Гонконге. А там выиграть суд не сможет ни один кредитный должник. Эксперты называют такую ситуацию «долговой ловушкой».
В 2002 году правительство Китая списало долги правительству Хамида Карзая в Афганистане. Согласно официальному объяснению, КНР хочет помочь справиться с кризисом, вызванным последствиями правления режима «Талибан» и проведением американской антитеррористической кампании. Однако конкретная сумма списанных долгов не разглашается.
Китай с 2000 по 2009 года списал долги 35 африканским государствам на общую сумму 2,85 млрд. долларов США. В 2007 году были списаны долги 49 самым неразвитым и бедным странам Азии, Карибского бассейна и Тихого океана. Списывались долги Монголии. Конкретные условия многих сделок остались неизвестными. То есть долги списывались не за красивые глазки.
Пять лет назад Пекин списал обязательства Таджикистана в обмен на спорные земли. Общая сумма непогашенных кредитов Таджикистана, вероятно, равна 300 млрд. долларов США, выданных Парижским клубом.
Восемь стран вследствие участия в Китайских проектах стали финансово уязвимыми, это Кыргызстан, Джибути, Лаос, Мальдивы, Монголия, Черногория, Пакистан и Таджикистан.
Пекин реализует в Центральной Азии крупные проекты в области транспортной инфраструктуры, нефтегазовой отрасли, перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства. Все, что они хотят, это получить конкурентное преимущество на рынке природных ресурсов.

Китайская экспансия

В каких бы дружественных отношениях с Китаем государства ни находились, как бы мирно ни сосуществовали как соседи, они всегда должны остерегаться демографической экспансии Китая. С Китаем граничат Монголия, Япония, Южная Корея, Вьетнам и Индия. Однако ни в одной из этих стран гражданам Китая не позволяют находиться незаконно на своей территории ни одного дня.
При установлении любых отношений необходимо учитывать вопросы безопасности. Между тем центральноазиатские государства не учитывают вопросы национальной безопасности. Они все ориентированы, лишь на сею минутные экономические выгоды.
Как бы поздно не было…

Валерий Синько

Вам также может понравиться

Один комментарий

  1. 1

    Управленческие решения для мировой Колониальной элиты одни и те же… Создание управляемых коррумпированной национальных элит , вхождение ее , национальной элиты , в качестве консорциума в чуждый Колониальный суперэтнос , разделение наций или этноса на компоненты разных суперэтносов — римское ноу хау : «разделяй и властвуй » ,,, и это не идеалистическое Гумилевское разделение этноса на субэтносы … это другое !!!!! …В этом надо разбираться …А не давать больным на голову политикам заводить не осмысленные про гумилевские схемы в реальное построение государств … не понятое или замолчанная афера — диверсия .. это и есть слив антисистемы в национальное построение коренных народов.. А это преступление на уровне геноцида..
    У среднеазиатов только один путь — вхождение как целостного этноса ( без образование элит ) в Советский — туранский суперэтнос.

Добавить комментарий для олег Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>