Россия и космический вызов

Космический Проект, органично вырастает из универсальных ценностей, заложенных в русской культуре, начиная с периода Древней Руси.

Один из наиболее популярных сюжетов православной иконографии – так называемое «Вознесение Александра Македонского», где воплощена идея устремлённости к границам мироздания. Христианством и исламом Александр понимался как идеальный правитель, философ на троне, образец для подражания царей и князей. На Руси ему уподобляли, в частности, Александра Невского.

К деяниям македонского царя относили не только завоевания и устройство всемирного государства, но и научные эксперименты: он пытался измерить «высоту небесную и глубину морскую». Для первой цели Александр велел изготовить воздушную повозку, запряжённую грифонами, которая подняла его на высоту планетных кругов. Изображения Александра, взмывающего в небо, были чрезвычайно популярны, они находятся среди рельефов Дмитровского собора во Владимире, на княжеских украшениях и одеждах священнослужителей. Вплоть до XVIII века «Александрия», где сообщается об этом легендарном полёте, активно переписывалась русскими монахами. При этом «эксперименты» Александра рассматривались как исполнение миссии праотца Иафета, заключавшейся в расширении обитаемой вселенной (ойкумены).

Особенно активно полёты в космос, изменение сознания, которое за этим последует, стали обсуждаться в России начиная с середины XIX века. А в концеXIX – начале XX века появилось особое направление философской мысли – «русский космизм». В плеяду мыслителей-космистов обычно включают Николая Фёдорова, Константина Циолковского, Владимира Вернадского, Александра Чижевского; сюда же можно отнести священника Павла Флоренского, для которого был свойствен поистине космический (т.е. универсальный) взгляд на Творение.

Русский космизм стал одним из наиболее адекватных ответов на запрос времени о холистическом мировоззрении, в котором сочеталось бы представление о конечных целях бытия человека с последними данными науки об устройстве вселенной. В этом плане он оказался гораздо более удачным, чем теософия, которая развивалась со 2-й половины XIX века, или неоэзотерические течения европейской мысли. В отличие от теософии и эзотеризма, русский космизм принёс плоды не только в гуманитарной сфере, но смог вдохновить конструкторов и учёных-естественников. Космический Проект состоялся не только благодаря оборонной программе, но и в силу космистских убеждений главного создателя ракетной техники СССР. Существует единая линия, соединяющая Николая Фёдорова, Константина Циолковского и Сергея Королёва. «Разговор Циолковского с ангелами подхватил и продолжил Королёв» [1].

Вероятно, здесь кроется ответ на вопрос о том, почему именно Советский Союз сделал решающий прорыв в освоении космоса в XX веке. Космический Проект не являлся для страны чем-то случайным или обусловленным особенностями советского периода. Выход в космос предопределён особенностями национального менталитета первопроходцев, геополитическим положением страны. Научный и экзистенциальный опыт, приобретённый российскими космонавтами в течение космической эры, является уникальным достоянием человечества.

Чем же является космос для человека как разумного существа? До недавнего времени мы постигали своё предназначение с помощью откровений и символов, которые были понятны лишь избранным. В XX веке произошли события, которые сделали предельные возможности человека зримыми для всех: это применение ядерного оружия и выход в космос. Несмотря на то, что первое событие вызвало страх перед уничтожением жизни на Земле, а второе – энтузиазм по поводу возможностей её межпланетной трансляции, в конечном итоге, человечество постигло тяжёлое потрясение.

В романе Артура Кларка «Да не настанет ночь» описано как в далёком будущем человечество испытало шок от встречи с иным разумом, что лишило людей стремления к звёздам. Нечто подобное произошло во 2-й половине 1960-х, только дело заключалось не в столкновении с инопланетянами, а в понимании ограниченности человеческих возможностей применительно к масштабу поставленных задач. В сворачивании Космического Проекта обыкновенно усматривают экономические причины, однако это лишь внешнее оформление той психологической травмы, которую получило человечества после выхода в космос.

Распрощавшись с религиями и мифами (которые в значительной мере защищали хрупкое общественное сознание) люди принуждены были задуматься о перспективах своего развития без надежды на помощь свыше и подстраховки в виде благословения предков. По мере реализации Космического Проекта стало ясно, что для достижения других планет, длительного пребывания в условиях пониженной гравитации и выполнения иных задач, потребуется согласованная, напряжённая работа всего населения Земли в течение десятков, сотен, иногда тысяч лет.

Основная масса людей, проживающая в странах Запада была бы не прочь воспользоваться выгодами, которые сулило освоение космоса, но не собиралась ничем жертвовать ради них. Люди, принадлежащие к традиционной культуре, были недостаточно мотивированы по другой причине: космическая экспансия не была артикулирована на языке религиозных символов. В то же время в странах коммунистического блока наметился спад социальной мобилизации, идеологический кризис. Военная и террористическая угрозы также не способствовали увеличению энтузиазма среди правительственных чиновников и бизнес-элиты.

Однако единожды вступив на космический путь, мы уже не можем отказаться от него без фундаментального вреда для психического здоровья. Полёт Гагарина изменил архетип человека. Отказавшись от космоса, человечество неизбежно деградирует и вал тревожных сигналов об этом в последние десятилетия нарастает.

Чем для нас является космос? Если раньше небеса мыслились как недосягаемое для людей пространство, куда можно попасть лишь после смерти или по воле высших существ, сегодня мы можем выходить туда самостоятельно. При обзоре истории космической индустрии обнаружится странная вещь. Каждое из начинаний, связанных с освоением космоса часто ведёт к непредвиденным результатам. Начиная работу над какой-то масштабной задачей, учёные пользуются одними представлениями о вселенной, а в процессе её решения, они, как правило, ощутимо меняются.

Значит, космос не просто безвоздушное пространство, наполненное кружащимися по орбитам мёртвыми телами. Космос это определённое измерение сознания человека, воплощение его способности открывать Новое.

Дальнейшее развитие Космического Проекта необходимо для успешного перехода в новую фазу развития человечества. Космический Проект также необходим для нашей страны, как одна из линий её телеологии, предельная цель, обеспечивающая и в то же время оправдывающая существование российской цивилизации.

Роман Багдасаров

Доклад на XVI заседании Московского Евразийского Клуба «Русский космизм и перспективы российской космической программы»

[1] Иванов Вяч.Вс. Потом и опытом. М., 2009. С.157.

В материале использована работа Гора Чахала из серии «Трисолнечный свет».

Лекториум он-лайн

Андрей Верещагин: Систематизм как будущее орудие российского культурного влияния



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>