Рождение гуннов: как олень привел бич божий в Крым и Европу

Украинский историк о том, как Азия познакомилась с новым загадочным народом, перебравшимся на Азовское море и Кавказ из Поднебесной

Гунны родом из античности?

История взаимоотношений европейских стран с гуннами начинается с появлением гуннов в Европе. Нужно отметить, что некоторые авторы связывают с этим упоминания о уннах у Клавдия Птолемея и Дионисия Периегета. Дионисий Периегет локализировал уннов в районе Каспийского моря. С севера на юг упомянуты скифы, каспии и албаны. При этом только каспии и албаны реально существовали в этом регионе во время написания этого географического сочинения. У Страбона же вместо уннов витии. При этом Страбон цитировал Эратосфена. Видеть в них гуннов бессмысленно.

Клавдий Птолемей локализировал уннов между роксаланами и бастарнами. Византийский географ Никифор Блеммид писал о уннах в Сокращенной географии, фактологическая часть которой фактически была близка к сочинению Дионисия Периегета. Евстафий Солунский написал комментарии к сочинению Дионисия Периегета. Кроме того в его сочинении использовали данные Геродота и Страбон. Уны у него названы уннами или фуннами, которые живут на берегу Кронийского моря. Отмечалось, что они являются скифским племенем и являются каспийским народом. За ними живут каспии. Он локализировал унов все там же на берегу Каспийского моря между скифами и каспиями. В других источниках подобных сведений нет. Иоанн Зонара сообщал, что в 284 г. гунны воевали против императора Кара. Это сообщение, вероятно, является анахронизмом. Сведения Дионисия Периегета и Клавдия Птолемея вряд ли можно считать достоверными, особенно локализацию уннов в районе Северного Причерноморья у Птолемея.

Китайские ребусы

Наверняка античным авторам были известны какие-то данные о народе хунну (сюнну по китайским источникам). Северные хунну начали смещаться на северо-запад еще в конце І—начале II в. Образование в внутреннеазиатских степях государства сяньби под руководством Таньшихуая должно было сдвинуть часть хуннских племен еще далее на запад — в западноевразийские степи. Традиционно предков европейских гуннов локализируют в районе Приуральских степей, однако, по мнению Е. Смагулова, гуннские древности в этом регионе не составляют сколько-нибудь значительного количества. В то же время казахский археолог отметил, что на юг от Сырдарьи и Каратау в II—III вв. наметилось строительство фортификаций. Исследователь также отмечал, что наметился отток канцзюйского населения в Согд. В городах этого региона канцзюйцы находили укрытие и в Тан-шу и Синь Тан Шу отмечалось, что царство Кан — это бывшее Канцзюй. В Бэй-ши как бывшее царство Канзюй отмечалось царство Чжеше (Чач). Вполне уместно предположение Я. Гарматты о пребывании гуннов в Центральной Азии в II—IV вв. с некоторыми корректурами.

В любом случае, правящие кланы канцзюйского общества сместились в Согд, не желая покоряться хунну. Говоря о царстве Сутэ в Вэй-ши говорилось, что его правитель погиб в сражении с сюнну. Владетель Хуни жил на четвертое поколение после этого события, то есть минимум через век. Указывалось, что Сутэ — это бывшее владение Аланья. К. Эноки считает это владение Согдианой. Правда нужно отметить, что владения Кан, Ань и другие не исчезли с карты. В Чжоу-шу Сутэ локализировано у Памира и Канцзюй находился на северо-восток от него. Правда, нужно отметить, что Канцзюй как реальное государство исчезло довольно давно, а его правопреемником в китайских династических историях назывался Кан. В Вэй-ши и Тайпин Хуан-ю цзи сказано, что Сутэ — это Вэньнаша, которое в древности было владением Яньцай. Нужно отметить, что Судэ было транскрипцией тюркского «согдак», древнетюркского экзоэтнонима, который обозначал согдийцев. Правителя Судэ Хуни К. Эноки сопоствлял с Эрнаком, исследователь предполагал, что тот вряд ли правил в Согде, однако мог править в Согдаке в Крыму, который был частью гуннского государства. В целом мы можем не сомневаться, что гунны являлись потомками хунну (сюнну).

Как гунны вместе с армянами воевали против персов

Отмечалось, что в Бэй-ши Цидоло из Большого Юэчжи мигрировал в район Тяочжи и основал Малое Юэчжи. Среди сюнну в Бэй-ши также отмечалось царство Юэбань в Семиречье, которое поддерживало отношения с Внутренней Азией. В V в. оно было разгромлено жужанями (народа протомонгольского происхождения). Мы вполне определенно можем говорить о соседстве и войнах центральноазиатских государств с ираноязычным населением против сюнну. Предками европейских гуннов были сюнну, не жившие в Юэбань. С. Боталов предложил схему, по которой целый ряд культур был связан с гуннами. По нашему мнению, нет оснований относить джетыасарцев к гунно-кангюйскому культурному комплексу. Население болотных городищ было оседлым, и его проще соотнести с собственно канзюйцами. По нашему мнению, скорее, можно говорить о том, что часть населения бывшего Канцзюя подчинилась гуннам. Более того джетыасарская культура продолжала существовать, когда гунны, а потом и булгары ушли далеко на запад.

В сочинении армянского хрониста Агафангела указано, что в 227 г. гунны и аланы вместе с армянами совершили поход на персов. Сообщалось, что в следующий год после гибели Артабана V в битве с Ардаширом Папаканом армянский царь из династии Аршакидов Хосров открыл аланские ворота и дербентский проход, призвал под свои знамена иберов и албанов. Хосров вывел гуннов, чтобы напасть на персов. Также у Агафангела упоминается об общем походе армян и гуннов на персов в IV в. Поход датирован временем правления царя Трдата. Армянский царь двинулся навстречу вторгшимся в Кавказскую Албанию северным кочевникам. У Мовсеса Хоренаци описаны те же события, но вместо северных народов в правление Трдата названы хоны, то есть гунны. Кроме того, он упоминает о столкновении с басилами, которых после победы на Гаргарейской равнине он преследовал до самих землей хонов. Фавстос Бузанд упоминал о вторжении маскутского царя Санесана, который был правителем многочисленным войск гуннов во время правления сына Трдата Хосрова Катака. При этом Фавстос упоминал о многих горских племенах, пришедших на помощь. Далее упоминается борьба армянского царя Аршака с персидским шаханшахом Шапуром, когда армянский полководец Васак призвал алан и гуннов для совместного похода на персов. Нужно учитывать, что поход гуннов на Ближний Восток и Иран в 395 г., который был зафиксирован греческими и сирийскими хронистами, мог состояться только с согласия алан. Нам представляется возможным, что гунны вместе с предкавказкими аланами и маскутами могли осуществлять нападения на Эраншахр в IV в. Гуннская помощь армянскому войску вполне возможна, однако не с Кавказа, а из Центральной Азии.

Курносый народ и олень

Евнапий говорил, ссылаясь на древних поэтов, что гунны жили за Меотидой и их перевел в Крым олень. Зосима сопоставлял гуннов с царскими скифами или курносым народом. Филострогий считал, что унны — это народ, который в древности называли невры. Павел Орозий отмечал, что гунны жили у Кавказких гор и были там долго заперты, пока Бог не решил послать римлянам кару за грехи. Прокопий Кесарийский считал, что гунны — не кто иные, как киммерийцы. Филострогий говорил, что они разорили Скифию, потом перешли Истр и, пройдя по Фракии, разорили всю Европу. Часть гуннов, живущая восточнее, перешла Танаис, вторглась через Великую Армению в Мелитину, оттуда — на Евфратскую область и Келесирию и, пройдя через Киликию, уничтожила многих людей. Говорилось, что гунны решили также идти на Персию. Они пересекли пустынную страну, перешли болото и горы за пятнадцать дней и прибыли в Мидию. Персы напали на них и в ходе перестрелки гунны многих потеряли, в битве они потеряли и многое из добычи. Иероним говорил, что римская армия не могла помочь жителям Ближнего Востока, поскольку была занята гражданской войны между Руфином и Стилихоном. В Эддеской хронике говорилось что в 706 г. эры Александра в месяц таммуз (395 г., у сирийцев была принята эра Александра Великого) гунны достигли Осроены в Северной Месопотамии. Иешу Стилит говорил, что во время правления Гонория и Аркадия Сирия была отдана в руки гуннов из-за предательства Руфина и безразличия полководца Аддая. Гунны взяли множество пленных и дошли до Эддесы. В Кодексе Феодосия сообщалось о новом вторжении. Кирилл говорил о угрозе опустошения римского Востока. Клавдий Клавдиан датировал события 397 г. Сообщалось, что они пришли, откуда их не ожидали (возможно не Дербентский, а Дарьяльский проход). Среди опустошенных земель названы Каппадокия и Сирия. Иероним указывал, что Антиохию и города на Галисе, Оронте, Евфрате, Синде осаждают гунны. Он указывал, что засовы, поставленные Александром Македонским, рухнули и через них хлынули дикие племена. Иоанн Эфесский упоминал о опустошении Арзон, Мипхекет, Амид, Ханзит, Аршемисат. Георгий Бар Гебрей сообщал, что гунны опустошили Каппадокию и Сирию, а Палестина, Финикия и Египет были объяты страхом. Когда они перешли Евфрат, за ними был уничтожен мост и римляне всех их уничтожили. Сократ и Созомен говорили, что ими были заняты Каппадокия и Сирия. Феодорит Кирский говорил, что в его время народами Гог и Магог (гуннами) весь Восток был занят. Евнапий говорил, что невозможно сказать, откуда пришли гунны, где они находились и как прошли всю Европу. Прибрежные скифы (готы) были перебиты гуннами и бежали к римлянам. Приск Панийский отмечал, что вторжение на Ближний Восток и Персию произошло в прошлом и вторгшихся на восток гуннов возглавляли Васих и Курсих. Э. Томпсон относил этот поход к 420—422 г. О. Менчен-Хелфен относил его к 395 г. Эта датировка принята Ю. Джафаровым и М. Артамоновым.

При этом нужно отметить, что Приск Панийский и Иероним называли местом, откуда вторглись гунны, около Меотиды, то есть Азовского моря. Елише (Егише) Вардапет, рассказывая о войнах армян с персами в V в. упоминал страну хонов. Однако он как синоним упоминал и хайландуров. Последних можно сопоставить с оногурами византийских хроник. Резонно уточнить, что хонами армяне называли не только гуннов, но булгар, кушан, эфталитов и даже кыпчаков. Это было общее для армян обозначение чуждых им народов, которые воевали против персов. По сведениям Мовсеса Каганкватци, прошедшие через Дарьяльские врата росмосоки атаковали Армению, Иберию и Албанию. Начальник отряда, грабившего армянский Арцах, назван гуннским полководцем. К нему в плен попали христиане из Палестины и под их влиянием он принял христианство и новое имя Теофил. Через некоторое время он был казнен царем росмосоков. Эгише упоминает о вторжениях хайландуров в 452 и 460—461 гг. Мовсес Каганкватци упоминал о Онагуре гунне, который жил во время вражды сюникского князя Бабика и персидского шаханшаха Шапура. Лазар Парбеци упоминает термин «хон» вместо хайландур. Необходимо отметить, что в Римском хронографе 354 г. упомянуты племя vulgares. Булгары или же огуры должны были идти в хвосте гуннов, что и демонстрируют сведения Приска Панийского под 463 и 466 гг. Между ними и гуннами в V в. жили акациры. Такое положение дел подтверждает и Йордан, упоминая акациров как соседов эйстиев. Эйстии — это разные балтские племена, которые жили на значительной территории Восточной Европы в это время. В целом можно согласиться с Ю. Джафаровым по поводу того, что гунны оставили Кавказ в 70-х гг. IV в. Племена акацир, для того чтобы до них добрались ромеи, должны были жить в причерноморских степях. Нужно отметить, что отличие памятников гуннов в Карпатской Котловине и памятников акациров в причерноморских степях зафиксировано и археологически.

Как родился новый народ

Традиционно считалось, что гунны пришли в Европу в 370—375 гг. Однако события в источниках не датированы. Единственное, что мы знаем из Аммиана Марцеллина, так это то, что гунны частыми стычками победили аланов и распространили на них свое имя. Кстати, описывая аланов Аммиан Марцеллин также упомянул, что они стычками измотали и победили своих предшественников и распространили свое имя. Прокопий Кесарийский, Агафий и Иордан приводили о переселении гуннов недатированный рассказ, что те нашли путь в Европу через Меотиду и перешли в Крым, охотясь на оленя. Зосима же просто говорил, что те перешли через Боспор Киммерийский, занесенный илом. Ранняя история гуннов полна мифов. Более-менее предметно о событиях рассказывают пожалуй только Аммиан Марцеллин и Иордан. При этом у них отсутствуют конкретные даты. Хронология появления гуннов Европы как общепринятая сформулирована Л. Гумилевым, однако С. Боталов справедливо отмечал, что традиционная схема событий, основанная на сведениях Аммиана Марцеллина не может претендовать на хронологическую и географическую точность. Любая попытка датировать события ранней истории гуннов в Европу обречена на возможность пересмотра. Кроме того, понимание границ Европы у древних и у нас разное. По Клавдию Птолемею, да и всей греко-латинской античной историко-географической традиции, границы Азии — это Рифейские горы (ориентировочно Урал, хотя и такая локализация может быть дискутируемой) и Танаис (Дон). Скифию делили на Европейскую и Азиатскую, равно как и Сарматию. Переработавшие сочинения Птолемея Ананий Ширакаци и ал-Хорезми также говорили о Европейской и Азиатской Сарматии.

Культурное взаимодействие с сюнну вполне возможно, а сами сюнну во время своего пребывания в Центральной Азии во II—IV вв. должны были породить новый этнос. Происходила сарматизация сюнну, и результатом этой сарматизации стало появление нового этноса — европейских гуннов. Нужно отметить, что у сарматов Центральной Азии была принята искусственная деформация черепа, что было перенято и гуннами, а впоследствии распространилось и на отдельных германцев под властью гуннов. Вполне вероятно, что часть гуннов, точнее, метисы от взаимодействия сюнну и сарматов-канзюйцев могли принадлежать к памиро-ферганскому (тураноидному) типу европеоидной расы. Аммиан Марцеллин отмечал, что почти во всем гунны походят на алан. У них были схожи всадническая культура и кочевой тип хозяйства. Памятники II—V вв. называют позднесарматскими или памятниками гунно-сарматского типа. В любом случае, в составе гуннов, как и в составе огурских булгарских племен, должен был присутствовать иранский субстрат. Монголоидная внешность, описанная Аммианом Марцеллином, вероятно, была характерна для доминирующих этнических групп.

​Ярослав Пилипчук, «Реальное время«

Лекториум он-лайн

Роман Багдасаров. Божество и животное



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>