Русская миссия в Азии

Ответ Евразийцев и Скифов на статью Владислава Суркова «Одиночество полукровки» в журнале «Россия в глобальной политике»

Сейчас есть модная тема у нашей высшей элиты. То ли помечтать — то ли попугать. А именно перенести штаб-квартиры «Газпрома» и «Роснефти» на остров Русский под Владивостоком. А может быть, и часть правительства туда. А может быть, и всё правительство? Навстречу жирной, гиперуспешной, супербогатой умами и капиталами Золотой Азии.

В свете разнообразных санкций Евросоюза и США против России эти идеи-миражи, как будто обретают плоть. Ведь как говаривал наш главный вестернизатор Пётр Великий: «Европа нужна нам лет на сто. А потом повернёмся к ней задницей». Петровские «100 лет» минули давно, а мы никак не можем отклеиться. Хотя под русский «геополитический переворот» давно подготовлена фундаментальная идеологическая база.

«Ново! Необычайно! Фантастично!»

Востоковед и геополитик, друг императора Николая II князь Эспер Ухтомский утверждал на заре XX века, что Россия должна перенести центр тяжести своей жизни в Азию, что сама миссия России находится в Азии. «Между Западной Европой и азиатскими народами лежит огромная пропасть, а между русскими и азиатами такой пропасти не существует».

Паназиатский проект князя Ухтомского фасцинировал и радовал последнего русского императора Николая. Ухтомского именовали славянофилом и «первым евразийцем», но по сути князюшка был гораздо радикальнее этих достойных русских восточников. Он считал, что миссия России — возглавить Восток, стать лидером Азии. А если этого не произойдёт, то Европа нас раздавит.

У Эспера Ухтомского при царском дворе был важный предшественник и союзник — тибетский лекарь Пётр Бадмаев. Он был не просто представителем альтернативной медицины, каких и тогда, и сейчас в столицах множество. Врач считался любимым крестником императора Александра. Бадмаев получил монаршее признание за разные геополитические и логистические транспортные проекты. Он активно лоббировал Транссиб, а также постройку БАМа и железных дорог в Китай и Тибет. Своему крёстному Александру Миротворцу Бадмаев презентовал увлекательную записку «О задачах русской политики на азиатском Востоке». В ней Бадмаев предложил полную экономическую и политическую переориентацию России из Европы в Азию. Царь долго думал над этим проектом, кумекал, а потом выдал резолюцию: «Все это так ново, необычайно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха». О, да, фантазия! Из Европы в Азию! Словно перейти по «ленте Мёбиуса» на другую сторону бытия. Говорят, что если обычный человек совершит сие — все его органы поменяются местами. Сердце будет тикать справа.

Такая напрашивалась метафора…

Царь записку припрятал, но за революционный труд наградил автора генеральским чином.

Первые или Последние?

И Ухтомский, и Бадмаев указывали на одну важную этнопсихологическую деталь, верную по сию пору. Народы Азии — индусы, китайцы, тибетцы, корейцы, монголы, иранцы, малайцы готовы признать Россию «старшим братом» и лидером материка, а русских готовы признать Первым азиатским народом. Это связано с тем, что народы мира привычно воспринимают миссию русских, как справедливую альтернативу западному чванству, насилию и колониализму.

А европейцы согласны лишь с одним: при определённых обстоятельствах России и русским может быть уготована особая честь — стать Последним европейским народом.

Это принципиальное отличие в стратификации нашего статуса в разных частях евразийского континента легко воспламеняет и русских XXI века. Ставьте вопрос именно так: кем ты себя видишь? Первым парнем в «азиатской деревне» (богатой, многолюдной, красивой, модной и перспективной)? Или вечным лакеем и чандалой при западном палаццо (без всяких шансов изменить к себе отношение)?

Некоторые, конечно, готовы быть евролакеями. Но большинство желают быть «Первыми парнями». И тогда волшебная Азия открывается перед нами всеми красотами мира, словно «четвёртое измерение».

Царица наук филология

Этнопсихологическое азиатское уравнение сходится для русских не только с точки зрения места «высокой русской культуры» и великоросского этноса среди иных народов и культур. В некотором смысле Азия «в каждом из нас». И в первую очередь она «сидит» в нашем языке.

За последние столетия мы произвели немало языковых заимствований у романо-германцев. Но эти заимствования не касались основ языка и словарного запаса. Больше брали термины для обозначения технологий.

А вот с азиатскими народами всё по-другому.

Выдающийся лингвист Теодор Шумовский (подельник Льва Гумилёва по первой отсидке) считал, что именно филология идёт впереди этнологии и геополитики. Филология делает выводы историка неколебимыми. Так вот, Шумовский доказал на многочисленных примерах, что русский язык процентов на 60-70% состоит из персидских, скифских, финских, тюркских, арабских и даже армянских и китайских слов и корней.

Что давало ему право назвать русских «западноазиатским народом».

Свет и Тьма

Азиатская филология растёт из самой топонимики Русской Равнины: «Волга» и «Москва» обозначают на угро-финских наречиях, соответственно, «Белая» и «Чёрная». Ну, а «Ока» по-тюркски, конечно — «Белая». «Днепр», «Дон», «Дунай», «Двина» и «Десна» — это уже скифское обозначение «Реки». Оно сохранилось в осетинском языке.

Шумовский считал наиболее близкими в лингвистическом плане для русских персов и тюрок. Он именовал их народами-партнёрами.

От персов русским достались слова «Бог», «хорошо», «ходить» (от имени бога «Худай»), «Господь», «Господин», «Государство» (от персидского «Аспадар» — «Всадник») и ещё несколько тысяч ежедневно применяемых слов.

От тюрок — «Отец», «Отечество», «деньги» (от имени бога Тэнгри»), «день», «товарищ», «собака» и «конь» (от тюркского «Кон» — «Солнце» — отсюда же и «гунны»). Тюркское «кус» — птица, родило русские «куст», «искусство», а также героя нашей сказки «Кащея» («шаман-птицепоклонник»). Не забудем и «Бабу-Ягу». По-тюркски — это «Баба Ага» («Белый старец»), который в славянских условиях «сменил пол».

И ещё несколько тысяч ежедневно употребляемых слов.

Получается, что основные имена и персонажи нашего духовного и сказочного мира растут оттуда: из страны детства русских — из магической и чудесной Азии.

О Азия, Азия! Голубая страна,

Обсыпанная солью, песком и известкой.

Там так медленно по небу едет луна,

Поскрипывая колесами, как киргиз с повозкой.

Но зато кто бы знал, как бурливо и гордо

Скачут там шерстожелтые горные реки!

Не с того ли так свищут монгольские орды

Всем тем диким и злым, что сидит в человеке?

Сергей Есенин

Беспросветная тоска по Азии, упоительно зафиксированная Есениным в поэме «Пугачёв» имеет по Шумовскому совсем простое объяснение. Страны к Востоку от Финикии и Сирии их жители обозначали словом «Асу» — «свет», лежащие к Западу называли «Эреб» — тьма. Отсюда возникли наименования «Азия» и «Европа».

Ну, а согласно православной духовной традиции — Рай находится на Востоке. На самом Дальнем Востоке.

Исход к Востоку

«Азиатская мечта» русских — это любовь к свету, к восходу, к весне.

А слово «заря» у скифов и персов (у туранцев и иранцев) — однокоренное «золоту», «жару», «жар-птице», «Заратустре». Заря Азии — Золотая.

Отсюда и «золото скифов» и «Золотая Орда».

Возвращаясь в Азию, Россия надевает на себя золотую парчу.

Нагая, одетая в Солнце.

Евразийство, как идеология, по Ухтомскому и Шумовскому слишком половинчато. Да, это как-то и не по-нашему — сидеть на двух табуретках. И в Европе, и в Азии. Если идти куда-то, то всей душой, всеми ногами. Если в Азию — так в Азию. На остров Русский…

Это будет путешествие от Тьмы к Свету. Ведь Бог — есть Свет, и в Нём нет никакой Тьмы.

Павел Зарифуллин

Свободная пресса

Вам также может понравиться

Один комментарий

  1. 1

    Интересная статья, но слово «искусство» происходит от «искушать», «искус», имея корень от «кусать». Какая тут связь с птицей? «Собака» у тюрков — «ит». Солнце = «кун», но не «кон». Или каких тюрков вы имеете в виду?

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>