Смысл жизни

Чтобы понять в чем смысл жизни, необходимо дать дефиницию этого словосочетания. Оно состоит из двух слов, определение второго из которых не требует больших усилий. «Жизнь», говоря простым языком, можно характеризовать как времяпровождение человека от рождения до самой смерти, т.е. это все то, что происходит с человеком в этот период времени. А вот слово «смысл» требует пояснения.

1352819833_1I. Есть ли смысл жизни? Да!

Дефиниция. «Смысл» можно трактовать, например, как ценность и нужность (термин I). Смысл жизни (сокр. «с.ж.») значит, проживает ли человек зря свою жизнь или в ней есть какой-то большой замысел и значимость? Если придерживаться этой дефиниции, то ответ на вопрос «есть ли смысл жизни» риторичен. Ведь, отвечая, «нет!», даже аргументируя это тем, что все равно когда-то мы все умрем, мы автоматически ввергаем многих в пессимизм. Осознание того, что жизнь проходит зря – верный путь к самоубийству, которое, даже если выходить из канонов религий, противоречит здравому смыслу. Чисто научно, такой подход, когда один вариант предположения исключается заранее, не проходя никаких испытаний, может быть ошибочным. Но здравый смысл и интуиция не позволяют утверждать, что жизнь ненужна. Продолжая рассуждение, сделаем тогда предположение, что все же жизнь имеет замысел и смысл. Учитывая, что человек рождается на этот свет и судьбой ему дарована жизнь, то следовательно есть определенная потребность в его жизни. Если бы ее не было, то он бы вовсе не родился. Отвечая положительно на вопрос о том, есть ли смысл в жизни, отталкиваясь от термина I, дальнейшее наше рассуждение превращается уже не в поиски того, есть ли смысл жизни. Решающим становится вопрос, в чем заключен смысл жизни. Т.е. нам нужно не доказывать существование слона (смысла жизни), а описать как он выглядит (в чем смысл жизни?).

Для того, чтобы еще больше приблизиться к пониманию с.ж., требуется задать вспомогательные вопросы: «в чем заключен смысл жизни?», «ради чего мы живем?», «в чем цель жизни?». Из этих вопросов можно дать  другую дефиницию с.ж. С.ж. – это цель человеческой жизни. (термин II). Рассматривая каждый обычный предмет, можно прийти к выводу, что все предметы в мире созданы для какой-то цели. Карандаш – для рисования, машина — для езды, мяч — для игры. Если, например, купленная нами бритва (предмет) больше не годится для бритья (цели) или не может быть использована для чего-то еще, то в ней нет никакого смысла и можно от нее избавиться. Так же и люди, если нет цели, для которой они созданы и живут, то нет смысла им жить. Постановка вопроса о с.ж. как цели, также как и термин I толкают нас к ответу, что смысл в жизни есть. Даже независимо от того, в чем именно заключен с.ж., исходя из того факта, что мы живем, можно утвержать, что мы живем не зря.

Вышеописанные дефиниции и попытки узнать, есть ли надобность в жизни, дают обобщенно ответ, что смысл жизни есть. Но ученым, философам и простым людям недостаточно знать, что он есть, а требуется точный ответ в чем именно состоит суть, значимость и цель жизни. Если учеными и философами движет намерение докопаться до научной истины, то человеком – обычное желание счастья, которое зависит от того, есть ли у него с.ж.

До того как попытаться ответить на вопрос, в чем именно состоит с.ж., разберем несколько важных проблем, которые позволяют задать определенные рамки для поиска с.ж.

II. Универсализм vs. Релятивизм.

Есть ли у всех людей единый и общий с.ж. или у каждого человека он свой особый смысл жизни? Если правильный ответ – «каждому свое», то получается, что смыслов жизни большое множество, и чем больше людей, тем больше смыслов жизни. Такая логика и метод постижения истины заранее обречена на научный пессимизм. При таком раскладе невозможно выявить единого определения значения и цели жизни, т.к. в каждой жизни, которых огромное количество, особый смысл, и нет единого для всего человечества смысла жизни. Методически такой подход к пониманию с.ж. можно назвать релятивистским. Получается следующая картина. Мир и все в нем относительно, непостоянно и неустойчиво. Истин много, и нет единой истины и единого правильного пути. Отсюда и смысл у каждой жизни свой, и целей человеческих жизней превеликое множество, и всему человечеству нельзя приписать обобщающий единый смысл жизни. Такое допущение делает познание смысла жизни бессмысленным мероприятием. Это как попытаться сжать воду.

С другой стороны, допущение того, что есть единый смысл жизни, который относится к людям любого возраста, пола, этнической группы и профессии, создает казалось бы более благоприятные условия для нахождения и понимания «с.ж.». Здесь философ заранее загоняет себя в четкие рамки и дает себе отчет, что искомое — что-то конкретное. Такой подход основан на универсальном и едином понимании мира и следовательно с.ж. (универсализм). На его принципах основано большинство мировых религий. Человек, придерживающийся какой-то религии и верующий в Высшую силу или Истину, уверен не только в том, что смысл жизни есть. Религия открыто повествует, в чем смысл жизни. В зависимости от религии, с.ж. характеризуется с использованием различных приемов, но его суть везде сводится к одному и тому же — духовному развитию, к просветлению и становлению добрее. В универсалистской (или религиозной) модели, смысл жизни можно характеризовать как долгосрочную и едва достижимую цель жизни человека. В религиях всегда ставятся такие цели, достижение которых крайне сложно. Со своей стороны это приводит к тому, что у религиозного человека цель жизни присутствует на протяжении всей жизни. Т.е. ему всегда есть куда стремится и куда развиваться. Например в буддизме, человек должен очищаться и только после полного духовного очищения он уходит в нирвану и наступает просветление. Теологический метод постижения истины хоть и не дает точного научного или, скорее сказать, научно доказанного определения цели (смысла) жизни, но зато дает четкое направление для движения к абстрактному с.ж., т.е. к просветлению. Но как быть тем, кто не придерживается никакой религии? Ведь для них, наверно, вопрос о смысле жизни не менее, а даже более важен, чем для религиозного человека, принимающего полностью религиозную догму.

III. Необходимо, чтобы человек сам осознавал смысл своей жизни“.

Если отталкиваться не от религиозного понимания смысла жизни, следует обратиться к еще одному критерию. Если в религиозной модели все дано заранее и человеку остается лишь принять и следовать этому, то в нерелигиозной предстоит все обстоит немного иначе. Тут важной составляющей будет индивидуальный поиск и осознание собственной цели в жизни. Учитывая разный уровень интеллектуальной и духовной развитости людей, цели могут быть разными по долгосрочности и качеству. Как бы то ни было, решающим будет являться то, считает ли человек, что у него есть смысл жизни и в чем конкретно он его видит. В релятивистской модели человек как бы сам определяет свой смысл жизни. Очень важно, чтобы он понимал, что у него есть цель в жизни, и что она как бы бесконечная. Ведь когда цель достижима быстро, то пропадает ее значение, т.е. жить получается больше незачем. Большая проблема в нерелигиозной модели связана с тем, что людям, которые внутренне не чувствуют с.ж, нужно убедиться и доказать самим себе, что у них есть какой-то с.ж. и что он заключен в чем-то конкретном. Для них существование с.ж. зависит от того, понимают ли они его. Когда охранник весь в работе и разнимает дерущихся, он убежден, что он живет не зря, хотя его функции и цели очень краткосрочны. С другой стороны тот же охранник в спокойной стране может ощутить свою ненужность и довести себя до самоубийства. В общем, пока человек не чувствует своим нутром, что он живет не зря, смысла в его жизни нету.

Принятие существования с.ж. и его точное определение, исходя из того, ощущаешь ли ты, что у тебя есть с.ж., ставит под сомнение независимое существование последнего. Т.е. опять-таки, получается, все относительно. Если ты считаешь, что у тебя есть с.ж., значит он у тебя существует. Если — нет, то – нет. Учитывая непостоянство духа, мыслей и настроения человека и разный уровень духовного развития, смысл жизни становится непостоянным. Непостоянство духа ведет к тому, что имея минуту назад смысл жизни, после встречи с неприятностями, человек теряет с.ж., но может на волне приятных событий обрести его вновь. Пошел дождь – не иду на работу, светит солнце – можно и поработать. Разный уровень духовного развития предопределяет то, какие цели человек ставит себе в жизни. Наверно, более духовно развитый человек ставит более долгосрочные цели и поэтому он не теряет смысл жизни быстро.

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что с одной стороны смысл жизни есть у всех и всегда, независимо от того осознает ли его человек и независимо от того, есть ли у каждого особый с.ж. или он для всех универсален. Но чисто с человеческой точки зрения, принятие существования некого абстрактного с.ж. без ясного видения его формы и содержания, не дает никакой реальной пользы. Если я не осознаю в чем именно смысл моей жизни, т.е. как мне жить и к чему стремиться, то знание того что с.ж. все же есть — бесполезно. С другой стороны, привязка существования смысла жизни к тому, видим ли мы его четкие очертания, может ввергнуть человека в большой пессимизм. Ведь тогда получается, что если человек не знает в чем смысл его жизни и не понимает его на мысленном уровне, то он начинает думать, что его реально нет. Из этих двух постулатов можно сделать следующий предварительный вывод. Теоретически смысл жизни есть у всех. Но без его четкого видения, человек может впасть в депрессию. Очень важно, чтобы человек осознал свой с.ж. Поэтому первая рекомендация людям, которые считают, что нет смысла в их жизни – это принять, что он все-таки есть, и искать его, прилагая серьезные умственные и духовные усилия. Ведь от того, что мы жалуемся, что у нас нет с.ж., нам не становится лучше. Вместо этого стоит приложить усилия и начать с того, чтобы его просто искать. Поиски, опять-таки, возможны путем мысленной работы, которую зачастую тормозит человеческая лень. Не ленитесь думать!

IV. Хороший или плохой смысл жизни?

Кроме вышеуказанных проблем [ I- есть ли смысл жизни вообще, II-сколько их, III-важно ли, что человек чувствует внутренне свой с.ж.], есть еще одна немаловажная. Она связана с качественной оценкой с.ж. Т.е. важно ли, чтобы смысл жизни человека нес в себе добрые, нравственные и духовно возвышенные цели? Если полемизировать опираясь на две теории познания, универсализм и релятивизм, то получается два результата. В универсализме все четко и ясно, смысл жизни должен строиться вокруг благих целей, высшее из которых служение Богу и людям.  В релятивизме, в котором каждая истина имеет право на существование, все далеко неоднозначно. Релятивист легко может отвергнуть нравственные критерии или игнорировать их, если это сопутствует осуществлению какой-то большой цели. Например для того, чтобы не допустить развал страны, диктатор может перебить всех мятежников и революционеров. С духовной точки зрения такой с.ж. может быть поставлен под сомнение, раз уж религия в корню осуждает убийство людей. Конечно, независимо от того, какой теории жизни человек придерживается, релятивизма или универсализма, это выбор каждого поступать так как он хочет. Даже религия осуждая безнравственность, дает человеку выбор и не принуждает его следовать определенному пути. Но здесь как и в рассуждении о том, есть ли нужность в человеческой жизни, ответ на вопрос «Необходим ли качественный критерий для с.ж.» риторичен. Другими словами, что лучше, быть террористом и иметь смысл жизни, или быть парковщиком, ненавидя свою работу и задумываясь о том, что у тебя нет с.ж.? В первой ситуации человек не мучается от отсутствия с.ж., но здравомыслящий человек скажет, что ему такой с.ж. не нужен. Таким образом, даже оставляя за скобками в чем именно состоит с.ж., можно сказать, что он должен преследовать духовно-нравственные цели, а не нести в себе беду и несчастье.

Даже если человек примет, что с.ж. есть, и даже если увидит конкретно свой смысл жизни, и к том уже он будет состоять из долгосрочной цели, этого не достаточно для того, чтобы человек всегда жил со смыслом. Ведь обстоятельства жизни всегда ставят перед человеком испытания и препятствия и могут лишить его какого-либо смысла жизни. Если человек хотел быть футболистом, но из-за внезапной войны потерял ноги, то у него нет больше с.ж. Даже при большом желании, он не сможет больше играть в футбол. Или богатый человек разоряется. Или даже не разоряется, но теряет любовь и стремление к деньгам. Или человек духовный попадает в такую ситуацию, когда его семью истребляют, и он, бросая жизнь священника, начинает мстить и становится убийцей. Все эти примеры показывают, как легко у человека может быть потерян смысл жизни, но с другой стороны, как он может быть изменен под давлением обстоятельств. Из этих примеров можно сделать несколько выводов, которые могут помочь приблизиться к пониманию смысла жизни для каждого человека. Во-первых, человек, имеющий долгосрочные жизненные цели, должен ревностно и терпеливо стремиться к ним и бороться  с вызовами судьбы. Футболист, потерявший ноги, может, например, попытаться стать тренером или спортивным комментатором и не уходить из футбола. Священник может победить свой гнев и не мстить, и тогда он, возможно, вырастит еще больше духовно через страдания. Или разорившийся миллионер может воспрянуть духом и снова сделать себе состояние. А богач, который теряет желание обогащаться, может найти новый смысл жизни, более высокий, например в виде помощи бедным, благотворительности и обучении молодых бизнесменов.

Из последней части можно сделать два умозаключения. Во-первых, человек, считающий что-то смыслом жизни, должен терпеливо и с большим желанием двигаться к своей цели. С другой стороны, чем более высока цель, как по решаемости, так и по духовному составляющему, тем меньше вероятности того, что человек однажды потеряет смысл жизни. При этом условие большого желания достигнуть жизненной цели остается необходимым. Например, редко на ровном месте духовный человек может поставить под сомнение нравственность и добродетель, как цель жизни. Зато многие богачи часто теряют любовь к деньгам и хотят простой человеческой и семейной жизни. Может быть смысл духовного человека сильнее, чем материалиста потому, что то, что человек духовный добыл духовным развитием является частью его души и это сложно отнять у него. А материалист дорожит вещами, которые не составляют его самого и при потере этой материи, смысл жизни пропадает автоматически.

Вывод

Попытаемся сделать общий вывод под темой «Смысл жизни». Во-первых, смысл жизни есть у всех, независимо от того знает ли он это или нет, иначе бы человек не родился. Во-вторых, есть два подхода к тому, сколько смыслов жизни: универсализм, считающий, что у всех один, и релятивизм, приписывающий каждому свое. Независимо от того, сколько их, важно чтобы человек самостоятельно ощутил свой смысл жизни, а это возможно только через умственно-духовные усилия. Даже религиозному человеку, который получает все из Библии, Корана, Бхагавад-гиты или Торы, нужно пропустить все это через себя и осознать, что это реально его смысл жизни. Слепая вера неустойчива и может быть потеряна при малейших трудностях. В третьих, здравая мысль подсказывает, что какую бы цель человек не считал смыслом жизни, она должна нести в себе добродетель. В-четвертых, смысл жизни должен содержать в себе долгосрочную и едва достижимую цель. Удачный пример этого – нирвана в Буддизме, завершающий круг перерождений. В-пятых, человек должен терпеливо и упорно двигаться к цели своей жизни и не падать духом под натиском трудностей, испытаний и препятствий.

И самое последнее, если человек не знает в чем смысл его жизни, ему нужно его искать, борясь против своей физико-духовно-умственной лени. Поиск с.ж. – это (наряду с претворением цели жизни в реальность) одна из двух составляющих частей смысла жизни. Каждый человек, который хочет быть счастливым, должен искать его в себе и не ждать, что кто-то или что-то откроет ему, в чем смысл его жизни. Как писал И.В. Гете: «Пергаменты не утоляют жажды. Ключ мудрости не на страницах книг. Кто к тайне жизни рвется мыслью каждой, в своей душе находит их родник».

Камран Гасанов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>