Социокультурные предпосылки евразийской интеграции

Наиболее очевидными причинами создания Евразийского Союза являются экономические потребности участников объединительного процесса. Однако успех будущего союза во многом будет зависеть от того, насколько сплоченным окажется единое информационно-гуманитарное пространство на территории России и государств Центральной Азии, в отношениях между которыми сохраняются определенные противоречия.

За и против

С появлением проекта создания Евразийского Союза, официально представленного в статье В. Путина, перед научным сообществом встало несколько актуальных задач, одна из которых связана с проблемой социокультурных оснований для евразийской интеграции.

Среди важных социокультурных факторов выделяют язык, культурно-исторический опыт, оценку исторического прошлого, а также имидж страны-участницы интеграционного движения, одним из локомотивов которого выступает Россия. Приведем краткий обзор пророссийских социокультурных оснований для каждого участника евразийской интеграции.

Казахстан

В Казахстане идея Евразийского Союза была впервые озвучена в 1994 г. В течение продолжительного времени президент Н. Назарбаев поддерживал ее на государственном уровне, в том числе в средних, высших учебных заведениях и академических институтах. За последние двадцать лет в Казахстане была проведена серьезная работа по изучению и формированию новой казахской идентичности в рамках евразийства. В частности, были изучены судьбы российского и казахского народов на территории евразийского степного пояса в исторической ретроспективе, проанализирован общий социокультурный опыт двух стран, как позитивный, так и негативный. Общность экономических интересов и наличие общей границы с Россией обусловили сохранение и использование русского языка в качестве официального.

Несмотря на противоречивый образ России, сегодня в Казахстане имеются достаточные предпосылки для усиления российского культурного влияния [1]. Средством достижения этой цели могут служить гуманитарные проекты, для реализации которых не требуется серьезная подготовительная работа, а нужны лишь финансовые и организационные затраты (пример – ежегодный Евразийский экономический форум молодежи, направленный на укрепление контактов в сферах науки, образования и бизнеса). Таким образом, активизация гуманитарного сотрудничества представляется наиболее актуальной задачей российско-казахстанских отношений на современном этапе, а высокий уровень политической культуры и готовность к интеграции – главными условиями успешной реализации крупных гуманитарных проектов на государственном уровне.

Узбекистан

С первых дней независимости Узбекистан взял курс на выстраивание узбекской идентичности, в которой не было места для России. На протяжении двадцати лет Узбекистан многократно менял свою внешнеполитическую ориентацию. До 2005 г. страна испытывала сильное западное влияние в ущерб российским стратегическим интересам. История взаимоотношений узбекского народа с Россией после 1991 г. преподносилась сквозь призму «агрессии» Российской империи и СССР, а русский язык был предан забвению в школах и университетах, где и сегодня ситуация в этом плане выглядит неоднозначно.

Отношение к России правительственных кругов и местного населения Узбекистана стало постепенно меняться в лучшую сторону с 2005 г. благодаря активным российско-узбекским межгосударственным контактам после Андижанских событий. И это несмотря на сохраняющуюся негативную оценку политики Российской империи и СССР, обиду за земляков, работающих в России, и некоторые другие факторы. Возможно, улучшению отношения к России способствуют ее военные (ОДКБ) и экономические (заработок для трудовых мигрантов) возможности, которые являются привлекательными для Узбекистана. Это находит свое отражение в вузовских программах по истории и государственности Узбекистана, где Россия фигурирует исключительно в качестве важного и надежного экономического партнера с середины 2000-х годов.

Таким образом, отношение к России в Узбекистане носит противоречивый характер: с одной стороны, в общественном мнении утверждается позитивный образ современных российско-узбекских экономических отношений, с другой стороны, преобладают и пропагандируются негативные оценки исторического прошлого.

К сожалению, ни евразийская идея, ни любые другие социокультурные основания в Узбекистане не могут сегодня рассматриваться в качестве основы для выстраивания интеграционных отношений в рамках Евразийского Союза во главе с Россией.

Выходом из сложившейся ситуации может стать интенсификация российско-узбекских отношений в гуманитарной сфере по следующим направлениям:

развертывание государственных программ социокультурной адаптации для трудовых мигрантов в России;

— продвижение программ воспитания толерантности у граждан России;

— реализация совместных грантовых проектов, направленных на изучение истории и современности российско-узбекских отношений;

— осуществление совместных вузовских проектов, организация стажировок в российских вузах для узбекских студентов и преподавателей не только по техническим, но и по гуманитарным специальностям;

— создание и поддержка центров изучения русского языка в Узбекистане;

— разработка программ повышения квалификации для узбекских преподавателей русского языка.

В настоящее время узбекская общественность проявляет все больший интерес к русскому языку. В связи с этим руководству России необходимо мотивировать российскую научную общественность для работы с гражданами Узбекистана, а также взять на себя финансирование затратных гуманитарных проектов.

Кыргызстан

За последние пять лет в Кыргызстане произошли две революции, в результате которых страна оказалась в состоянии гражданской войны со всеми вытекающими из нее последствиями (спад экономики, рост безработицы, бедность, социальные волнения, эмиграция населения). Решение проблем собственными силами представляется кыргызскому руководству трудновыполнимой задачей как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Поэтому оно ориентируется на внешнюю помощь, в частности, со стороны Соединенных Штатов, Китая и России, которые конкурируют друг с другом за укрепление своих позиций в Кыргызстане.

Россия по-прежнему пользуется в Кыргызстане значительным политико-экономическим влиянием, но в культурном плане теряет свои позиции.

Данные переписи населения Кыргызстана свидетельствуют о серьезном упадке русского языка в стране. Согласно данным последней переписи (2009 г.), 9% населения в возрасте старше 18 лет владеют русским языком как родным, а 50% представителей этой же возрастной категории считают русский своим вторым языком. Что касается кыргызской молодежи, то среди детей в возрасте 7–15 лет русскоязычными являются лишь 5% и всего 26% владеют русским в достаточной степени, чтобы считать его вторым языком.

В условиях падения уровня жизни, снижения качества образования и роста эмиграционных настроений в Кыргызстане ни о каких идейных мотивах интеграции республики в Евразийское пространство сегодня говорить не приходится. С учетом этого на первом этапе нужно будет более плотно интегрировать Кыргызстан в российскую и евразийскую экономику, что создаст необходимые условия для осуществления гуманитарных и культурных преобразований в долгосрочной перспективе. На следующем этапе необходимо будет повысить уровень и качество российско-кыргызского образования, реформировать его в условиях конкуренции с американскими и европейскими вузами. Важными задачами представляются создание центров влияния и распространения российской культуры и евразийской идентичности, региональных научно-образовательных центров по европейскому образцу, а также привлечение кыргызской молодежи к работе в российских НПО.

Таджикистан

Долгое время Таджикистан находился в состоянии тяжелого, затяжного экономического, социального и культурного кризиса, выход из которого остается актуальной задачей и сегодня.

Основным источником пополнения госбюджета являются перечисления трудовых мигрантов, работающих в России. По официальным данным, в 2011 г. из Таджикистана в Россию прибыли 900 тыс. мигрантов (при общей численности населения республики – 7 600 млн человек). Более 60% населения Таджикистана проживает за чертой бедности.

За последние двадцать лет в Таджикистане выросло целое поколение молодых людей, которые очень мало знают о российской истории, культуре, вкладе России в развитие своей страны. Современная ситуация в республике не предполагает наличия социокультурных оснований для ее интегрирования в Евразийское сообщество. Уровень образованности населения крайне низок. В 2010 г. русский язык был полностью исключен из делопроизводства, что еще больше ослабило культурное влияние России в Таджикистане.

Тем не менее Таджикистан уже сегодня готов стать членом Евразийского Союза. Основная причина – зависимость национальной экономики от внешних финансовых вливаний.

Для укрепления собственного имиджа и влияния в Таджикистане Россия должна позиционировать себя в качестве наиболее активного проводника экономической и гуманитарной политики в стране, поддерживать общественно-политический и интеллектуальный истеблишмент, развивать систему студенческого и научного обмена, поддерживать деятельность НПО и привлекать к их работе перспективную таджикскую молодежь.

* * *

Таким образом, в центральноазиатском регионе сегодня наблюдается противоречивая тенденция: с одной стороны, Россия принимает активное участие в экономической жизни государств Центральной Азии, с другой стороны, происходит культурное и языковое выдавливание России из региона (исключение – Казахстан). В ряде стран Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан) предпосылки для евразийской интеграции обусловливаются, главным образом, ориентированностью их национальных экономик на Россию еще со времен СССР, а не существованием единого социокультурного пространства на территории региона. В ближайшей перспективе основным стратегическим партнером и единомышленником России в плане евразийской интеграции будет лишь Казахстан. Усиление интеграционных устремлений остальных государств региона будет напрямую зависеть от политики России.

Первостепенной задачей России в Центральной Азии должно стать содействие развитию экономической интеграции на евразийском пространстве с последующей активизацией контактов в гуманитарной сфере. Необходимо создавать новые условия для усиления российского влияния в регионе, а не пытаться реанимировать прошлое в отношениях России со странами Центральной Азии. Очевидно, что наряду с привлечением молодежи и специалистов из этих стран к деятельности российских НПО потребуются меры по дополнительной мотивации представителей российского научного сообщества для работы непосредственно в центральноазиатских республиках.

Рустам Ганиев
К.и.н., каф. истории России Уральского федерального университета

РОССИЙСКИЙ СОВЕТ
ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>