Сокровища гератской крепости возвращаются домой: размышления на тему выставки миниатюр

В гератской крепости открылась выставка, на которой представлены репродукции известных миниатюр. Многие картины были написаны в самой крепости в 15-16 веках. В то время Герат был центром исламского искусства и культуры. В последующие десятилетия, когда династии приходили в упадок или менялись, эти миниатюры оказались разбросаны по всему миру, завершив свой путь в различных коллекциях. Целых сто из этих крошечных, но драгоценных миниатюр были сфотографированы и увеличены при помощи специальной процедуры. Это даёт этим репродукциям то, что один из организаторов назвал «блеском, искрой, необходимой деталью… которая позволит целым толпам людей увидеть их». Старший аналитик «Афганистан Аналистс Нетворк» Кейт Кларк взглянула на то, что делает эти картины такими особенными.

Довольно необычная выставка открылась в Герате 2 декабря: на ней были выставлены репродукции целых ста миниатюр, сокровищ исламской цивилизации. Картины в основном датируются пятнадцатым веком, когда Герат был местом, где располагался могущественный суд Тимуридов. В то время художники иллюстрировали стихотворения, уделяя большое внимание деталям. Художники вдохновлялись произведениями этого региона, такими как, например, Фирдуоси, который написал Шахнаме в провинции Газни в 10 веке; Саади, который родился на территории современного Шираза (Иран) и Джами из Герата. Наиболее известным художником среди них был Кемаль-ад-Дин Бехзад (примерные годы жизни 1450-1535). Его семинары привлекали художников со всего региона. Во то время, как в Европе начиналась эпоха возрождения, расцвет художников был связан с покровительством королевы Гаухаршад, женой правителя Шахруха, которая была знатоком поэзии и миниатюр.

После того, как династия Тимуридов прекратила своё существование, в 1507 году суд их преемников, Моголов, стал располагаться в Кабуле. Позднее он переехал в Агру, которая находится на территории современной Индии. Многие миниатюры, нарисованные в Герате, также переехали. Некоторые другие были перевезены в Тебриз, территория современного Ирана. Впервые с тех пор эти картины можно увидеть в Афганистане, в стенах великолепной гератской крепости, которая была центром власти правителей Тимуридов. После того, как крепость пришла в упадок, она была реконструирована в 2007-2010 годах.

Тимуридский султан, Хусейн Байкара советуется со старцем. На заднем фоне расположилась гератская крепость. Иллюстрация была выполнена Бехзадом к поэме Низами «Искандер-наме» в 1494 году в Герате, оригинал находится в Британской библиотеке. Эта и последующие миниатюры являлись частью коллекции в Кабуле, которая принадлежала в 16 веке Тимуридскому правителю Бабуру и его сыну, Хумаюну. В 1555 году Хумаюн перевёз коллекцию в Индию, откуда через 3 века она попала в Британию.

Во время просмотра этой выставки Сиражудин Сидикки, родом из Кабула, отметил, что реконструированная крепость, «один из самых великолепных памятников Тимуридов в Афганистане и достояние всего человечества» отчаянно нуждалась в том, чтобы вернуть себе былую славу. По его словам, выставка миниатюр в крепости как будто вернула ей прежний вид. Профессор Майкл Берри, организатор выставки, а также общепризнанный авторитет в вопросах средневекового исламского искусства, описывает величие и гармонию гератской школы миниатюр следующим образом:

«Они создавали свои работы используя великолепные минеральные пигменты – лазурит для голубого цвета, малахит для зелёного, аурипигмент для жёлтого, при помощи киноваря они получали красный, золотой и серебряный цвета – получался целый сказочный мир. Фигуры проплывают на фоне цветочных садов и превосходной архитектуры – всё передаёт глубинные духовные идеи суфизма»

Духовная значимость этих картин была очевидна в то время. Берри говорит, что величайшего художника среди всех художников того времени, Бехзада одобряло духовенство и его картины считались святыми. Другой организатор выставки, Рохулла Амин (глава американского института исследований Афганистана в Кабуле), сказал, что ему сложно было подобрать слова, чтобы описать эти миниатюры.

«Это очень тщательно выполненные, прекрасные работы, выполненные в то время, когда ещё не существовало увеличительных стёкол – весьма удивительно… Художники изображают бороды, ресницы и брови в своих работах. На каждой картине можно увидеть какое-то феноменальное количество историй, философию и религиозные убеждения суфиев. Это так изысканно, так насыщенно, как будто каждая картина — это книга»

После того, как посетители выставки заплатят 20 афгани (примерно 30 центов) за вход в крепость, они смогут увидеть шедевры, которые были нарисованы для королей. Посетители даже смогут рассмотреть их гораздо лучше, чем сами монархи, имея возможность рассмотреть детали, которые на оригинале почти не заметны. Впервые после того, как миниатюры на протяжении многих лет были разбросаны по разным коллекциям и страницам манускриптов, их можно увидеть бок о бок. Профессор Берри, который провёл исследование, устанавливая местоположение многих картин, которые теперь собраны вместе в Герате считает, что эта выставка стала достопримечательностью Герата.

«В тех местах, где есть оригиналы этих картин, их приходится хранить в темноте, потому что свет может их повредить. Только благодаря техническим достижениям мы смогли сделать репродукции этих картин на металлической поверхности. Это придаёт миниатюрам блеск, сияние, помогает добиться точности сохранения деталей и позволяют их увидеть большому количеству людей, занимая при этом позицию королей. Даже если у вас есть манускрипт в полной сохранности, вы сможете выставить только пару страниц, но используя эту технологию мы можем видеть целую книгу. Это весьма ощутимое достижение. Вы можете увидеть картины на стене, вместо того, чтобы просто пролистывать их на своём компьютере.

Мальчики и девочки на занятиях в школе в мечети. Иллюстрация была выполнена Бехзадом к поэме Низами «Лейли и Меджнун» в 1494 году в Герате, оригинал находится в Британской библиотеке.

Отзывы на картины

Рохулла Амин был поражён тем, насколько похожи люди, изображенные на картинах, на тех людей, которых можно встретить, прогулявшись по улицам современного Герата. ««Миниатюры могут многое рассказать о прошлом», — говорит он, — и помогают донести информацию до нынешнего поколения. Когда один человек говорит другому: «Ты не принадлежишь этой земле!», картины показывают то, что все принадлежат этому клочку земли, который делится своими ресурсами и идентичностью. Они помогают понять нам, кто мы и откуда».

Амин считает, что выставка также посвящена поразительной и нетипичной истории афганского народа, а также центральному положению страны в мировой истории. «Торговец мог поехать в Пекин, Стамбул, Тебриз или Венецию, однако Герат располагался в центре». Майкл Берри, который по совместительству является историком и человеком, который провёл не один десяток лет, работая в гуманитарной сфере и сфере защиты прав человека в Афганистане, говорит о том, что признание значения Герата и Кабула в исламской культуре важно, как для самих афганцев, так и для всего мира.

«Это не провинциальные или какие-то отдалённые центры. Они были сосредоточением творческой деятельности. Они не были просто подвержены культурному влиянию соседних Ирана и Индии, или каким-то дополнением к цивилизациям Ирана и Индии, какими эти центры часто показываются. Это были центры, из которых такие цивилизации развились. У меня перехватывает дыхание, когда в каком-нибудь европейском или американском музее, под экспонатом стоит табличка, на которой написано Герат (Иран), как будто люди этого города никогда не существовали. Никто не может оспорить то, что королевство под названием Афганистан возникло ещё в 14 веке и жители Герата и Кабула являются полноправными наследниками того, что создали их предки, точно также, как и жители других стран являются наследниками того, что было создано их предками…Это часть восстановления опустошенной страны, для того, чтобы напомнить афганцам о том, чего были способны достичь их предки, как путь, по которому следует идти как в настоящем, так и в будущем».

Для Сиражудина Сидикки эта выставка имеет несколько более широкое значение, он признателен за понимание то, как исламское искусство включает в себя символизм. Амин почувствовал тоже самое: «Наша религия, наше общество и наша культура не были такими, как сегодня говорят салафиты. Мы были толерантными».

Ахмад-шах Дуррани во время битве при Панипате в 1761 году. Оригинал находится в Британской библиотеке.

Гератская школа в мире

Влияние гератской школы распространилось далеко за границы современного Афганистана. В 1545 году сын могольского императора Бабура, Хумаюн отступил из Индии в Кабул под угрозой династического соперничества. По словам Майкла Берри, Хумаюн был очарован миниатюрами, которые перевезли из Герата в Кабул сорока годами ранее. Он пригласил художников, которые едва сводили концы с концами из Герата, а также других, более удалённых мест, включая Тебриз в Иране, в Кабул, где была построена новая академия. Позже, эти художники последуют за Хумаюном в Индию, где будут обучать новое поколение художников. «Так называемый могольский стиль является ответвлением от кабульской школы, которая является ответвлением от гератской школы», — рассказывает профессор.

Имя Герата хорошо сохранилось в исламской культуре. «Моголы в Индии, Оттоманы в Стамбуле и Сефевиды в Иране», — говорит Майкл, рассматривая Герат как модель совершенствования, некоторый аналог Флоренции для европейцев. «Даже гораздо позже», — говорит Берри, — «когда французский импрессионист Анри Матисс впервые увидел миниатюры Бехзада в 1903 году в Париже, он был ошеломлён их красотой. Они совершенно изменили его стиль, поэтому через кисть Матисса, его цвета и композицию гератская школа повлияла на современное искусство».

Описание четвертой картины: принцы собрались в садах Бабура при его дворце в Кабуле. Иллюстрация была выполнена Миром Мусаввиром и его сыном Миром Сеидом Али (основоположники могольской школы искусств) примерно в 1550 году в Кабуле, оригинал находится в Британской библиотеке.

Следующие планируемые выставки

Для тех, кто не сможет посетить выставку в Герате планируется вторая выставка миниатюр в Кабуле, которая будет проводится в Баги Бабуре ориентировочно во время Новруза в 2018 году. На выставке будет сделан акцент на картины, написанные непосредственно в Кабуле. На ней будет представлена репродукция эпического изображения позднего могольского периода, посвященного королю Ахмад-шах Дуррани во время битвы при Панипате в 1761 году. Возможно, будут и другие выставки, посвящённые художникам в других городах Афганистана – миниатюры, иллюстрирующие поэмы Джалаладдина Руми в Мазари-Шарифе или миниатюры, иллюстрирующие Шахнаме в Газни. Привлекательность показа высококачественных репродукций и произведений искусства в их собственном качестве означает, что теперь возможно проведение большего числа выставок в новых местах.

Американский Институт исследований Афганистана является ключевой организацией, ответственной за проведение выставки при финансовой поддержке посольств Франции и США.

Автор: Кейт Кларк
Перевод: Александр Гнедчик

Центр Гумилёва в Афганистане

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>