Солнечная Русская Голова (Христос и Креститель)

Начало: Олень и Яйцо

Астрономические движения планет, галактик, мировых светочей, зафиксированы в религиозном и мифологическом календаре. Если разобраться в календарной и апокрифической символике, то сквозь священные образы мы узрим эклиптику движения светила по годовому и человеческому небосклону…

Творцы русского календаря даже звучат одинаково — Христос и Креститель. И это так только в русском (церковнославянском) языке. К этому вопросу мы ещё вернёмся.
Праздники Иоанна Крестителя на Руси — наиглавнейшие. Особенно Иван Купала — Летний Солнцеворот. И Крещение…
А день Усекновения Главы Иоанна Крестителя почти совпадает с Осенним Равноденствием — до него рукой подать.

Падающее Солнце

Девица Саломея плясала для царя Ирода изысканный «Танец семи покрывал». Похотливый отчим обещал плясунье за творчество — всё, что она пожелает. А пожелала девочка голову Иоанна Крестителя.

Словно бы самка богомола побожилась раскроить череп у самца-богомола. Великий Оскар Уайльд предположил, что заводной пружиной кошмарной сцены была отвергнутая любовь принцессы к пророку. Его пьесу «Саломея» запретили и в России и в Англии, но впечатление на русский Серебряный век она произвела самое искромётное:

В тени дворцовой галереи,

Чуть озаренная луной,

Таясь, проходит Саломея

С моей кровавой головой.
(Александр Блок)

Структуралисты и психоаналитики сего дня объясняют чудовищный девочкин поступок чем угодно: миметизмом (навязчивым повторением) поведения матери (Рене Жирар). А также наследием древних кровавых культов Средиземноморья. Якобы амазонки, фракийские женщины и Клеопатра (а до них Диана и Афродита) всегда убивали (и убивают) своих возлюбленных. Тут и до истории насекомых, до басни о самках богомолов и пауков недалеко. Мир схлопывается до своего пустого и кровавого нутра.
С этнографической точки зрения «Усекновение Главы Пророка» суть календарное «падение Солнца вниз», зафиксированное в мифе и астрономическом христианском календаре.
Осенний праздник гибнущего светила — универсальный повод для радости многих народов. Будь-то «Хелоуин» — сожранное демонами Тыква-Солнце. Или мексиканский День Мёртвых (Día de los Muertos), когда черепа (тоже символы окочурившегося Огненного Шара) красят во все оттенки радуги. И смеются-заливаются. А потом ритуальный сахарный череп (calaveras de azúcar) съедают! Что есть триумф потусторонних кондитеров.
Солнце продолжает «падать вниз» за горизонт. Оно ещё петляет, как Колобок, но силы светила уже не те. Скоро оно сгинет в пасти хтонической лисы. Скоро превратится в голову усопшего Богатыря (с Мёртвой Головой тягался и советовался сказочный Руслан).
Наступает Дмитровская суббота — по-народному «пир козла», где празднуют ритуального козляра-гусляра.

Покойнички на Русь Дмитриев день ведут. Покойнички ведут, живых блюдут.
Когда тепло на дворе, старики приговаривают: «Покойнички по нас радуются».
«Козла-золотое копытце», как шоколадное солнышко, счастливо пожирают…
А в Беларуси ещё и целуют в мёртвые глаза. А в Орловской губернии лобызают очищенный от семян подсолнух перед обрядовым броском в осенний костёр. Будто Саломея голову Иоанна в пьесе Уайльда…
В Молдавии же всю эту роскошь всеобщего поминовения запивают отличным молодым вином сорта «Изабелла».
Herodias_Juan_de_Flandes

Потом в календарной зимней кутерьме Солнце исчезнет.
Чтобы в Крещение Иоанн Креститель вновь вынул его из нездешних вод.
Солнце мира — Исуса Христа.

Дублёр Христа

Апокриф «Мученичество святого Евстафия и кровных его» стартует с охоты
стратилата Евстафия-Плакиды на оленя. Неожиданно почти пойманный олень начинает говорить человеческим голосом. Со зверем происходят невероятные метаморфозы:

«Ибо на голове увиденного им оленя между обоими рогами его был ярко сверкающий, как пламя, горящий крест, а между этими изображениями страсти Господней в воздухе, будто на иконе, начертан был сам претерпевший во плоти за нас. И тут же прозвучал глас: «Что ты гонишь меня? Я — Исус Христос».
Олень древний образ солнца. И христиане исподволь почитали Христа за Солнце. Рождество Христово приходится на Зимний Солнцеворот, когда по поверьям большинства народов мира светило рождается из бездны. А главный образ христианства известный нам с детства — красное пасхальное яйцо — образ Пречистого Солнца и Царства.

Иоанн и Исус словно два аспекта светила. Исус символизирует — солнышко триумфальное и восходящее. Он рождается в зимнее солнцестояние, воскресает в районе весеннего равноденствия и преображается на исходе лета «фаворским светом». Иоанн будто бы солнце нисходящее — «падающее вниз». Рождённый в летнее солнцестояние — теряет голову-солнце на «Головосек» (11 сентября) и встречает нас уже на Крещение (посреди зимы) представляя всем видимым и невидимым мирам Явление Христа. Дальше «ему расти, а мне умаляться»…

Образы Солнца-Иоанна и Солнца-Исуса породил немало противоречий в прошлом. Мировое светило раздвоилась.
Близнечность — необходимый атрибут любого мифа (мифа как «явленного чуда» — по Лосеву) и «Новый Завет» конечно же не исключение. Там есть Мария Богородица и Мария Магдалина, Иуда Искариот и Иуда — «Брат Господень». У Исуса есть и натуральный близнец — как две капли воды похожий на него апостол Фома. Активная часть страстей Завета начинается Иоанном Предтечей, а заканчивается Апокалипсисом Иоанна Богослова.
Иоанна и Исуса ещё при жизни путали. В первую очередь сбился предтечин убийца: «Царь Ирод, услышал об Исусе, ибо имя его стало гласно и говорили: это Иоанн Креститель воскрес из мёртвых, и потому чудеса делаются им… Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил, он воскрес из мёртвых» (Мк 6, 14-16)

Более того в церковнославянском (и только в церковнославянском языке) имена Пророка и Бога-Сына звучат практически одинаково: «Христос» и «Креститель»!

Иоанн или, точнее, Йоханáн, евангелистами именуется Окунателем («baptist»). Основной обряд, давший Иоанну это название, а его школе — её характер, был обрядом полного погружения в воду — «т’билá». А потому греческое слово «баптистэс» является переводом еврейского слова «hамтаббэль» — производного от т’била (погружение). Совпадения понятий «Крест» и «Крещение» нет ни в латинском, ни в греческом, ни в иврите, ни в арамейском. Только в церковнославянском!

Стоит ли удивляться, что неразбериха на тему — «какое солнце мира главное?», — не закончилась и по сию пору: В Ираке и Иране по-прежнему и в XXI веке существует (вопреки всему ужасу в Месопотамии царящему) церковь мандеев, считающая именно Иоанна истинным спасителем мира.

Если бы я был структуралистом…Execution_of_John_the_Baptist_icon02

Если бы я был структуралистом, как Леви-Строс или Пропп или Дюмезиль, я бы конечно сравнил Христа и Крестителя с другими богами-героями календарного круга. И нашёл бы немало общего между ними и древними арийскими богами — Варуной и Митрой. К тому же Христа часто сравнивали с Митрой. И даже, скорее всего, первохристиане переняли у митраистов имя «Пречистое Солнце» для своего нового Бога. Праздник рождение Митры — Ялда как и Рождество на Зимнее Солнцестояние. Христос как и арийский бог справедливости родился в пещере…
Бог же Варуна первичнее Митры. Так и Креститель предшествует, рождается и проповедует раньше Христа. Варуна, как и Креститель отвечает за воды и хляби. Он и достаёт Митру из себя и из первозданных вод и небес.
У греков герой-титан Прометей «отвечал» за восходящий аспект календарного Солнца. Прометей был распят на скале…
А брат его Эпиметей «смотрел» за нисходящей частью годового круга — от летнего солнцеворота (открытие «Ящика Пандорры», когда свет умаляется, а ужасы и грехи расползаются по Земле) до зимнего (на дне жуткого ящика лежит Надежда).
Собственно в западнохристанском мире так оно и есть: Иоанн и Исус «честно» делят год и календарь пополам.
«Русаки же мои не так…» (Аввакум).
У русских же всё как обычно не так.

Русское время

Мы отметили «близнечность» в этимологии имён-титулов Христа и Крестителя в церковнославянском. Но в православном календаре и в русском мифологическом мире роль и житие Иоанна Предтечи воистину глобальны и в отличии от западнохристианского контекста — просто гипертрофированны. Потому что у русских он отвечает не за половину календаря, а за весь календарь. А приключения «Солнечной головы пророка» формируют основные константы русского времени.

Обретение главы Иоанна Предтечи — православный праздник в честь наиболее почитаемой части мощей Иоанна Предтечи — его главы. В традиции Православной церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение произошло в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Праздник первого и второго чудесного обретения отмечается Церковью 24 февраля (8 марта) .
8 марта у славян традиционный «День Птиц». Весеннее обретение главы народ переиначил в обретение птицами гнёзд: «На Обретенье — птичье потенье, гнёзд обретенье», «В день Обретения птица завивает гнездо, а перелётная летит из Вырия (Рая)». Обретение связывают с приближением весны: «Обретения, поворот погоды на весну».
Неудивительно, что именно 8 марта в XX веке утвердился главный весенний праздник…Obretenie_glavi01
25 мая (7 июня)  празднуется третье обретение главы.
Это — Иван — Медвяные росы. В этот день скотину выгоняли на поскотину после того, как сойдёт медвяная роса. Начинали сбор лекарственных растений…
Голова была обретена в третий раз неподалёку от Сухума в Абхазии, что имеет конечно же прямое отношение к Русской стороне Света…
Без преувеличения мы можем констатировать, что с точки зрения священной истории «трек» Головы Крестителя по годовому кругу репрезентует астрономические вехи движения Солнца. В свою очередь, через календарные праздники, через Житие Пророка Иоанна и через Обретения его Главы формируется мифологическая основа русского мировоззрения…

Топос Иоанна

О Крестителе известно, что он живёт в Пустыне тем, что добывает там мёд. Это странная взаимосвязь оставленности, заброшенности, гиблости с представлением о сладости, медоточивости, янтарности и златости поражает и тешит воображение.
В православии, а впоследствии в русской религиозной мысли понятия «Пустыня» и «Мёд» оказались идентичны. Более того, покровитель Соловецкой обители Зосима числится на Руси и главным пчельником.
Русские пчеловоды называют преподобного Зосиму хранителем пчёл. В одном из древних стихов читаем: «Попаси, Зосим Соловецкий, пчёлок стаями, роями, густыми медами».
На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. «Без Бога — ни до порога, а без Зосимы — Савватия — ни до улья». Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты, благочестия. Пчелу считают Божией угодницей, она доставляет воск на свечи; пчела жалит только грешника. При том, что никакие пчёлы в студёных садах Соловков конечно не живут. Связь пустынножительства и бортничества изначально тянется от подвигов Иоанна Крестителя…

Иоанн пророк Пограничья — он находится между Ветхим и Новым Заветом. Потому пространство Иоанна — земной Рай — необитаемая и карамельная Земля между нашей планетой и Царствием Небесным.
Не удивительна отсюда и средневековая легенда о Пресвитере Иоанне.
В XI веке среди крестоносцев Палестины, среди отшельников и стратегов Византии возникло представление о Царстве христианского государя далеко на Востоке — По-Ту-Сторону-Багдадского-Халифата. С несметной воинской силою Иоанн (повелитель удивительных зверей и хозяин бездонной казны) скоро придёт из азиатской пучины. Он выручит христово воинство от басурман и спасёт честной люд от притеснителей и олигархов…
Совершенно всё равно какого именно Иоанна имели в виду интеллектуалы Иерусалима и Константинополя — авторы мифа о Священном Царстве на краю Ойкумены.
С первых веков христианства жива молва о том, что апостол Иоанн Богослов не умер, а ушёл на Восток. Там он и будет прибывать до своих апокалиптических пророчеств. Иоанн Златоуст был сослан на «Дальний Восток» Византии — в Абхазию. Там же произошло и Третье обретение Главы Иоанна Крестителя. Византийские монахи отправились за Солнечной Головой в Колхиду будто за Золотым Руном.
(Спустя сотни лет герой красного киномифа «товарищ Сухов» обнаружил в песках Каракумов «белое солнце пустыни» — голову нукера Саида. Так начинается приключенческий синема-роман. Сухов выкопал Саида и обрёл «магического помощника» и «духа покровителя»…)
Мандеи, считавшие Иоанна Крестителя — подлинным Спасителем мира, тоже жили на Востоке от Палестины — в южной Месопотамии. В легенде о Царстве Пресвитера Иоанна посему была закодирована «альтернативная» история Земли. Иоанн окружён неизвестными науке животными и зверолюдьми. Его государство набухает нездешней энергией, всё потенциальное, невозможное (включая «потерянные колени Израилевы») нашло там себе приют…Obretenie_glavi03

Итак — топос Иоанна — медовая пустыня, Солнечное Царство на Востоке.
В апокрифах повествуется о путешествии святых Зосимы и Савватия, угодников Соловецких, в далекие восточные страны, откуда они, по повелению Божию, принесли в набалдашнике посоха матку пчелиную и, пустив ее в русскую землю, положили этим начало пчеловодству.
Иван-Царевич в сказке тоже отправляется в страну Зари за Жар-Птицей, воровавшей «молодильное яблоко» (мы уже знаем, что яблоко — это голова)… Отправляется далеко-далеко в кромешную тьму, в «навигационные сумерки», растворяется в «женских водах» бездны, дабы обрести потерянное Ночное Солнце. Между «потерянным Солнцем» и «потерянным Царством», как мы видели отсутствует символическая разница.
В «актуальном» Царстве Пресвитера Иоанна — в Киргизии — стране, где в средневековье стояли сотни христианских (несторианских) () храмов я недавно повстречал русского бортника-старовера. На дороге у Иссык-Куля старик продавал сладчайший сотовый мёд из тянь-шанских трав. Разумеется киргизы не добывают мёд. Это стали делать русские раскольники, поселившись в чудесном краю. Так вот, дедушка честно и уверенно утверждал мне, что мёд сей очень давно до него добывал в Киргизии Иоанн Креститель. Такое там живёт предание. Какой Иоанн? Пресвитер или Креститель? Для бортника уже разницы не было. Он мыслил глобально — с точки зрения универсального Иоаннова Царства — медового рая на краю света.

Любовь Бога

Райское и блаженное качество Царства так или иначе связано с этимологией имени ИОАХААН, что обозначает «Жалость Бога», «Милость Бога» и «Любовь Бога».
Подобными титулами до Иоанна был награждён лишь «Отец Народов» пророк Авраам.
Ну а после Крестителя носителями «дружбы» и «любви» Бога считали себя шиитские имамы — потомки Али и Фатьмы. Это принцип «велаята» — «дружбы Бога» — «Дустан-а-Худа». Последний «Двенадцатый имам» Махди согласно шиитским пророчествам должен спасти этот грешный мир…
В средневековых хрониках Предтечу поэтично именовали «Утренней звездой», возвестившей появление Христа. Астрономически это соответствует и динамике проявления Вечерней и Утренней Звезды на небосклоне… По сему — сакральное месторазвитие Иоанна — пространство Любви, Пустыня тысячи цветов…
Край медовых рек и кисельных берегов.

Что уж говорить про русских, если у них «Иван» самое популярное имя для царей и мужиков. В послеордынскую эпоху сказки об Иване-царевиче и Иване-дураке напрочь вытеснили из народного эпоса былины о богатырях Владимира Красное Солнышко. Русь, как бесконечная пустыня, на дальних поприщах коей текут из Рая молочные реки — это Пустыня Иоанна, округ божьей жалости и любви.
Именно поэтому почитание Крестителя на Востоке (в отличии от Запада) достигло глубин этнической психологии. «Иоанновы дни» наполнены сладострастным языческим содержанием. Иван-Купала на Руси — эротический праздник первозданной любви и чувственных удовольствий. (Да и институт брачного «Медового месяца» наверняка происходит из нашего «Иоаннова Рая»). На «Медвяные росы» женщины катаются нагими в полях. Так они приманивают к себе красу и возвращают молодость. А на Крещение весь русский христианский люд без знаков различия голыми скачет в ледяные проруби. Но это и ещё и «Зимний свадебник», именно на Крещение предпочтительно сочетаться парам. А Второе обретение Главы Предтечи — любимейший советско-языческий весенний праздник — 8 марта!
Русь — страна бабская! О том, что Россия — Женщина нам немало написали философы-софиологи. Мати-пустыня, ровная и шёлковая, как девичья и змеиная кожа…
Но посреди её всегда стоит праведник — бессеребряник, безбрачник, молитвенник и постник. Он одинок и свят. Его подвиг растёт из времён Иоанна Предтечи. Он беседует с лесными непугаными зверями, как Сергий Радонежский. Он живёт на дереве, как птица, как шаман, как Павел Обнорский! Из гиперборейских льдов он покровительствует пчёлам — как Зосима Соловецкий!
И вокруг него вертится Русь — миллионами древесных крон, лошадиных и человеческих голов!

Для русских «время Иоанна» словно натянутая нить между язычеством и ортодоксальным христианством. Будто «лествица райская» Иоанна Лествичника…
Солнце Иоанна стянуто в струну календаря. Там оно бесконечно движется, будто электричество в круге. Согласно новейшей физике, энергия таким образом может крутиться практически вечно.
Множественность образов Иоанна, оригинальность взаимоотношений Крестителя и Христа практически невозможно понять с точки зрения нашего видения, земного взгляда. Будто бразды иных измерений колеблют наш ограниченный мир.
Нам придётся обратиться к сложным метафорам, чтобы найти объяснение «многосолнечности» русского календаря, подлинный смысл нашей священной географии…

Тессеракт Орто-ДойдуDSC04341

В Якутии в Хангаласском улусе в этнографическом парке Орто-Дойду («Срединный мир») министр культуры Саха Андрей Борисов организовал строительство странного деревянного артефакта. Это «мировое Древо» Аал Улук Мас.
В принципе мировых священных деревьев видал я немало, есть и его современные «аналоги», такие как масштабная гигантоманская постройка «Бай Терек» — вышка-небоскрёб посредине Астаны.
В Орто-Дойду «дерево» привязано к рельефу — «прислонено» к горам. Т.е. «деревянная крона» и «ствол» «лежат» вдоль возвышенности — под 45 градусов относительно земли. «Корни» выстроены на ровной земле (под нулевым градусом), как скамейки и изгороди для празднования Ысыха — летнего солнцеворота. Они горизонтальны, они сделаны «для людей». «Крона» и «ствол» это несколько иное «диагональное» и ступенчатое пространство для активных участников церемоний. Ну а сам «лествица»-«ствол» неожиданное «перетекает» из диагонального состояния в вертикальное. (С 45 градусов к 90). И заканчивается «священным домом-юртой» в центре круга, ровно посреди «кроны». Там должен находиться жрец, священник, Бог… «Оттуда» совершается таинство и крона начинается стремительно вращаться, ствол растягиваться, а корни мира шевелиться…
Возникает оптическая иллюзия на грани галлюцинации, в трёхмерной коробке зримого бытия грезится «четвёртое-пятое измерение». В вертикальной юрте мне открылась метафора Иоаннова Царства и Русского времени.
Бесконечные «солнца иоаннова календаря» суть крона земного космоса, где пустыни, степи, реки, звёзды и кометы связаны общей судьбой. И висят, как груши, как молодильные яблоки, как иоанновы головы на колесе мирового древа.
Судьба Крестителя — динамика солнцеворота. Судьба Христа — бытийная ось — Он возносится вверх — в пасхальные небеса и прожигает собою трюмы хаоса (Сошествие в Ад). Он — небесный стержень, связывающая человеческую горизонталь и солнечную диагональ на вертикальном столпе.DSC04348
Якутские изобретатели использовали эффект «смещения центра», стержень композиции, сместившись вверх, распрямил искривлённое пространство. Относительно «кривого» пространства «кроны» и плоского пространства «корней» вертикаль священной юрты в центре кажется храмом из иного измерения. Орто-Дойду есть открытое архитектурное пособие по «седлообразной» римановой геометрии с «отрицательной кривизной». Заметим, что из математики и геометрии Римана выросли «четвёртое измерение» — эйнштейновское время, «пятое (световое) измерение» Калуцы-Клейна и все современные теории «множественности миров».
Зодческая находка Борисова сродни прозрениям Сальвадора Дали, изобразившего Христа распятым на «гиперкубе-тессеракте» в «многомерном гиперпространстве». А мировое древо в Орто-Дойду пока мало кому ведомо. Больше известно, про стоящий неподалёку зоопарк. А мне бы хотелось обнести арт-объект хрустальной стеной. Мало ли чего…DSC04351

Иваново «Явление…»

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» по праву считается одним из главных культурных манифестаций позапрошлого века. Он рисовал её двадцать лет, а когда дорисовал — умер. Картина примирила славянофилов и западников, мракобесов и революционеров, художников и царедворцев. Потому что она запечатлела архетипы русского мира.
На Иордане посреди толпы из будущих апостолов, грешников, рабов и римлян возвышается Иоанн Креститель в верблюжьей шкуре. Он — в центре народных масс и в центре иллюстрации. Предтеча указывает дланью (к тому моменту эту длань привезли в Петербург мальтийские рыцари-иоанниты) на Христа — далёкого, отделённого, озарённого светом. Опоры сбиты, «центров» — несколько. Есть «центр человеческий» и «центр трансцендентный». Креститель и Христос. И лица и лики с картины Иванова. Сотни и сотни портретов. Это мы с вами. Вокруг Иоанна на полотне Иванова. Кто-то из нас поверил ему и тоже глядит на Христа…
В картине Иванова «Явление Христа народу» сюжетный центр, оправдывающий название этого грандиозного полотна, значительно удален от переднего плана и бросающегося в глаза «стержневого персонажа» картины — Иоанна Крестителя. Художник использовал эффект «смещённого центра композиции».
Есть актуальный центр — Солнце-Иоанн и смещенный центр композиции — центр для центра, солнце для солнца — Христос. Знаменитое полотно оказалось слепком священной карты русского бытия. Потому что у русских Два Центра — актуальный и «смещённый» («тридевятый» и трансцендентный»). Петербург и Опоньское Царство. Или Москва и Беловодье. Наличие «смещённого центра» предаёт Руси особую устойчивость. Как наличие у «Ваньки-встаньки» смещённого центра тяжести. Потому Россию повалить и невозможно.
Эта риманова геометрия для множественности измерений еще не раз встретится в наших поисках тайного королевства. Пока давайте её просто запомним.
1024px-Aleksander_Ivanov_-_The_Apparition_of_Christ_to_the_People_(PR)

Въезд на Солнце-Осле в Иерусалим

Скоро-скоро отношения между «Солнцем» и «Христом» окажутся понятны, как «дважды два».
Исследователь Ольга Фрейденберг в начале прошлого века опубликовала любопытную работу «Въезд в Иерусалим на осле», посвящённую символическому анализу этой сцены «Нового Завета».
В евангелиях, у всех четырех евангелистов, имеется описание въезда Христа в Иерусалим на осле. Начинается этот эпизод так: Христос посылает двух учеников в ближайшую деревню, чтобы они там нашли связанного осла, отвязали его и привели к нему. Тогда он садится на этого осла и на нём въезжает в Иерусалим.
Во многом работа Фрейденберг продолжила структуралистские изыскания Фрезера «Фольклор в «Ветхом завете». Но её выводы оказались столь поразительны, что их отказались публиковать сначала православное «Палестинское общество», а потом и коммунистическое издание «Атеист». Достаточно рациональные умозаключения по сути рвали устоявшиеся штампы. Она «разобрала по косточкам» не только «въезд на осляти», но и генезис «ослиного мифа».
Фрейденберг в частности отмечала, что по ряду преданий в Иерусалимском храме хранилась золотая ослиная голова. Ослиной голове иудеи не только поклонялись, возносили молитвы и устраивали богослужения, но, по одному из поверий, приносили и человеческие жертвы. Гностики прямо говорили, что владыка мира Саваоф был ослообразен и что евреи поклонялись существу с ослиной наружностью. Позднее этот же осел продолжает нелегально существовать у христиан, и их обличают то язычники, то евреи. Продолжая еврейскую религию, христиане проносят к себе полностью и осла. Их тоже обвиняют в том, что они поклоняются ослиной голове.
Фрейденберг писала об особой «солнечности осла», приводя в пример не только христианские, но и языческие легенды. Например «Золотого осла» Апулея или мифы о покровителе ослов Аполлоне.
И в этом конечно нет ничего удивительного. В ряду «травоядных звёзд» место Солнце-Осла рядом с Солнцем-Конём, Солнцем-Оленем и Солнцем-Бараном.
Получается (по Ольге Фрейденберг), что Христос въехал в Иерусалим на Солнце.
Данная символическая трактовка во многом объясняет геософское место России на картах священной географии и миссию русских.
Много лет назад (в 11 классе казанской школы) я написал странное стихотворение, похожее на японскую тайку:

Осталось эсхатологически посмотреть на жизнь…
Пресвитер Иоанн нам утроил жизнь…
Молись иоаннит о Святой Руси…
Говорят, Христос родился в России.

Тогда объяснить эти строки я не мог, да и не пытался. Сегодня я вижу, что казанский лицеист сформулировал «русское уравнение»:
Если Россия — Царство Иоанна Предтечи, то именно здесь произойдёт Второе Пришествие Христа. Если главным действующим лицом русского цикла-календаря является Иоаннова Голова, то именно здесь случится последняя драма человеческого мира.
На Русском Солнце Христос въедет в Небесный Иерусалим.
Поэтому русские и есть народ-богоносец.
Народ-Солнце, Народ-Золотой Осёл.
Или (может быть) Олень — Золотые Рога.

Павел Зарифуллин

800px-Александр_Андреевич_Иванов_-_Явление_Христа_народу_(Явление_Мессии)_-_Google_Art_Project

Вам также может понравиться

Один комментарий

  1. 1

    Сегодня по рен тв впервые увидела Павла Зарифуллина и мне стало очень обидно, когда он сказал, что якуты из чоронов пьют все что угодно и даже водку. Может не надо говорить о тех вещах о которых вы не имеете понятия. Из чороно пьют только кумыс, если вы из чорона пили водку, это ваше дело. К нам это не относится.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>