Советоизм — культ и практики

Выступление писателя Германа Садулаева на лекториуме «Скифский коммунизм» в рамках проекта Белая индия

Революция 1917 года, как бы мы к ней не относились, была следствием глубочайшего кризиса российского общества. Прежде всего, это был кризис духовный, и, более конкретно, религиозный кризис. Россия была страной религиозной по своей сути. Общество, народонаселение было глубоко верующим. Конечно, когда мы говорим Россия, это не только русские, не только православные. Жили и мусульмане, и буддисты. Но государственной идеологией было всё- таки православие и православное самодержавие. Россия была очень религиозной страной.

 

2015-11-21_141142

Даже сейчас, путешествуя по городам средней полосы России, мы видим немыслимое количество храмов, большинство из которых не работает. Ноевом представить, что мы можем реконструировать какой- нибудь город, например, Тверь или Торжок. На каждый маленький городок количество церквей зашкаливает: здесь церковь, там церковь, здесь церковь закрыта, здесь церковь была, но разрушена и т.д. В уме реконструируешь этот Торжок на конец 19-го – начало 20-го века и, кажется, что там церквей было больше, чем нормальных домов. Невероятное количество церквей, при том , что гражданская архитектура могла быть весьма скромной. Россия была переполнена церквями и монастырями. Переполнена! Она больше походила не на промышленную, крестьянскую страну, а на Палестину, места паломничества. Всюду одни головки церквей. Всюду звон колокольный стоял так, что не возможно было расслышать друг друга, каждое воскресенье или на праздник все начинали звонить. Россия была удивительно религиозной страной.

pimonenko_strast-chetverg

В это время, мне кажется, Европа уже отошла от такой фанатической религиозности. Прошло время крестовых походов, фанатичного католицизма, орденов монашеских и т.д. Но русские продолжали искать Царствие Божие. И их отношение к религии было очень, очень и очень серьёзным. Вот это надо в первую очередь понять.

Когда мы думаем о революции, которая началась в 1904-1905г.г. и в 1917г. закончилась, и историкам понятно, что это была одна революция, просто отложенная. Что же случилось в начале 20 века, что страна церквей внезапно изнутри себя выпустила нечто другое? Я полагаю, что это был кризис веры. Я считаю, что это не то, что предваряет крах любой цивилизации, а, собственно, и является крахом цивилизации.

Религия являлась основой существования нормального российского человека. Российское государство можно сравнить с египетской пирамидой. Египтяне, которые строили пирамиды, они не обязательно были рабами. Многие были свободными людьми и строили не только за зарплату. У них была одна особая мотивация – участвующие в строительстве усыпальницы для фараона обеспечивают также и себе загробное существование. Понимаете!? То есть, участие в этом огромном трансцендентальном проекте автоматически тебя самого тоже выводит туда. А что если возникает предположение, что эта схема не работает и закрадывается сомнение, что фараон ненастоящий, тогда следует кризис веры, который душит цивилизацию.

дореволюционная пропаганда

Я думаю, что в начале 20 века русское общество испытало кризис, крах веры. Людям нужно знать, что у них есть прямой канал связи с божественным. В империи особенно. Собственно говоря, империя это нечто выводящее за пределы его индивидуального, ограниченного существования. Империя это нечто раздвигающее, выводящее в трансцендентное. Человек должен понимать, что живя в империи, он идёт на определённые лишения, приносит себя в жертву. Он должен понимать, почему он это делает. Он делает это для того, чтобы его загробное существование было обеспеченным. И он должен понимать, что связь с божественным миром существует, что каналы этой связи есть. Поэтому верующим людям нужно, когда их жрец или шаман выходит в поле призывать дождь, чтобы дождь пошёл. И дело не в самом дожде, хотя в дожде тоже, но не только. Люди должны знать, что шаман настоящий, жрец умеет разговаривать с богами. А если он не умеет даже вызвать дождь, значит, он не разговаривает с богами, значит, обманывает. Люди никогда не поверят, что божества не существуют. Вера в наличие божественного заложена внутри нас, она вшита в материнскую плату человеческого сознания. Атеизм не возможен, но человек может видеть, что программа не работает. Этот жрец и его ритуалы не работают. Они не устанавливают связи с божественным. Человеку важен результат, поэтому (не для того, чтобы был дождь) приходит к Богу молиться: «Дай нам хлеб насущный». Но не хлеб ему нужен. Ему нужно понимать, что Бог его слышит. Понимаете, в чём дело?! Ему нужно знать, что связь есть, телефон работает. Тогда племя спокойно. Значит всё не зря. Значит, мы можем терпеть какие-то лишения. Да, на это всё воля Бога, потому что мы с ним общаемся. Мы находимся с ним в отношениях.

В начале 20-го века российское общество увидело, что русская православная церковь и самодержавие, система, которая должна была обеспечивать сакральность, не работает. Этому были виной и бездарная японская война, и шествие с хоругвями к высшему наместнику Бога на земле, к царю, который сделал ужасную вещь, шествие расстреляли. Были трагедии и хуже — убивали людей бессчётно и войны проигрывали, но тогда это не было доказательством отсутствия связи с Богом. А тут всё наложилось, и все эти политические события показывали людям , что связи с Богом нет. Нету!

Потом первая мировая война. Проводились роскошные молебны, шествия, а на фронтах ничего не менялось. Люди долго следили, люди долго смотрели — не пойдёт ли дождь? Шаманы били в бубны, крутили пляски, а дождь не шёл. И в 1917 году люди поняли, что шаманы не настоящие, что они не умеют разговаривать с Богом. Следовательно, нужно всех поменять. В этом была глубинная, сердцевинная суть русской революции.

Поэтому, да извинят меня любители царского режима и «хруста французской булки», а также извинят последователи великого нашего православия, но факты исторические таковы, что первыми жертвами революционного стихийного террора масс становились полицейские и … Священники, которых скидывали с колоколен не по указанию ЧК, а от народных чувств. Потому что в этом было настоящее народное чувство — скинуть попов с колоколен! Не потому, что Бога нет, а потому, что попы наши с Богом разучились разговаривать, так вот, пусть пойдут к Богу и поучатся. Это не была революция атеизма, ни в коем случае. Все российские народы продолжали оставаться глубоко религиозными. Единственно они увидели негодные средства, негодные каналы коммуникации.

отсуствие веры в царя

Естественно, сразу после революции, когда власть царя была упразднена, а вместе с ней была упразднена идеология такого монархического православия или православного монархизма, должен быть создан новый советский культ. И он был создан. Он стал создаваться какими-то стахановскими темпами. Очень быстро, буквально на коленке начала делаться новая религия. Конечно, многое делалось сознательно, такие люди как Луначарский не скрывали своих целей и планов создать некую атеистическую квазирелигию. Наши поэты, как Есенин, например, писали что-то такое, что, по их мнению, должно было стать новым священным писанием. Но, честно говоря, мне кажется, что это не удалось. А больше удалось некоторое стихийное творчество масс в создании нового культа.

Ранее в этой системе официального догматического православия творчество было, конечно, сильно задавлено. Люди не могли что-либо свободно изобретать в религиозном плане, канон был уже утверждён, святые и писание. Прибавить нельзя, убавить нельзя. Шаг влево, шаг вправо — это ересь. И теперь, когда этот гнёт был снят, народное творчество развернулось.

Я думаю, что религию мы можем воспринимать в двух ипостасях. Есть религия нормативная и религия естественная. Нормативная религия, она оформлена в какой-то канон в книгах. Она , как правило, поддерживается некоторыми авторитетными сознательными репрессивными или государственными институтами. Ну, а естественная религия это то, как сами люди чувствуют божественность, как она проявляется в сознании людей. Во все времена нормативная религия, чтобы получить человеческий интерфейс, должна была входить во взаимодействие с религией естественной и проходить некоторую трансформацию и получать человеческий интерфейс, который тоже потом нормативно оформлялся и становился частью нормативной религии.

Если мы говорим сейчас о христианстве, православии — это идея единого Бога. Потом на нашей российской, русской почве она была существенно трансформирована. Были добавлены новые праздники, новые святые и заступники. Ещё до этого был добавлен культ женской ипостаси божественного, Богоматери и т.д., вещи все естественные. В естественной религии всегда присутствует культ женского проявления божественности. Всегда присутствуют местные божества, заступники, повелевающие стихиями, помогающие определённой местности и т.д. Всё это было инкорпорировано в православие и затем нормативно закреплено.

В какой-то момент всё равно творчество масс остановилось. В советское время появилась возможность массам снова творить свою религию. И эта религия была сотворена очень быстро. Я не смогу сегодня в этом коротком докладе описать всю систему огромную советских культов, которые частично спускались сверху, частично возникали в результате творческого порыва масс. Я только скажу о двух, трёх моментах коротко.

8 марта по советскому календарю

Календарь. Советский календарь это конечно нормативный годовой сакральный цикл. Начинается новым годом. Это допустим, нормальный германский, скандинавский народный праздник Йоль. Потом 23 февраля – это праздник Марса, Одина, праздник войны, воинского сословия. Сразу же непосредственно 8 марта – праздник женственности, пробуждения природы, потому что в наших областях это происходит 8 марта. Поэтому, конечно, 14 февраля , день святого Валентина , нам глубоко чужд. У нас роль 14 февраля выполняет 8 марта. В чём разница, разница в трёх неделях. Что такое 14 февраля в Италии и южной Германии? Это время когда распускаются почки, листочки, начинают петь птички. Соответственно вот это праздник пробуждения природы к жизни новой. Там 14 февраля — любовь и т.д. У нас 14 февраля птичка может замёрзнуть и упасть комочком льда вам под ноги на большей части территории Российской Федерации. День влюблённых, день женственности, день пробуждения природы правильно поставлен большевиками – 8 марта. Это , когда на большей части территории нашей страны действительно какие-то птички начинают петь, снег более или менее растаял, чувствуется первое дыхание весны. Потом с 1 по 9 мая – это, конечно, победа тепла, победа света. И вот оно начинается празднование с 1 мая. Карнавал победы, карнавал потому, что в мае силы света, силы тепла уже победили. 9 мая, всё — полная победа! И после этого у нас нет праздников. Почему? Потому, что люди летом работают в поле. Ведь мы более или менее сельскохозяйственная цивилизация.

Следующий календарный праздник по циклу годовому, какой? 7 ноября. В общем антропологическом контексте. 7 ноября — праздник урожая! Все сельскохозяйственные работы закончены и опять у нас карнавал и демонстрация достижений народного хозяйства. Я помню прекрасно в детстве, как это было. Шли совхозные машины, с продуктами, гружёные зерном. Вот праздник урожая. И потом опять до нового года такое затишье. Т.е. календарный цикл религиозный существовал.

культ огня

Начиная с гражданской войны, безусловно был культ мучеников. Мученический пантеон пополнился в Великую Отечественную войну. Если говорить о божестве, которому тайно поклонялись советские люди, то мне кажется это огонь. Конечно, существование какого- то явного Бога отрицалось. Не атеизм, конечно, а некое богоборчество сродни прометеевскому. Нам надоело ждать у природы и Бога милостей – мы планировали взять их силой. Но божество всё-таки существовало, которому мы поклонялись. Тайное божество, секретное. Потому, что имя божества главного всегда держится в секрете, его образ. Но, знающие поймут. «Sapienti sat» — разумным достаточно. Разумным достаточно было понимать, что этот вселенский огонь, космический огонь является той ипостасью природы, которой поклонялся советский человек.

MamonovNVMonum

Ещё хочу сказать пару слов о бессмертии. Целью любой религии, любой культуры, конечно же, является бессмертие. Вообще потребность человека в бессмертии удовлетворяется только религией и религиозной культурой. Когда человек приходит к культуре, к религии у него один только вопрос. Расскажите мне, как я буду бессмертен? Если вы умеете это рассказать, вы мне нужны и интересны. Не умеете – я пойду искать других. Бессмертие было конечно и в советских культах. Бессмертие в мире славы, в памяти людской и т.д. Но я хочу сказать об одной очень интересной вещи в советском культе. Дело в том, что индивидуальное бессмертие не было гарантировано автоматически. Понимаете в чём дело?! Во многих религиях или учениях индивидуальное бессмертие гарантировано автоматически. Ну, это душа, ты духовен, ты не умираешь. Тело умрёт, а ты не умрёшь. Ты пойдёшь в рай или в ад, или в тело собачки или как-то по-другому. Ты будешь существовать уже по самому факту, что ты сейчас существуешь, ты будешь существовать всегда. Т.е. такое автоматическое гарантированное бессмертие. Вот советская идеология, культ советский, он никому не обещал гарантированного автоматического индивидуального бессмертия. Индивидуальное бессмертие это то, чего нужно заслужить неординарным поступком. Героизмом, допустим. Вот герой Советского Союза – он бессмертен. Или гений – он бессмертен. А обычному человеку предлагалась только возможность участвовать в коллективном бессмертии. Если ты просто обычный человек, геройских подвигов не совершал, гением тоже не был, ты останешься в своём народе, в потомках, в общем материальном благополучии, которое мы накопили. Т.е. ты можешь быть частицей коллективного бессмертия советского народа, но герои получали индивидуальное бессмертие. Вот такой был невероятный стимул для советского человека – совершать невероятные вещи. Это обретение индивидуального бессмертия, не гарантированное всем прочим.
Частью советского культа был культ литературы. Потому что убрав официальное православие, русская интеллигенция сделала то, что давно хотела сделать. Она канонизировала русскую литературу. До этого были к тому предпосылки. Но по настоящему Пушкин стал Богом только при советской власти. Пушкин, Толстой, Гоголь, Достоевский – они были возведены в ранг Богов. Поклонение им, места паломничества, заучивание наизусть в принудительном порядке вместо закона божьего произведений Пушкина – это было, было, русская литература была канонизирована. Канонизирована в буквально религиозном смысле слова. Новые советские писатели тоже пополняли канон. Но не все, очень избранные были приобщаемы к лику святых пророков.

культ пушкина

Пушкин — это вообще Бог. Пушкин — это демиург. Пушкин в представлении советского человека тот, кто создал этот мир. Ну, вот мир, в котором мы живём – культурный мир русского человека. Не физический мир, а культурный русского человека Пушкин, как демиург, создал.

И последнее, что могу сказать, пару слов о крахе советского проекта. Эта религия существовала 70 лет. Кажется, что это мало, но просто время уже пошло другими темпами. 70 лет в 20 веке это много. 70 лет для 17 века это совсем ничего. Но 70 лет в 20 веке это почти также много, как 7 лет в 21 веке. Поэтому Советская империя просуществовала огромный промежуток времени. Просто в 20 веке уже другие скорости. Можно считать, что это было , как семь веков раннего средневековья по скорости течения времени. Семь веков существовала религия – это очень много.

Почему она рухнула? Я вижу две причины. Потому, что она исполнила свою миссию. Она хотела привести людей в царство божие на земле. К концу 60-х — началу 70-х годов коммунизм, выраженный во всеобщем изобилии и благоденствии на земле был построен. Это мы сейчас не понимаем, некоторые, которые может быть постарше понимают , но в 60-70 е годы в России впервые за все тысячелетия или миллионы лет, как некоторые говорят, существования, не осталось ни одного голодного человека. Понимаете?! Голод – вот что довлело над нашей историей веками. Никита Сергеевич Хрущёв в заводских и колхозных столовых повелел бесплатно раздавать хлеб белый и чёрный на выбор. Вы могли зайти в любую столовую, бесплатно взять несколько кусочков хлеба и съесть их. В любом месте Советского Союза. Можно даже с горчицей. Это уничтожило проблему голода. Не было больше по-настоящему голодного человека, умирающего с голода после 60-х , 70 –х годов. На самом деле мы говорим, что вот коммунизм, чтоб всем было хорошо, такая благодать. Но со времён готов, вот на этих землях все мечты об изобилии, которые потом вылились в мечты о коммунизме, ограничивались тем, чтобы мы имели хлеба покушать.

stolovaya

Это уже потом появилось, что каждому надо по машине, по квартире, а теперь по айфону, по айбуку нужно. Это бесконечно может быть.

Хлеб появился у каждого на столе, поэтому пафос и накал борьбы, на котором держалась религия советоизма, он, конечно, стих. И она потеряла свою энергетику. Раз уж мы все в раю, раз уж мы все умерли и попали в рай , то к чему же мы должны ещё стремиться? Это был позитивный момент.

А негативный момент, поставивший точку в существовании Советского Союза, я считаю, был Чернобыль. Чернобыль, потому что он показал советскому человеку, что опять не работает. Что огонь вселенский, все эти стихии, которые мы, казалось бы, приручили, на самом деле только делали вид, что нам подчиняются, На самом деле, мы все продолжаем, как и во время оно, жить на вулкане. Боги как, и в античные времена, могут любого человека уничтожить, как легко ребёнок ломает любимую игрушку.

крах советского проекта

С одной стороны позитивное достижение благоденствия и спад энергии, а с другой стороны Чернобыль, который нашу веру в науку и советоизм умножил на ноль. И после этого, кто угодно мог прийти и взять власть в этой стране лишённой веры, лишённой культа. Власть валяется на земле только в одном случае, когда нет культа, нет религии, нет идеологии, нет веры у населения. Тогда может выйти, кто угодно и делать всё, что хочет и людям будет всё равно. Потому, что всё равно раз нет веры, раз нет канала с божественным действующего, значит можно пускаться в новые эксперименты, а поддерживать старое больше нет никакого смысла.

Герман Садулаев

Белая индия

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>