Суфийские идеи лидера талибов

Лидер талибов Хайбатулла Ахундзада опубликовал книгу, которая в значительной степени представляет собой сборник цитат из исламской литературы суфийской традиции, пророческих высказываний по различным аспектам джихада

Каково общее содержание книги?

В мае 2017 года «Талибан» опубликовал новое руководство о том, как следует вести джихад. В книге под названием «Муджахедино та де Амир уль-Муменин Ларшоуэне» («Инструкции моджахедам от командующего верными») уже упоминался новый Верховный лидер движения Хайбатулла Ахундзада, как «диктующий» книгу. Новое руководство — это сборник лекций, которые Хайбатулла читал последние годы с целью привить бойцам «Талибана» азы послушания и дисциплины, ссылаясь на моральный авторитет лидера.

В предисловии говорится, что книга была призвана напоминать членам движения о том, что «джихад — это не бой, бессмысленный и беспощадный», а четкие правила поведения, основанные на религиозном праве, шариат-совместимые и защищающие от «экстремизма и небрежности» (ифрат и тафрит).

122-страничный буклет включает десять основных тем. Однако, книга лишена четкой структуры, стилистически, это скорее сборник различных цитат. Она напоминает трактат средневековых мусульманских авторов, которые записывали высказывания Пророка Мухаммада и известных религиозных ученых «как оно есть», без добавления их собственной интерпретации.

Большая часть книги состоит из арабских текстов Корана, Сунны, цитат видных священнослужителей, биографии пророка Мухаммада, поэтических произведений и нескольких авторских комментариев. Личные комментарии автора очень краткие, ограничивающиеся несколькими предложениями, размещены в конце каждой главы. Такой недостаток комментариев автора оставляет читателю мало места для формирования представления о личных идеях автора.

В тексте содержится достаточное количество двусмысленных выражений, особенно когда обсуждаются политические вопросы. Например, автор несколько раз ссылается на понятия «эмирата» и «халифата», но не объясняет, как они различаются или определяются. Возможно, из расчета на тех, кому привлекательна идеология ИГ, чьи последователи обвиняют «Талибан» в отказе от идеала установления халифата.

Как книга вышла в свет?

Источники в «Талибан» рассказали, что эта книга должна была дополнить руководство для боевиков Layha («Лайха») 2010 года, которое является кодексом поведения талибов на поле боя. Работу над книгой новый лидер талибов начал в марте 2017 года. Трактат Хайбаттулы был рассмотрен членами Рахбари Шуры (Высшего совета талибов) на «редакционную» совместимость с общей политикой движения, затем одобрен на предмет достоверности аргументации шейхом Абдулом Хаким Ишакзаем, который является главным судьей «Талибана» и членом Шуры, и затем отредактирован комиссией по культуре талибов.

Первые 5000 экземпляров, предназначенные для свободного распространения среди боевиков и сочувствующих, увидели свет в начале июня. Члены комиссии по культуре «Талибана» сообщили, что вскоре они выпустят еще один тираж, поскольку первый уже почти разошелся. Они заявили, что их цель состоит в том, чтобы у каждого боевого подразделения, состоящего из 25 боевиков, был свой экземпляр книги. Цифровая версия книги также была размещена на официальных сайтах движения, распространена службами мгновенного обмена сообщениями и в социальных сетях.

О чем книга?

Трактат Хайбатуллы не является заменой кодекса «Лайхи», но может рассматриваться как дополнение, выступающее в качестве более широкой теоретической и теологической основы. После выпуска боевого кодекса прошло значительное время, поэтому книгу можно рассматривать как попытку обновить и укрепить руководство. Однако, написанное в книге не имеет обязательной силы и поэтому не предусматривает дисциплинарных мер взыскания в случае несоблюдения.

Ниже приведены некоторые ключевые темы:

Призыв к набожности: это часто встречается в книге в разных главах. Благочестие (таква) и чистота намерения (ихлас) подчеркиваются как ключ к успеху вооруженного джихада и к вечному спасению. Такие призывы специально подчеркивают важность освобождения своего ума от любых мирских наград и искушений. «Единственный джихад, приемлемый для Бога, — это тот, который осуществляется исключительно ради того, чтобы угодить Ему … и полностью основан на чистоте намерения», — утверждается в трактате. В нем далее говорится, что наличие какого-либо иного умысла, нежели Божий замысел «аннулирует человеческий джихад».

Послушание и внутренняя дисциплина: требования к тому, чтобы организация оставалась сплоченной, составляют значительную часть книги. Этот раздел включает в себя темы, связанные с запретом на злоупотребление налогами, взимаемыми с людей в форме закята или ушра (типы обязательной милостыни) и ганимаха (трофейного имущества, захваченного у врага во время боя). Хайбаттула предупреждает, что злоупотребление этими ресурсами «означает предательство и может привести к наказанию виновных (азабу)».

Еще один момент, на котором делается акцент — это личные амбиции и желание поднять свой материальный статус. В книге говорится, что любое ожидание и стремление занять определенную должность (данда или вазифа) — это грех (гунах). Хайбатулла также добавляет, что стремление кого-то убедить в чем-то указывает на то, что человек переполнен эгоистическими соблазнами: «Если кто-то открыто заставляет другого работать, это показывает, что его эгоистическое желание обусловлено его любовью к богатству, авторитету и статусу». Это особенно проблематично, если бойцы выказывают свое послушание пожилым людям в обмен на статус, добавляет книга.

Послушание амирам (губернаторам), командирам и высшим по иерархии также неоднократно подчеркивалось в книге. Автор предупреждает, что нет джихада без послушания амиру и правилам, которые он установил: «Из стихов и пророческих изречений Корана стало ясно, что мусульманам необходимо уважать их верховного амира или халифа. Помимо этого, также необходимо уважать и подчиняться командирам». Автор утверждает, что требуется не только послушание, но и очищение сердца от каких-либо опасений относительно старших по званию, поскольку это грех: «Обычным людям, особенно моджахединам, нужно добросовестно относиться к своему амиру и другим ответственным лидерам, и не заниматься, насколько это возможно, толкованием их решений, как говорит Аллах в этом стихе …»

Внешняя дисциплина: Этот раздел включает в себя инструкции о том, как должно вести себя с «другими» и сделать движение привлекательным. Конкретные сообщения в этой категории включают инструкции по лечению заключенных и простых людей. Он требует от боевиков не спешить с наказанием заключенных: «Судьи являются представителями имама (амира). Всякий раз, когда моджахедин берет плен врага, он не должен наказывать его по своему усмотрению без вердикта судьи. Моджахедин должен обращаться с заключенными хорошо. Они не должны подвергаться пыткам и голоду или испытывать жажду, а также не мучиться на солнце или на холоде». Аналогично, книга требует, чтобы «Талибан» любезно относился к народу и был нежным с ним, стал гарантом справедливости. Автор специально просит судей «Талибана» уделять первоочередное внимание презумпции невиновности.

Тактическая уверенность: небольшая часть книги посвящена инструкциям о творчестве в военных и стратегических делах. Он просит талибов применять наиболее разумную тактику на поле боя: «Сохраняйте свои стратегии и тактику в тайне … держите местонахождение ваших лидеров в секрете … и правильно координируйте ваши действия между собой». Он также просит бойцов проникать в ряды врага.

Что говорится об Хайбатулле и эволюции Талибана?

Автор изо всех сил пытается убедить боевиков прислушаться к нему (и «получить уши» тем, кто этого не делает), доверять новому руководству, соблюдать иерархию и принимать условия кодекса талибов «Лайхи» по предотвращению нанесения вреда гражданскому населению. Не вызывает удивления, что подобные инструкции исходят от Хайбатуллы, на протяжении всей своей карьеры в «Талибане» он был известен как радетель за строгую дисциплину. Книга, в которой содержатся многочисленные тексты из исламских писаний, также является попыткой приведения талибов к духовности, поскольку все больше участников движения склоняются к мирским соблазнам, таким как богатство и власть. По мере того, как движение талибов растет, главной головной болью его лидеров является отсутствие послушания среди боевиков и экстремистское поведение членов, что угрожает сплоченности движения и, следовательно, его эффективности. Чтобы обратить вспять или даже просто замедлить скатывание движения «в мирское», лидер талибов привел самую сильную аргументацию из исламской традиции о ценности благочестия и правилах справедливости вооруженного джихада.

Читая книгу, можно сделать ряд очевидных выводов, во-первых, явно прослеживается, что лидерство Хайбаттулы весьма проблематично. Некоторые темы представлены более экспрессивно и решительно, чем другие. Почти половина книги посвящена очищению намерений, что отражает его озабоченность по поводу того, что многие члены «Талибана» отклоняются от кодекса и абсолютного повиновения амирам (концепция амира в первую очередь относится к Верховному лидеру, в этом случае самому Хайбатулле).

Талибы исторически заявляли о себе, как об аскетах, которые не были заинтересованы в политических или военных победах и безусловно подчинялись лидеру (и командирам). Сейчас это далеко не так. Члены движения соревнуются за славу и власть, не гнушаются применять насилие даже против своих.

То же самое относится и к опасениям относительно злоупотреблений местными командирами захваченными во время операций трофеями и деньгами, которые те не спешат отправлять провинциальным руководителям Комиссии по финансам. Это стало широко распространенным явлением в рядах талибов. Часть награбленного и полученного в качестве милостыни регулярно попадает в карманы бойцов и командиров подразделений на самом низком уровне. В книге автор предостерегает против этого: «богатство, которое вы получаете от людей или противников — это часть адского огня, если не было передано высшему руководству».

Хотя это явно не указано в книге, очевидно, что Хайбатулла видит эту тенденцию как экзистенциальную угрозу сплоченности движения. Два вопроса, на которые сделан максимальный акцент в книге — недоверие и ослабление управления. Хайбатулла предлагает обращение к власти религии как возможное избавление от этой внутренней вражды: он пишет, что «грех» (гунах) не доверяет амиру; «незаконно» (на-рава) ожидать определенных наград в обмен на верность; несоблюдение указаний амира равносильно непослушанию (на-фарамани) Пророку и Богу. В книге цитируется традиционный «улама» о важности послушания: «Нельзя перестать повиноваться амиру … даже если он не соблюдает справедливость в распределении привилегий своим подчиненным».

В главе о ценности и целях джихада один комментарий особенно примечателен своими далеко идущими политическими планами. Это заключительный абзац одной из глав и самый длинный комментарий Хайбатуллы во всем трактате. Речь идет о непрерывности джихада:

«Неверно, если джихад, запущенный в стране против неверных и их марионеток, зависит только от ухода неверных; и [это неправильно], если кто-то скажет, что джихад должен немедленно прекратиться после ухода неверных, поскольку коррупция, которая возникла и распространяется ими, будет продолжаться. [Это неправильно, потому что] джихад, таким образом, станет бесцельным. Захватчики хотят сделать усилия афганцев на пути джихада бесплодными. Если все [проявления] коррупции (фазада) не будут устранены, они обязательно вернутся на нашу землю, когда сложатся подходящие обстоятельства. Моджахедины не должны быть обмануты такими словами и должны продолжать свой священный джихад для искоренения фазада (коррупции), до тех пор, пока только вера Аллаха не станет управлять этой землей, и поэтому бесчисленные жертвы моджахедов не напрасны».

Это читается как ответ на вопрос афганцев, тех, кто традиционно поддерживает «Талибан», о легитимности любого «джихада» после вывода всех иностранных войск.

Однако, учитывая контекст комментария (в котором обсуждается важность продолжения джихада и вывод иностранных войск как промежуточный результат), это не означает, что Хайбатулла отвергает любую идею политического урегулирования. Он, кажется, в основном реагирует на сомнения в умах простых афганцев о том, почему «Талибан» не прекратил борьбу после вывода большей части иностранного контингента.

Он аргументирует: коррупция (фасад), которая в данном контексте, по-видимому, означает неисламский характер государственной власти, навязанный иностранным влиянием, все еще существует; если исламская система власти не будет восстановлена, джихад талибов не прекратится.

И последнее, выбор литературы для цитирования может служить подсказкой о том, что вдохновляет Верховного лидера талибов и, возможно, об объеме его доступа к исламской литературе. Сунна — наиболее широко цитируемый в тексте источник, говорит о том, что автор имеет научное звание шейха уль-хадиса (мастера хадиса). Книга также усеяна стихами из Корана, за которыми следуют комментарии известных традиционных религиозных ученых, рассказы о пророке, интерпретации школы Ханафи и комментарии известных суфийских авторов.

Помимо цитат самых уважаемых, классических суннитских ученых, таких как Табари и Ибн Аббас, он часто использует два современных источника: экзегезу сирийского ученого Вахбы аз-Зухайли, который, возможно, является самым плодовитым и самым известным живым религиоведом школы Ханафи, популярной среди афганцев, включая талибов, и работы ливийского автора, Али ас-Салаби, который цитируется в качестве основного источника для объяснения исторических событий, например, политических событий во время раннего исламского периода после смерти Пророка Мухаммада.

Это показывает, что у автора ограничен доступ к современной исламской литературе. Однако, частые цитаты известных ранних суфийских мастеров и авторов, таких как Аль-Фусейл ибн Ияй, Дхул-Нун аль-Мисри, Хасан аль-Басри, Сахл ат-Тустари и Абу Хамид аль-Газали в вопросах обсуждения чистоты намерений и благочестия делает текст похожим на суфийское руководство по работе с эго.

Суфийский характер некоторых частей текста не вызывает удивления, если вспомнить предысторию талибов, религиозное наследие южного Афганистана в сочетании с традицией Деобанди, в которых очень силен элемент суфизма. Широкое использование автором суфийских цитат усиливает представление о том, что талибы, в особенности руководство, сохраняют глубокие суфийские корни. Действительно, все высшие улемы в нынешней структуре «Талибана» склонны к суфийским обрядам и убеждениям. Все это противоречит многим комментариям в СМИ, описывающим талибов как «ваххабитов» или «салафитов», которые помещают суфиев в список своих главных врагов.

Почему новый лидер талибов прибег к богословским инструкциям?

Религиозное образование — это, пожалуй, самый ценный актив Хайбатуллы. То, что делает его отличным от предыдущих лидеров «Талибана» — это его доскональное знании исламской традиции, в основном ахадитов (множественного числа хадисов) или пророческих изречений. Он был главным религиозным советником муллы Омара и помогал ему стимулировать дисциплину («послушание»).

Коранические стихи, пророческие изречения и классические источники, упомянутые в этом трактате, предназначены для того, чтобы служить в качестве суровых напоминаний о религиозных принципах «Лайхи» во все более неопределенном после смерти муллы Омара мире талибов с появлением ИГ провинции Хорасан, которое стало еще одной угрозой будущему и сплоченности движения «Талибан».

Использование религиозных ресурсов также является самым эффективным инструментом нового Верховного лидера в деле убеждения боевиков следовать приказам. Ему, безусловно, не хватает харизмы муллы Омара и руководящих качеств муллы Ахтара Мансура, но его религиозный ранг выше, чем у двух его предшественников, включая муллу Омара.

Ученый Хайбатулла пытается утвердиться в качестве самого жесткого лидера касательно вопросов внутренней дисциплины. Однако, еще предстоит выяснить, насколько глубоко его моралистский трактат будет влиять на поведение талибов в действительности.

Время покажет, насколько он сможет закрепить свое лидерство над движением и его самыми амбициозными командирами.

Автор: Борхан Осман, ААN
Перевод: Егор Королев

Центр Льва Гумилева в Афганистане

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>