Суры Корана в конституции Ирана

 Организация шиитским духовенством государственного устройства Ирана после исламской революции.

Начало:

Приход сокрытого имама Махди и доктринальные основы шиизма

 Рождение иранской теократии

Государственная структура исламской республики, предусмотренная положениями конституции 1979 года,  своеобразно разграничивает компетенции органов власти. Это оригинальное дихотомическое разделение властей — светской власти с властью духовной. Одни государственные органы, светские по форме (меджлис, президент), формируются в результате народного волеизъявления путём всеобщих выборов. Другие – Рахбар, Совет по Охране Конституции (Наблюдательный Совет), Ассамблея по определению государственной целесообразности, органы судебной власти – теократические, частично избираются, частью (и фактически) назначаются сверху. Наконец, Совет Экспертов представляет собой орган одновременно представительный (формируется путём всеобщих выборов) и сословный (состоит исключительно из духовных лиц)[1].

Характер государственной власти в Исламской Республике Иран можно определить как дуалистический, но его наличие, а вернее, сохранение дуалистического характера государственной власти позволяет поддерживать многолетнюю стабильность режима[2].

Практически, новая конституция отвергала все статьи конституции 1906-1907 года. В отличие от первой иранской конституции в основу новой конституции был положен теократический образ правления в Исламской Республике. Введение к конституции наполнено мыслью «об особой миссии Хомейни и Исламской Революции». Согласно Конституции 1979 года политика ИРИ основана на принципе «валайет-е факих», означающем, что руководство шиитской общиной осуществляется наиболее авторитетным и уважаемым духовным лидером, контролирующем её и стоящим над всеми органами власти: исполнительной, законодательной, судебной. Беспрецендентные права валийе факиха и рахбара (вождя) изложены в статьях 5-ой и 107-112[3].
Конституция ИРИ наполнена нормами-принципами, нормами-декларациями, нормами-лозунгами, нормами-программами. Порою трудно провести четкую грань между исламскими манифестами и классическими юридическими нормами.
Сама Конституция открывается нормой-декларацией:

«Конституция Исламской Республики Иран на основе исламских установлений отражает культурные, социальные, политические и экономические институты иранского общества, которые являются воплощением искренних стремлений исламской нации (уммы)».

В главе 1 конституции «Основные принципы» сформулированы общие принципы исламского правового мировоззрения. Данная сфера основополагающих общественных отношений в западных конституциях нередко именуется основами конституционного строя. Статья 1 открывается нормой-утверждением: «Система правления в Иране – Исламская Республика». В статье 2 идёт подробная расшифровка этого принципиального заявления:

«Исламская республика – это система правления, основанная на вере в:

1. Единого бога (Ла иллахи илла-ллах), в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле;

2. Божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;

3. Страшный суд и его конституционную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу;

4. Божественную справедливость в Создании и установлении законов шариата;

5. Преемственность имамов (имамат) и их опека над обществом и основополагающая роль этого принципа в продолжении исламской революции;

6. Благородство и высшую ценность человека и свободы и его ответственности перед Богом, что обеспечивает равенство, справедливость и политическую, экономическую, социальную и культурную независимость, а также национальное единство и солидарность путем:

а) непрерывного исполнения законов шариата отвечающими всем требованиям факихами на основе Писания и сунны 14 непорочных. (Пророк Мухаммад, его дочь Фатима  и 12 имамов);

Имам Хомейни — творец теократической концепции «неошиизма», представшей своеобразной «матрицей» иранского государственного устройства после 1979 года, отец и основатель Исламской Республики Иран. Социальная структура в концепции Хомейни на практике означала образование теократического государства, верховную власть в котором осуществляет высшая элита духовных лиц, во главе с валийе-факихом имамом Рухоллой Хомейни (позже Али Хаменеи).

Можно выделить следующие основные положения главы 1, которая характеризует установившийся в Исламской Республике Иран общественно-политический  строй:

  • Система правления в Иране – Исламская Республика, основанная на исламских принципах шариата под руководством справедливого и набожного, обладающего широким кругозором, смелого и имеющего организаторские способности Факиха (Богослова) в момент отсутствия «сокрытого имама» Махди.
  • Все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах.
  • Никто не имеет права под любым предлогом, в том числе либеральных идей свободы и равенства нанести даже самый незначительный ущерб политической, культурной, экономической и военной независимости, а также территориальной целостности Ирана.
  • Иран должен прилагать максимум усилий к тому, чтобы способствовать политическому, экономическому и культурному единству исламского мира.
  • Официальной религией Ирана является шиитский ислам, отстаивающий существование 12 имамов, а также возвращение Махди.
  • Правительство Исламской Республики Иран и мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с не мусульманами и соблюдать их человеческие права.

Целый ряд статей Конституции Ирана основаны на сурах Корана и напрямую цитируют изречения из него. Само существование армии в исламском государстве объясняется кораническим аятом «и приготовьте для них, сколько можете силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врагов Аллаха и вашего врага, и других, помимо них». (Сура «Добыча», 60) Статья 151.

Вообще ссылки на Суры Корана бисером рассыпаны по всему тексту Основного Закона Ирана. Они формируют «внутреннее тело» Основного Закона. Конституционные институты и принципы имеют своим источником кораническое божественное право. Например, необходимость работы советов (энджоменов) в ИРИ объясняется наличием их принципиальной возможности в Сурах «Совет» и «Семейство Имрана» «заповедовал им держать совет», «и советуйся с ними о деле». (статья 7).

Соответственно конституционные права женщин и религиозных меньшинств основываются не на «Декларации прав и свобод человека», как во многих западных конституциях, а на божественном праве. Права женщин на Суре Корана «Раскаяние»[4]: «верующие мужчины и верующие женщины суть наперсники друг другу: они призывают к признанному и удерживают от неодобряемого». (Статья 8)

 Конституционные принципы Исламской Республики Иран

Особого внимания заслуживает Введение к конституции. В данном случае Исламская Республика Иран последовал традиции азиатских социалистических стран (Вьетнама, КНДР, Китайской народной Республики) заменять преамбулу введением. Если преамбула — короткая, торжественная вводная часть конституции, которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы, то введение — это небольшой рассказ  об историческом пути, пройденном страной и народом[5]. В нём изложен ход истории Ирана и революционных событий и разъясняются принципы подхода в ИРИ к различным вопросам, исходя из базовых принципов победившей неошиитской идеологии. Эти принципиальные подходы выделены в подзаголовки:

  • Заря народного Движения
  • Исламское правление
  • Гнев народа
  • Цена, которую заплатил народ
  • Способ правления в исламе
  • Правление справедливого богослова (факиха)
  • Экономика – это средство, а не цель
  • Женщина в Конституции
  • Aрмия ислама
  • Правосудие в Конституции
  • Исполнительная власть
  • Средства массовой информации
  • Депутаты Конституционного Собрания (Совета экспертов)

Основной текст Конституции состоял из 12 разделов, объединяющих 175 статей. После поправок, внесенных в 1989 году, число разделов увеличилось до 14, а принципов – 177. В них нашли отражение следующие принципиальные темы, выделенные в главы:

  • общие принципы государственности,
  • атрибуты государственной власти,
  • права народа,
  •  экономика и финансы,
  • права национального суверенитета и отрасли государственной власти,
  • законодательная власть,
  • Руководитель,
  • исполнительная власть,
  • внешняя политика,
  • судебная власть,
  • средства массовой информации.

Основная задача иранской Конституции предельно чётко очерчена в введении к ней: «роль Конституции заключается в осуществлении мировоззренческих основ революционного движения и создании условий для воспитания человека в духе высоких и всеобъемлющих исламских ценностей.

С учетом направленности Исламской революции в Иране на победу угнетенных над угнетателями, Конституция создает условия для продолжения революции в стране и за ее пределами и пытается путем развития отношений с другими исламскими и народными движениями найти путь образования единой мировой исламской уммы (нации) («Поистине, этот ваш народ – народ единый, и Я – Господь ваш, поклоняйтесь же мне!») и способствовать усилению борьбы за спасение угнетенных народов во всем мире» (Преамбула, Способ правления в исламе) .

Народный суверенитет

Теократический институт исключает всякую независимость политических институтов и общественных организаций в государстве, что делает разделение власти на три ветви несколько условным. (ст. 57 Конституции о суверенитете народа).

Всем конституциям эпохи Нового Времени присущие некоторые общие, совпадающие черты. В первую очередь, во всех мировых конституциях провозглашается лозунг народного суверенитета (в этом отношении едины как старые так и новейшие конституции);  Аятоллы, прошедшие курс обучения в западных университетах внесли в свою конституцию термин «народный суверенитет», необходимый институт практически любого действующего Основного  закона. Однако и этот термин они воспринимали своеобразно, через призму пресловутой исламской «модернизации без вестернизации».

Глава пятая «Суверенитет народа и органы власти, основанные на нем» толкует мусульманское понятие суверенитета следующим образом: «Абсолютная власть над миром и человеком принадлежит Богу, который дал человеку власть над общественной жизнью. Никто не может отобрать у человека это Божественное право, либо поставить его на службу какого-то человека, либо группы людей. Народ осуществляет это право данное Богом».  (Статья 56) В этой ценностной системе народ является «мыслью Бога» (в терминологии Гердера), соответственно народ и суверенен пока он с Богом. Суверенитет народа осуществляется вполне политкорректно с правовой точки зрения — согласно концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако эти либеральные институты повергались серьёзной диверсификации на основании теории Хомейни: «Управление исламской республикой Иран осуществляется исполнительной законодательной и судебными властями, которые функционируют под контролем абсолютного правления имама (вали-е факих)». (статья 57)

Теория разделения властей приобретает в исламской конституции совсем не «монтескьевский» характер, в исламском государственном праве разделение властей преодолевается в синтезе хомейнистской теории «правления Богослова» — этого «абсолютного правления правления имама».

Экономика и финансы

В главе 4 Конституции ИРИ подробно регламентируются экономические и финансовые отношения внутри Исламского государства.

В основании экономической политики Ирана зиждется тезис «экономики божественной гармонии», в Конституции закреплён примат исламской идеократии над экономической сферой, в её преамбуле даже существует раздел, открывающийся хлёстким лозунговым утверждением: «Экономика – это средство, а не цель». В нём утверждается базовый принцип исламской экономической доктрины: «в деле укрепления экономического потенциала самое важное – это удовлетворение потребностей человека на пути его развития и духовного роста, что отличается от других экономических формаций, стремящихся к концентрации и увеличению богатства и преследующих корыстные цели. Согласно материалистическому мировоззрению, сама экономика является целью, а поэтому на различных этапах человеческого развития экономика становится фактором разложения и упадка. В то же время, в исламе экономика рассматривается как средство, от которого нельзя ничего ожидать, кроме лучшей производительности для достижения поставленной цели».

 

Целью Исламской революции и Исламской республики является создание правильной и справедливой экономики на основании исламских норм для  обеспечения достатка, устранения бедности и возможных лишений в питании, жилищных условиях, труде и здравоохранении, распространение страхования. (Конституция ИРИ, статья 3, 12)

На концепцию формирования статей конституции, касающихся экономики, преобладающее влияние оказал первый Президент Ирана Абольхасан Банисадр, человек из ближайшего окружения Хомейни, автор теории так называемой «тоухидной экономики», занимавший во Временном правительстве Базаргана (правившем в 1979 году в момент принятия Конституции) пост министра экономики. Его теория «тоухидной («божественной») экономики» весьма импонировала широким слоям мелких торговцев и лавочников иранского базара (по-нашему – средний и мелкий бизнес), что сыграло немаловажную роль в избрании его Президентом страны в 1980 г.

В самом кратком виде эта теория сводится к следующему: если в своей экономической деятельности каждый человек станет добровольно и сознательно руководствоваться положениями ислама то тем самым будет создано некое «общество божественной гармонии», без насилия, угнетения и эксплуатации. Этот тезис был закреплён в Конституции 1979 года: «Поэтому программа исламской экономики предусматривает создание благоприятных условий для проявления творческого потенциала человека. Поэтому исламское правление обязано обеспечить соответствующие равные возможности для всех, занятость и удовлетворение потребностей человека для продолжения его развития».

 Статья 4 Конституции утверждает, что все финансовые законы и установления должны базироваться на исламских нормах. Эти исламские экономические признаки придали иранской экономике существенное своеобразие, и в определённом смысле уникальность.

Результатом принятия этой «тоухидной» концепции стало то, что наряду с такими известными в мусульманском мире принципами,  как беспроцентные банки существенную роль стали играть исламские фонды, сочетающие в себе как экономические, так и социальные функции, поскольку они одновременно являются и крупнейшими холдинговыми компаниями и источниками благотворительности для многочисленных категорий «обездоленных», забота о которых объявлена приоритетным напрвлением в политике исламского государства[6].

В ИРИ конституционным образом запрещено ростовщичество (ст.49), конфисковываются накопления полученные за счёт ростовщической прибыли и азартных игр, организации мест разврата и т.д..

Экономическая система ИРИ основана на трёх секторах – государственном, кооперативном и частном.

Государственный сектор включает в себя львиную долю всей иранской экономики (ст 44)- всю крупную промышленность, основные отрасли промышленности, внешнюю торговлю, крупные горнорудные предприятия, банковское дело, страхование, обеспечение электроэнергией, плотины и крупные водопроводы, радио и телевидение, почту, телеграф и телефон, гражданскую авиацию, судоходство. Дороги, в частности железные и т.п. Всё это в виде общественной собственности находится в ведении государства.

Согласно статье 53 годовой бюджет страны готовится правительством и представляется в Меджлис на обсуждение и утверждение. Все доходы государства аккумулируются на счетах Генерального казначейства. (статья 53).

Финансовый суд, своего рода Счетная палата – ведомство подконтрольное законодательной ветви власти. В его задачи входит контроль за получением прибылей и расходованием средств, финансовая инспекция всех организаций и ведомств, получающих ассигнования из бюджета. Его структура и управление делами базируется в Тегеране. Финансовый суд представляет Меджлису ежегодный отчёт о выполнении бюджета. Этот доклад в обязательном порядке публикуется.
Говоря об экономике, надо отметить, что ст.46 и 47 Конституции Ирана закрепляет право каждого на частную и личную собственность, а ст. 43 запрещает превращение государства в «крупного и единственного предпринимателя».

Бизнес-сообщество может оказывать влияние на принятие решений в первую очередь благодаря тому, что крупнейшие торговые кланы связаны семейными узами с основными группировками внутри исламского духовенства. Скажем, политические соперники — бывшие президенты Хатами и Рафсанджани происходят из двух соперничающих торгово-промышленных кланов.

Правовое регулирование деятельности исламской армии

В Введении к Конституции Исламской республики Иран «Армия ислама» сказано: Основой и принципом деятельности оборонительных вооружённых сил страны является вера в исламское учение. Армия ИРИ и корпус стражей исламской революции создаются в соответствии с упомянутыми целями. Поэтому не только охрана границ и исламская миссия. То есть джихад во имя Бога, а также борьба во имя торжества Закона Божьего лежит на их плечах». Основополагающие концепции, касающиеся вооружённых сил ИРИ, определяются в Главе 9, часть 2 «Армия и корпус стражей исламской революции» статьи 143-151 Конституции страны. Основными принципами, которыми руководствуются в своей деятельности вооружённые силы ИРИ[7] согласно закону о вооружённых сила 1987 года являются

—            принадлежность к Исламу, предусматривающая «ответственность за осуществление пророческой миссии на пути к Бог»

—            принцип «велаят-е факих», определяющий абсолютное верховенство шиитского духовенства в решении судеб и управлении исламским государством, в том числе, естественно, и вооружёнными силами[8].

В соответствии со ст.110 Конституции исламской республики Иран Верховным Главнокомандующим всеми вооружёнными силами страны является духовный Лидер нации, глава шиитской общины – факих, он же политических глава государства – Рахбар. Рахбар обладает фактически неограниченными полномочиями во всех военных и военно-политических вопросах.

Рахбар (Лидер страны) правомочен:

  • объявлять войну, мир и всеобщую мобилизацию.
  •  осуществляет назначение, смещение и принятие отставки начальника Генерального Штаба ВС, главнокомандующих Корпуса стражей исламской революции (КСИР), Армии, командующих видами этих компонентов ВС, командующего силами охраны правопорядка (СОП).

Корпус стражей исламской революции (сепах), или КСИР является одной из составляющих компонентов вооруженных сил Исламской Республики Иран (ИРИ). В некоторых зарубежных источниках Корпус сравнивают с национальной гвардией США или внутренними войсками России. КСИР представляет собой хорошо вооруженную, подготовленную и идеологически обработанную часть вооруженных сил ИРИ[9].

Согласно статье 150 Конституции Исламской Республики Иран, «Корпус стражей исламской революции, созданный в первые дни победы этой революции, сохраняется для осуществления своей роли по охране революции и ее достижений. Функции и сфера ответственности КСИР в рамках других компонентов вооруженных сил ИРИ определяется законом с особым акцентом на их братское сотрудничество и взаимодействие».

Законом о КСИР, принятым в мае 1982 г., предусматривается, что «…целью (КСИР) является защита исламской революции Ирана, ее завоеваний, священная война на пути Божьем (джихад), распространение господства закона божьего в мире в соответствии с законами Исламской Республики Иран и всемерное укрепление оборонной основы Исламской Республики посредством взаимодействия с другими вооруженными формированиями, военного обучения народных масс и руководства народными массами».

Сегодня можно констатировать, что иранские вооружённые силы прочно вписались в структуру исламско-республиканского иделогизированного государства и стали его важнейшим и надёжным элементом[10].

СМИ

Особое внимание руководство ИРИ уделяет проблеме подконтрольности функционирования СМИ. Конституция Ирана редкий пример  конституционного закрепления статуса телевидения и радиовещания, как государственного. В преамбуле Конституции утверждает цели и задачи работы СМИ в Исламской республике: «средства массовой информации (радио и телевидение) должны служить распространению исламской культуры в процессе развития Исламской революции, используя конструктивное столкновение различных мнений и идей и решительно воздерживаясь от распространения деструктивных и антиисламских явлений». Работа и наличие СМИ в Иране регулируется релевантной ссылкой на Коран. «Исламская нация должна выбрать знающих правоверных должностных лиц и постоянно контролировать их деятельность, участвуя таким образом в построении исламского общества, которое с Божьей помощью стало бы образцом для подражания для всего мира». («И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были образцом для людей[11]» (Сура «Корова, 143).

Согласно Конституции (ст. 110) Председатель государственной телерадиовещательной организации «Голос и образ Исламской республики Иран» назначается Рахбаром. Согласно ст. 175 Конституции, регламентирующей деятельность этой организации каонтроль за её деятельностью определяется специальным Советом, состоящим из представителей Президента. Главы судебной власти и меджлиса исламского совета (по два представителя от каждой из ветвей власти).

Конституция предоставляет средствам массовой информации полную свободу в публикации материалов, за исключением тех случаев, когда они наносят ущерб основам ислама или общественным правам. (статья 24) Эти случаи определяются законом 1992 года о средствах массовой информации.

Павел Зарифуллин 

 


[1] Шувалов К. «О некоторых особенностях политической борьбы в высших органах власти Ирана» Специальный бюллетень АН СССР «Четыре года Исламской республики Иран»,М.1984

[2] Мамедова Н.М. «Эволюция государственного режима как фактор региональной политики Тегерана», журнал «Центральная Азия и Кавказ» №2 (26), 2003).

[3] Конституция ИРИ (неофициальный перевод) // Весна свободы. – М.: Пресс-отдел посольства ИРИ, 1994

[4] «Коран», превод Крачковского И.Ю., Душанбе, 1990

[5] Попова А.В. Курс лекций: «Конституционное право зарубежных стран», М. 2002 РУДН/ ред. П.А.Савченко

[6] Дружиловский С.Б. «Исламская модель развития, как альтернатива вестернизации восточного общества (вопросы теории и практики), «Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция – современное состояние, история и перспективы)», сборник, М., 2001, 105

[7] Сажин В.И.: “Россия и Иран: проблемы стратегической перспективы”.
Сборник “Ближний Восток и современность”, выпуск 4,
М., ИИИиБВ, 1997 г..

[8] Сажин В.И. «Исламкая Республика Иран: власть и армия», Сборник «Армия и власть на Ближнем Востоке» М.,  2002

[9] Вихрев М. «На кого могут опираться иранские консерваторы?» , М. 2003)

[10] Сажин В.И. «Исламкая Республика Иран: власть и армия», Сборник «Армия и власть на Ближнем Востоке» М.,  2002

[11] «Коран», превод Крачковского И.Ю., Душанбе, 1990

 

Лекториум он-лайн

Павел Зарифуллин: Этносы и национализм



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>