Три загадки Иссыкского кургана

Скифская эпоха – это ярчайшая страница в истории многих племен и народов, населяющих огромный континент Евразии.

В VII-III вв. до н.э., от Дуная на западе и до Великой китайской стены на востоке, сложилось единство культуры, хозяйства, мировоззрения и искусства. Это проявляется в распространении одинаковых предметов вооружения: наконечников стрел, кинжалов скифского типа, металлических предметов конской сбруи. В степях и горных долинах распространилось искусство «звериного стиля», одинаковые типы сосудов, орудий труда и украшений. Его создали скифы Причерноморья, Синды и Меоты, савроматы Южного Урала, саки Казахстана, Киргизии и Памира, люди, жившие в Горном Алтае, современной Хакасии и Туве, Синцзяне и Монголии.

Во многих районах Украины и Казахстана, Волжско-Уральских степей и Алтая и сейчас высятся древние курганы, принадлежавшие скифам и родственным им племенам. Благодаря раскопкам скифских курганов были получены богатейшие материалы, позволяющие судить об образе жизни древнего населения названных территорий, его социальном строе, религиозных представлениях, культуре и искусстве.

Обычай хоронить покойников в насыпных курганах был присущ многим кочевым племенам. Но у скифских курганов есть существенное отличие: они буквально набиты золотом.  Ни до них, ни после могильные курганы не были столь богаты. Это объясняется не только тем, что золото во все времена и у всех народов было символом богатства, но и особой ролью этого металла в религии и мифологии иранских кочевых народов, в том числе и скифов.

В иранской мифологии золото олицетворялось с огнем, солнцем, с царской властью и вечной жизнью. Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть драгоценным металлом. Для этого была разработана специальная технология – ручная вытяжка золотой фольги и выдавливание из нее тонких блях с вытесненными на них изображениями. Делали это специальные мастера, передававшие свое искусство из поколения в поколение. Эти бляхи и нашивали на погребальный саван и одежду. А в могилы знатных скифов, особенно из царской семьи, укладывали массивные золотые изделия. Вот почему эти курганы интенсивно грабили, нередко сразу же после того, как курган был насыпан. Так что на нашу долю осталась лишь малая часть неразграбленных курганов, но поскольку их было сотни тысяч, то и эта малая часть таит в себе огромные богатства.

Самое яркое проявление сакской культуры в Казахстане – археологические памятники курганы-могильники. Среди них, редчайшим по своему богатству является Иссыкский курган-могильник, расположенный в Алматинской области на окраине г. Иссык, в 50 км от г.Алматы, археологические раскопки которого начались в 1969 году. Он считается одним из самых больших археологических памятников скифско-сакского периода, одним из величайших открытий 20-века. Радиоуглеродный анализ определил возраст находок как V-IV век до н.э.

Захороненный в кургане воин, действительно был «золотой» — в погребальной камере  археологи нашли в общей сложности 4800 украшений. После фараона Тутанхамона – это наибольшее количество золотых предметов, когда-либо найденное в гробницах! Как такое стало возможным? По канонам западных историков, в Азии такого быть не могло! Ведь еще древний историк Гомер различал азиатских скифов от европейских (Причерноморских) в своей поэме по своей скромности: «они живут в Азии, независимы, в значительной мере благодаря бедности и справедливости»,  это не европейские скифы – царские, утопавшие в золоте».

Скифская цивилизация. VII-III вв. до н.э. на фоне современного постсоветского пространства

Первая загадка: Откуда взялись скифы?

Откуда, вообще,  скифы взялись – «большая, и, пока нерешенная загадка», – говорит доктор исторических наук, заместитель директора Института археологии РАН профессор Валерий Гуляев: «Есть три гипотезы. Первая: скифы – автохтоны, то есть произошли на этом месте от более ранних культур. Но это весьма спорно – как они вдруг появились сразу, на огромной территории, с самым совершенным вооружением, с конской сбруей и своеобразным искусством: на предметах быта они изображали исключительно зверей, чего никакие другие народы не делали. Вторая гипотеза – откуда-то из Заволжья или Задонья пришла кочевая орда, смешалась с местным населением, и образовался своеобразный синтез. Это тоже критикуется, потому что не объясняет, как такая совершенная культура сразу покрывает огромное пространство. Для этого нужно продолжительное время, а его не было. И третья гипотеза, к чему склоняется большинство ученых: скифы пришли из глубин Азии. Откуда – ученые спорят. Больше всего шансов у Казахстана, но упоминаются и Алтай, и Тува, и Монголия. Там есть памятники, которые относятся к VIII-VII векам до н.э. и содержат элементы скифской культуры». Но вернемся к  иссыкскому кургану.

Под насыпью были обнаружены две погребальные камеры: центральная и боковая. Центральная камера полностью деформировалась в результате неоднократных ограблений, а боковая камера, которая находилась в 15 метрах к югу от центральной, осталась в сохранности. Возможно, древние саки специально так спроектировали устройство захоронения, опасаясь разграбления и вандализма. Погребальная камера тщательно срублена из вековых стволов тянь-шанской ели. Толстые бревна пролежали под курганной насыпью более двух с половиной тысяч лет и прекрасно сохранились – видны даже выдолбленные ручки, с помощью которых их волокли со склонов окрестных гор.  В южной и западной частях боковой камеры,  была размещена посуда из дерева, глины, бронзы и серебра, а в северной части, на дощатом полу, были обнаружены останки погребенного, лежащего головой на запад, как принято для скифского погребального культа.

Примерный возраст захороненного древнего человека – 18-20 лет. На скелете и под ним были обнаружены многочисленные предметы украшения одежды, головного убора и обуви, изготовленные из золота. Рядом заботливо разложены предметы вооружения и разная утварь, которые могли пригодиться воину в его загробной жизни. Рядом с ним, у локтя левой руки, помещена стрела с золотым наконечником, здесь же, но выше локтя – нагайка, рукоятка которой спирально обернута широкой золотой лентой, еще выше —  матерчатая (шелковая) туалетная сумка, в которой находились бронзовое зеркало и красная краска. На полу камеры ритуальные сосуды. К ним явно относится бронзовая с позолотой миска, поставленная обособленно. В ней лежали несколько золотых фигурных пластин, выполненных в виде клюва и когтей хищной птицы.

Томирис (570—520 гг. до н. э.) — легендарная царица саков-массагетов (скифов) победившая Великого Кира – царя Персии

Вторая загадка: Символ Казахстана – амазонка?

«Золотой человек» был юношей или девушкой? Ответ на него можно было бы найти при помощи анализов останков тела. Но они, как сейчас стало известно,  потерялись! Вот что написал в издании «Памятники истории и культуры Казахстана» (1984) археолог Б. Нурмуханбетов, принимавший непосредственное участие в раскопках: «В отдельную коробку укладываем кости скелета, чтобы антрополог мог дать заключение о поле, возрасте, расовом типе погребенного». Сейчас Бекен Нурмуханбетов утверждает, что лично передал все останки антропологу О. Исмагулову для анализа и с той поры их не видел. А вот что рассказал сам доктор исторических наук, член НАН РК, господин Исмагулов: «Мне передавал останки Кемаль Акишев (археолог, руководитель раскопок). Потом он забрал их, а куда и с какой целью, мне неизвестно. Но определение я действительно делал. Правда, археологи совершили ошибку – они должны были пригласить ученого для анализа сразу после изъятия, но они сделали это спустя некоторое время. Условия хранения были неблагоприятные, в результате чего кости начали терять свои свойства. Кроме того, я исследовал лишь фрагментарные части: лобные кости, челюсти, какую-то часть таза… На основании нижней челюсти и лобных остатков я вынес возрастное определение: это молодой человек 18-20 лет. Я до сих пор стою на той точке зрения, которая появилась у меня под впечатлением от исследования. Нижняя челюсть была достаточно стройная, тонкая и при этом большого размера. Для женщины это редкость. Надбровные дуги, носовые кости дали мне возможность говорить о том, что найденные останки принадлежали именно мужчине. Но элемент сомнения всегда есть. Если бы сейчас была возможность провести хромосомный анализ, то и вопросов бы не было».

Но сами находки ставят под сомнение утверждение о том, что это был юноша. Как, например, сумочка с косметикой и зеркало, найденные рядом с погребенным. Если провести статистический анализ того, как часто встречается подобный атрибут в женских захоронениях этого периода на сопредельных территориях, можно было бы получить еще одно доказательство в ту или иную пользу. Или – меч и кинжал, которые встречаются в очень многих сакских и сарматских, именно женских могилах, очевидно, являлись предметом какого-то весьма распространенного ритуала распространявшегося как на мужчин, так и на женщин, или просто оберегами. Кроме того, погребальный наряд состоял не только из золотых деталей, а главным образом из органических материалов, которые не сохранились. И он мог быть как мужским, так и женским, а вариаций на эту тему может быть бесконечно много. Но, как бы это не было, все равно – это воин!

По найденным находкам была реконструирована одеяние, головной убор, обувь и расположение украшений. Золотой наряд является парадной одеждой лица, стоящего на верхней ступени иерархической лестницы. Существовало три группы саков (скифов): хаомаварга (готовили напиток хаома), тиграхауда (носили остроконечный головной убор), парадарайя (заморские саки). Дешифровка символов одеяния Золотого человека тоже проходит на уровне догадок. Есть несколько вариантов реконструкции костюма, и главное – головного убора.

Предположительно – это останки воина сака-тиграхауда, потому что у него на голове высокая, конической формы шапка, длиной 70 см, с низом в виде треуха, украшенная золотыми пластинами и бляхами с изображением коней, барсов, горных козлов, летящих птиц, раскидистых деревьев. На шее воина находится золотая гривна с наконечниками в виде голов тигра, что свидетельствует о знатности сака и его воинских достоинствах. В мочке левого уха обнаружена золотая серьга, украшенная зернью и подвесками из бирюзы. Воин был одет в матерчатую рубашку, обшитую по груди и рукавам,  причудливым узором из сочетания золотых бляшек, имевшими твердую основу из тонких медных (бронзовых) пластинок и пронизок разной формы.  Ворот, борта кафтана и низ полы, линия предплечья и низ рукавов орнаментированы бляхами четырехугольной формы с изображениями морды хищника кошачьей породы. Поверх рубашки накинут короткий кожаный кафтан красного оттенка, по всей поверхности обшитый золотыми бляхами – накладками, выполненными в зооморфном «зверином стиле». Справа на ремне подвешен длинный меч в красных ножнах, слева – железный кинжал в ножнах, обложенных золотыми пластинами – накладками с изображением лося и лошади. Штаны сака по швам обшиты мелкими золотыми бляшками и заправлены в сапоги с высокими голенищами, украшенными такими же золотыми бляшками, какими обшит кафтан.

Расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребенного воина, остатки железного меча и кинжала позволили исследователям, в результате кропотливой работы, воссоздать, впервые в науке, облик сакского воина. Именно сакского — и не только потому, что этот курган расположен на территории, которая согласно древним источникам им принадлежала, и насыпан был именно в «сакское» время: реконструкция полностью совпала с описанием одежды тех саков, которые, как свидетельствовал Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».

Похоронные доспехи молодого человека, украшенные орнаментом, представляют собой большую ценность. Сакский кинжал-акинак признан шедевром «звериного» стиля. По обеим сторонам кинжала на золотой пластине изображено 21 животное – волк, лиса, горный баран, антилопа-сайгак, кролик, змея и другие.

 

Орхоно-енисейская письменность


Третья загадка: Скифская письменность?

У южной стены стояла деревянная посуда, причем на заднем плане в два ряда четыре блюда. Рядом, но на переднем плане, – миски и черпак. У другой стены выстроены в один ряд вплотную друг к другу глиняные кувшины, а перед ними – миски. Среди них, но также вместе – две серебряные чаши и ложка. И опять сенсация! На одной из серебряных чаш обнаруженанадпись из 26 букв (знаков), внешне напоминающих орхоно-енисейскую письменность (по другой гипотезе — письмо кхароштхи). Скифы не оставили после себя письменности, среди тысяч и тысяч археологических находок, сделанных в скифских курганах, не обнаружено даже следов ее существования. И сложилось убеждение, что в скифских обществах вообще не было письменности, так как уровень их развития позволял обходиться без нее. И вот так, несправедливо обойденные историей саки, долгое время казавшиеся глубокой периферией скифской культуры, дарят надежду на то, что и это мнение не столь уж незыблемое.

Такая  же письменность ранее обнаружена в трёхъязычной надписи из центрального Афганистана I в. н. э. — на пракрите письмом кхароштхи, на бактрийском языке греческим алфавитом, а также«иссыкским»  письмом. Подобные «иссыкскому» письму знаки, были найдены на многочисленных надписях на обломках глиняной посуды и камня в Южном Узбекистане, Южном Таджикистане и севере Афганистана, которые датируются ок. I—VI вв. н. э.

Иссыкскую надпись изучали и изучают многие специалисты по рунической письменности и до сих пор пытаются ее прочитать.  Академик А. Аманжолов – крупный языковед, признанный специалист в области сравнительно-исторической грамматики тюркских языков, истории древнетюркской письменности, предполагает, что надпись сделана на прототюркском языке и даже сделал перевод.  Его версия, предложенная впервые в 1971 г., остается непоколебленной, по причине отсутствия у идейных противников и дилетантов сколько-нибудь серьезных аргументов и научных публикаций, опровергающих данную дешифровку.  Исследования узбекских ученых привели к выводу, что иссыкское письмо – архаический вариант рунического письма и имеет наглядный фонетический характер.

Те, кто считают иссыкскую надпись ираноязычной, до сих пор не дали дешифровку надписи. Сторонники же тюркоязычия предлагают несколько вариантов чтения. Алтай Аманжоловпрочитал надпись снизу вверх. Его дешифровка: «Ag`a, sanga ochuq ! Diz chok ! Bodun ichra azuq» – «Брат, (это) родина! (эй чужой человек) встань на колени! У народа много пищи».

Если сопоставить иссыкское письмо с несколькими древними письмами Центральной Азии, то надпись  звучит так:

«Azuq, ochuq at atsar, ash azaq, Utashta qan asu» – «Если пища и родина будут далеко, друг останется внизу, Уташта хан станет хозяином».

Это звучит как афоризм про родину: «Если родина не будет под рукой (то есть порабощена), то друзья останутся внизу, а Уташта хан (легендарное или историческое лицо) станет хозяином».Может и эта дешифровка не верная, но в будущем учёные скажут последнее слово про иссыкскую надпись, в процессе дальнейшего изучения тюрко-рунической письменности. Но главное,  теперь, основываясь на иссыкском письме, можно опровергнуть утверждение российских и европейских учёных и считать, что тюрко-руническая письменность использовалась на протяжении тысячелетий.

Произведения звериного стиля, что были найдены в кургане Иссык, не только окончательно подтвердили  принадлежность  саков к великому миру искусства скифов, дав исследователям право говорить о существовании самостоятельной школы мастеров Семиречья, но и позволили сделать предположение, ранее казавшееся невозможным.

«Комплекс находок в кургане Иссык, — пишет К. А. Акишев – доктор исторических наук,  — дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Можно утверждать, что пышность и богатство золотой одежды иссыкского сака, были рассчитаны не на один только внешний эффект — смысл этого богатства гораздо глубже, его надо рассматривать в плане социально-политическом. Главное назначение одежды было в возвеличивании личности вождя, возведении его в рангсолнцеподобного божества… По-видимому, сакское общество Семиречья стояло на более высокой ступени социальной организации, чем нам представлялось до раскопок иссыкского кургана»…

Сколько открытий, и сколько новых загадок подарил иссыкский курган! Сколько еще не раскрытых тайн хранят в себе скифские курганы! Но уже и сегодня  ясно, что скифо-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Культурное общение и близость народов евразийской цивилизации никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.

Галия Фазылова,

Клуб Евразийской интеграции МГИМО (У)


Список литературы:

Аманжолов А.С. «Руноподобная надпись из сакского захоронения близ Алма-Аты». Вестник АН КазССР, 1971, No 12 (320), с. 64-66;

Байтукенов Т. Статья «Кто копал – тому и кости». //http://www.zakon.kz/171367-v-jetom-godu-ispolnilos-40-let-glavnojj.html

Статья «Золото скифов лежит под ногами» // http://www.rg.ru/teoria/articles/hist/1.htm

Коломийцев И. «Тайны Великой Скифии». М.: Олма-Пресс, 2005 г.

Левин В. «Золотой человек кургана Иссык». Журнал.№4 (2463) | Апрель 1979

Рахмонов Н., Матбобоев Б. «Древние тюрко-рунические надписи Узбекистана» Узбекистоннинг кухна туркий – рун ёзувлари. //http://www.eurasica.ru/articles/writing/nasimhon_rahmonov_bokizhon_matboboev_drevnie_tyurko-runicheskie_nadpisi_uzbekistana/1/

 

Вам также может понравиться

5 Комментариев

  1. 1

    Вообще надо смотреть на вещи в соответствии с той эпохой. Геродот ещё писал, что у масагетов, т.е. западных саков, одежда, оружие были в золоте и меди, но не из за крутости, а из практичности, золота было много, легко добывалось, выплавлялось, не портилось, ну и в соответствии с солнечными верованиями сияло. Золотое воинство, вообщем. Скифы же и саки эт одно и тоже. Восточные шака, (сака) первые откочевавшие из Индии на север сильно подзабыли истоки, а западные, позже откочевавшие, еще чет помнили. И на вид восточные сильно омонголились, а западные скифы почти в первичном арийском европейском виде. Что Томирис, что гладиатор фракиец Спартак. Бойцы что надо. Практически не изменились лишь предки пуштунов, которые остались в родных краях и дух сака сохранили. Кто в Афгане воевал наверное не знали что воюют практически с братьями, на родине предков, и живущих как предки, и таких саков победить нереально. Смешно выглядят попытки жирных толстозадых кабинетных агашек примазаться к ним. Везде тюрки мерещатся. Прототюркские руны! :D Уржаться. А че не прототюрская арабская вязь, прототюрские иероглифы? У любой письменности есть предыстория возникновения, причины именно такого вида передачи информации, история его усложнения. И грани распространения не в соответствии с нынешними границами. Вот обязательно им надо пропихнуть латиницу и перекроить казахов на турецкий манер. Единственно у турков, у китайцев, у киргизов, а недавно у всех нас в СССР, остался сакский красный флаг воинов. Вот пусть и возвращают казахам красный флаг предков, а не только солнце!

  2. 2

    Каждый кулик свое болото хвалит,как и каждый псевдоученый тянет одеяло исторической славы на свою нацию…Теперь позвольте вас спросить..Откуда в скифских курганах взялись захоронения рыжих европеоидов,когда тюрки ,сплошь брюнеты монголоидной рассы?Откуда по сибири разбросанны целые группы автохтонного населения,что отличаються светлыми волосами и голубыми глазами(хягасы,гураны,рыжие татары)..?..А вы уверены,что предки узбеков,казахов,каракалпаков,азербаджанцев,..говорили на древнетюркском языке?,ведь известно,что это язык завоевателей,пришедших извосточных областей сибири и части монголии…,как вы объясните бросающиеся в глаза параллели между тюркским и старорусским(бъш=руск-пъсть,пеш..,бър=русск-пър,да и само слово САК=русск-сох-отросток,рог..,сохатый=рогатый,от сох=сбросил рога,поэтому и олень по скифски-САКА)..?,только не надо петь лживую песню про заимствования …,не спорю они были..,но вот кто у кого заимствовал-это еще вопрос??…Уверен,что корни тюркского и словенского праязыков развивались от одного источника (санскрит нам судья)..,и разошлись в понимании друг друга вместе с падением матриархального уклада,ибо тюрки неприемлют все женское,и нет в их языке для женшины рода.

    • 3

      Ты раз уж говориш что каждый одеяло на себя тянет, ты достоверный факт приведи. Почему же тогда эти Сакские Курганы не находят на исконных славянских землях, ты хоть достоверный факт приведи почему все великие сражения саков происходили на землях Казахстана?

      • 4

        Талгат, син кутак, ты хоть мозгами подумал прежде чем говорить, сакский комплекс наблюдается на територии ОТ ЮЖНОЙ СИБИРИ ДО ТУРКМЕНИСТАНА вплоть к хорезмийскому комплексу, хватит проецировать свои фантазии на историческую реальность в пятом веке до нашей эры ПРОтюрские народы проживали лишь на северо-востоке от алтая и звались ДИНЛИНАМИ и то испытали на себе Гигантское индоиранское влияние.

  3. 5

    надпись на 3 языках . а пашто не расшифравали тагда ? много захаранен ий ? харашо ! а где генетический анализ ? чё делают акадамики ? а просто ничё ! ани не пускают учёных на должнасти каторые ани захватили па блату . и не пустят никаво и хазяева стран им памогут .

Добавить комментарий для Леха Карасукский Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>