Украина: долгий путь к себе

Под сводами Палат московского гостя Аверкия Кириллова, что на Берсеневской набережной, в рамках заседания Центра Льва Гумилёва, состоялась презентация и обсуждение романа Владислава Бахревского «Долгий путь к себе», переизданного летом этого года издательством «АСТ».
Издание романа, посвящённого эпопее воссоединения Малороссии с Московской Русью в 1654 году, совпало с разворачивающимся на наших глазах на Украине кризисом. Читатель, взявший в руки роман, поразится многочисленным параллелям нынешних событий делам XVII века. Примерно те же силы, такая же кровопролитная война, такие же бедствия, свалившиеся на голову многострадального народа Украины. Просто на месте Польши, за которой Ватикан, теперь ЕС, на месте Османской империи с Крымским ханством – США, а на месте Московской Руси – нынешняя РФ. В 1654 году тогдашняя украинская элита в лице Богдана Хмельницкого, других казачьих и крестьянских вождей, а так же духовных лиц, сделала свой выбор недвусмысленно: истекающая кровью Украина могла остаться с Речью Посполитой, могла пойти под руку Османского падишаха или даже Крымского хана, а в итоге соединилась с единоверным и единокровным русским народом. Этому «долгому пути к себе» и посвящён роман. Издательство «АСТ» добавило к заглавию слова «Люба Украина». Возможно, это будет целая серия изданий, подчёркивающих истинное отношение большинства нашего народа к братскому украинскому народу.

«Долгий путь к себе» Владислав Бахревский считает, возможно, самым лучшим своим историческим произведением. Роман велик по объёму, по масштабу описываемых событий. И это, конечно, не сухая хроника воссоединения Малороссии с Великороссией, а прекрасное живописное историческое полотно. Круговорот событий и судеб, военные действия и перемирия, политические и светские интриги, неожиданные повороты – всё это интересно само по себе. Но мы видим их не со стороны, а глазами ярких персонажей романа, коих множество: польские вельможи и магнаты, изысканные польские пани, казаки, крестьяне, татары, турки, русские послы и воины… Автор не устаёт переселяться то в одного, то в другого. Радоваться их радостями, гневаться их гневом, горевать их горем, думать их думы. Автор любит всех, за всеми признаёт их собственную правду. И тем драматичнее события, ибо мы всё-таки болеем за своих.

Большое место в романе занимает образ господаря Молдавии Василия Лупу, история любви старшего сына Богдана Хмельницкого Тимоша и дочери господаря Роксанды. Пожалуй, линия Тимоша Хмельницкого – это настоящий рыцарский роман в теле исторической эпопеи. То, что выпало на долю этого героя, настолько удивительно, что, кажется, легендой. Но не легенда! Очень часто историческая правда занимательней, красочней, невероятней сюжетов баллад менестрелей и авантюрных романов.

В то же время история жестока. Хмельниччина – это целый водоворот лютой жестокости со всех сторон. И у всех свои оправдания для жестокости.

Многогранен и трогателен образ самого Богдана Хмельницкого. Многое выпало на его долю. Образование получил у иезуитов. Служил реестровым казаком, был верноподданным Речи Посполитой. Попал в плен туркам. По слухам, ему даже пришлось формально принять ислам. Вернулся на родину. Служба продолжилась. Дослужился до сотника. Перевалило за пятьдесят. И тут посыпалось: умерла жена, шляхтич Чаплинский отнял имение, чуть не запорол до смерти старшего сына. Богдан пытался добиться правды в Варшаве, на королевском суде. Не добился ничего. Тут-то и понял сотник, что рано ему думать о старости, о покое. Он едет в Запорожскую Сечь, поднимает восстание. Время для этого было подходящее. В Польше — произвол шляхты, король — неимоверно слаб в своих полномочиях, на народ наложены новые тяжёлые подати. Вождь восстания же оказался поразительно умным стратегом. Призывая на помощь Москву, он заручился союзом крымского хана, и никогда не переставал вести тонкую дипломатическую игру с разными сильными людьми самой Речи Посполитой. Гетман Хмельницкий показал себя и прекрасным полководцем. Выигрывал сражения, брал города. Вёл умелую военную пропаганду среди казаков и крестьян, которым в «свободной» Речи Посполитой жилось несладко. Ведь это именно польской шляхте мы обязаны термином «быдло». Так они называли селян-землепашцев. Однако были на пути не только победы, но и тяжелейшие поражения. Иногда казалось, что всё проиграно. Дело приходилось начинать заново. И если в начале восстания у чигиринского сотника во главе угла, возможно, стояли личные обиды, то по мере развития событий Богдану Хмельницкому пришлось вырасти и стать истинным отцом и защитником всего своего многострадального народа.

Россия в эпопее объективно выглядит весьма и весьма благородной и доброй силой. Вопреки распространённому мнению о нашем империализме, русское правительство очень долго не желало ввязываться в разворачивающиеся события. Послы Хмельницкого и других казачьих вождей бывали в Москве много раз, много раз шли переговоры и на малорусской земле. Молодой в те поры царь Алексей Михайлович, опираясь на мнение ближайших к нему бояр, не единожды отказывал украинским послам в просьбе взять Украину под свою державную руку, в то же время, не отказывая казакам в помощи деньгами и оружием. Переломную роль тут сыграл патриарх Никон, который в годы своего возвышения определял многие царские решения, как во внутренней, так и во внешней политике. Никон стал истинным заступником страдающего от прямого польского геноцида украинского народа. Сочувствуя малороссам, которых шляхта вырезала целыми сёлами, царь предоставляет для поселения беженцев земли, соответствующие нынешней Харьковской области, и другие окрестные территории, до того не имевшие украинского населения.

Конечно, немаловажную роль в решении о воссоединении сыграло стремление Никона поставить под свой контроль Киевскую митрополию, православное украинское население, чему, кстати, тайно весьма сопротивлялась сама Киевская митрополия. Патриарх мнил себя грядущим Папой всего православного мира, и Украина была тут только первым шагом на юго-восток. Однако и государственных интересов тут исключать нельзя. В итоге всё-таки состоялась великая Переяславская Рада, закрепившая единство великорусского и украинского народов. И, спасая народ Малороссии от истребления, Россия вступила в изнурительную 13-летнюю войну с Речью Посполитой.

Роман был закончен Владиславом Бахревским в 1980 году. Однако в условиях даже поздней советской литературной атмосферы издание его оказалось весьма проблематичным. Весьма сильно противодействие его изданию, очевидно, оказало литературное чиновничество УССР. Московские издательства отказывались печатать его по той причине, что писатель жил в то время Крыму, а стало быть считался «украинским письменником». Свет книга увидела только в 1991 году, зато сразу тиражом 200.000 экземпляров. Возможно, сохранись Союз, он был бы ещё тогда оценен критикой, однако на пороге был уже распад страны…

Встреча в Палатах собрала много интересных гостей. Среди них патриарх русской литературной критики Андрей Михайлович Турков, отметивший в этом году свой 90-летний юбилей, доктор исторических наук А.В. Науменко-Порохина, известный литературовед и критик Л.У. Звонарёва, председатель жюри литературного конкурса «Золотой Витязь» литературовед В.Е. Орлов, поэт и богослов В.А. Никитин, представители издательства «АСТ», гости с Украины, из Белоруссии, друзья и почитатели писателя.

Выступавшие по-разному, но одинаково высоко оценили роман, неизменно сетуя на малый тираж нового издания. К сожалению, такова сегодня рыночная реальность. Многие участники встречи высказались за то, чтобы выдвинуть «Долгий путь к себе» на одну из серьёзных государственных литературных премий. Главы из романа были прочитаны актрисой Л.И. Савиной.

Хочется верить, что роман дойдёт-таки и до масс русского читателя, дойдёт и до Украины, выдержит ещё не одно издание. Дело и за критиками: Владислав Бахревский – до сих пор не открытый нашими литературоведами континент планеты русской литературы.

Пресс-служба
Центра Льва Гумилёва

10675645_887923264560573_1910981631092819372_n

Лекториум он-лайн

Олег Шишкин Философия Святых Мощей



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>