В чем истинная причина разрыва между Москвой и Константинополем, или «неэффективным церковным дипломатам» — пора на пенсию

Колонка Дмитрия Пахомова

11 октября 2018 года, на официальном сайте Константинопольской патриархии, было опубликовано заявление принятое Священным синодом этой Поместной церкви, в котором в частности сообщалось об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата, а также о снятии анафемы с самопровозглашённого Патриарха Неканонического Киевского патриархата Филарета (Денисенко), наложенной на него Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 1997 году.
Как и предполагалось, в ответ на это противоречащее святым канонам решение Константинополя, Священный синод Русской православной церкви, прошедший 15 октября 2018 года в Минске, принял решение о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Можно только приветствовать данное решение соборного разума Русской церкви, являющееся вполне закономерной реакцией на недружественные действия Фанара. Однако это вовсе не должно нас успокаивать, поскольку ответные действия оппонентов Москвы, безусловно, последуют, причем уже в самое ближайшее время.

Заслуживающие доверия источники передают непосредственно с мест о том, что во время запланированного на 25 октября 2018 года визита патриарха Кирилла в Молдавию определенные силы собираются провести публичные провокационные мероприятия, направленные на создание в общественном мнении негативного образа как лично предстоятеля, так и РПЦ в целом. Поступает крайне тревожная информация и о том, что 25 ноября 2018 года константинопольский патриарх Варфоломей и румынский патриарх Даниил во время торжественного освящения нового кафедрального собора Румынской православной церкви в Бухаресте могут сделать совместное заявление о незаконности присоединения Православной церкви Молдавии к Русской православной церкви, а также о назревшей необходимости раздела между Константинопольским и Румынским патриархатами церковной молдавской территории, при этом в ведение Фанара отойдет Гагаузия.
Анализируя реакцию информационного поля на решение о прекращении евхаристического общения между Москвой и Константинополем, можно прийти к удивительному выводу: значительная часть комментаторов, защищающих позицию РПЦ, видит причину происходящего исключительно во внешних факторах, совершенно игнорируя внутренние причины, приведшие к описываемым печальным событиям. Но у этого, на наш взгляд, поражения на украинском направлении есть именно что конкретные внутренние основания. И без тщательнейшего разбора полетов обойтись не получится, более того, это неминуемо приведет к новым неприемлемым поражениям. Итак, по пунктам.

I

Московский патриархат, являясь, по сути, полноценной вселенской Церковью, представленной практически во всех крупнейших регионах мира, за последние годы значительно растерял накопленный за XX век потенциал влияния на узловые международные процессы в религиозном и гуманитарном сегментах. Фактически мы вступили в эпоху системной стагнации. Даже в годы официально господствующего в Советском Союзе атеизма и борьбы «с рудиментами религиозных предрассудков» Русская православная церковь активнейшим образом действовала на международной арене, будучи представлена практически во всех крупнейших организациях, борющихся за дело мира, аффилированных со структурами ООН. Также она выступала в качестве инициатора процессов высокопрофессионального теологического диалога с инославными Церквями. Еще в 1990-е — 2000-е годы в Москве на регулярной основе проходили представительные богословские симпозиумы, собирающие выдающихся специалистов-богословов со всего мира (например, таких, как православный грек Христос Яннарас).

II

Минимальное внимание со стороны профильных синодальных отделов Московского патриархата к многоуровневой горизонтальной просветительской работе в среде простых верующих на территориях канонической ответственности Русской православной церкви в совокупности с агрессивной антироссийской пропагандой в ряде стран привело к неминуемой ценностной переориентации в пользу таких ориентированных на Запад центров Православия, как Бухарест и Константинополь. А реальный коэффициент полезного действия от деятельности таких официальных международных церковно-общественных организаций, как Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) приближается к минимальным показателям. Именно из-за подобной низкой эффективности как церковно-общественных институций, так и местных митрополий РПЦ в принципе и стали возможными те события, которые произошли на Украине, не исключая и сам «евромайдан» зимы 2013−2014 годов.

III

Некогда передовой во всех смыслах Отдел внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) времен легендарного церковного дипломата Алексея Сергеевича Буевского (21 июня 1920 — 9 апреля 2009) с приходом волоколамского митрополита Илариона (Алфеева) и некоторых его заместителей фактически выродился в службу протокола и делопроизводства. Со всеми вытекающими последствиями. Сам высокопреосвященный владыка Иларион — весьма светлый и весьма талантливый человек, великолепный композитор и большой богослов. Но ввиду его огромной занятости научной, образовательной, музыкальной, телевизионной, литературной и богословской деятельностью бремя текущего управления «министерством иностранных дел» Русской православной церкви непосильной ношей ложится на его заместителей и подчиненных. Которые, как показывают последние события, плохо справляются с возложенной на них ответственностью.
Исходя из сказанного, мы твердо убеждены в том, что уже сегодня необходимо провести срочную работу над ошибками и кардинально пересмотреть кадровую политику с одной единственной целью — избежать фатальных ошибок в краткосрочной и долгосрочной перспективе. И дай Бог, чтобы сегодня это сделать уже было не поздно.

Дмитрий Пахомов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>