В Хайбуллинском районе прошёл III башкирский рок-фестиваль «Великая Степь»

23 августа 2014 г. в селе Акьяр Хайбуллинского района прошел III Открытый республиканский башкирский рок-фестиваль «Великая степь». Впервые он был организован в 2011 г. в рамках празднования 20-летия первой башкирской рок-группы «Рух». Идея проведения молодежного фестиваля на хайбуллинской земле возникла не случайно, поскольку именно здесь еще в далекие 90-е годы возникло множество башкирских команд, в том числе и такие легендарные группы как «Дервиш-хан», «Рух»; «Майдан», «Йома» и др. Можно сказать, что именно Хайбуллах в то время были заложены традиции и основы современного башкирского рока.

В отличие от предыдущих фестивалей, данное мероприятие было на этот раз хорошо анонсировано в республике. К примеру, оказана необходимая информационная поддержка со стороны телеканала «Курай». Была на достаточно высоком уровне проведена и организационная работа, что крайне важно учитывая, что фестивали такого масштаба требуют больших финансовых затрат, решения вопросов организационного характера и т.д. Несмотря на то, что изначально было принято решение проводить его раз в два года (предыдущий фестиваль прошел в 2013 г.), его устроители решили перенести мероприятие на этот год, вероятнее всего в связи с грядущими выборами президента Республики Башкортостан. Что само по себе не хорошо и не плохо. Кроме того, благодаря этому факту были подключены республиканские ведомства, куплена в Москве дорогостоящая звуковая аппаратура (до этого ее приходилось возить из Уфы или г. Орска).

Статус фестиваля был поднят и присутствием на нем высоких гостей. В честности, официальными гостями праздника стали: заместитель председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Юмабика Ильясова, заместитель Министра культуры Республики Башкортостан Лилия Каширина, заместитель руководителя Агентства по печати и средствам массовой информации Марат Газизов, депутат Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, генеральный директор ЗАО «Бурибаевскйи ГОК» Рустам Аблаев, представители Центра народного творчества главы, главный редактор журнала «Ватандаш» Азамат Юлдашбаев, руководитель музыкального канала «Курай ТВ» Айгуль Ахмадеева, заместители глав и начальники отделов культуры администраций районов Зауралья, Гайского района Оренбургской области.

Фестиваль, проходивший на просторах хайбуллинской степи, начался с торжественного поднятия флага рок-фестиваля «Великая степь». Эта честь была предоставлена «ветерану» башкирского рока, основателю гр. «Рух» Иреку Атанову, а также лидерам молодых команд, приехавших на концерт – Нурлану Кажиеву из Казахстана («Жастар»), Л. Сайфетдинову из гр. «Бэйембэт» (Кугарчинский р-н) и Т. Ямалову из гр. «Нектория» (Абзелиловский р-н).

Участников и гостей фестиваля тепло приветствовал глава Администрации района Р.Х. Ибрагимов. В своем выступлении он отметил, что подобные мероприятия способствуют появлению новых традиций и укреплению культурных связей. Затем с приветственным словом обратились к участникам мероприятия и другие официальные лица (перечисленные выше). По результатам республиканского конкурса лучшим муниципальным учреждением культуры были розданы сертификаты на 100 тыс. рублей. Несмотря на то, что без торжественной части трудно обойтись на мероприятиях такого рода, на мой взгляд, с «официозом» на этот раз был явный перебор.

Фестиваль начался около 6 часов вечера, но, несмотря на столь ранний час, программа его оказалось крайне насыщенной. Было видно, что организаторы мероприятия сделали все, чтобы он прошел на достойном уровне. С точки зрения организации, логистики, ведения концерта и размаха, фестиваль, безусловно, сделал качественный скачок вперед и выгодно отличался от предыдущих.

Фактически он стал грандиозным республиканским Сабантуем и имел много зрелищных и захватывающих программ. Именно поэтому шоу парашютистов и байкеров, массовые флешмобы молодежи из 130 человек, огневое представление и т.д., собственно говоря, и стали самыми яркими моментами фестиваля. Между этими программами выступали различные команды и отдельные исполнители, в основном этно-фольклорного плана (то есть с народными инструментами и в национальных одеждах), что особенно пришлось по душе пожилым женщинам и жителям из близлежащих деревень.

В разгар мероприятия состоялось огненное акробатическое экстремальное шоу коллектива из г. Орск. Фестиваль украсили байкеры из мотоклуба «FENRIR MG» г. Гай Оренбурской области и г. Баймак. По официальным данным за день мероприятие посетило более 5 тыс. человек.

Лишь после того как были проведены все шоу и закатилось солнце собственно говоря и началось нечто похожее на настоящий рок-фестиваль. То есть с выступлением новых и старых рок-групп, с особой присущей только рок концертам атмосферой. Однако некачественный звук и слабая работа звукооператора, который никак не мог разобраться с каналами и шнурами, оставили тяжелый осадок. В целом стоит отметить, что на мероприятиях такого формата проблема звукового оформления всегда должна быть на первом месте, поскольку если на «живом» концерте нет хорошего звука – то значит, удовольствия будут лишены не только зрители, но и сами музыканты. И особой разницы от того кто выступает — профессионалы или начинающие, не будет, ибо все прозвучат плохо. Впрочем, это проблема не только региональных, но и уфимских (башкирских) фестивалей и концертов.

Наконец мероприятие под названием «рок-фестиваль» завершилось веселой дискотекой и выступлением популярного ди-джея, во время которого состоялся фейерверк. Что, честно говоря, и глубоко символично, и смешно одновременно…

Как написали некоторые СМИ — «по итогам фестиваля участники были награждены дипломами и памятными призами в виде фирменной статуэтки фестиваля, изготовленной из стекла».

Говоря о прошедшем культурном событии, хотелось бы несколько слов сказать об участниках рок-концерта, то есть тех ради кого собственного говоря изначально и задумывалось это мероприятие. В фестивале приняли участие 84 рок-музыканта. А точнее 15 команд и 10 солистов из трех городов: Уфа, Сибай, Баймак и 5 районов республики: Абзелиловский, Бурзянский, Зианчуринский, Кугарчинский, Хайбуллинский, а также участники из регионов: Республики Казахстан и Оренбургской области.

В том числе: «Рух», «Глинтвейн», «Актамыр» из Акъяра, «Буреляр», «Аргымак» из Уфы, «Вечер» из Сибая, «Уралтау» из Зианчуринского района, «Бейембет» из Кугарчинского района, «Путь к своим» из Бурзянского района, «Нектория» из Абзелиловского района, гости из Республики Казахстан группа «Жастарс» и др.

Особо хочется отметить выступление группы «Акъяр», а также гр. «Индивид» состоящей из одних девушек.

Говоря о содержательной стороне творчества нынешних башкирских молодежных рок-групп, хотелось отметить следующее. В настоящий момент большинство из них условно можно поделить на три большие группы. К первой относятся те, кто занимается в основном либо откровенным подражанием, либо перепевая чужие хиты.

Ко второй – те команды в песнях которых есть элемент живого творчества. Стоит ли говорить о том, что между ними лежит огромная пропасть. Поскольку если первые, являясь лишь необходимым фоном, абсолютно бесперспективны с точки зрения развития башкирской рок-субкультуры, то вторые – содержат в себе определённую потенцию, а значит — именно из них в будущем могут появиться такие группы как скажем, «Дервиш-хан» или «Рух». Соответственно нужно всеми силами поддерживать именно эту линию, в том числе создавая для них необходимые культурные площадки и т.д. И пусть сегодня многие из них только на начале пути, и творчество их вызывает у многих наблюдателей со стороны насмешки и скепсис. Тем не менее, пожелаем им от всей души удачи на этом тернистом пути, поскольку найти свой «голос», свой путь – главная их задача. Поскольку как говорил А.Чехов: «Соврал, ошибся, так пусть и ошибка будет только твоя!» Ради этого и проводятся такие фестивали.

Особую нишу среди башкирских команд занимает этно-рок. Этно-рок — это стилизация и переложение народной музыки на современный лад с использованием национальных инструментов. Несмотря на то, что он сильно отличается и по характеру и по типу творчества от современного «классического» рока, тем не менее, в плане молодежной субкультуры он близок именно к рок-музыке, поскольку требует большой инструментальной подготовки. У нас республике, к примеру, сегодня на высоком профессиональном уровне этим занимаются: группа Роберта Юлдашева «Курайсы» и гр. «Аргымак»

Соответственно, если и выводить фестиваль на международный уровень (данная идея сегодня активно обсуждается), то это можно сделать только в формате этно-рока, то есть организовать его для молодежи тюркоязычных стран и народов. Как аналог действующего конкурса «Урал моно», который, кстати говоря, был вначале именно рок-фестивалем.

В любом случае нужны какие-то действия в этом направлении, поскольку само башкирское общество хоть и медленно, но все же движется от аграрного к городскому типу общества, а значит, постепенно развитие субкультур должно выйти на первый план, органично сосуществуя с высокой, народной и эстрадной искусствами.

Для депрессивного башкирского Зауралья в целом и Хайбуллинского района в частности, проведение мероприятий такого рода имеет и узко прикладное значение, поскольку в социокультурном плане рок-музыка явление Модерна, современности. И то, что она в свое время возник в типично аграрном районе, в недрах башкирского традиционализма (я говорю, прежде всего, о творчестве гр. «Дервиш» и «Рух»), само по себе наводит на определенные размышления. Возникновение в конце 90-х годов, в высшей степени современной и оригинальной рок-субкультуры говорит о том, что значение и глубина проникновения советского Модерна в социальную ткань башкирского общества явно недооценивается. В других национальных республиках бывшего СССР также в то время возникло много музыкальных движений, однако они развивались в рамках преимущественно этно-рока. Башкирский же рок 90-х годов явление хоть и близкое пост-фольклору тем не менее явление достаточного развитое в культурном смысле, и планка его высока.

Соответственно, его нужно поддерживать, именно как элемент Модерна, чтобы хоть как-то ослабить в башкирском Зауралье постоянно растущее давление архаики, поскольку общество в культурном плане может как идти вперед, так и резко, как это произошло после распада советской системы, откатываться назад.

Сегодня становится ясно, что первая волна башкирского рока, «романтического» рока 90-х годов, находится уже на исходе. Она внутренне и человечески исчерпала себя. Постепенно носители традиций того периода уходят в тень под неумолимым течением времени. Еще немного и от них уже ничего не останется кроме песен и светлой памяти. Кто идет им взамен? Вторая волна только набирает слабые обороты и, в настоящий момент, к сожалению, назвать особо некого. Разве что «Буреляр» или гр. «Евразия»… И все же хочется надеяться, что новое поколение найдет свой голос, и у нас со временем вновь возникнет много талантливых и оригинальных башкирских рок-групп.

А.Буранчин, специально для сайта «РБ — XXI век»

Лекториум он-лайн

Александр Секацкий "Метафизика пира" (сокр. вариант)



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>