В Москве прошел закрытый показ спектакля «Под небом вайнахов»

DSCN0522_1__viewЗакрытый показ спектакля «Под небом вайнахов» режиссера Лайлы Овсянниковой (Байсултановой), в котором рассказывается о жизни русско-чеченской семьи в период военной кампании в Чечне, прошел 24 мая в Театр.doc. Об этом пишет «Кавказский узел»

Около 20 человек пришли на спектакль, в котором участвовала сама режиссер. Художником-постановщиком выступила Мария Белогорцева.

Темная обгорелая комната со старой печью-буржуйкой — первое, что видит зритель и понимает, что спектакль — драма. Зритель погружается в военное время, где царит нищета и голод, а люди готовы драться за ведро питьевой воды. Лайла — дочь славянки и чеченца, чужая везде: в Чечне она русская, а в России — чеченка.

В течение часа перед зрителем не меняются декорации, но меняется время, исторические события и усиливается эмоциональный накал, развязку которого сложно представить до финальных сцен.

Это история жизни, полной драматизма и потерь, пишет в рецензии на пьесу член Союза журналистов России Ирина Козерова.

«Уже с первых слов «Мама! Мама!» становится невыносимо больно за искалеченные судьбы и загубленные души людей, ставших заложниками времени и обстоятельств. Эта пьеса – напоминание, укор человеческим порокам. Нет в жизни ничего ценнее самой жизни. Мы готовы отдать ради нее все. Но почему чужая жизнь ничего не стоит для тех, кто развязывает войны, уничтожая тысячи невинных, превращая в ад, созданный для счастья мир? Автор пьесы не дает ответ на этот вопрос, но ставит его перед всеми нами», — отмечает Козерова.

«Под небом вайнахов» — драма, как рассказывает сама режиссер и исполнительница роли Лайлы — Лайла Овсянникова, основанная на истории из ее собственной жизни.

«Основа этой истории — это моя жизнь. История русско-чеченской семьи, основанная на реальных событиях, проживавшей в период чеченских военных компаний 1994-1996 годов и 1999 – 2001 годов, и их описание жизни до и после событий. Есть, конечно, и вымысел — фантазии Лайлы, которая так реалистично представляет свои диалоги с умершими мамой и сестрами», — рассказывает Лайла Овсянникова.

По словам режиссера, замысел написания пьесы для спектакля она вынашивала давно и первый дипломный показ состоялся на Учебной сцене ГИТИСа в июне 2012 года.

Тема, затронутая в постановке, актуальна всегда и везде, заявила корреспонденту «Кавказского узла» зрительница Айшат Омарова.

«В постановке в диалогах между матерью и дочерьми раскрываются причины ненависти к русским со стороны чеченцев, которые во время Великой Отечественной войны были депортированы в Казахстан, а также косвенно объясняются и причины нелюбви к чеченцам со стороны русских, 18-летние представители которых гибли сотнями во время войны в Чечне», — рассказала Омарова.

По ее мнению, эта ненависть делает несчастными простых людей, которые не имеют отношения ни к войне, ни к депортации. «Лайла — одна из тех, которая оказалась чужой и безвинно виноватой. Тени матери и сестер, по-видимому, единственное, что спасало девушку в тот страшный период», — полагает зрительница.

То, что в спектакле звучат диалоги и песни на русском, французском и чеченском языках, также является, по мнению Айшат, состоянием души героини – «они являются какой-то гранью между этим миром и безумием».

О сильных персонажах, которые держали в напряжении весь спектакль, рассказала другая зрительница Марина.

«Хрупкая, но умеющая постоять за себя Лайла, повидавшая все в своей жизни мать, умная и начитанная Яха и взбалмошная и одновременно сильная характером Марина. Ну и тень отца, которая витает весь спектакль в воздухе. Отец — переживший депортацию, тюрьму и возвращение на историческую родину в итоге сломался и стал пить. Персонажи заставляют зрителей смеяться и плакать, переживать и предугадывать возможную развязку, которая для меня лично стала сюрпризом», — высказала свое мнение Марина.

Она также отметила, что финальные эмоции зрителя усилила зажигательная лезгинка.

«Кавказский узел» сообщал, что в октябре 2011 года в Музее и «Общественном центре имени академика Сахарова» была презентована книга «Дневник Жеребцовой Полины», в которой рассказывается о событиях 1999 — 2002 годов в Грозном во время второй военной кампании в Чечни, как их увидел подросток.

В апреле 2011 года на кинофестивале документального кино Vision du Reel в швейцарском городе Нион был показан документальный фильм «Барзах» литовского режиссера Мантаса Кведаравичюса, посвященный пыткам и похищениям людей в Чечне.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>