В Москве прошла Третья православная татарская конференция

24 января в Москве в храме апостола Фомы на Кантемировской прошла Третья православная татарская конференция (татарская секция Рождественских чтений), посвящённая 80-летию Максима Степановича Глухова, в формате Круглого стола «Православные татары», сообщил «Русской народной линии» заведующий отделом по взаимодействию с Русской Православной Церковью Института стран СНГ, глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов.

Татарская секция включена в программу направления «Миссионерское служение Русской Православной Церкви» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Членами президиума выступили: настоятель Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, потомок татарских князей и мурз архимандрит Пахомий (Трегулов Рустам Халимович); настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в посёлке Горки-8, представитель и духовный наставник независимого кряшенского движения, духовный наставник Братства «Сыны Афона», духовный наставник Общероссийского общественного движения «За жизнь!» архимандрит Дорофей (Вечканов); председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата, по семейным преданиям имеющий татарское происхождение, протоиерей Димитрий Смирнов (Уманов — по маме); настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы посёлка Балакирево и Александровской слободы Александровского района Владимирской области протоиерей Иоанн Фанилех Ахметшанович Давлекамов; представитель гагаузского народа протоиерей Дмитрий Киорогло; насельник Рождества Богородицы Анастасова мужского монастыря, потомок темниковских татарских князей иеромонах Иннокентий (Кильдеев Равиль Саитович); настоятель Вознесенского храма села Старая Степановка и Покровского храма села Болотниково Пензенской области Василий Асхат Миннахметович Мухаметшин; руководитель Правозащитного центра и член бюро Всемирного Русского Народного Собора, профессор Московского государственного лингвистического университета, доктор исторических наук Силантьев Роман Анатольевич; ректор Института региональной политики, председатель регионального отделения партии «Родина» в Республике Татарстан, доктор политических наук, кандидат экономических наук Бородин Евгений Анатольевич; руководитель Московской татарской православно-христианской общины (МТПХО) и куратор татарской секции Рождественских чтений Бухарова Динара Абдулбяровна.

Ведущими Татарской секции Рождественских чтений выступили: Бухарова Динара Абдулбяровна и члены МТПХО: руководитель казанского центра защиты семьи, материнства и детства «Умиление», руководитель Татарстанского отделения Общества «Двуглавый Орёл» Галиуллина Элина Ринатовна; и Основатель АНО «Экология и Благо», лидер экологического движения «Свалки нет», руководитель международного движения «Молодёжь За жизнь» Жандарова Юлия Александровна.

В ходе конференции были высказаны приветственные слова и зачитаны доклады: архимандритом Пахомием (Трегуловым); Бородиным Е.А.; иереем Василием Мухаметшиным; иеромонахом Иннокентием (Кильдеевым); Романом Силантьевым; протоиереем Димитрием Смирновым; протоиереем Иоанном Давлекамовым; протоиереем Олегом Стеняевым; лидером «Ассоциации православных экспертов», заведующим отделом Украины Института стран СНГ, главой Отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ Кириллом Фроловым; Динарой Бухаровой; архимандритом Дорофеем Вечкановым; протоиереем Анастасием Головиным; сыном известного исламского деятеля Валиахмета Садура Давидом Амиром Владимировичем Садуром, заместитель руководителя миссионерского отдела Бузулукской епархии Быковым (Ахметханов) Олегом Ильдусовичем, преподавателем татарского языка Сафиной Лилианой Михайловной, представителем Татарского культурного центра Хусаиновым Анвером Умеровичем, советником президента Молдавии Букарским Владимиром Валерьевичем, настоятелем Чадыр-Лунгской Свято-Димитровской церкви протоиереем Дмитрием Киоргогло, руководителем благотворительного фонда в честь святых мучениц «Веры, Надежды, Любови» Хисматуллиным Ринатом Рифовичем; потомком отца Василия Тимофеева Сидоровым Сергеем Владимировичем, иеромонахом Дорофеем Гильмияровым, протоиереем Николаем Бябиным, иереем Василием Кузнецовым, и других.

Кроме того, был зачитан доклад протоиерея Максима Обухова в отношении татарских имён.

В ходе работы конференции были также затронуты следующие темы:

— Православная традиция в татарском народе; мирные взаимоотношения и диалог между татарами мусульманами и православными татарами; возрождение литургической жизни татар; наследие Н.И. Ильминского и отца Василия Тимофеева; татарская Литургия и Богослужение; святые и подвижники благочестия татарского и тюркского происхождения; православное татарское искусство (христианский шамаиль и др).

По результатам Конференции принята резолюция:

Мы, представители татарских православно-христианских общин Москвы и других регионов выражаем удовлетворение развитием жизни православного татарского сообщества. Секция, проходившая 24 января 2018 года в храме апостола Фомы на Кантемировской, собрала более 150 представителей, не считая почётных гостей мероприятия.

Были заслушаны доклады по истории Христианства среди татарского и других тюркских народов, по современному состоянию и перспективам развития.

Секция в очередной раз вызвала интерес и внимание. Православные татары исходят из исторически сложившихся реалий распространенности Христианства среди татар и предков татар в течение как минимум 15 веков, ещё до появления ислама, и сформировавшейся двухконфессиональности татарского народа с преобладанием ислама. Поэтому мы придаем большое значение не только сохранению национальной идентичности татар, но и внутреннего единства, взаимного уважения между православным и мусульманским татарскими сообществами.

Исходя из миссионерской концепции Русской Православной Церкви, мы поддерживаем принцип сохранения и воцерковления национальной идентичности, как татар, так и других народов.

Проблема сохранения татарской культуры и идентичности существует веками, и наилучшим ее решением всегда было то, что передано нам святыми апостолами и предложено известными просветителями. А именно: интеграция без искусственной ассимиляции, инкультурация, развитие культуры православных татар, православной татарской идентичности и расширение использования национального языка и искусства в Богослужебной, церковной, общественной и бытовой практике.

Возможность совершать Божественную Литургию, молиться на татарском языке и других языках, развивать национальную культуру представляется нам уникальным шансом сохранения родного языка и самосознания.

Мы хотим помочь обустроить духовное и культурное попечение тех татар и представителей других народов, которые выбрали Крещение или родились в православных семьях, и убрать фактор дискомфорта и опасения, что, якобы, приняв Христианство, они перестанут быть татарами. Кроме того, на канонической территории Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) проживает около 70 млн. тюрков. Это, как традиционно т.н. исламские народы, так и православные гагаузы, чуваши, якуты и др. Среди всех тюркских народов, большинство из которых в дореволюционной практике также назывались татарами, в том числе: башкир, ногайцев, кумыков, карачаевцев, балкарцев, казахов, узбеков, киргизов и др., есть немало православных, для которых Православное Богослужение на родном языке есть большое утешение и духовная радость.

Мы выражаем благодарность священноначалию Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) за признание, понимание и поддержку, а также всем участникам Рождественских чтений, посетившим нашу Конференцию: преосвященным архиереям, священникам татарам и представителям других народов, монашествующим и мирянам, которые приняли участие в её работе.

Мы заостряем внимание на возможность и необходимость расширения использования в Богослужении и быту родных языков, разных диалектов, многоязычия, местных и национальных обрядовых особенностей, татарского православного искусства, такого как христианский шамаиль и др.

Мы видим, что татарские общины живут духовной жизнью и развиваются, имеют явное благословение Божие. В ближайшее время мы видим необходимость в расширении практики совершения Божественной Литургии на татарском языке и других языках: не только в отдельно взятых кряшенских населённых пунктах и городе Казани, но и во всех местах проживания татар и других народов, особенно в мегаполисах, где размывание национальной идентичности происходит наиболее быстрыми темпами.

Также мы рассмотрели и обсудили вопрос об использовании национальных имён в церковной жизни и пришли к общему мнению, что смена имени при Крещении, а также наименование крещаемых по святцам является русской традицией благочестия, но не обязательным каноном. Фактически, как в Русской Православной Церкви, так и в других братских Поместных Церквах, считается допустимой практика Крещения под любым именем.

Этот подход очень важен при Крещении людей со сложившейся национальной культурой, когда предложение сменить имя может восприниматься как смена национальной идентичности, что Церковь никогда не требовала от крещающихся.

Мы также выражаем заинтересованность в проведении исторических исследований по истории татар и других тюркских народов, истории распространения среди них Восточного Христианства, и надеемся на продолжение этой работы.

Большую радость доставляет нам развитие братского общения между татарскими православно-христианскими общинами из разных регионов, обмен опытом и встречи с христианской любовью.

Мы считаем необходимым поддерживать единство татарского народа и не допускать провокаций, состоящих в разжигании религиозной вражды между представителями нашего народа. Для этого необходим постоянный внутритатарский диалог с привлечением духовенства на основе взаимного уважения. Мы также отрицаем принуждение к вере и считаем, что мы должны взаимно уважать право выбора каждого из нас.

Одним из условий единства татарского народа является взаимопонимание и взаимодействие между православными и мусульманскими татарскими сообществами, а также отказ от каких либо агрессивных действий, принуждения к вере, что может нарушить межконфессиональное согласие и мир.

Поэтому стоит отметить, что при примерном равенстве по численности русских и татар в Татарстане, количество мечетей в 15 раз (!) превышает количество православных храмов (хотя за счёт наличия среди татар большого количества православных по вероисповеданию, численность православных христиан в Республике Татарстан превышает численность мусульман). Существует объективная необходимость в строительстве и полноценном функционировании значительного количества православных храмов с современной татарской Богослужебной и обрядово-бытовой традицией.

Также на территории Республики Татарстан, начиная с 90-х годов прошлого века, сложилась порочная практика позиционирования татарского народа, как моноконфессионального (якобы, исламского), что игнорирует исторические и религиозные реалии двухконфессиональности татарского народа и ущемляет права православного татарского сообщества. Интересы православных татар зачастую игнорируются на общетатарских «площадках» и в общетатарских организациях, таких как Всемирный Конгресс Татар, некоторые татарские национально-культурные автономии, призванных отражать интересы всего двухконфессионального татарского народа, а значит и его меньшинства — православного татарского сообщества.

Есть и другие перекосы. В Казанском кремле к резиденции президента Татарстана почти примыкает Дворцовая (Введенская) церковь. На храме нет креста, а в ней самой до сих пор располагается «Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан», по непонятным причинам здание храма не возвращено Церкви.

Также, до сих пор не возвращено Русской Православной Церкви историческое здание

Казанской центральной крещёно-татарской школы, основанной в 1864 году великими просветителями татар Николаем Ильминским и отцом Василием Тимофеевым. Данное строение дорого сердцу каждого православного татарина как память о наших духовных предшественниках, мы хотим, чтобы оно было не просто символом и памятью, но продолжило выполнять своё изначальное предназначение, чтобы в его стенах было возобновлено христианское просвещение представителей татароговорящих и тюркоговорящих общностей.

По непонятным причинам в 90-е годы на территории Татарстана с православных храмов в угоду религиозного невежества были сняты православные полумесяцы (цаты) с крестов. Полумесяц на православном кресте символизирует собой чин Царства и Первосвященства, является символом Господа Бога нашего Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Размещение креста с цатой на куполе собора напоминает православным верующим о том, что этот храм принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих. Полумесяц на православном кресте не имеет ни малейшего отношения к исламу — это наш христианский символ, который дан нам в Священном Писании: Апокалипсис, глава 12:1: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». Мы надеемся, что в Татарстанской Митрополии в ближайшее время все полумесяцы вернутся под Святые Кресты!

Данные и подобные им перекосы в межконфессиональных отношениях отнюдь не способствуют татарскому единству, поэтому мы считаем необходимым обратиться к священноначалию Русской Православной Церкви, российским федеральным структурам, руководству Республики Татарстан, а также к татарским общенациональным организациям с соответствующими просьбами защитить права православного татарского меньшинства, составляющего, по разным оценкам, около 30% от общей численности единого двухконфессионального татарского народа.

В завершение Третьей православной татарской конференции мы, православные татары и все её участники, провели панихиду по основателю Московской татарской православно-христианской общины — иерею Даниилу Сысоеву, почитаемому нами священномучеником. Мы обращаемся к священноначалию с просьбой рассмотреть вопрос о возможности и подготовке к канонизации в лике святых особо почитаемых православными татарами лиц: хана Сартака (по некоторым данным отравлен по приказу дяди — хана Берке за исповедование Христианства), Фатимы-Султан-Бинем-Сеитовны касимовской ханши (по слухам на момент смерти задушена ночью собственными придворными за намерение принять Православие), Николая Ильминского и отца Василия Тимофеева (великие просветители татар), основателя Московской татарской православно-христианской общины отца Даниила Сысоева (убит за Веру Христову) и некоторых других.

Мы хотим подчеркнуть, что православное татарское сообщество придерживается следующих принципов: двухконфессиональность татарского народа, его единство в религиозном, культурном и языковом разнообразии, соответствующее отечественной традиции расширительное использование названия «татары», в том числе в значении «тюрки» и «тюркоязычные» (в том числе для того, чтобы уйти от ошибочных ассоциаций и восприятия происхождения тюркоязычных народов якобы из Турецкой Республики, что духовно, исторически, этнически, генетически и антропологически не верно. Всё с точностью до наоборот: турки произошли от смешения некоторых тюркоязычных (огузских) племён с нетюркскими народами Балкан, Ближнего Востока, Великой Степи, Кавказа, причём нетюркские народы количественно сильно преобладали над тюркскими, но язык оставался огузским), наряду с локальными самоназваниями, непротивопоставление локальных самосознаний и самоназваний общему «татары», продвижение татарской Богослужебной и обрядово-бытовой традиции: расширение практики совершения Литургии и других церковных служб на татарском и других языках с особенностями в Богослужении (мужской хор византийским распевом, большее использование ковров и снятие обуви при входе в храм, молитвы с воздеванием рук и др.), продвижение христианского татарского искусства — православный шамаиль, развитие практики Крещения с родными татарскими именами.

Мы придерживаемся следующей позиции в отношении всех татар: татарская национальная общность исторически сложилась как двухконфессиональный народ, причём Восточное Христианство среди предков татар было распространено более тысячи лет назад, хотя в настоящий момент большинство татар придерживается мусульманской конфессии, другая часть татар исповедует Православие. Мы считаем, что, несмотря на большое разнообразие диалектов, субэтносов, широкую географию проживания татар и различия в религии, необходимо поддерживать единство татарского народа, его самобытность и сохранение обычаев, языка, культуры, самосознания.

Лекториум он-лайн

Роман Багдасаров : Загадка феномена Поколений



Вам также может понравиться

Один комментарий

  1. 1

    Православие у татар не такая уж и редкость, как иногда думают. Еще во времена Ивана Третьего казанские князья переходили на службу московским владыкам, и это было в порядке вещей. Мне вот особенно по душе пример Бялика Ардашева, первого из упомянутых в исторических документах Ардашевых, ставших военной, дипломатической и духовной элитой. И христиане, напомню, тоже служили ордынским ханам. Это, в общем-то, закономерный процесс, когда на смену былым распрям приходит житейское общение и сосуществование разных культур, религий.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>