В приангарье грядёт шаманский тайлаган

В Приангарье 10 сентября 2011 года в 11 часов в Березовой роще поселка Молодёжный Иркутского района состоится тайлаган – поклонение духам-покровителям Иркутска, рек Ангары и Иркута.
Организаторы мероприятия — ИООО «Центр бурятской культуры» совместно с шаманами общины «Сахилган». Молебен проведут члены Совета шаманских общин Прибайкалья.

Участие в тайлагане осуществляется путем внесения взносов и списков от семьи. Организационный взнос составляет 100 рублей с семьи.

Современный бурятский шаманизм несколько утратил свои функции, упрощён и деформирован, пояснили в Центре сохранения и развития бурятского этноса — иркутском государственном учреждении, которое анонсировало проведение шаманского обряда. Сейчас, в период религиозного ренессанса, многое делается для того, чтобы сохранить его регулирующие социальные функции. Тайлаган, сасали, тахил, хэрэг, хаялга, мургэл – эти основные виды обрядов сегодня практически забыты. Смысл их понятен далеко не всем.

Как сообщает портал Globalsib совет шаманских общин Прибайкалья, созданный в Иркутске в мае 2008 года, призван вести работу по просвещению населения в области знания и соблюдения древних бурятских обрядов. По мнению учёных, бурятский шаманизм имеет сложную систему обрядов, большой пантеон божеств.

Ведущий исследователь бурятского шаманизма, уроженец Боханского района Иркутской области Тарас Михайлов считает, что шаманский пантеон божеств (тэнгриев, ханов, заянов, эжинов и т.д.) условно можно разделить на следующие группы по степени важности и количеству участников: общебурятские, межплеменные и племенные, родовые, территориальные, улусно-общинные, семейно-индивидуальные.

Соответственно данной иерархии проводятся и обряды почитания этих божеств. Таким образом, большой обряд тайлаган также проводится на разных уровнях, по разным поводам и в разное время года. Вначале проводятся семейно-индивидуальные, затем улусно-общинные и так далее по возрастающей.

Тесное соседство с русским населением и влияние христианства на шаманизм сказалось, прежде всего, на её культовой системе, в том числе на календарных сроках устройства обрядов. Постепенно установилась традиция приурочивать тайлаганы к христианским праздникам: к Петрову дню, к Ильину дню, к Покрову и т.д., а в советское время к срокам шаманских обрядов приурочили праздник Сур-Харбан.

С наступлением лета буряты проводят тайлаганы в своих семьях, сёлах, районах, родах и т.д., местные шаманы сами устанавливают сроки своих обрядов, лишь после этого проводят тайлаганы более высокого уровня.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>