В Венгрии впервые прошла фотовыставка артефактов «Городище Уфа-II»

В рамках VI Курултая гунно-тюркских народов, который прошел в Венгрии возле города Бугац в Национальном парке Кишкуншаг, впервые прошла фотовыствка артефактов, найденных на памятнике археологии федерального значения «Городище Уфа-II», сообщает «Башинформ».

Башкиры и мадьяры — это сегодня два разных народа, разделенные тысячами километров. Но в далеком средневековье башкирское и древнемадьярское население имело тесные контакты.

На фоне нынешнего подъема интереса исследователей к этнической истории Уральского региона, особое внимание отечественных и зарубежных исследователей продолжает привлекать проблема этнокультурного родства между башкирским и венгерским народами, так называемая «башкиро-мадьярская проблема». Данный вопрос начал приковывать внимание исследователей еще в XVIII в. Сам термин «башкиро-мадьярская проблема» был введен в отечественную науку в 1950-е годы учеными из Уфы Талмасом Гариповым и Раилем Кузеевым. Истоки вопроса тянутся к традиции некоторых источников периода Средневековья именовать мадьяр башкирами. Кроме того, сходство племенных названий у башкир и мадьяр (юрматы, кесей, еней), а также вопрос о наличии угорского топонимического пласта в Башкортостане и на сегодняшний день оставляют эту дискуссию открытой.

Многолетние исследования историков, археологов и лингвистов позволили утверждать о давних и тесных контактах башкирского и мадьярского населения. Большинство современных российских исследователей признают достаточными основания говорить о существовании «Magna Hungaria» на Южном Урале с оговоркой, что угорскую и вместе с тем протомадьярскую прародину можно локализовать в лесостепной зоне: в Зауралье и Западной Сибири. Большая часть венгерских исследователей локализует этногенез мадьяр в Приуралье, а некоторые — в Поволжье.

На территории Башкортостана исследованы средневековые археологические памятники, которые учеными отождествляются как древнемадьярские: Стерлитамакский (Левашовский), Кушулевский и Манякский могильники, Кара-Якуповское городище. Одним из уникальных поселенческих памятников Южного Урала, на котором фиксируется «мадьярский след» и который на данный момент всесторонне изучен, является городище Уфа-II (IV — XIV вв.). На памятнике зафиксированы артефакты кушнаренковской и караякуповской археологических культур, что свидетельствует о тесных контактах, о кровнородственных отношениях башкирского и мадьярского населения.

Ежегодные выезды в регион археологов и антропологов из Католического университета Пазми Петера под руководством доктора Аттилы Тюрка еще раз доказывают высокий интерес к средневековым памятникам Южного Урала, и, в частности, к городищу Уфа-II.

«Участники VI Курултая гунно-тюркских народов проявили большой интерес к выставке. Особенно приятно было видеть, как мадьяры с особым трепетом и любовью сами рассказывали нам о связях башкирского и мадьярского народов. Оказывается, в Венгрии в школах изучается наша общая история», — рассказала принявшая участие в форуме гунно-тюркских народов директор Республиканского историко-культурного музея-заповедника «Древняя Уфа», организатор фотовыставки Гаухар Батталова.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>