Воцерковление и образование казачества на современном этапе

Работа секции «Воцерковление и образование казачества на современном этапе» состоялась 14 ноября 2014 года в рамках XVIII Димитриевских образовательных чтений в Южно-Российском государственном политехническом университете (ЮРГПУ).

Работу секции возглавил руководитель Отдела по работе с казачеством Ростовской-на-Дону епархии, войсковой священник Всевеликого войска Донского протоиерей Сергий Маштанов. Сопредседатели секции – директор Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области Корнеев Михаил Викторович, заместитель атамана ВКО «Всевеликое войско Донское» по работе с Русской Православной церковью полковник Беспалов Михаил Анатольевич.

В работе секции принимали участие руководители Епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, духовники, окормляющие казачьи общества, атаманы и казаки, руководители и преподаватели казачьих кадетских корпусов, руководители и педагоги учебных заведений со статусом «казачьих», представители СМИ.

Главная цель состоявшегося мероприятия заключалась в обсуждении вопросов:

  • Формы соработничества казачьих организаций и Донской митрополии в сфере православного образования и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи на основе традиционных ценностей.
  • Развитие взаимодействия между Донской митрополией, казачьими обществами, Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области и учебных заведений со статусом «казачьих».
  • Опыт проблемы, перспективы учебных заведений со статусом «казачьих».
  • Обмен практическим опытом в вопросах духовно-нравственного развития казачества, планов дальнейшего сотрудничества Донской митрополии и войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» и образовательных учреждений, так как до 80% детей казаков обучаются и воспитываются в учебных заведений со статусом «казачьих».

На секции прозвучали выступления основных докладчиков секции, а также реплики и выступления священников, преподавателей, учителей и казаков. В частности, директор Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области Корнеев Михаил Викторович отметил, что «в настоящее время молодежь забыта родителями, школой, вузами. Она осталась без веры и идеологии, без которых не было бы побед на Куликовом поле и льду Чудского озера, в сражениях Великой Отечественной войны. Только вера позволяет защищать отчий дом». Докладчик рассказал, что в настоящее время ЮРГПУ НПИ присвоено имя М.Платова, создан научно-исследовательский институт казачества, который возглавляет А.Скорик, создано «станичное казачье общество «Платовское» и казачья сотня из студентов вуза. Студенты сегодня несут государственную службу. Из этих студентов будут готовится кадры для работы в отделах районных администраций по делам казачества, поскольку они изучают предметы, связанные с казачьим самоуправлением, историей казачества, проходят стажировку в администрации области. Благодаря таким студентам мы создадим самое мощное и процветающее государство в мире. Честь имею». Закончил свое выступление докладчик.

О форме соработничества казачьих обществ и РПЦ докладывал протоиерей Сергий Маштанов. Он отметил важность заботы о духовно-нравственном воспитании казачьей молодежи, о воспитании чувства патриотизма, традиций православия в семье и поддержку исторических традиций казачества. С этой целью разработан месячник оборонно-массовой работы с молодежью, куда относится посещение воинских частей, посещение ветеранов боевых действий, проведение экспедиций, экскурсий, открытие домовых храмов в казачьих кадетских корпусах, изучение казачьей истории, проведение уроков в казачьих клубах и секциях, служение панихид в дни памяти геноцида казачьего народа, проведение крестных ходов, совершение туристических, паломнических поездок по святым местам, проведение казачьих летних лагерей, соревнований по казачьим видам спорта, фестивалей казачьей культуры, семинаров по оказанию помощи педагогам работающим в сфере казачьего образования. Докладчик отметил, что сегодня требуется решить наполненность статуса «казачье», каким критериям должно отвечать такое учебное учреждение, какими путями должно проходить соработничество приходских общин, казачьих обществ и учебных заведений с таким статусом.

Также прозвучали доклады заместителя директора Департамента по делам казачества и казачьих учебных заведений Овчаренко Р.К. и заместителя атамана ВКО ВВД Беспалова М.А. Первый докладчик рассказал о целях и задачал казачьего образования в Ростовской области, второй докладчик осветил вопросы религиозности современных казаков, рассказал о целостности системы образования с опорой на культурно-исторические особенности Донского края, на традиции этнической группы казаков среди многонационального населения Ростовской области, привел данные социологических опросов, рассматривающих вопросы религиозности казаков.

Все выступающие отметили многообразие и эффективность форм соработничества Донской митрополии, Всевеликого войска Донского, учебных заведений со статусом «казачьих» в сфере православного образования и духовно-нравственного воспитания казачьей молодёжи. В докладах участники секции поднимали вопросы организации и обеспечения работы по расширению процессов взаимодействия всех структур в деле образования и воспитания подрастающего поколения как достойных граждан нашего государства, патриотов страны, достойных хранителей культурных ценностей, славных обычаев и традиций нашего народа.

После основных выступлений и ответов на вопросы развернулись дискуссии о формах и методах казачьего образования, о необходимости более взвешенного подхода в изучении истории и культуры казаков. Так, выступающий на секции председатель РОО Федерация казачьих боевых искусств шермиции д.ф.н. Яровой А.В. заметил, что в ходе прослушивания докладов и их обсуждения складывается впечатление, что казаки это продукт казарменного воспитания.

Сегодня говоря о казачьей школе, чаще всего имеют в виду кадетские корпуса или суворовские училища. Но идея эта проходит мимо настоящей казачьей школы, так как воспитывает будущего офицера, но не казака. Когда-то, уральский казак и историк И.И. Железнов писал: «Вы хотите, чтобы казак был смирен как овечка и силен как лев. Эти два качества несовместны. Стало быть, ваше хотенье останется хотеньем. На родине у домашнего очага, среди родительских преданий и обычаев в сфере хозяйственных занятий, казак не должен быть стесняем ни мундиром, ни вытяжкой рук по швам и тому прочего вещами и учреждениями полезными и разумными в казармах и в лагере, но вредными и не имеющими смысла в обществе». Казачья школа должна учить и воспитывать, должна нести ценности традиционной культуры. Но как это сделать в условиях исчезновения сельского населения? Ухода в прошлое исконных донских обычаев и обрядов? Именно по причине того, что в старину школы существовали в окружении традиционной культуры, не было надобности ни в каком этнокультурном воспитании. Сейчас ситуация в корне изменилась. У школы, и в первую очередь у сельской школы, есть важная функция общекультурного характера. Школа выступает не только «храмом науки», но и центром консолидации общества, последним звеном, которое скрепляет людей, дает жизнь селу, какой-никакой общности и соборности. И вот здесь казачья школа может усилить эту функцию, консолидировать разобщенных людей на основе ценностей традиционного общества». Докладчик остановился также на формах и методах работы казачьей школы и традиционного казачьего воспитания, которое было направлено на формирование личности адаптированной к природным и историческим условиям, с особым этническим самосознанием.

По итогам работы секции было вынесено следующие решения.

Основываясь на принципах Православия, как идеологической основы возрождения казачества, признания особой роли Русской Православной Церкви в формировании духовно-нравственного облика современного казачества, участники секции пришли к выводу о необходимости:

  1. Создать консультационный совет по разработке статуса «казачий», и включить в него представителей казачества, руководства учебных заведений со статусом «казачьих», представителей Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, министерства образования, и представителей Русской Православной церкви;
  2. Определить актуальность взаимодействия Донской митрополии с ВКО «Всевеликое войско Донское», учебных заведений со статусом «казачьих», а также с общественными казачьими организациями в вопросах разработки и целенаправленной реализации планов совместной работы;
  3. Призвать совместными усилиями духовенства и атаманов казачьих обществ, хранить и приумножать духовно-нравственные, патриотические и культурно-исторические традиции казачества, развивать активное сотрудничество с учебными заведениями со статусом «казачий»;
  4. Считать важным направлением в жизни казачьего общества формирование традиций воинского братства, воспитания воинов Христовых, верных защитников православных устоев жизни общества.

По материалам конференции собственный корреспондент казачьего информационного портала «Дикое поле».

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>