Возможна ли «Васатыйя» при «Таблиги – Джамаат»?

Даже самый безграмотный человек на планете и то поймет, что отдельные темные силы пытаются дискредитировать Ислам в глазах мирового сообщества. Посеять вражду к мусульманам в любом уголке нашей планеты. Внести разлад между мусульманами.
Борьба между мусульманами различных исламских течений приводит к гибели сотен и тысяч мусульман. Хочется рассмотреть два из них (Васатыйя и Таблиги Джамаат), чтобы понять, на сколько опасно незнание Корана.

Чуть истории

Васатыйя (араб. وسطية‎; середина, умеренность) — принципиальное положение об умеренности и соблюдении «золотой середины» в доктрине ислама, которое апеллирует к 143 аяту второй суры Корана «Аль-Бакара», в которой сказано:
 (ар.) القرآن: وكذلك جعلناكم أمة وسطا لتكونوا شهداء على الناس ويكون الرسول عليكم شهيدا وما جعلنا القبلة التي كنت عليها إلا لنعلم من يتبع الرسول ممن ينقلب على عقبيه وإن كانت لكبيرة إلا على الذين هدى الله وما كان الله ليضيع إيمانكم إن الله بالناس لرءوف رحيم[1]
В переводе на русский язык, как:
«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто повернется вспять. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повел прямым путём. Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям.».

Термин «Васатыйя», в отличие от многих других присутствующих в исламской доктрине направлений упоминается в Коране. Например, такие наименования, как «Ахлю сунна валь джамаат», «Ахлюль-Хадис», «саляфизм», «суфизм» в Коране не упоминаются, однако термин «Васатыйя», «васат» (середина) отмечены в святом тексте очень четко и много раз. К тому же у этого понятия есть много синонимов, которые также упоминаются в Коране. К таким понятиям можно отнести справедливость, умеренность, честность, толерантность и прочее.
Принцип «Васатыйя» не является нововедением в исламе. Однако из-за отсутствия хорошего исламского образования, определенное количество мусульман или ориентируется на пропагандистские материалы людей, использующих Ислам в политических целях, или следуют местным традициям или суждением старших поколений.
В хадисах упоминается история, когда Пророк узнал о том, что некоторые его последователи выражают проявления чрезмерного выполнения религиозных обрядов, как ограничения в еде, сне, обет безбрачия и т. д. Он отметил принцип умеренности и срединности, сказав о том, что следует и соблюдать пост, и молиться, и отдыхать, и жениться.
А вот история создания течения «Таблиги джамаат» (в переводе с арабского означает «община призыва»), не столь богата. Движение таблиговцев появилось только в 1927 г. в небольшой местности под названием Меват, которое расположено не далеко от столицы Индии города Дели. Его основателем является Мухаммад Ильяс Кандехлеви — человек, которого сами последователи движения называют Моулана (т.е. «господин»). Поводом для создания движения «Таблиги Джамаат» стала активная миссионерская работа индуистских проповедников из различных организаций среди мусульман, проживающих в Мевате.
После непродолжительного обучения М. И. Кандехлеви объединял миссионеров в небольшие группы численностью в 10 человек и отправлял их проводить проповеди. Продолжительность проповеднической деятельности была разной и варьировалась от трех дней до нескольких месяцев. Такая, весьма своеобразная система ведения да’вата (призыва) в скором времени принесла свои плоды. Все большее количество мусульман начали вступать в ряды движения «Таблиги Джамаат». Проповедников из организации М. И. Кандехлеви можно было повстречать едва ли не в каждом уголке Индии.
Вместо выстраивания сети мусульманских образовательных учреждений он делает ставку на ведение проповеднической деятельности миссионерами, не имеющими специального религиозного образования, но способными легко, доступно, а главное с энтузиазмом объяснить таким же простым людям необходимость выполнения религиозных предписаний, известных нам из Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада.
Успех пропагандистской деятельности последователей индуизма М. И. Кандехлеви связывал с тем, что мусульмане не проявляют должного рвения в выполнении религиозной практики.
К сожалению, некоторые из них становятся инструментом в руках заинтересованных лиц и организаций. С изрядной частотой появляются политические силы, которые, лицемерно прикрываясь исламскими лозунгами, пытаются дестабилизировать ситуацию, в том числе, в Кыргызстане (Кыргызская Республика, КР), расколоть единую мусульманскую умму. Представители разнообразных течений (ваххабиты, такфириты, хизбовцы и др.) ведут свою деятельность по разжиганию смуты в рядах кыргызских мусульман, сталкивая их, либо друг с другом, либо с государством, сея семена раздора и насилия.
После смерти основателя движения «Таблиги Джамаат» вакантный пост руководителя занял его сын, Моулана Мухаммад Юсуф. Третьим по счету лидером стал Мухаммед Ин’амуль-Хасан Кандехлеви (1918-1995 гг.), четвертым Зубайруль-Хасан Кандехлеви (1950-2014 гг.). В настоящее время движением руководит совет ученых, в который входят Хадж Мухаммед Абдуль-Ваххаб (1923 г. рождения) и Маулана Саад Кандехлеви. Примечательно, что практически все лидеры организации были связаны семейными либо родственными узами с М. И. Кандехлеви. Это вызывает некоторые размышления, поскольку династический принцип руководства, который характеризует верхний эшелон «Таблиги Джамаат», в значительной степени создает предпосылки для всякого рода махинаций. Принимая во внимание чрезвычайную закрытость организации и ужасающий информационный вакуум вокруг нее, нетрудно себе представить, что решения в ней принимаются в соответствии с интересами крайне ограниченного круга лиц, которые связаны между собой семейно-родственными и клановыми отношениями. Обычные мусульмане, поддавшиеся по незнанию влиянию таблиговцев и вступившие в их ряды, являются простыми пешками, жизни которых не имеют никакой ценности для элиты организации.
Сторонники «Таблиги Джамаат» существуют на Индийском полуострове, Ближнем Востоке, Северной Африке, Юго-Восточной и Центральной Азии, в значительном количестве имеются в некоторых частях Западной Европы, особенно в Великобритании, Франции и Испании. На данный момент движение действует примерно в 150 странах по всему миру, включая Европу, Америку и страны бывшего СССР. Количество ее европейских членов насчитывает не менее 150 тыс. человек. «Таблиги Джамаат» считается одним из крупнейших религиозных движений в мире. Трудно определить точное количество его членов, имея в виду разрозненную природу групп и тот факт, что многие его сторонники участвуют в его деятельности на непостоянной основе.

Васатыйя

Васатыйя – это не одно из качеств или движений Ислама, которое могло бы быть воспринято или не воспринято мусульманами. Васатыйя – это и есть сам Ислам, а Ислам – это Васатыйя. И этим все сказано.
Позиция человека, который придерживается аль-Васатыйя, предполагает соблюдение следующих требований:
— отказ от экстремистских идей, разрушающих духовные ценности и культурное достояние человечества;
— признание культурного разнообразия и его важности для развития человечества, проявление уважения к культурной самобытности разных народов;
— использование материальных и интеллектуальных сил не для войн и конфликтов, а для развития всего человечества;
— налаживание связей между народами с помощью современных информационных технологий;
— совместное использование достижений различных цивилизаций для реализации целей по распространению высоких духовно-нравственных ценностей.
Васатыйя четко определяет два вида чрезмерности в Исламе. Это чрезмерность в действиях и чрезмерность в убеждениях. Васатыйя предупреждает о вреде чрезмерности
Поэтому для мусульман, которые придерживаются позиций аль-Васатыйя, уважительное отношение к разным культурам, выявление общих для разных народов элементов культуры, признание культурного разнообразия и различий между людьми на пути к сотрудничеству, являются главными принципами.

Таблиги – Джамаат

Официальная идеология «Таблиги Джамаат» основана на шести ключевых принципах, которые направлены на проповедование среди мусульман основ религии.
Во-первых, шахада (или «калима») – искреннее принятие сердцем и произнесение слов «Свидетельствую, что нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад  Его раб и посланник».
Во-вторых, «салят» – совершение пятикратной молитвы (намаза) с должным вниманием и смирением.
В-третьих, «ильм и зикр» – приобретение основных исламских знаний и частое поминание Аллаха.
В-четвертых, «икрам-и-муслим» – уважение брата-мусульманина.
В-пятых, «ихлас-и-ният» – искренность и доброе намерение при совершении благих поступков. Речь идет о том, что их следует совершать только ради довольства Аллаха.
В-шестых, «тафриг-и-вакт» – участие в призыве к исламу или донесении миссии ислама до других. Движение не имеет большого числа официально заявленных членов. Большей частью оно состоит из небольших групп (джамаатов) путешествующих проповедников-мужчин. Каждая группа возглавляется собственным амиром.
Во время общения с мусульманами умышленно стараются избегать споров на политические и другие конфликтные темы. Члены джамаата посещают уроки-наставления (та’лим/таглим). Каждый год таблиговцы проводят съезды (иджтима) в региональных центрах соответствующих стран. Съезды длятся обычно 3 дня и заканчиваются длительной общей молитвой.
Идеологическая составляющая деятельности «Таблиги джамаат», на первый взгляд, отличается полным дистанцированием от политики и всего, что с ней связано. Подобное утверждение является весьма распространенным как среди рядовых верующих, так и среди экспертного сообщества. Многие отечественные и зарубежные исламоведы утверждают, что члены движения аполитичны, для них важность представляют только вопросы религиозного плана. Да и то не все, а лишь те, что касаются выполнения практических обязательств, наложенных Всевышним на людей (например, выполнение ежедневной пятикратной молитвы, держание поста в месяц Рамадан, совершение паломничества в Мекку и Медину в месяц Зуль-Хиджа).
Однако такое представление является ложным, оно вытекает из скрытного характера организации и связанной с этим катастрофической нехваткой научно-исследовательских работ, посвященных «Таблиги Джамаат».
Деятельность организации «Таблиги Джамаат» носит аполитичный характер лишь в том смысле, что перед ее последователями не ставятся политические задачи в краткосрочной перспективе, например, установление государства с исламской формой правления здесь и сейчас. Поверхностное представление об аполитичности «Таблиги Джамаат» имеет простую разгадку.
Идеологи и последователи течения считают институт современного государства не соответствующим исламским представлениям о политическом образовании, в котором должны жить мусульмане. Вместо этого речь идет о всемирной умме — сообществе мусульман вне границ существующих государств.
«Более умеренная часть таблиговцев, настаивает на понимании джихада как борьбы с собственными страстями и пороками». Правда эта часть очень малочисленна и о ней мало кто слышал.
Другие последователи «Таблиги Джамаат» считают, что необходимо вести вооруженный джихад, чтобы побороть неверие, силой сделать неверующих мусульманами. Эти люди забывают очень важный аят Священного Корана, в котором говорится: لَ إِكْرَاهَ فِ الدِّينِ قَدْ تَبَيََّ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения» (2:256).
Всевышний Аллах желает, чтобы люди принимали веру по собственной воле, своим разумом и сердцем, без насилия со стороны кого-либо. Ведь в противном случае стерлась бы разница между верой и неверием. Весьма красноречивым в этом отношении является следующий аят: وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ لَمَنَ مَنْ فِ الَْرْضِ كُلُّهُمْ جَمِيعًا أَفَأَنْتَ تُكْرِهُ النَّاسَ حَتَّىٰ يَكُونُوا مُؤْمِنِينَ «Если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ж ты вынудишь людей к тому, чтобы они стали верующими?» (10:99). К сожалению, понять эти слова Всевышнего способны не все.
Например, те же таблиговцы, которые с оружием в руках, готовы сделать своими единоверцами всех людей. Для несогласных с этим у них приготовлен очень простой ответ – смерть. Радикальные последователи «Таблиги Джамаат» впоследствии образовали свои собственные военизированные организации.
Данное общество стало начальным этапом в процессе эволюции многих джихадистских группировок, которые были вовлечены в вооруженную борьбу по всему миру за непонятные цели и чужие интересы.
Среди отличительных черт идеологии движения «Таблиги Джамаат» — убежденность в необходимости вести вооруженный джихад, чтобы побороть неверие, силой сделать неверующих мусульманами.
Отдельные исследователи указывают на некоторое сходство учения таблиговцев об «очищении» Ислама с идеологической платформой вахаббитских течений, выступающих за устранение из исламской практики и вероучения элементов, называемых ими «нововведениями». Часто говорят и о финансовой близости вахаббитских кругов ряда ближневосточных государств и деобандийских организаций, к коим относится и «Таблиги Джамаат».
По мнению экспертов и богословов, главная опасность в том, что таблиговцы – первое звено в цепи вербовки исполнителей терактов и экстремистских акций. Эту организацию часто называют «прихожей фундаментализма».
У организации есть своя «фирменная» методика вербовки. После присоединения к ячейке «Таблиги Джамаат» и исполнения нескольких проповеднических миссий в своей округе, наиболее активных новичков приглашают на дополнительную подготовку в штаб-квартиру «Таблиги Джамаат» в окрестностях Райвинда в пакистанской провинции Пенджаб, которая длится около 4-х месяцев. Как правило, в процессе или после «курсов» некоторые из них получают предложение о прохождении «углубленной» военной подготовки.
С изрядной частотой появляются политические силы, которые, лицемерно прикрываясь исламскими лозунгами, пытаются дестабилизировать ситуацию, в том числе, и в Кыргызстане, расколоть единую мусульманскую умму. Представители разнообразных течений (ваххабиты, такфириты, хизбовцы и др.) ведут свою деятельность по разжиганию смуты в рядах кыргызских мусульман, сталкивая их, либо друг с другом, либо с государством. Многие деструктивные организации и течения подобного рода запрещены в странах Европы и СНГ, однако некоторые из них продолжают свою деятельность, сея семена раздора и насилия.

Чем опасен «Таблиги джамаат»?

До 80% радикалов вышли из рядов таблиговцев. Зададимся вопросом – в чем заключается подлинная цель организации, построенной на столь жесткой вертикали власти? Не будем наивными, чтобы предполагать об осведомленности в этом вопросе рядовых членов. Ответ на этот вопрос могут знать только люди, добравшиеся до вершины организации. Чрезвычайная скрытность, многочисленность движения, распространенность на огромном количестве стран вкупе с централизованной структурой порождают сомнения в том, что единственной целью «Таблиги Джамаат» является духовное развитие последователей организации.
Существует множество фактов, свидетельствующих о том, что «Таблиги Джамаат» не столь уж безразличен к политике. Влияние на политический процесс этой организации особенно ощущается в Пакистане и Бангладеш. Известно, что отец пакистанского премьер-министра Наваза Шарифа является одним из влиятельнейших членов организации. Именно благодаря ему в 1998 г. президентом страны стал Мухаммед Рафик Тарар, другой лидер «Таблиги Джамаат». Кроме того, после очередного ухода с поста премьер-министра Наваза Шарифа в 1995 г. и прихода к власти Беназир Бхутто, являвшейся серьезным раздражителем для радикально настроенных исламистов, пакистанские силы безопасности сумели предотвратить государственный переворот. Выяснилось, что его организаторами являлись представители высших военных и политических кругов. Как оказалось, все они были членами «Таблиги Джамаат». Близость организации к школе деобанди, отличающейся высокой степенью политизированности, привело к тому, что среди участников движения «Талибан» в Афганистане имеется немало таблиговцев. Примечательно, что основной книгой, которую используют таблиговцы для получения знаний, является не Коран или, допустим, книги классиков исламского богословия, а разработанный специально для последователей организации труд «Таблиги Нисаб». Идеология этого движения строится на том, что мусульманская умма, якобы, требует «излечения» для чего необходимо обратиться к миссионерскому «джихаду», который объявляется единственной обязанностью каждого истинного мусульманина в течение земной жизни. Люди, вставшие на путь «Таблиги Джамаат», противопоставляются остальному обществу, объявляются «лучшими» среди людей (в том числе среди других мусульман), сохраняющими «истинный» Ислам. Зачастую, «Таблиги джамаат» называют мирным движением, занимающимся лишь призывом и проповедями. Внешне всё выглядит именно так, но в идеологии этого движения концентрация усилий на проповедях лишь временная мера ввиду временной невозможности ведения военного «джихада».
Примеров тому, когда именно организация «Таблиги Джамаат» выступала в качестве первоначального вербовщика для террористических акций, можно привести огромное количество. Так, теракт в лондонском метро в 2005 г. организовали таблиговцы. После посещения одной из лондонских мечетей, принадлежащих «Таблиги Джамаат», они прошли обучение в лагере террористов в Пакистане. В 2008 г. испанская полиция совершила рейд по квартирам 14 мусульман в Барселоне. В ходе обысков были обнаружены материалы по приготовлению бомб. Как оказалось, из 14 задержанных боевиков 12 были членами «Таблиги Джамаат». Кроме того, члены «Таблиги Джамаат» обвинялись в причастности к совершению террористических актов во Франции, Узбекистане, Индии, укрывательстве террористов и оказании им помощи в передвижении. Власти Узбекистана неоднократно обвиняли организацию в том, что она занимается вербовкой мусульман и направлением их в лагеря террористов. Кроме того было установлено, что таблиговцы были причастны к проведению нескольких взрывов в Ташкенте. В итоге было принято решение запретить деятельность «Таблиги Джамаат» в Узбекистане. Такой же участи организация удостоилась в Таджикистане, Казахстане и России.
Еще одна опасная сторона рассматриваемого движения заключается в том, что «Таблиги Джамаат» очень часто используются в качестве фасада, заграничными спецслужбами, преступными и террористическими группировками, помогающего им под надежным прикрытием подготавливать свои провокации и ужасающие акции.
В некоторых странах, в том числе и Кыргызстане, таблиговцы ведут деятельность вполне легально, государственные органы не видят в этой организации никакой опасности ввиду ее кажущейся аполитичности, однако на деле очень часто радикалы разных мастей укрываются в рядах «Таблиги Джамаат».
Способом избежать пагубного влияния со стороны вербовщиков из «Таблиги Джамаат» и других радикальных организаций является просвещение.
Как показывает опыт некоторых стран, радикальные течения, в том числе движение таблиговцев, не могут найти благодатной почвы там, где традиции межконфессионального уважения глубоко укоренены. Несмотря на десятилетия сложных отношений религии и советского государства, у кыргызов есть возможность реанимировать тот опыт, который был накоплен их предками на протяжении длительного периода времени, с момента принятия ими Ислама. Нам известно из Священного Корана, что: َ ُنْف ِس ْهِم ُ َ وا ما بِأ ُ ِّغَي ُ َ م َ ا بِقْوٍم َ حَّت ٰى ي ُ ِّغَي ََّه َ ل ي ِنَّ الل إ «Всевышний Аллах не изменит положения людей, пока они сами не изменят самих себя» (13:11). Поэтому каждый должен взять на себя ответственность за получение достаточных религиозных знаний, дабы избежать угрозы со стороны радикалов различных мастей, стремящихся своей неверной трактовкой Ислама нарушить мир и распространить в Кыргызстане зло и насилие.

Тафсир, а вы знаете, что это?

А почему мусульманин должен знать, что такое тафсир? Потому, что все беды происходят от безграмотности, не знания аятов и сур Корана. Наука толкования Корана – тафсир – родилась во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). 
И это не удивительно, ведь, в сущности, одной из главных задач Пророка была интерпретация Корана. 
Аллах говорит:
«Мы даровали посланникам ясные знамения и писания, а тебе ниспослали Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано прежним посланникам, — быть может, они одумаются». (Коран, 16:44)

Заключение

В 2009 году Совет безопасности Кыргызстана рекомендовал Верховному суду республики рассмотреть вопрос о запрете на территории КР религиозной организации «Таблиги Джамаат». В совбезе считают, что данная организация опасна и несет угрозу национальной безопасности. По мнению директора государственного агентства по делам религий Каныбека Осмоналиева, «Таблиги Джамаат» выступает в качестве оппозиционной силы официальному духовенству. Но …
В Кыргызстане мне встретился помощник имама Мирасов Равиль Касымович, который пытался объединить всех мусульман различных религиозных течений и группировок в Бишкеке. За основу единства он выбрал «Васатыйю». Правда, о результатах его проповеднической деятельности мне удалось услышать только во Владивостоке, на самом Востоке России. Изучая Коран, многие мусульмане нашли свою «золотую» середину в Исламе.
А возможно ли такое в Кыргызстане? И сможете ли Вы найти свою середину в Исламе?

Валерий Синько
Координатор Евразийского центра им. Л. Гумилева в Кыргызстане

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>