Языковая интеграция Евразии – открытие неизвестного евразийца

Будучи друзьями с университетской скамьи и впоследствии содельщиками в ГУЛАГе, Теодор Адамович Шумовский и Лев Николаевич Гумилев сначала не разделяли общих научных взглядов. Шумовский был в первую очередь филологом, Гумилев – историком. Это объясняет суть их разногласий.

Язык народа, как утверждают филологи, является первым и основным источником восстановления исторической истины, так как язык бесстрастен и не зависит от личности летописца. Гумилев в своей теории пассионарного этногенеза же не придает языку важной роли, опираясь в основе на исторические летописи. Этим объясняются изначальные разногласия ученых.

Вот что удивительно: Шумовский и Гумилев в конце концов пришли к аналогичным выводам в области этногенеза России, несмотря на то, что их отправные точки, их методы анализа, были диаметрально противоположны. Сравнительное языковедение Т.А. Шумовского доказывает сильное влияние тюркского, персидского и арабского языков на становление русского языка. В то время как Гумилев приходит к тем же выводам о влиянии восточных этносов на формирование русского народа. Таким образом, результатом разногласий двух ученых стало фактическое объединение выводов о формировании русского этноса, что усилило верность суждения. В споре рождается истина!

«Россия в основе своей является органичной частью „восточного“ мира, которая, тем не менее, восприняла западную цивилизацию. В этом состоит основная дилемма её развития, а в объединении Востока и Запада − её историческая миссия» – этими словами можно объяснить общий вывод Шумовского и Гумилева.

«Русский язык прошел большой исторический путь от Востока к Западу. Его первоначальный арийский словарь с течением лет пополнялся приобретениями из языков ближайших соседей – тюркский и фино-угорских племен. Затем существенный след оставила в нем Византия; наконец, при Петре I на Русь широко хлынула новая европейская речь. Далее в этом исследовании можно будет увидеть и оценить значительность иноземного вклада. Но этот крупный и важный объем показывает, что Россия никогда не замыкалась в рамках национальной ограниченности, её международные связи были широки и разнообразны» – пишет Шумовский в предисловии к своей книге «Странствия Слов».

Исходя из данных сравнительно-филологического анализа, Шумовский приходит к выводу о «восточном» происхождении России. Он пишет: «…Русы представляли собой иранское земледельческое племя, располагавшееся рядом с тюркскими и финскими племенами на отдельных участках пространства между Балтийским морем на западе и Уральским хребтом на востоке, Ладожским и Онежским озёрами на севере и Азовским морем на юге. По составу языков это пространство следует считать Западной Азией, продолжающейся на север до Белого моря, а на юг до Аденского залива Индийского океана, естественно включая Малую Азию до Босфора».

Шумовский стал отцом-основателем такой науки как ороксология, или «востоко-западо-ведение». Понятия и логика современного языкознания сформировались на Западе, в первую очередь на основе изучения индоевропейских языков, и в этом смысле оно является европоцентричным. Шумовский выдвинул качественно новые представления об эволюции языков, их связям и взаимовлияниям, которые позволили ему по-новому взглянуть на исторические связи между Западом и Востоком. В своих работах Шумовский подверг сомнению сложившиеся представления о языковых семьях. Он также осуществил собственные межъязыковые реконструкции, введя в научный оборот альтернативные «звуковые законы».

«Только равноправное сопоставление свидетельств, заложенных в языках Востока и Запада, исследование их, как неразделимых внутренне частей цивилизации человеческой является единственно надежным средством восстановления картины мировой истории». Теодор Адамович утверждал, что мир людей внутренне одинаков, а любые разнообразия лишь внешне. При помощи сравнительного языкознания Шумовский объясняет родство всех народов и пытается дойти до корней человеческой культуры и человеческой цивилизации в целом.

Шумовский полагал, что развитие языка есть следствие поиска диалога между разноязычными людьми. Он утверждал, что взаимодействие языков ведет к взаимному обогащению культур, что, в конечном счете, приводит к слиянию этих культур. Мы, как евразийцы-космисты, видим в этих умозаключениях Шумовского еще и идею неизбежного всепланетного единения.

В заключение хочу подчеркнуть важность научных достижений Т.А.Шумовского в современном мире. Сегодня, когда Россия стоит на пути активного воссоединения Востока и Запада путем создания Евразийского Союза, подобные научные обоснования для интеграции народов и стран играют фундаментальную роль. Россия объединяет Восток и Запад! И в этом наша Сила! Спасибо Теодору Адамовичу за вклад в развитие интеграции народов.

Михаил Красавин

Лекториум он-лайн

Владислав Быков: Космос и кинодокументалистика



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>