«За власть мы не боремся». В чем основа мирного сосуществования?

Сегодня в Кузбассе живут представители 150 национальностей. О том, какие сегодня отношения между татарами, таджиками, русскими и др., как предотвратить межнациональные конфликты и где заканчивается право народа на самоопределение, корреспонденту «АиФ – Кузбасс» рассказал председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений областной общественной палаты Радомир Ибрагимов.

«Котёл» из народов

Наталья Исаева, «АиФ – Кузбасс»: Радомир Закирович, как, по вашим наблюдениям, люди разных национальностей уживаются друг с другом, ведь культура, религия, традиции у всех разные?

Радомир Ибрагимов

Радомир Ибрагимов: Россия на протяжении всей своей истории формировалась как многонациональная страна. Уверен, что именно в этом «плавильном котле» родился несгибаемый российский дух и твёрдый характер. Когда учился в школе, у нас был «советский народ», и я даже не задумывался, татарин я или русский. В университете на потоке тоже были и татары, и азербайджанцы, и армяне, и грузины. Мы дружили, и никого не волновало, какой национальности его сосед по парте. Я вообще противник любого сепаратизма.

Потом республики разбрелись по своим углам, и произошло то, что Президент РФ Владимир Путин назвал «крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века». Тем не менее, по моим наблюдениям, мы всё равно остаёмся друзьями. Несколько лет назад ездил от СНГ наблюдателем на выборы в Азербайджан. Так вот старое поколение скучает по Советскому Союзу и считает русских братьями.

Кузбасс — регион спокойный. Ещё не было поводов для каких-то межнациональных конфликтов. Наш муфтий и владыка Аристарх, например, хорошие друзья. Также мы все прекрасно ладим с армянами, узбеками, таджиками, немцами и др. Весёлые встречи проходят с еврейской общиной. Её председатель всегда рассказывает одесские анекдоты, обстановка такая домашняя. С 1991 г. работает наш татарский культурный центр «Дуслык» (в переводе – «дружба»).

Досье

Радомир Ибрагимов родился в 1966 г. в Юрге. Окончил юридический факультет КемГУ. Возглавляет комиссию Общественной палаты Кемеровской области по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и духовно-нравственному воспитанию. Руководит региональной общественной организацией «Центр татарской культуры «Дуслык», стал одним из инициаторов создания татарской национально-культурной автономии в Кузбассе.

Мы объездили с концертами самые глухие уголки Кузбасса, куда не приезжал ни один артист, и везде нас встречают по-доброму. Каждый год проводим национальный праздник Сабантуй, который объединяет не только татар, но и вообще всех кузбассовцев. Да и как мы можем отделять себя от русских, если мы здесь живём и работаем веками! У нас много достойных людей. Например, Равиль Шайдулин, который много лет возглавлял наш ансамбль, горняк с 17-летним подземным стажем, гармонист Халиулла Фатхулин много лет работает на грейдере. Есть, кстати, в нашем коллективе русский гармонист и немецкий вокалист, исполняющий татарские песни. Они просто пришли к нам, потому что у нас тёплая и добросердечная обстановка.

— Зачем, на ваш взгляд, нужны национальные объединения? Какие вопросы и проблемы вы пытаетесь решить все вместе?

— Прежде всего, это сохранение национальных традиций и культуры. Культура, на мой взгляд, это душа народа. По сути, это своеобразная площадка добра: песни, народные танцы, традиции и обычаи, культурные праздники объединяют людей разной национальности. Этим мы сохраняем стабильность и благополучие национального мира. По сути, мы все стали жертвами пропагандистских клише: якобы все мусульмане — террористы, а кавказцы воинственные и т. д. Нужно разрушать эти стереотипы, чтобы не провоцировать конфликты.

И через культуру это сделать проще всего. У нас в регионе уже десять лет проходит фестиваль национальных культур «Мы живём семьёй единой», при городских и районных ДК много народных объединений. Каждый год мы играем в русский хоккей «Кубок СССР» на площади Советов. Свои команды привозят таджики, армяне, узбеки, татары, белорусы и др. Не обходятся такие соревнования без юмора, даже самоиронии. А что делить народам, если у всех хорошее настроение? Помню такой случай: соревновались азербайджанцы с казахами. На ворота азербайджанцы поставили парня, чемпиона России по боевым единоборствам. Так вот, когда он закричал: «Вперёд, чёрные!», никто не обиделся на этот бытовой юмор.

Мы также не делим и национальные праздники. Евреи всегда всех приглашают на свой Песах, шорцы — на Пайрам, мы — на Сабантуй. Национальные объединения должны показать, что люди разных национальностей — друзья. Неважно, татарин ты или русский, но если ты хочешь изучать армянскую культуру, приходи в армянский центр, хочешь знать татарский язык — приходи в нашу воскресную школу, хочешь изучить Коран — приходи в мечеть, и никто тебя не будет вербовать. В этом и есть сохранение межнациональной дружбы и мира.

Законы общие

— В Кузбассе сегодня 49 национальных объединений. У каждого — свой лидер. Как вы находите друг с другом общий язык? Как решаете, кто главный?

— За власть мы не боремся. Председателям национальных объединений вообще грех что-то делить. Это люди с большим интеллектом, которые отдают себе отчёт, что несут ответственность за всю общину, поэтому каждый из нас готов к разговору и компромиссу.

Недавно мы собирались в штабе «Единой России» и обсуждали проведение праздника ко Дню народного единства. Мы все единогласно поддержали идею провести его 4 ноября в парке Дружбы народов на «Радуге». Таджики и узбеки приготовят плов на 800 человек, татары — чак-чак и бэлеш, немцы и представители других организаций — каждый что-то своё. Всё будет бесплатно. Кстати, народы настолько переплетены между собой, что и традиции-то тоже схожи. Взять кухню. Тот же плов готовят и узбеки, и таджики, и все говорят, что это их национальное блюдо как, впрочем, и все тюркоязычные народы. Пельмени считают исконно русскими, а их вообще, говорят, китайцы придумали. Мы все похожи и все хотим мира. Во время Великой Отечественной войны никто же не думал о своей национальности. Все шли на защиту Родины: и русские, и татары, и шорцы, и украинцы и т. д.

Все наши лидеры диаспор сегодня плотно работают с центром по борьбе с экстремизмом и с полицией. Чтобы ни у одного нашего соотечественника не возникло мысли, например, уехать воевать за боевиков в Сирии. Мы постоянно встречаемся и со студентами в университетах.

— В этом году осудили жителя Осинников. Мужчина публиковал видео насилия русских в отношении «нерусских», чтобы оправдать террор. Как часто в Кузбассе происходят межнациональные столкновения?

— По моим наблюдениям, такое поведение нехарактерно для Кузбасса, особенно в последние годы. В начале 2000-х всю страну будоражили скинхеды националиста Дёмушкина, и у нас по городу ходили нацисты, бритые, в коротких куртках и кирзовых ботинках. Сейчас никого нет.

Это результат совместной работы. С резкими, экстремистскими взглядами можно столкнуться в студенческой среде, но они скрытые, прячутся в группах социальных сетей. С ними нужно работать, чтобы не повторить историю фашистского третьего рейха.

Каких-то противоречий острых у нас не возникало. Если и бывают ссоры, то они бытовые, и решают их чаще всего без вмешательства национальных объединений. Например, когда в 2012 г. в Кемерове в кафе «Щепка» поругались чеченцы с армянами из-за девушки, к межнациональному конфликту это не привело.

— Вы много говорите о сохранении родного языка, традиций, обычаев. А где, по вашему мнению, заканчивается право народа на самоопределение? Как совместить национальную культуру в русском обществе? Ведь в том же Кузбассе кроме знания своего языка нужно уметь и по-русски изъясняться.

— Любовь к России и российская идентичность будут даже сильнее и богаче, если будут строиться не только на уважении государственных символов и русской речи, но и на собственной культурной отличительности.

В частности, значительная часть татар и башкир перешли на русский язык, не утратив при этом ощущения своей культурной самобытности. Когда человек чувствует, что ему не дают сохранять национальную культуру, в его душе, естественно, начинает скапливаться протест. В этой мутной воде обязательно найдётся экстремист. Поэтому не нужно ограничивать национальную культуру. Вместе с тем есть закон, перед которым все едины. Мы все должны жить в соответствии с российской Конституцией. Неважно, из какого места ты приехал, ты всё равно должен исполнять закон и жить по российским традициям. Хочешь жить в России — становись россиянином, не нравится — живи в другом месте. Не надо в чужой стране устраивать свою мини-национальную республику. Мы видим пример Франции, которая стала принимать алжирцев и создала арабские гетто в пригороде Парижа. Теперь вышло, что переселенцы ни языка, ни обычаев Франции не знают и с законами государства не считаются. Так нельзя. Понятно, что местное население это будет раздражать. И вот отсюда и рождается экстремизм.

Поэтому и нужно, чтобы дети всех национальностей учились в общих классах и группах в университетах, на общих основаниях, без дополнительных привилегий. Тогда все будут нормально жить, как мы в Советском Союзе. Тогда не будет боязни, что женщина в платочке обязательно шахидка. На самом деле мы все такие же обычные люди, которые так же любят своих детей, трудятся и хотят мира. Этническая и религиозная жизнь — это право человека оставаться самим собой, но это никак не освобождает его от необходимости подчиняться общим законам.

Источник: АИФ

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>