10 мифов о «Поморском возрождении» и их опровержение: правовая перспектива

Миф №1. Поморов не существует, поморы – проект искусственного «этностроительства» в Русской Арктике

Движение «Поморское возрождение» фактически существует с 1987 г., официально зарегистрировано как общественная организация (Национальный культурный центр «Поморское возрождение») с 1992 г. (перерегистрация 05.01.1998). Поморское движение является закономерным процессом демократизации нашего общества, которое существует в новой политико-правовой реальности с момента принятия Конституции РФ 1993 г.

В соответствии с ч.1 статьи 26 Конституции каждый вправе указывать свою национальную принадлежность[1]. Национальная принадлежность в контексте существующего российского права – это этническая и культурная (в том числе языковая и религиозная) самоидентификация.

Поморы – это одна из самых крупных субэтнических групп русского/российского народа[2], по мнению этнологов и антропологов, – смешанное население славян и карел (не исключая смешения с протопоморским населением Беломорья[3] – чудью (смешанное финно-угорское население), весью (вепсами), лопарями (саамами), самоедами (ненцами), зырянами и ижемцами (коми)[4] (также см. труды ученых: Бернштам, Капица, Золотарев, Никольский, Зеленин) со своей особенной региональной спецификой, морским и речным (рыболовным, зверобойным) промыслом, поморским диалектом (языком), религией (старообрядческая традиция/православие/синкретизм христианства и бытового язычества[5]; поморы создали собственную Поморскую Древлеправославую Церковь, часть из них старообрядцы поморского толка, часть относят себя к Русской Православной Церкви), и когда-то даже собственными юридическими обычаями (в императорской России)[6]. Поморским берегом называлось традиционно побережье Онежской губы Белого моря от г. Кеми и до г. Онеги, однако «поморскими волостями» и «поморскими городами» в 16-17 вв назывались практически все территории и города современного Русского Севера[7]. Надо отметить, что в Российской Империи для содействия развитию промыслов у поморов с 1894 г. учрежден особый комитет[8]. Поморы были внесены в официальную «Карту народов Российской Федерации» под № 1.2 (наряду с казаками, № 1.1)[9].

В соответствии со статьей 1 Федерального закона №74-ФЗ «О национально-культурной автономии»[10] поморы имеют собственную организацию «Национально-культурную автономию поморов Архангельской области» для защиты своих культурных прав. Это подтверждается и положениями Рамочной Конвенции Совета Европы «О защите прав национальных меньшинств» (в частности, статья 5)[11], участником которой является и Россия.

Таким образом, существование особой группы арктического старожильческого населения подтверждается как мнениями этнографов, этнологов и историков, так и самим фактом регистрации национально-культурной автономии. Искусственно созданный и популяризируемый термин «этностроительство», как модное в СМИ «клише», не имеющий научного определения, никак не связан с теми историко-социальными процессами, которые длятся в Поморье уже несколько столетий. Попытка представить исторически и культурно обоснованный этногенез поморского населения искусственно выведенным «этностроительством» является горячим предметом обсуждения в среде граждан, являющихся поклонниками конспирологической теории («теория заговора») построения общества, что, в конечном счете, имеет мало общего с исторической, социальной и юридической науками.

Миф №2. Поморского языка не существует, «поморьска говоря» — «новояз».

Поморьска говоря или поморский язык/диалект – уникальное явление российского севера. На сегодняшний момент имеется, как минимум, 7 словарей поморского языка, первый из которых появился еще во второй полове XIX века:

1)    Подвысоцкий, А. О. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении / Изд. Второго Отд-ния Император.Акад.Наук; Собрал на месте и составил А. Подвысоцкий ; Предисл.Я.Грота. – СПб. : Тип.Императ.Акад.Наук, 1885. – 198 с.[12]

2)    Грандилевский А. Родина М.В. Ломоносова. Областной крестьянский говор // Сб. ОРЯС. – 1907. – Т. 83. – № 5. – С. 87-304.[13]

3)    Дуров И.М. Словарь живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН, 2011. – 455 с.[14]

4)    Меркурьев И.С. Живая речь Кольских поморов. – Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1979. – 184 с.[15]

5)    Матвеева А.К. Словарь говоров Русского Севера. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та., 2001. – Т.1.: А-Б. – 252 с.[16]

6)    Мосеев И.И. Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка. – Архангельск: [б.и.], 2005 (ОАО «ИПП «Правда Севера»). – 372 с.[17]

7)    Гринбанд Н. Толковый словарь русского поморского языка (Интернет публикация, не издан в печатном виде).[18] вопроса?, ученых, филологов, кто поддерживает Ваши начинания? институт САФУ им.

Ни российское, ни международное право не знает такого термина, как «диалект», равно как и современные лингвисты и филологи до конца не определились, где проходит грань между языком, диалектом, наречием, говором и т.д.[19] Если обратиться к Единому перечню коренных и малочисленных народов, то можно заметить, что приличное число диалектов имеет статус отдельных языков в соответствии с российским законодательством, к примеру:

  • Тазский язык – диалект китайского[20];
  • Кумандинский язык – наречие северно-алтайского языка[21];
  • Нагайбакский язык – говор среднего диалекта татарского языка[22];
  • Теленгитский язык – диалект южноалтайского языка[23];
  • Телеутский язык – диалект южноалтайского языка[24];
  • Тубаларский язык – диалект южноалтайского языка[25];
  • Тоджинский язык – диалект тувинского языка[26];
  • Ульчский язык – диалект нанайского языка[27].

Диалекты получили статус отдельных языков, в связи с этим появляется вполне логичный вопрос о статусе поморского языка/диалекта в российском законодательстве. Большое внимание изучению поморьской говори уделяется на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Сохранение нашего регионального языка – это вклад в развитие культуры России, сближение народов, и абсолютное право местного старожильческого населения, в соответствии со статьей 2(2) Закона «О языках народов Российской Федерации»[28].

Миф №3. Поморы не могут считаться метисным населением, так как метисы – это потомки смешанных браков разных расовых групп.

Несмотря на то, что существует более десятка различных расовых классификаций (Кауп, Мортон, Сент-Илер, Сен-Венсан, Кун и т.д.), термин «метис» в международно-правовом измерении не несет в себе только расовый/антропологический контекст. Метисы, в контексте международного права коренных народов, –это смешанное население, которое образовалось путем брачных связей между аборигенным и пришлым населением (в частности, в Канаде). Вместе с тем, если обратиться к термину «расовая дискриминация», дефиниция которого была дана в Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года[29], то можно увидеть, что в международном праве это явление включает в себя, помимо непосредственно расовых признаков, цвет кожи, этническое происхождение, национальность (п.1 статьи 1). Более того, в расширительном толковании современных стандартов прав человека термин расизм также включает в себя дискриминацию по признакам пола, религии, социального положения, политических взглядов и даже сексуальной ориентации[30]. Таким образом, необходимо разграничивать правовой подход от антропологического, когда это касается защиты коллективных прав коренного населения. Поморы, по преобладающему в научной среде мнению, образовались в результате смешения славянского населения, которое мигрировало на Север, с местным аборигенным населением (чудь, корела, лопари (саамы), самоеды (ненцы)), образовав за столетия население смешанного типа. Метисация населения повлияло на формирование особой обособленной этнокультурной группы поморов, которые, вместе с тем, являются частью единого русского/российского этнокультурного пространства.

 

Миф №4. Выделение поморов в качестве коренного малочисленного народа приведет к подрыву российской государственности и к дроблению единого русского народа.

Заявления подобного рода можно воспринимать как разжигание социальной, межгрупповой и межнациональной розни[31] (см. интервью с доктором исторических наук Юрием Шабаевым[32]). В главе 2 Конституции РФ декларируются права и свободы человека и гражданина, а также право каждого определять свою судьбу и жизненно важные интересы. Поморское население нуждается в признании в качестве коренного, так как их предки всю жизнь трудились на своей земле, и вся их жизнь, быт, культура и само существование связаны с морскими рыболовными промыслами и свободным доступом к традиционным природным ресурсам (водным, лесным, животным и др.). В статье 3(1) Конституции сказано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», поэтому любые идеи этнического, культурного, национального, расового, социального неравенства являются идеями экстремистского характера[33] и запрещены на территории Российской Федерации. Обратившись к Единому перечню коренных малочисленных народов, мы видим, что большое число коренных общностей являются субэтническими/этнографическими группами более крупных народов, и которые были определены как отдельные народы лишь после 2000 г.:

  • Шапсуги субэтническая группа адыгов[34];
  • Челканцы, тубалары и теленгиты – субэтнические группы алтайцев[35];
  • Нагайбаки – «уфимские новокрещены», этнографическая группа татар, возникшая в XVIII в.[36];
  • Тувинцы-тоджинцы этнографическая группа тувинцев, компактно проживающая в Тоджинском кожууне[37];
  • Долганы – народ, сформировавшийся в самостоятельный этнос из эвенков, якутов, энцов, затундренных крестьян в XIXXX в.[38];
  • Бесермяне – группа южных удмуртов, оказавшаяся под сильным тюркским влиянием[39];
  • Камчадалы – субэтнос русских, возник в XIX веке (смесь русских и ительмен)[40];
  • Ульчи –смешанное население; образовались благодаря смешению таких этнических элементовкак:нанайские, нивхские, манчжурские, негидальские, эвенкийские, айнские[41].

И это далеко не полный перечень субэтнических групп, которые по закону имеют право считаться коренными народами. Признание поморов коренным народом – это законное и исторически обоснованное требование коренного населения Архангельской области. Выделение отдельных этнокультурных групп населения для поддержки их традиционного природопользования и защиты коллективных прав – это прямая обязанность государства. В Российской Федерации проживает более 160 народов, и ни о каком подрыве суверенитета не может идти и речи, так как территориальная целостность и политическое единство России – это норма, прописанная в Конституции РФ (статья 4(3)). 

Миф №5. Поморское возрождение спонсируется из-за рубежа в целях отторжения территории Русской Арктики, пропаганды «этнического сепаратизма» и дробления России.

Подобные тезисы встречаются, чаще всего, в электронных СМИ, которые не пользуются авторитетом у серьезного круга читателей. Репутация подобных изданий говорит сама за себя. Это обычная клевета, в подтверждение которой лица, публикующие соответствующие материалы или выступающие публично, не способны привести никаких доказательств. В соответствии со статьей 30 Конституции РФ, каждый имеет право на объединение, и свобода деятельности общественных объединений гарантируется государством. Сфера деятельности общественных объединений регулируется нормами Федерального закона «Об общественных объединениях»[42] и Федерального закона «О некоммерческих организациях»[43]. Деятельность общественных объединений находится под контролем правоохранительных органов, а контрразведку в интересах Российской Федерации осуществляют соответствующие государственные органы на основании Федерального закона[44]. Деятельность достаточно скромных в финансовом отношении организаций по возрождению поморской культуры почти полностью финансируется на средства членов организаций на основании статьи 6 ФЗ, а также при административной поддержке со стороны органов государственной власти при проведении мероприятий культурно-массового характера.

В соответствии с Конституцией РФ (статья 4(3)), а также Устава ООН 1945 г. (статья 4(2)), территориальная целостность и политическое единство суверенных государств – это одна из базовых идей современного международного права. Расшифровывается этот принцип и в Декларации принципов международного права 1970 г. Более того, если мы обратимся к Декларации ООН 2007 г. «О правах коренных народов», которую до сих пор не подписала Россия, то в статье 46 обнаружим очень важную идею, которая гласит, что «ничто в настоящей Декларации не может толковаться как подразумевающее какое-либо право любого государства, народа, группы лиц или отдельного лица заниматься любой деятельностью или совершать любые действия в нарушение Устава Организации Объединенных Наций или рассматриваться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному, или полному нарушению территориальной целостности и политического единства суверенных и независимых государств». Это означает, что любые идеи, связанные с сепаратизмом коренных народов, прямо запрещены международным правом. Лица, утверждающие обратное, не обладают необходимыми знаниями в области международного права, а также императивных принципов juscogens[45][1]. В контексте развития Архангельской области и России никогда поморское сознание не видело себя отдельно от России, а население созидало в имя единства и благополучия, осваивая морские Арктические пространства, утверждая на новых землях присутствие Российского государства. Но об этом не любят говорить те, кто поставил своей целью – дискредитацию поморского возрождения через пропаганду нетерпимости и эфемерных популистских идей.

Миф №6. Поморской культуры давно не существует, поэтому нет смысла ее возрождать.

 Сохранение богатства и разнообразия культур в Российской Федерации является одной из основ внутренней политики. Во исполнение этой цели существуют соответствующие нормативные акты федерального значения:

  • Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»[46][2];
  • Закон РФ «О языках народов Российской Федерации»[47][3];
  • Основы законодательства Российской Федерации о культуре[48][4] и т.д.

В своей речи на пленарном заседании Мирового политического форума в Ярославле (2011 г.) президент РФ Д.А. Медведев отмечал высокую важность многообразия и развития межкультурных коммуникаций в обществе, что жизненно необходимо для построения единого гражданского поликультурного общества[49].

 Миф №7. Поморы не коренной народ, так как летописи впервые упоминают о них только в 1526 году.

Ни российское, ни международное право не устанавливают временных рамок автохтонности этноса, и даже в Едином перечне коренных и малочисленных народов Российской Федерации есть достаточное число народов, период формирования которых не многим более 200-300 лет (о них было упомянуто в Мифе №4). Многие народы вообще не упоминались в летописных русских источниках, а их названия были плодом труда советских этнографов и этнологов, но это не ставит под сомнение сам факт их существования или этногенеза. Например, народ ульчи получил это название только в 1926 году, тогда как самоназвание этого народа – ольчи, мангуны[50]. Народ энцы получил в этнографии свое название только в 1930-е годы благодаря советскому ученому Прокофьеву Г.Н., самоназвание народа – сомату[51]. Поморы проживают на своей земле с XII века, а если учитывать тот факт, что они ассимилировали местные протопоморские племена (чудские, карельские, саамские и др.), образовав новую этническую общность, то их этногенез гораздо глубже в историческом контексте.

Миф №8. Поморы руководствуются меркантильными соображениями для того, чтобы получить финансовую поддержку из федерального центра, «торгуют своей этничностью».

Удивительно, что обычно этот миф обитает в среде урбанизированной городской общественности, которая по непонятным причинам выступает против поддержки российской деревни. Юридически закрепленный статус коренного населения дает значительную поддержку наиболее нуждающимся группам наших граждан – деревенским жителям. Дискриминационность выражается в том, что отдельные группы граждан, занимающиеся традиционным природопользованием, имеют субсидии, льготы, систему квотирования, защиты своих земель, а другие этого лишены только потому, что они просто граждане и не относятся к коренным народам, не обладают коллективными правами. Статус коренного народа дает множество гарантий (Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации»[52]): консультации, реституции, возмещения вреда, защита природных объектов, которые связаны с проживанием и жизнедеятельностью коренного народа, а также возможность получать гарантии от крупных добывающих компаний и предпринимателей, ведущих, к примеру, рыбопромысловую деятельность (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»[53]). Скупка рыбопромысловых участков, а также добыча полезных ископаемых на поморских землях – это одна из главных проблем поморского населения, которое не обладает соответствующим юридическим механизмом защиты своих прав. Признание прав коренного населения – поморов – создаст прецедент и поднимет на уровень федерации вопрос о дополнительных гарантиях прав старожильческого населения. Возможно, под этот проект будет принят отдельный федеральный закон.

 Миф №9. Поморское возрождение преследует исключительно политические цели.

 Главная цель поморского возрождения – это обращение компетентных органов государственной власти на проблемы деревенского и старожильческого населения, реализация программ социально-экономического характера. Одним из практических предложений является идея уравнения в правах поморов с малочисленным коренным народом – ненцами – на основании статьи 3(3) Федерального закона «О гарантиях прав коренных народов Российской Федерации», которая гласит, что «положения настоящего Федерального закона могут распространяться на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации». Ненцы, за исключением ряда оседлых групп, номадический народ, кочевой, но нередко их стоянки находятся в близи проживания поморов, и было бы правильно распространить и на поморов действие федерального закона. Это даст толчок к развитию поморской деревни и поможет обратить внимание властей на нужды наших земляков, которые сохраняют традицию и преемственность. Интересным представляется тот факт, что ненцы переняли у поморов способ рыболовства рюжами, и теперь эта особенность считается частью их культурной традиции, тогда как самим поморам запрещено традиционное рыболовство[54].

В отношении культурных мероприятий можно констатировать тот факт, что только за 2011 г. было проведено огромное число мероприятий, посвященных родной культуре поморского края: Год поморской культуры, Поморский фестиваль народной кухни, Архангельский Международный Туристский Форум, Зонтичный региональный бренд «Поморье», Международный Поморский форум (IV Cъезд поморов), создание брендов и сувенирной продукции (проект «Кибас – поморский сувенир»), проект Поморский крест в Вардё, Маргаритинская ярмарка и многие другие[55].

Миф №10. Поморское возрождение не имеет контактов с деревенскими жителями, жизнь которых связана с морем

Защита культурных прав поморов (в том числе: рыболовство, зверобойный промысел) – это главная составляющая поморского возрождения. Уже стали регулярными этнографические экспедиции Александра Шаларева (общественная организация «Поморская экспедиция»), которые проводят комплексное социально-экономическое исследование отдаленных поморских сел Пурнема, Лямца, Пушлахта и Летняя Золотица и т.д.[56] Эти экспедиции проводятся под эгидой «Русского географического общества» и при поддержке Минрегиона. Имеются непосредственные контакты с сотрудниками Мезенского краеведческого музея, реализуются точечные программы социально-экономического характера. Поморское возрождение объединило вокруг себя такие организации, как Архангельский яхт-клуб, «Этас», творческий коллектив «Сузёмье», областная Ассоциация развития туризма[57]. Все эти усилия направлены на позитивный вектор развития нашего общего дома – Российской Арктики, и поморской деревни.

Задорин М.Ю., г. Архангельск.

Кафедра международного права и сравнительного правоведения, Юридический институт, совместно с НОЦ «Поморский институт коренных и малочисленных народов Севера», Северный Арктический Федеральный Университет им. М.В.Ломоносова,

Использованные источники:

 

  1. Конституция Российской Федерации // «Российская газета», № 7, 21.01.2009.
  2. Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. – М.: Наука, 2005. – С. 109.
  3. Поморы. Статья из альманаха «Лица России». [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.rusnations.ru/etnos/pomor/alm/> [дата обращения 22.03.2012].
  4. Племена, населяющие Архангельскую губернию // Архангельские губернские ведомости, № 23, 1861. 
  5. Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье (очерк из быта поморов) // «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера», № 1, 1 января 1912. – С. 10.
  6. Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии / Ефименко П.С., д. чл. Арханг. губ. стат. ком. и чл.-сотр. Имп. Рус. геогр. о-ва. – Архангельск: Губ. тип., 1869. – 347 с.
  7. Ульянов И. М. О происхождения названия «поморы». Из книги «Страна Помория», 1984. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.kolamap.ru/toponim/pomor.htm> [дата обращения 10.03.2012].
  8. Карта «Народы Российской Федерации». [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://stranaodna.ru/upload/iblock/4f1/Karta_narod.pdf> [дата обращения 10.02.2012].
  9. Рамочная конвенция ЕС 1995 года. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/157.htm> [дата обращения 05.02.2012].
  10. Электронная библиотека Республики Карелия. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=6310> [дата обращения 22.03.2012].
  11. Грандилевский, словарь. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/07kp002.pdf> [дата обращения 03.04.2012].
  12. Дуров И.И. Словарь. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.krc.karelia.ru/doc_download.php?id=4612&table_name=publ&table_ident=8736> [дата обращения 04.02.2012].
  13. Пинеда Д. Морфология говоров Терского берега Белого моря. [Электронный источник]. – Режим доступа: <septentrio.uit.no/index.php/vestnik/article/download/1407/1323> [дата обращения 03.02.2012].
  14. Матвеева, словарь. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://newstar.rinet.ru/~minlos/Slovar%20govorov%20severa/SGRS%201%20(a-b).pdf> [дата обращения 03.04.2012].
  15. Мосеев И.И. Словарь. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.fyodors.ru/pdf/dictionary.pdf> [дата обращения 01.02.2012].
  16. Гринбанд Н. Словарь. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.proza.ru/2010/10/17/679> [дата обращения 02.02.2012].
  17. Эльдман Д.И. К проблеме «язык или диалект» в условиях отсутствия письменности // Теоретические основы классификации языков мира. – М., 1980. – С. 127-147.
  18. Лингвисты пытаются сохранить язык тазов. Репортаж НТВ. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.ntv.ru/novosti/75463/> [дата обращения 11.02.2012].
  19. Языки народов Сибири, находящиеся под угрозой уничтожения. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://lingsib.iea.ras.ru/ru/languages/kumandy.shtml> [дата обращения 12.02.2012].
  20. Исхаков Д. М. Нагайбаки // Народы России. Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. – С. 238-239.
  21. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982.
  22. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/per-itog/tab6.xls> [дата обращения 16.03.2012].
  23. Тубалары. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://raipon.info/narody/narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf/277-2009-08-27-11-11-51.html> [дата обращения 17.02.2012].
  24. Чадамба 3. Б. Тоджинский диалект тувинского языка. — Кызыл, Тувкнигоиздат, 1974. – 136 с.
  25. Ульчский язык. Языки народов Сибири, находящиеся под угрозой исчезновения: <http://lingsib.iea.ras.ru/ru/languages/ulch.shtml> [дата обращения 18.02.2012].
  26. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml> [дата обращения 06.02.2012].
  27. Racism. The Canadian Encyclopedia. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.thecanadianencyclopedia.com/articles/racism> [дата обращения 07.02.2012].
  28. Статья 282 ч. 1, Уголовный кодекс РФ // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  29. Юрий Шабаев: «Архангельские ученые» не компетентны в вопросах этничности поморов. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://pda.regnum.ru/news/1453241.html> [дата обращения 23.03.2012].
  30. Статья 1(1), Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3031.
  31. Шапсуги // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010.
  32. Табаев Д. И. Современная этнополитическая ситуация в Республике Алтай: тенденции и проблемы // Этносоциальные процессы в Сибири. Тематический сборник / Под ред. Ю. В. Попкова. Вып. 6. Новосибирск, 2004. – С. 255.
  33. Нагайбаки – кто они? Сайт администрации нагайбакского муниципального района Челябинской области. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.nagaybak.ru/region/history/nagaibaki-kto-oni/> [дата обращения 06.03.2012].
  34. Тувинцы-тоджинцы. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.severcom.ru/nations/item32.html> [дата обращения 15.03.2012].
  35. Долганы // Сибирь. Атлас Азиатской России. – М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007.
  36. Бесермяне. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.kominarod.ru/finno-ugry/nations/besermyane/> [дата обращения 13.02.2012].
  37. Камчадалы. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.severcom.ru/nations/item5.html> [дата обращения 14.03.2012].
  38. Ульчи. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.severcom.ru/nations/item34.html> [дата обращения 15.03.2012].
  39. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 №82-ФЗ // «Российская газета», № 100, 25.05.1995.
  40. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ // «Российская газета», № 14, 24.01.1996.
  41. Федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 №5-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г., № 3, ст. 143.
  42. Jus cogens – императивные нормы международного права, отклонение от которых недопустимо. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.legal-explanations.com/definitions/jus-cogens.htm> [дата обращения 25.03.2012].
  43.  Ульчи. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://identity2010.ru/?page_id=2032> [дата обращения 20.02.2012].
  44.  «Финно-угорский мир». Энцы. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://en.finno-ugry.ru/finnougricworld/samod/comaty> [дата обращения 19.02.2012].
  45. Федеральный закон 30.04.1999 №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // «Российская газета», № 90, 12.05.1999.
  46. Ломакин В.Н. Краткий обзор истории и культуры. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.stfond.ru/articles.htm?id=7713> [дата обращения 15.03.2012].
  47. «Поморский вопрос» в сознании Архангельской общественности. Интервью с И.И.Мосеевым. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.gumilev-center.ru/?p=10573> [дата обращения 20.02.2012].
  48. «На Онежском полуострове живут русские, поморы и «русские поморы». [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.pravdasevera.ru/?id=1051783187> [дата обращения 21.02.2012].
  49. Общественные инициативы поддержаны Ассоциацией поморов. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.gumilev-center.ru/?p=9255> [дата обращения 22.02.2012]
  50.  Ульчи. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://identity2010.ru/?page_id=2032> [дата обращения 20.02.2012].
  51.  «Финно-угорский мир». Энцы. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://en.finno-ugry.ru/finnougricworld/samod/comaty> [дата обращения 19.02.2012].
  52. Федеральный закон 30.04.1999 №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // «Российская газета», № 90, 12.05.1999.
  53. Ломакин В.Н. Краткий обзор истории и культуры. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.stfond.ru/articles.htm?id=7713> [дата обращения 15.03.2012].
  54. «Поморский вопрос» в сознании Архангельской общественности. Интервью с И.И.Мосеевым. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.gumilev-center.ru/?p=10573> [дата обращения 20.02.2012].
  55. «На Онежском полуострове живут русские, поморы и «русские поморы». [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.pravdasevera.ru/?id=1051783187> [дата обращения 21.02.2012].
  56. Общественные инициативы поддержаны Ассоциацией поморов. [Электронный источник]. – Режим доступа: <http://www.gumilev-center.ru/?p=9255> [дата обращения 22.02.2012].
  57.  Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 52 (часть I) ст. 5270.

Вам также может понравиться

8 Комментариев

  1. 1

    Вообще много вопросов начинает вызывать тогда, кого же относить непосредственно к русскому этносу: на Севере — поморы, на Юге — казаки, в Сибири — сибиряки, а называть население мегаполисов «русским этносом» как-то не поворачивается язык, т.к. в городах этнические различия максимально размываются. А вообще, в России есть, по сути, два больших этноса-класса: простой народ, угнетенный и обездоленный в своей массе, и криминальная-буржуазия, сросшаяся с чиновничеством; вот именно первый

  2. 2

    и нужно объявить «коренным народом России», для защиты его интересов от второго.

    • 3

      Признание поморов в интересах русского народа. Субэтнос русских получит право на защиту своей земли, а значит и другие старожильские группы русских получат это право. Население городов не нуждается в таких гарантиях, они пользуются индивидуальными правами по Конституции.

      • 4

        Не так давно усиленно доказывали как будет замечательно если русские перестанут кормить Украину, Узбекистан и другие ССР, в тех республиках доказывали как им будет здорово без «проклятых русских угнетателей». Только через 20 лет ни одна из стран не стала жить лучше.

  3. 5

    Интересное воззрение автора, тем более придумывание мифов о своём «этносе» с последую
    Такое смешивание сферы международного права с историографией, генеологией и этнообразованием недопустимо. Вымышленные поморы — это такая же община с общим самосознанием, как «Свидетели Иеговы» или любой другой тоталитарный культ, который борется за паству и доход в церковь. Нам навязывают искусственную поморскую идентичность. Вашей науке нужен следователь, который разберётся что к чему, соотнося факты естественного расселения народов и образ. То, что на Русском Севере малообразованные крестьяне торговали с норвежцами — не значит, что у них была общая идентичность. Почему мы обнаруживаем на территории Мурманской и Архангельской области столько много культурных памятников, строений, когда как В Северной Норвегии такого нет? Только стилизованные домики и не так много строений, которые сохранились до наших дней. Где общая культура? а сколько жило в то время в Норвегии? Кстати с Норвегией Россия торговала с 1905 года, до этого Норвегия принадлежала Швеции, и Дании. Значит, у нас шведская идентичность (с точки зрения международного права). Регионы всегда были дотационными, а Швеция не раз воевала с Россией. Очевидное не видят в упор
    Норвежцы всегда действовали только в своих интересах. И зачем архангельским поморам плавать в Норвегию по морю, чтобы купить у них там рыбу? Если вы читаете некого деятеля норвежского «слависта», который изобрёл «руссеношк», чтобы только его не обидеть — это уже другой разговор. тысячи диалектов в стране. любой говорит как ему почудится
    Теперь ваша теория не выдерживает критики. норвежцы сами никогда бы до этого не додумались. Баренц-регион всегда был в голове только у норвежцев. Такое понятие существует 20 лет. Теперь норвежцы говорят о «Баренцев возрождении», на о «Поморском возрождении»,
    и что «идентичность Баренц-региона — это разнообразие людей». Они практичны и потратят по миллиону евро на Брейвика, чем в год на все проекты с Россией. Дёшево покупают. Нет вы можете быть одной идентичности, только профессиональная — Рыболовный промысел. просто собрание коллег. если вы хотите писать о рыбе, которая объединяет и так важно иметь в роду потомственных рыболовов — ваше право

    • 6
      • 7

        Что активист поморского движения Иван Мосеев не понимает разницы между просторечиями, диалектами и литературным языком — это понятно. У него другие интересы, за них можно продемонстрировать и не такое дремучее невежество. А вот как быть с Туром Робертсеном, который в в прошлом числился в «политиках», а теперь является норвежским писателем? Он не знает, что в Норвегии столько диалектов, что сами норвежские филологи не могут сказать, сколько их, и при этом норвежцы из одной части страны не понимают речь на диалекте норвежцев из другой части Норвегии? Конечно, знает. А почему тогда он представляет и навязывает русским детям русский местный диалект в качестве нового литературного языка? .
        (http://www.русскоедвижение.рф/index.php/articles/42-articles/2596-zachem-qnorvejsko-pomorskoe-vozrojdenieq-russkim-detyam).
        Впервые принцип фонетического письма при создании нового литературного языка в противовес русскому и церковнославянскому был использован в сер. XIX в. Пантелеймоном Кулишом (1819-1897). Из этого письма, названного «кулишовкой», позднее родилась нынешняя украинская мова — язык вековой розни и братоубийства. Может быть, кому-то покажется, что печать этой «замечательной книжки» «Скасок» является «добрым» занятием, а кому-то писания наши заказными. Но ведь в свое время поляки и австрийцы при помощи местных ренегатов в Малой и Червонной Руси начинали вот так же с невинных книжечек на мове со сказками, баснями и виршами. А кончилось это все концлагерями Талергоф, Терезин, десятками тысяч расстрелянных и повешенных, ужасами бандеровщины и ответного государственного террора МГБ. (http://www.русскоедвижение.рф/index.php/articles/42-articles/2596-zachem-qnorvejsko-pomorskoe-vozrojdenieq-russkim-detyam)

Добавить комментарий для Степан Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>