В Санкт-Петербурге на базе Горного Университета состоялся круглый стол «Сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории», инициированный участниками движения «Новые скифы».
Участники круглого стола эксперты по истории и культуре России — лидер движения «Новые скифы» Павел Зарифуллин (Так говорил Зарифуллин), белорусский политолог Алексей Дзермант (Алексей Дзермант в ТГ), писатель Герман Садулаев (Герман Садулаев в ТГ), писатель Сергей Носов, блогер Святослав Галанов (Русские древности) — зафиксировали непрерывность 3000-летней русской истории, её бесконечное многообразие.
Павел Зарифуллин в своем выступлении проследил линию преемственности наших современников от скифов.
«Несколько месяцев назад российский президент Владимир Владимирович Путин на Конгрессе молодых ученых обсуждал прошлое нашей страны. И молодой археолог задал ему вопрос: «Мы откапываем в курганах золотые скифские, сарматские, древнетюркские артефакты. И при этом наблюдаю, что мы говорим об истории России, начиная с киевских времен, со времен Нестора Летописца. Но на самом-то деле истории России куда больше. Мы не говорим о временах атлантов. Не говорим о временах Гипербореи. Но за три тысячи лет мы ручаемся», — сказал молодой ученый. И Владимир Владимирович Путин ответил: «Это национальная идея, которая нам всем нужна». Наша цивилизация многомерна, она родила самою себя и множество других цивилизаций, культурных феноменов, культурных кругов вокруг себя. Исследования, о которых раньше робко говорили авторы, политики, культурологи в XVIII-XIX вв. подтвердились, древние арии и древние скифы, распространившись по территории Евразии, и создали мир, который мы знаем. Буддистская цивилизация и древнекитайская цивилизация, древнеиранская цивилизация, во многом левантийская, и, конечно же, эллинская цивилизация — все они в большом «культурном круге» (в терминологии этнографа Фробениуса) великой скифской цивилизации. Нас учили в течение столетий, что мы являемся учениками Запада, эллинской философии, византийской культуры, и тут выясняется, что это не так. Все создали наши прото-предки – скифы, арии.
Недавно у Кристофера Беквита, американского филолога и профессора кафедры Центрально-евразийских исследований Индианского университета в Блумингтоне, вышла книга, которая говорит о скифах, как о «творцах мировой истории». Об этом робко писали ранее румынский религиовед, историк религии и философ культуры Мирча Элиаде, или некоторые французские антропологи, синологи, такие как Марсель Гранэ, о том, что «даосская древне-китайская культура Лао-цзы была создана скифскими шаманами». В прошлом столетии они это фиксировали, но никакого резонанса не было. Но сейчас это подтверждается большим количеством научных исследований. Есть исследование о том, что Лао-Цзы был скифский пророк, и ушел он к скифам, китайцы только называли его по-своему. То же самое касается и Будды Шакьямуни, дословно, «мудреца из рода саков». То же касается и Заратустры, который говорил на авестийском языке, диалекте древнего скифского языка. Во многом это касается и древней эллинской цивилизации, ее основали семь эллинских философов, а первым из них был скифский пророк Анахарсис.
Имея эти исторические данные, мы не можем относиться к истории России так же легкомысленно, как раньше. Екатерина II спрашивала русско-немецкого историографа Герхарда Фридриха Миллера: «Мне привезли великолепные золотые изделия из Сибири, которые не просто не уступают тому, что древние греки на своих глиняных горшках рисовали, они превосходят греческие, они сопоставимы разве что с роскошью цивилизации древнего Египта. Как вы это мне объясните?» На что Миллер говорил: «Матушка дорогая Екатерина! Это все татаро-монголы наворовали, себе в яму зарыли и привезли еще ремесленников, они уже там дошлифовывали». И многие столетия наши историки жили с Миллером в голове. Но туман понемногу рассеивается, и перед нами открывается необыкновенная перспектива, необыкновенная красота, необыкновенная история, глубокая, живая, удивительная.
О преемственности выдающимся алхимикам, воинам, пророкам, скифским, древнеарийским, говорят мифы и предания, которые есть у большинства народов нашей страны. Они объединительны, потому что от скифов происходят, как утверждают сами народы наших стран, и славяне, и угро-финны, и тюрки, и кавказские народы, и иранские народы.
Нашей цивилизации три тысячи лет, за это мы отвечаем как историки, как исследователи. Эта цивилизация подарила миру философию, религию, культуру. Сейчас Россия, отказавшись от западных тлетворных идей, поворачивается к самой себе, видит удивительно роскошную культуру, удивительно глубокую историю, которую описали наши великие историки и археологи, Лев Гумилёв, Борис Рыбаков, лингвист Теодор Шумовский. Все уже написано до нас. Сейчас их исторические представления становятся актуальными, как новостная лента», — сказал Павел Зарифуллин.
Алексей Дзермант, белорусский философ и политолог, попробовал синтезировать историософскую концепцию 3000-летней истории российской цивилизации, опираясь на греческие исторические источники.
«На что я хотел бы обратить внимание? На слове «защита» исторической памяти. От чего мы защищаем эту память? Что мы хотим добиться? На мой взгляд, самое важное в истории, в понимании прошлого, это ее преемственность и отсутствие разрывов. Великий русский семиотик Юрий Лотман говорил, что Россия развивается как бы рывками. То есть, первый рывок и одновременно разрыв, это принятие христианства. От этого времени официально отсчитывается старт русской цивилизации. То есть, разрыв с древнеславянским языческим прошлым, импульс с Византии, варяжский импульс, новый синтез и некое начало. А с другой стороны, это разрыв с чем-то предыдущим.
Второй разрыв, согласно официальной историографии, это так называемое «монголо-татарское нашествие» или «иго», когда Древняя Русь, изначальная Русь, она исчезает, и получается новое образование в рамках Золотой Орды. Это Восточная Русь, из которой потом вырастает Московское государство и Западная Русь, или Литовско-русско-жемойтская Русь, где имелись свои нюансы во взаимодействии с латинским миром.
Следующий разрыв, это смута или церковный раскол. Появляются новые веяния в духовном, политическом, государственном укладе, и Московское государство и православная церковь трансформируются, уходит старообрядчество, прячется на периферии государства.
Еще один разрыв, в бытность правления Петра I, который бреет бороды и приносит сюда западные модели, при этом культура русская обогащается, поваляется памятник величия той эпохи — прекрасный Санкт-Петербург. Но, тем не менее, были и минусы. Немецкие историки стали рассказывать историю России, со своей западноцентричной точки зрения.
И еще один разрыв, конечно же, это 1917-й год, большевистская революция, которая порывает с империей в той форме, в которой она существовала ранее, и строит новый мир с глобальными амбициями.
И опять разрыв, 1991-й год, когда происходит буржуазная реставрация и идет попытка синтезировать что-то новое.
2022-й год начала СВО, судя по всему, имеет признаки такого же разрыва. С 30-летием буржуазной реставрации западноцентричного подхода и вхожденчества заканчивают. Россия, вся наша цивилизация, мы строим что-то новое.
Мы четко фиксируем эти разрывы, но не фиксируем преемственность. Очень важно научиться видеть в этом некую суть, которая проходит через эпохи и времена, но остается неизменной. И чем здесь интересен скифский, евразийский подход? Во-первых, тем, что мы не ограничиваемся сугубо этническими рамками. Мы говорим не только о восточных славянах, о русских, и об этническом сообществе. Мы говорим о всем пространстве евразийских народов, о евразийском мире, который включает в себя разные народы, при этом признавая роль русского народа в качестве народо-интегратора, особенно его культурной и языковой составляющей. Скифы интересны тем, что они первые, о ком мы можем уверенно говорить, что они создали некий прото-мир, прото-евразийский, прото-русский. В каком смысле? В пространственном. От Карпат до Тихого океана они объединялись в очень интересное общество, культуру. Это так называемый скифо-сибирский мир, в котором главную роль, судя по всему, играла идеология. То есть, не политическая власть, не господство оружия. Идеология, выраженная в зверином стиле. Мы можем этот звериный стиль реконструировать, расшифровывать и найти достаточно глубокие мысли и идеи, о чем и пишут Павел Зарифуллин или американский профессор Беквит. Скифы — это не просто варвары на периферии цивилизованного мира, а носители очень интересных духовных знаний, которые бриллиантами рассыпались по всему евразийскому миру, и дали новые всходы. В Персии — это зороастризм, в Индии буддизм, в Китае даосизм, в Элладе — это греческая философия, те, кто последовал примеру Анахарсиса. Потом обновленная религия вернулась, уже совершив круг на эти же земли, в виде православного восточного христианства, которое отличается от западного светоносными элементами в теологии, в иконографии. Идея света и святости унаследована христианством прежде всего из зороастризма, а зороастрийцы это получили от скифов. Здесь история закругляется, нет разрыва. И если смотреть на духовную или политическую историю, важно фиксировать некую преемственность. Если мы начнем разбирать само название такое, как «Русский мир», увидим очень интересный смысл.
Теория норманистского и северного варяжского происхождения Руси доминирует до сих пор, но она не может считаться единственной. Варяги присутствовали, но доказать стопроцентно, что Русь — это те самые «Rootsi» – очень сложно. Как бы ни пытались лингвисты натягивать эти вещи.
С другой стороны, я вижу ренессанс исторических, лингвистических теорий, которые показывают степные южные истоки Руси, особенно в связи с иранским, аланским, сорматским, скифским элементом. Это очень важно.
В конце концов, может быть и третий вариант, что северный вариант происхождения Руси, и южный – они сошлись.
Недавно читал книгу питерского историка Тарасова, который находит упоминание у Татищева в контексте «Слова о полку Игореве» поход Игоря Святославовича на половцев. Тарасов находит упоминание о сколотах (самоназвание скифов), которые являются союзниками русских князей.
Получается, что разрыва между историческими скифами, которые якобы дожили только до II-III вв., и древней Русью XII, XI и IX вв. не существует. И вот это важно, что суперэтносы, цивилизационные элементы, народы государства на нашей территории переходят из одной формации в другую без разрывов, мы получаем надежную опору в истории и в пространстве.
Важно, если мы говорим о характеристике цивилизационной России, избавляться от европоцентризма. Это не значит, что мы должны откинуть европейский период влияния. Нужно понимать, что Европа – это не естественная географическая данность. Это, прежде всего, миф. Мы знаем что, все началось с религиозного мифа о похищении Европы. А миф географический, геополитический очень хитро создан греками. Изначально «Европа» — это небольшая территория вокруг Дельфийскиго оракула. Впоследствии это название стало распространяться на территории северного Причерноморья, на север от Греции, куда греки направляли свои экспансионистские устремления. Пытались завоевать, колонизировать и отделить свою вотчину от вотчины, где живут народы восточные (то есть Азии) и народы африканские (то есть Ливии). Европа изначально для греков была конструктом, мифом, а не какой-то географической данностью. Затем этим воспользовались римляне, католики, для которых естественно, самая настоящая Европа — это то, что связано с Римом, а потом с империей Каралингов. Вот здесь Европа выступает уже в геополитическом смысле. И когда мы пытаемся ее на себя натянуть, мы подчиняемся этому мифу.
На самом деле, логику нужно разворачивать наоборот. Европа – это часть Евразии. Небольшая, полуостров наравне с Индостаном, Индокитаем или Аравийским полуостровом. И никакой географической данности нет. А вот Скифия, это для греков была определенная данность. Потому что они поделили мир на Европу, Азию и Скифию, которая и не Европа, и не Азия, и одновременно и Европа, и Азия. И вот отсюда, мне кажется, исток идентичности России, потому что мы соединяем Запад и Восток, и эллинистический мир и скифо-сибирский мир, это то, что придает России своеобразие. Здесь нет разрыва между европейской культурой и культурой восточной. Они у нас органически приходят к общему знаменателю. Хотя нас пытаются разорвать. Кто-то скажет, что: «Нет-нет, мы европейцы, мы же на них похожи». «Нет-нет, мы вообще к Европе не имеем никакого отношения, давайте это все забудем». Вот это крайности.
Россия всегда синтезирует и получается некий третий элемент, это золото. Это скифское золото, которое является символом нашей цивилизации», — сказал Алексей Дзермант.
Герман Садулаев отметил, что нам нужна новая интегральная история, берущая начало в далеком прошлом.
«У нас вырезаются целые куски истории, как якобы не существовавшие или якобы оказавшие «негативное влияние», как монголо-татарское иго. Некоторыми вырезается также и советская власть, как наше заблуждение и тупик. У нас появляется история не только дискретная, но еще и с большими лакунами, с большими перерывами, что на самом деле не соответствует исторической действительности. Наша история должна быть интегральная в плане пространства, потому что наша история, она охватывает всё пространство бывшего Советского Союза. То, что от нас сейчас временно отпала Средняя Азия, не значит, что она не участвовала в нашей общей цивилизационной истории. Она была частью нашего государства, Российской империи, Советского Союза много лет, и у нас была общая история. Это в курсе нашей истории, забывать нельзя.
Почему у нас складывается такая картина узкой линейной истории? Надо вспомнить о том, как вообще возникала наука история. Наука история возникала еще в античности. У нас она стала обретать институциональные формы только в XVIII-XIX веке. В историческом концепте прежнего времени важно было показать историю государства, в первую очередь как историю правящей династии. Была задана матрица, что какие-то люди пришли откуда-то и основали какую-то династию. И вот по истории этой династии, по этому лекалу, по матрице, и строилась вся история страны. И за бортом оставалось то, что не имеет прямого отношения к этой династии. Почему? Потому что для исторической науки было важно утвердить легитимность нынешней правящей династии. Не было целей исследования, понимания народной жизни. Поэтому мы получаем такую узкую историю.
В последующем, когда мы перешли от монархии к другим формам правления, династическая история отошла на второй план. Но это только так кажется. Потому что история государственности, а история у нас сейчас рассматривается в большей степени как история государства и государственности, она наследует все лекала и матрицы истории династии. И получает ту же самую узость и дискретность.
От этого мы видим следующую концепцию России: Киев, потом Москва, Санкт-Петербург и потом снова Москва. И вот эти столицы разделяют периоды нашей государственности. И у нас история идет от так называемой Киевской Руси, потом Московской Руси, потом Санкт-Петербургская империя, и опять Советский Союз, и опять Россия.
В связи с конфликтом на Украине мы временно лишились одного из центров нашей государственности. Поэтому пришлось срочно перестраховать нашу династическую государственную историю. И мы вспомнили, что на самом деле первой столицей русского государства был, конечно, не Киев, а Великий Новгород. Но до этого, если еще вспомнить, была Старая Ладога и так далее. Это такие подпорки, которые мы делаем сейчас в своей исторической науке из-за того, что Киев перешел в враждебное нам влияние. И нам нужно показать, что у нас есть свои корни отличные от Киева. Но это хилые подпорки на самом деле, и не решают основной проблемы узкого нарратива нашей истории. На самом деле наша история должна рассматриваться как интегральная. И восточнославянское государство, называйте его Новгородской Русью, Киевской Русью, Древней Русью и так далее, было одним из источников российской государственности, но не единственным. Мы должны помнить и понимать, что до того, как возникло государство, даже в Великом Новгороде, здесь была не пустая земля. Здесь не дикари бегали в шкурах. На всем большом пространстве России существовала цивилизация. Существовала древняя скифская цивилизация. Какое-то время здесь была готская держава Германариха. Тоже очень интересное государственное образование, которое оказало огромное влияние на последующую российскую государственность. Мы всегда были в тесном контакте с античными полисами, в том числе в Крыму. И русское государство возникало как интегральное государство. Оно включило в себя и хазарские территории, и хазарские водные пути, многое унаследовало и от Хазарии. Мы не должны отбрасывать эти государственные образования, которые были до того, как утвердилась княжеская династия в Великом Новгороде, мы не должны думать, что до воцарения Рюриковичей в Великом Новгороде ничего не было. Так не бывает в истории, чтобы ничего не было, и вдруг в пустоте что-то возникло. Даже если действительно Рюрик скандинавского происхождения. Это вообще ничего не меняет. Это история династии. Это не история страны. Династии очень часто бывают, и очень у многих стран. Пришлые, первоначально иноязычные, потом интегрировавшиеся. Это не исключение, это скорее правило для государств, что династии имеют такой характер.
Впоследствии было наше существование в составе империи Чингисхана, которая тоже вычеркивается из истории, как просто темные времена, упадок и так далее. Но это тоже не совсем исторически верно. Конечно, первые десятилетия после нашествия знаменовались большим упадком русской культуры и русской цивилизации. Об этом говорят и археологические изыскания. Мы не говорим о том, что монголо-татарского нашествия не было, или что это было вообще все не так, что не было кровавой войны, не было подавления, не было угнетения. Все это было. Но это подавление, угнетение и разрушение, сконцентрировалось, наверное, в первые десятилетия после нашествия. А после этого Русь была интегрирована в державу Чингисхана, причем с большими автономными правами. И она развивалась под защитой державы Чингисхана. Под защитой была православная церковь. Никто не пытался подавить русский язык и русскую культуру. И, собственно говоря, в какой-то степени после первых десятилетий это сыграло даже благоприятную роль, потому что, если мы посмотрим на Русь до нашествия, она тоже находилась уже в упадке, она была раздираема междоусобными войнами. Если читать хроники Галицко-Волынского княжества или другие летописи, то понимаешь, что люди постоянно гибли в междоусобных войнах, и чуть ли не столько же, сколько при монголо-татарском нашествии. Еще до монгол князья ходили друг на друга, жгли, убивали, угоняли в рабство своих соплеменников, таких же русских, и продавали в рабство. Вот такая ситуация была в Древней Руси до монголо-татарского нашествия. А когда Русь была включена в империю Чингисхана, то по происшествию нескольких десятилетий были решены междоусобные проблемы. И это объединение под державой Чингисхана создало предпосылки для централизации русского государства. И во многом благодаря империи Чингисхана выросла Москва, выросло ее могущество, и она смогла объединить все русские земли.
И потом, опять же, мы видим, что русское государство развивалось в сторону империи Чингисхана. Оно присоединяло к себе все те земли, которые принадлежали монголо-татарской империи Чингисхана.
В глазах народов, населяющих Сибирь, населяющих Евразию, именно московский царь стал легитимным преемником хана, великим ханом, и в народном сознании его воссоединение империи легитимизировалось тем, что именно он по историческому праву наследовал империю Чингисхана. Поэтому, империя Чингисхана была одним из источников российской государственности.
Резюмируя, мы не должны включать в русскую государственность только Новгородское княжество, Киевское княжество, Московское княжество, Санкт-Петербургскую империю, Советский Союз и Россию. А где в это время было все остальное? Где была до этого времени Скифия, где держава Германариха, где Византия, с которой мы имели тесные связи, куда подевалась империя Чингисхана, куда подевался Улус Джучи, Золотая Орда, где это все в нашей истории? Почему этого нет?
После Российской империи, у нас было блистательное время Советского Союза, который не только является одним из источников нашей государственности, современная Россия является прямым правоприемником Советского Союза, прямым, просто прямым наследником и правоприемником. Несколько растратившим территории, которые Советский Союз объединял, но, тем не менее, это геополитический преемник Советского Союза. Поэтому вдвойне глупо звучат призывы вычеркнуть этот период из нашей истории: снести памятники, переименовать улицы, переименовать города и сделать вид, что этого периода в нашей истории не было, что это было тоже очередное татаро-монгольское иго. Что большевики какие-то откуда-то, как монголы с Марса прилетели, какое-то время здесь властвовали, а потом куда-то исчезли. Это не исторический подход, это не исторический взгляд. Большевики ниоткуда не прилетели. Большевики это мы. Это наши родители, это наши деды, бабушки, прадеды, прабабушки. Это те же самые мы. Это тот же самый народ. Советский народ — это наш народ. Это наши непосредственные предки. Как ухитряются современные белогвардейцы вести свое происхождение от каких-то людей Российской империи, оставляя вот эту лакуну в 70 лет, как будто здесь люди не жили в это время? Это загадка. Это не исторический подход. И это не помогает нам ценить и любить нашу страну. Мы должны принимать всю свою историю, поэтому я называю такой подход интегральной историей. Она не должна быть дискретна по времени, мы должны понимать, что с древних времен на этих землях, с этими народами, существует одна цивилизация, одна история, которая, конечно же, менялась. Цивилизация менялась, трансформировалась, развивалась, но она никогда не прерывалась полностью. И никогда никакие марсиане сюда не прилетали, не жили какое-то время, творили что-то, потом улетали. Этого никогда не было. Потом, конечно, эта история интегральна еще и по регионам, по пространствам и по народам ее, нашу страну населяющую.
Россия – это страна множества национальностей. И когда мы говорим об истории России, мы должны понимать, что это история и кавказских народов, и сибирских народов, и северных народов. Только все это вместе является историей России, и мы не можем это забывать и оставлять. Я на самом деле убежден в том, что история среднеазиатских народов, северокавказских, закавказских народов, это тоже часть нашей истории, поскольку мы долго были в одной стране и жили одной историей. И я думаю, что до конца наши связи не разорваны и, возможно, в каком-то виде они восстановятся. Поэтому я призываю к изучению истории в ее полноте, в ее интегральности, в ее соединенности во времени и пространстве», — сказал Герман Садулаев.
Святослав Галанов в своем выступлении заметил, что на наших землях существуют древние памятники, которые насчитывают множество тысячелетий, такие как Аркаим, Костенки, Скифские курганы, Скифские городища. Но, официальная история считает, что были они построены какими-то вымершими древними народами, и к нашей же истории, хотя и находятся на наших землях, не имеющими никакого отношения. В то время как другие страны цепляются за любую возможность удлинить свою историю, найти свои корни, всеми правдами и неправдами.
«Египет создан в VII веке нашей эры арабами, но они ведут свою историю от древнего Египта, от фараонов, от пирамид, и никто против ничего не говорит. Все считают, что так и есть.
Франция начала свою историю с V века. С прихода франков в Галлию. Сейчас же они удлинили свою историю, ведут ее от галлов, и она уже насчитывает не одно тысячелетие теперь. И тоже все с этим согласны.
Возьмем современную Италию, которая ведет свою историю от древнего Рима. Современная Италия создалась в XIX веке савойскими герцогами, которые объединили соседние земли. Но тоже никто против не говорит. От древнего Рима, так от древнего Рима.
А мы стесняемся говорить о нашей древности. Добровольно отрекаемся от своего древнего прошлого. До XIX века был принят другой подход в истории. Считалось, что Россия — приемница Скифии. Об этом писали многие российские авторы. И Татищев, и Щербатов, Иловайский, и даже Михаил Васильевич Ломоносов об этом говорил. В учебнике истории, написанном для студентов Московского университета в XVIII веке Филиппом Генрихом Дильтейем, написанному по принципу вопрос-ответ. На вопрос «Как раньше называлась Россия?», дан ответ «Скифия».
Но потом такой подход к истории был изменен. Историки, часто иностранного происхождения, ограничили российскую историю приходом Рюрика. То есть одной династии. А как бы выглядела наша история, если бы не отбрасывать ее в древний период?
3000 лет назад, получается, воины Южного степного пояса скифы объединили Евразийское пространство, которое европейские географы называли Скифией. Причем они называли Скифией все Евразийское пространство. И не только Южный степной пояс, где жили скифы-воины. От Вислы и Карпат, Сарматских гор, на западе до Тихого океана на востоке, от Северного Ледовитого океана, который назывался Скифский океан, от Балтийского моря, которое называлось Сарматским морем, до южных стран Китая, Ирана, Персии, Индии — это все называли Скифией.
Конечно, с современной точки зрения, Скифия государством не являлась. Это было пространство, живущее по общим традициям, общим законам. Причем законам справедливости, равенства и братства. В отличие от Западного мира, который тогда уже смотрел, что бы у кого захватить, урвать, это и греческая цивилизация, эллинская, македонская и Древний Рим.
Скифия часто распадалась на более мелкие государства, но всегда возрождалась в новых формах, в своих прежних границах. Ее преемницами можно назвать, и Сарматию, и Готское государство, и империю гуннов, и тюркский Каганат, и Хазарию, и империю Чингисхана, Золотую Орду, и Российскую империю, и СССР. Все это этапы нашей общей великой истории. И эта история общая для всех народов России-Евразии.
А если еще раньше заглянуть до скифов, наша страна была прародиной индоевропейцев. Именно с наших земель они ушли в дальние походы в Европу и Азию, где основывали новые цивилизации. Это полностью научный факт. Это явная культура. И ученые с этим не спорят. Но опять получается, что к нашей истории это не имеет никакого отношения. Опять это какие-то все вымершие цивилизации.
Это в то время, когда в других странах всеми правдами и неправдами пытаются удлинить свое прошлое. Вспомните хотя бы древних Укров. А нам же ничего не нужно сочинять. Нам нужно только осознать, что наша история, насчитывает далеко не тысячу лет. И не отрекаться от своих великих предков», — сказал Святослав Галанов.
Сергей Носов сделал акцент на том, как в нас живет историческая память, что она находится рядом с нами в виде памятников.
«Я хочу поделиться одним эпизодом из своего детства. Есть такой полуанекдот, полулегенда касательно Медного Всадника – легендарного памятника. Ну, будто бы, Петр, глядя на него, воскликнул: «Все мое и Богово», а Богу это не понравилось. Он послал змею, она укусила коня, и вот получилось то, что получилось.
Мне это рассказывала бабушка моя, когда мне было лет шесть. И так получилось, что я носитель этой мифологической памяти, исторической. Бабушка не могла из интернета этот миф узнать, ей это было рассказано где-то в Новгородской губернии, на устье Шелони, где она впадает в Ильмень, она там жила, в деревне Малиновка, рядом с деревней Голина.
Я — правозащитник памятников. Я считаю, что все памятники надо сохранять. И мне больно смотреть, как их сжигают, сносят, свергают. Хотя, в чем виноват памятник? Памятник — это документ своей эпохи.
И, коль скоро памятник дотянул до нашего времени, он уже рассказывает обо всем этом куске истории, более того, еще до того, что было до него.
А некоторые объекты, они как бы не памятники, но в принципе, они должны быть памятниками. Если мы говорим о Горном институте, допустим, то там, на особом пьедестале, в фундаменте музея, хранится Малахитовая глыба. Полторы тонны, это самый большой Малахит, который вообще у нас существует. У него, конечно, потрясающая история, и Екатерина II и пугачёвщина.
Памятники надо сохранять как документ, относиться к ним бережно, с вниманием», — сказал Сергей Носов.
По результатам круглого стола был составлен проект резолюции.
Анна Королевская
Движение «Новые скифы»
Видимо я один просел весь этот бред))))
Ощущение что люди вообще не знакомы с историей, лингвистикой, этнографией, антропологией и т.д. собралась кучка фантазеров и рассказывают друг другу сказки. Секта какая то.