В своём интервью, принц Карим Ага Хан IV, наследственный имам мусульман-шиитов-исмаилитов, утверждает, что сегодняшний день деятельность террористов на Ближнем Востоке обусловлена не религиозными, а политическими мотивами.
— Ваше величество, мир в шоке от террористических атак, организуемых людьми, которые утверждают, что борются за ислам. Вы, как выдающийся мусульманский лидер, заявили, что ислам является религией мира. Означает ли это, что у ислама два лица?
— Нет, я так не думаю. По факту, это очень малая часть мусульманского населения. Кроме того, такими людьми двигают в основном политические, а не религиозные мотивы. Было бы не совсем верно рассматривать их как представителей ислама. Западный мир должен внимательно наблюдать за их деятельностью, чтобы понимать расклад сил и отличать вещи, базирующиеся на вере и ничего общего с верой не имеющие. К примеру, если бы я, как мусульманин, сказал вам, что происходящее в Северной Ирландии обусловлено католическими и протестантскими противоречиями, то, думаю, вы сочли бы меня необразованным.
— Во многих западных странах, все растет число людей, которые считают, что ислам и демократия непримиримы.
В этом случае практически невозможно представить себе взаимопонимание и эффективное сотрудничество между мусульманами и западным миром.
— Да, такое мнение бытует, но я не вижу конфликта между исламом и демократией. Если вы обратитесь к оригинальной форме мусульманской общины, то абсолютно никакого конфликта там не найдете.
— В вашей программе в первую очередь отмечены толерантность и плюрализм как необходимые условия для улучшения качества жизни людей. В этом ли причина, что ваши непосредственные последователи миноритарные исмаилиты-шииты подвергаются дискриминации? Временами, другие мусульмане заходят в своих заявлениях довольно далеко, утверждая, что вы — еретик.
— В каждой религии присутствуют разногласия по поводу интерпретации религиозных канонов. Но я не думаю, что сегодня исмаилиты подвергаются дискриминации как прежде. Наоборот, мы стараемся «наводить мосты» с представителями других направлений ислама. Потому что идея плюрализма тесно связана с исламом. Конечно, есть много различных интерпретаций религии, но я не вижу здесь проблемы. Если смотреть шире, то ислам довольно терпимая религия. Всевышний Аллах в Коране сказал: «Я сотворил человека от одной души…» В этой строке имеется в виду все человечество.
— С 2001 года Запад настроен на диалог с мусульманским миром. Но все больше и больше людей испытывают разочарование, потому что мусульманская сторона не дает реального ответа. Общественность ожидает от мусульман умеренных взглядов гласной и четкой позиции против терроризма во имя ислама. Почему мы никак не можем услышать их голоса?
— Я думаю, что сейчас таких голосов гораздо больше, чем раньше. Однако мы должны учитывать и силы внутри исламского мира, которые не способствуют свободе мнений, особенно в отношении религии.
— Есть ли надежда, что мы когда-нибудь сможем остановить терроризм?
— Во-первых, давайте попытаемся искоренить причины терроризма. Это своего рода политическое разочарование, а не вопрос религии. Ситуация на Ближнем Востоке, в Кашмире и Афганистане создана по иным, нежели отстаивание исламских верований, причинам. Мы должны смотреть в корень проблемы, и увидеть, что она носит политический характер. Только так мы сможем понять, что доводит людей до отчаяния, и исправим ситуацию.
Центр Гумилёва-Афганистан
Перевод с английского Егора Королева