Главной особенностью преступлений на основе нетерпимости является то, что нападающий выражает свою нетерпимость не только и не столько к конкретной жертве, но ко всей общине. Поэтому такие преступления являются особенно общественно опасными.
Случаи этнически и расово мотивированного насилия в Украине не расследуются эффективно, а почти половина пострадавших не обращаются в правоохранительные органы. Об этом было заявлено на пресс-конференции представителей правозащитных на тему «Существует ли проблема расизма и антисемитизма в Украине?».
Пресс-конференция была приурочена к Международному дню борьбы против фашизма, расизма и антисемитизма, который отмечается 9 ноября.
На почве ненависти
За девять месяцев текущего года сеть «Ініціатива Розмаїття» зафиксировала в Украине 10 случаев насильственных действий с подозрением на расовую мотивацию, в результате которых пострадали 17 человек, сообщила эксперт по вопросам противодействия расизму и ксенофобии Международной организации по миграции Яна Салахова. По ее словам, среди пострадавших – 13 иностранцев из таких стран, как Нигерия, Иордания, Афганистан, Сирия, Гана, Демократическая Республика Конго, а также граждане Украины – этнические таджики и евреи. Проявления насилия были зафиксированы в четырех городах Украины: в Киеве (4 случая), Харькове (4 случая), Днепропетровске (2 случая), Одессе (1 случай). Из 17 потерпевших только 9 обратились в правоохранительные органы, одно дело было закрыто, 7 пострадавших не стали подавать заявлений, об одном случае – нет информации, сообщила Салахова.
Она подчеркнула, что «главной особенностью преступлений на основе нетерпимости является то, что нападающий выражает свою нетерпимость не только и не столько к конкретной жертве, но ко всей общине из-за ее характеристик», по этой причине все члены общины могут чувствовать себя в опасности. «Именно поэтому преступления на почве нетерпимости являются особо общественно опасными и требуют мониторинга и тщательного расследования для раннего предупреждения начала социального или этнического конфликта», – отметила эксперт.
Впрочем, как правило, надеяться на тщательное расследование не приходится: довольно сложно доказать, что преступление совершено именно на почве нетерпимости, на почве ненависти – поэтому такие случаи насилия обычно квалифицируют как простое хулиганство. Так, из всех задокументированных случаев насилия лишь один содержит в квалификации дела мотив ненависти, сообщила Яна Салахова.
Не верят следствию
Не приходится удивляться, что почти половина потерпевших не обращается к правоохранителям, полагая это бессмысленной тратой времени: они не верят, что расследование будет проведено объективно, что виновные будут наказаны. Адвокат Юлия Науменко, которая представляет интересы потерпевших от преступлений на почве ненависти, отметила, что, помимо проблемы квалификации преступлений, есть и проблема низкого качества следствия и неумения милиции работать по таким делам. Мотив, как правило, игнорируется. «Эти проблемы ярко проявились в двух недавних делах: относительно избиения несовершеннолетнего парня в метро «Позняки» и относительно избиения афроамериканцев в НСК «Олимпийский», – сказала Науменко. Напомним, нападение на темнокожего подростка на станции метро «Позняки» в Киеве произошло 19 августа. Как сообщила мать пострадавшего, перед избиением нападавшие выкрикивали нацистские лозунги.
Директор «Олимпийского» допустил создание сектора для темнокожих А 20 октября в Киеве в НСК «Олимпийский» во время футбольного матча «Динамо» – «Челси» произошло нападение на темнокожих болельщиков. Если в первом случае после вмешательства омбудсмена удалось добиться соответствующей квалификации преступления, то в избиении болельщиков правоохранители никакого расизма не увидели и расследуют дело о хулиганстве. Как отметила представитель общественной организации африканского сообщества»Спаведливость и защита» Мариана Нан Нкиавете, расистские нападения в Украине часто остаются безнаказанными. По ее словам, странно вообще говорить о расизме в XXI веке, когда нужно бы решать совсем другие проблемы – если люди научатся жить вместе, то общество станет лучше. Но пока с умением жить вместе не очень складывается, и это влечет печальные последствия: «никто не мог предположить два-три года назад, что сами украинцы побегут из страны…».
Антисемитизм и фашизм
Ситуация с антисемитизмом и с антисемитским вандализмом в Украине «достаточно стабильная». По предварительным данным, в текущем году зафиксировано только одно преступление по мотиву ненависти, во время которого использовалась антисемитская риторика. Об этом сообщила сокоординатор Группы мониторинга прав национальных меньшинств в Украине Татьяна Безрук.
По ее словам, за девять месяцев группой мониторинга также зафиксировано 13 случаев антисемитского вандализма в Киеве, Одессе, Ивано-Франковске, Николаеве, в Полтавской, Запорожской и Днепропетровской областях (за тот же период 2014 года было зафиксировано 23 случая). В то же время, по ее словам, в ДНР и в ЛНР «антисемитизм в риторике террористов стал таким ключевым моментом их внутренней политики». «Комментирование действий украинской власти каждый раз сопровождается какими-то антисемитскими насмешками, подколами. Вообще, тема холокоста, тема евреев в оккупированной части Донбасса является очень плачевной», – заявила Безрук.
А фашисты кто?
Для понимания ситуации необходимо дать оценку позиции государства по данному вопросу, заявила правозащитница Елена Бережная. По ее словам, «если у нас на государственном уровне признали воинов УПА героями… то это позиция государства». Тогда – чему же удивляться? Она также заявила, что представленные результаты мониторинга не дают полной картины происходящего в стране. Так, заявила Бережная, «только за прошлый год, с февраля месяца, после государственного переворота, 29 фактов нападений на священнослужителей». Повсюду каждую неделю появляются изображения свастики и т. п. – «это происходит каждую неделю».
Криминал под крылом МВД.
При задержании застрелили торнадовца по кличке «Толстый» Бережная подчеркнула, что не дается оценка «неонацизму и фашизму на территории Донбасса». Она напомнила о публичном высказывании журналиста, заявившего, что на Донбассе много «абсолютно ненужных людей» и что там «есть определенная категория людей, которых надо просто убить». «Это разве не фашизм? Более того, трагедия 2 мая в Одессе, почему вы об этом не говорите? Это проявление фашизма. То, что делают добровольческие батальоны на Донбассе – это вскрыл (военный прокурор — Ред.) Матиос…», – сказала правозащитница, добавив, что она хотела бы знать, есть ли у содержащихся на гранты (по ее словам) «мониторщиков» факты «проявления фашизма на Донбассе со стороны добровольческих батальонов».
Майдан и нападения на евреев
После этого возникла короткая, но бурная дискуссия, в ходе которой выяснилось, что таких фактов нет, получать информацию с неподконтрольных территорий востока страны сложно, а задавшую вопрос заподозрили в сепаратизме. В свою очередь, исполнительный директор Еврейской конфедерации Украины Инна Йоффе отметила, что до сих пор нет результатов расследования фактов нападений на ортодоксальных евреев в январе-феврале 2014 года в Киеве. Найдены ли виновные? На это последовал ответ: надо дождаться результатов следствия, но эти инциденты «многозначны», поскольку имели место во время Майдана, и «есть большая вероятность, что эти нападения совершались для дискредитации Майдана».
РИА Новости Украина | Андрей Лубенский