Наверно появилась уже необходимость рассказать читателям нашего сайта о международной «Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе». Я постараюсь вкратце, насколько это получится, описать все неприглядные моменты данной организации
История создания ОБСЕ
«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) было создано 1 августа 1975 г. как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а так же США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе. Инициатором создания данной международной организации естественно были США. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения) был подписан в столице Финляндии Хельсинки.
В 1994 г. на Будапештской встрече на высшем уровне было принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 г. в ОБСЕ — Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая уже объединяла 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:
— «Первая корзина», или политико-военное измерение:
— контроль над распространением вооружений;
— дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
— меры по построению доверительных отношений и безопасности;
— «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
— экономическая и экологическая безопасность.
— «Третья корзина», или человеческое измерение:
— защита прав человека;
— развитие демократических институтов;
— мониторинг выборов.
Хочется отметить, что в этот период между США и СССР, западной и восточной Европой, НАТО и Варшавским договором, взаимоотношения в области политики, экономики, военного сотрудничества, соблюдения прав человека были очень напряженными. Эксперты этот период в международных отношениях назвали «холодной войной». Поэтому создание такой организации способствовало разрешению возможно назревающих конфликтов за столом переговоров.
Советский Союз, а затем Российская Федерация, как правопреемник, использовали эту международную площадку для снятия напряженности в международных отношениях между Западом и Востоком. А 30 января 1992 г. Кыргызская Республика вступила в ОБСЕ, чтобы активней бороться за мир, демократию и права человека.
Но уже в начале 2000 г. Россия с обеспокоенностью отмечала, что в ОБСЕ нарастает в последние годы дисбаланс в ее деятельности, которая все больше стала замыкаться на «гуманитарно-конфликтную» проблематику на постсоветском пространстве и Балканах.
Как результат, 27-28 ноября 2000 г. в Вене на восьмом саммите министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, где в силу ряда принципиальных расхождений, не была принята итоговая общеполитическая декларация.
Несмотря на это 12 июня 2002 г. на Лиссабонской международной конференции был принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.
Однако уже 15 января 2004 г. На заседании Постоянного совета ОБСЕ Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ — создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.
Как результат неконструктивной деятельности ОБСЕ, 3 июля 2004 г. в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее ОБСЕ в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». Россия призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам».
В 2005 г. на заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) продолжается противостояние между Россией и некоторыми членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Данная мера стала необходимой в связи с использованием спецслужбами иностранных государств НПО и НКО в подрывной деятельности и дестабилизации обстановки в государствах.
ОБСЕ и выборы
Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. Глава МИД С. Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов.
С аналогичным заявлением выступил и министр Э.Абдылдаев, который отметил, что Кыргызстан против двойных стандартов и превращения ОБСЕ в институт провокаций и вмешательства во внутренние дела суверенных государств.
Вместе с тем США, Великобритания, Канада, Германия, Франция и другие государства не сделали должных выводов и продолжали направлять работу ОБСЕ в выгодном для них русле.
Эти обстоятельства привели к тому, что в октябре 2007 г. Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Как результат 16 ноября 2007 г. БДИПЧ ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на парламентские выборы в Россию, а в феврале 2008 г. — на выборы президента России.
Председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Йоран Леннмаркер заявил, что выборы в России не смогли соответствовать многим критериям выборов, которые приняты в Европе, поэтому мы не можем назвать их свободными. Последние выборы в 2012 году также были названы наблюдателями от ОБСЕ несправедливыми.
Наблюдатели БДИПЧ зачастую дают не технические оценки того, как были проведены выборы, а выносят политические приговоры, которые порой негативно сказываются на внутриполитической стабильности в тех государствах, где проводится наблюдение. Мониторинг выборов проходит в основном в странах к востоку от Вены, хотя нарушений обязательств по проведению выборов полным-полно в странах и к западу от Вены.
Что касается направления вооруженной миссии ОБСЕ на предстоящие местные выборы в Новороссию, то Глава ДНР отметил:
«Иностранную вооруженную миссию пропихивает Порошенко через американцев, чтоб нас оккупировать под видом выборов. Еще раз предупреждаю — любую иностранную вооруженную миссию мы будем рассматривать как агрессию против ДНР. Такая миссия при первой попытке войти на нашу территорию будет атакована нашими вооруженными силами. Мы все прекрасно понимаем. Вооруженная миссия ОБСЕ нужна для того, чтобы на выборах здесь участвовали украинские партии. Единственное, чего бы я опасался — так это того, чтобы к гибели европейцев из вооруженной миссии ОБСЕ потом не подвязывали вмешательство армейских подразделений НАТО. ОБСЕ слишком субъективно-русофобская организация, чтобы быть объективной на русском Донбассе».
Леон Малазогу, основатель ассоциации под названием «Демократия ради развития» со штаб-квартирой в Косово, также скептически относится к ОБСЕ как таковой. По его мнению, эта организация «на 90% бесполезна» и «помогает не ахти как». При этом Леон Малазогу ссылался в качестве доказательства на прошлогодние (ноябрь 2013 г.) выборы, в ходе которых ОБСЕ встала на сторону местной политической элиты вместо того, чтобы поддержать работу некоммерческих и неправительственных организаций, вскрывших большое количество нарушений.
В ходе проведения парламентских выборов в Казахстане в 2016 г. миссия БДИПЧ выявила значительные недостатки, говорится в докладе миссии. Между тем миссия наблюдателей Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА) считает прошедшие в Казахстане 20 марта парламентские выборы объективными, открытыми, транспарентными и демократичными, заявил глава миссии, депутат Великого национального собрания Турции Халюк Ипек.
Российская сторона уже высказывала претензии к БДИПЧ, которое сейчас претендует на некую «автономность» по отношению к государствам-участникам ОБСЕ, которые его учредили. Однако персонал БДИПЧ почти целиком набран в странах, находящихся западнее Вены, а финансируется Бюро в основном ЕС и США, которые фактически его и контролируют. Существенное влияние на БДИПЧ оказывают общественные организации, фонды и НПО, известные своей активностью в подготовке и проведению «цветных революций» в странах бывшего СССР. Деятельность БДИПЧ дает основания для серьезных сомнений в том, можно ли рассчитывать на Бюро в вопросах объективного наблюдения за избирательными процессами. Пользуясь отсутствием нормативной базы планирования и проведения мониторинга выборов на пространстве ОБСЕ, БДИПЧ сосредоточило активность в СНГ и на Балканах. Так называемые «традиционные демократии», а так же новобранцы НАТО и ЕС умышленно выводятся из-под критики за нарушения международно-признанных стандартов выборов. А подобные нарушения существуют и там.
ОБСЕ и права человека
Но если БДИПЧ претендует на объективность, оно не должно замалчивать проблему грубейших нарушений прав человека в американской тюрьме Гуантанамо. Несмотря на заявления Президента США Б. Обамы о ликвидации тюрьмы, она действует и по сегодняшний день. Это страна, которая следит за демократическими процессами во всем мире.
Аналогичная ситуация происходит и на Украине. МИД России неоднократно заявлял о нарушении там прав человека, но данные факты не получают адекватную оценку ОБСЕ.
В июле 2004 г. по инициативе России Парламентской ассамблеей ОБСЕ была принята резолюция о национальных меньшинствах, содержащая рекомендации в адрес Латвии и Эстонии.
В международных рекомендациях содержатся призывы к Латвии сократить число различий в правах граждан и «неграждан». Латвия апатридов (лиц без гражданства) не приравняла к национальным меньшинствам и тем самым вывела пол миллиона русских, украинцев, белорусов из сферы Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.
Европейский союз, ОБСЕ, Совет Европы и ООН рекомендовали Латвии и Эстонии ратифицировать и незамедлительно воплотить в жизнь предложения, касающиеся вопросов гуманизации политики в отношении «не граждан». Вместе с тем приходится констатировать, что ни по международным рекомендациям, ни по заключению Омбудсмена никаких законодательных действий этими странами не предпринято.
Таким образом, латышская и эстонская правящая элита сформировала обширный корпус законодательных актов, которые юридически ограничивают политические права русского населения и национальных меньшинств Латвии и Эстонии.
На ежегодном совещании БДИПЧ ОБСЕ по человеческому измерению приняли участие и выступили из Кыргызстана правозащитницы Т. Исамаилова и А. Абдурасулова, а так же К. Батыров, этнический узбек, получивший политическое убежище в Швеции. Со стороны правоохранительных органов на К. Батырова было заведено уголовное дело по обвинениям в разжигании межнациональной вражды, организации массовых беспорядков и вооруженного мятежа против правительственных войск в г. Джалал-Абаде. Это стало поводом для принятия Кыргызстаном решения изменить статус присутствия Организации ОБСЕ на её территории.
К. Батыров, по сути, признанный виновным в разжигании межэтнических столкновений, использовал площадку БДИПЧ для озвучивания своих оценок ситуации в Кыргызстане.
Аналогично в зал, где проходила одна из сессий совещания ОБСЕ, беспрепятственно вошли представители Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и «Группы 24». Обе эти организации в республике запрещены и объявлены Верховным судом Таджикистана террористическими.
Допуск преступных элементов к ежегодным совещаниям БДИПЧ подрывает имидж этой организации и не способствует конструктивному диалогу в рамках совещания. Представители из Таджикистана, как и представители других стран, которые также выступили по этому поводу, не могли согласиться, что некоторые террористы получают право участвовать в мероприятиях ОБСЕ. Террорист есть террорист, они не делятся на хороших или плохих, своих или чужих.
Отдельные независимые эксперты придерживаются мнения о том, что ОБСЕ нарушает основополагающий принцип «беспристрастности», что на практике выливается в извращенное отношение к самой идее защиты прав человека. По общепризнанным канонам правозащитные вопросы следует продвигать исключительно в контексте национальных и региональных особенностей, а также сложившихся исторических и культурных условий. А избирательная экономическая помощь западных стран и международных организаций, поставленная в зависимость от необходимости соблюдения прав человека, нарушает право на развитие суверенного государства.
ОБСЕ и урегулирование конфликтов
Хочется отметить, что принципы невмешательства во внутренние дела, уважение суверенитета и политической независимости государств, неприменение силы для решения проблем были заложены в основу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинкском заключительном акте 40 лет назад. Однако в Белграде, были впервые нарушены основополагающие принципы ОБСЕ, когда страны НАТО приступили к бомбардировкам Социалистической Федеративной Республики Югославия. Впервые страны – члены ОБСЕ бомбили без каких-либо на то правовых оснований страну – участницу той же самой организации.
Если сегодня отыскать в Белграде и Приштине всех имеющихся там аналитиков и политологов, собрать их под эгидой ОБСЕ и заставить их высказать свое откровенное мнение относительно пользы или вреда так называемых «полевых миссий» ОБСЕ в таком сложном с политической и этнической точек зрения регионе Европы, как Западные Балканы, то тогда велика вероятность, что все эти эксперты в один голос начнут высказывать терзающие их «смутные сомнения» относительно эффективности и пользы данного формата гуманитарного присутствия Запада в бывшей Югославии.
Вальтер Мюллер (Walter Müller), корреспондент швейцарского немецкоязычного радио «SRF» в юго-восточной Европе сомневается в степени эффективности усилий, прилагаемых ОБСЕ для умиротворения и стабилизации на территории региона Западных Балкан, а точнее, Сербии и Косово.
И это даже несмотря на то, что главной заявленной целью таких миссий всегда являются мир, стабильность и процветание. С другой стороны, если собрать все эти критические стрелы воедино и представить их на рассмотрение официальных представителей ОБСЕ, организации, членами которой являются 57 стран, или же неправительственных организаций, работающих, как тут принято говорить, «в поле», то их реакция будет несколько иной, что и неудивительно. Кто же прав?
А далее Ливан, Ирак, Сирия…..
Мне очень хочется отметить высказывание одного блогера на речь главы МИД России С. Лаврова об ОБСЕ: «Это он сильно шакалам высказал, главное помнить, что все эти организации на самом деле шпионят за нами под предлогом благих деяний, в Донбассе и Чечне они себя тоже проявили».
После июньских событий 2010 г. на юге Кыргызстана администрацией Президента КР ставился вопрос по миссии полицейской консультативной группы ОБСЕ в стране. Однако у населения были опасения, что полицейские-консультанты могут занять позицию одной из сторон конфликта, предвзято подготовить итоговый отчет по своей миссии. Народ почувствовал не целесообразность присутствия данной группы в стране.
Другим аспектом, беспокоящим представителей общественности и гражданского сектора Кыргызстана, является развернутая проектная деятельность ОБСЕ на юге страны. Одним из таких «великих начинаний» ОБСЕ является проект «Инициатива общественной безопасности (ИОБ)», реализуемый в регионах Кыргызстана (преимущественно на юге республики), в рамках которого в Ошской, Джалал-Абатской, Баткенской и Чуйской областях пребывают 25 иностранных экспертов из числа бывших офицеров полицейских и спецслужб (действительно ли бывших это отдельный вопрос). Возглавляет группу полицейских ОБСЕ на юге республики гражданин США Фрэнк Роу, прежде являвшийся сотрудником ФБР. Кому, как не американцу спасать Кыргызстан от зла. Как официально заявляет ОБСЕ, проект ИОБ нацелен на защиту прав национальных меньшинств и продвижение принципов многонациональной милиции, после трагических событий 2010 года.
ОБСЕ и СМИ
«В ОБСЕ есть такой институт, как специальный представитель по свободе СМИ, – отметил глава МИД России С. Лавров. – Он явно работает неадекватно тем требованиям, которые выдвигает жизнь, и одним из наших главных приоритетов на предстоящих министерских заседаниях будет принятие решений, которые потребуют от всех институтов ОБСЕ, прежде всего от упомянутого мной института, обеспечивать свободу средств массовой информации без двойных стандартов, без каких-либо изъятий». Кроме того, по итогам встречи с действующим председателем ОБСЕ Ивицей Дачичем он раскритиковал работу представителя ОБСЕ по свободе СМИ и напомнил про бомбардировки Югославии.
С. Лавров также отметил: «Мы наблюдаем слишком много примеров, когда информация искажается, извращается, когда в эфир и на страницы газет, порталы выбрасываются откровенная ложь и подтасовки. Множество примеров, когда в отношении журналистов применяется запрет на профессию, когда журналистов не допускают к работе в той или иной стране только потому, что они представляют определенные государства или определенные, конкретные средства массовой информации».
Так в Рачаке 15 января 1999 г. погибло немало солдат югославской армии. Собственно говоря, об этом было известно и раньше. Журналисты одной из французских телекомпаний были в тот день в деревне Рачак. Ссылаясь на увиденное ими и свидетельства рядовых сотрудников миссии ОБСЕ, они сообщили, что вокруг села шел тяжелый бой с применением тяжелых пулеметов. Но не было, ни какой «бойни». Таких столкновений в те дни в Косове было предостаточно, ибо югославская армия и полиция всерьез занялись ликвидацией банд террористов. Но тут в дело вмешался, глава миссии ОБСЕ, американец Уильям Уокер – этот давний агент ЦРУ, замешанный в сотрудничестве с «эскадронами смерти» в Никарагуа, и начал навязывать мировому сообществу версию «расстрела мирного населения». Далее и прессе была навязана версия У.Уокера. После этого гуманная западная общественность радостно приветствовала ракетно-бомбовые удары по школам, больницам и детским домам Югославии. Наблюдатели ОБСЕ не приняли необходимых мер для объективного расследования инцидента». И поныне «трибунал» предъявляет фотографии из Рачака, сделанные миссией ОБСЕ, но отказывается использовать правдивые фотографии, сделанные финнами. Журналистское расследование Хелены Ранта – это сенсационное разоблачение лживости версии о «зверствах сербов», которое вполне сопоставимо по возможным последствиям с провалом американской версии о наличие у Ирака оружия массового поражения.
Например, ОБСЕ, наряду с другими международными и правозащитными организациями, продолжает всячески торпедировать через финансово зависимых активистов НПО и подвергать сомнению законность и справедливость судебного решения, отмечая, что действительной причиной осуждения правозащитника А.Аскарова является ряд его репортажей о коррупции во властных структурах Кыргызстана, чем вводят мировое сообщество в заблуждение.
Освобождение из под стражи А.Аскарова на текущий момент является одной из основных задач ОБСЕ в Кыргызстане. Известный правозащитник был приговорен судом к пожизненному заключению за организацию массовых беспорядков и убийство милиционера Мыктыбека Сулайманова в июне 2010 г. в Джалал-Абатской области.
Так кто-нибудь изучает и контролирует деятельность ОБСЕ?
CORE это единственный научно-исследовательский институт в мире, который изучает процессы в ОБСЕ и занимается анализом актуальных проблем и результатов миссий, причем нередко по заказу Министерства иностранных дел. Например, сотрудники CORE изучают мониторинговые миссии ОБСЕ, исследуют меры по укреплению демократии и мира, конфронтации государств в кризисных регионах или рассматривают институциональные процессы в ОБСЕ. CORE был основан в 2000 г., но с тех пор региональный акцент сместился.
По словам руководителя CORE с 2003 г. Вольфганга Целльнера раньше они больше занимались Юго-Восточной Европой, а сейчас все внимание сосредоточено на России, Украине и Центральной Азии. Центральную Азию часто недооценивают, а между тем это очень важный регион с точки зрения энергетической политики и политики безопасности, равно как и ключевое геополитическое звено между Европой, Россией и Китаем.
Центр ОБСЕ – необходимость или проблема?
На пленарном заседании СМИД ОБСЕ замминистра иностранных дел РК Алексей Волков, заявил о необходимости преобразования Центра ОБСЕ в Астане в Офис программ, а в случае отсутствия консенсуса по этому вопросу, эта ситуация может привести к прекращению его деятельности с 1 января 2015 года.
«Кардинальные изменения в политическом и социально-экономическом развитии Казахстана, завершение трансформационного периода и реализация новых планов по масштабной модернизации страны предполагают совершенствование нашего взаимодействия с полевым присутствием ОБСЕ в Казахстане. Имею в виду необходимость преобразования Центра ОБСЕ в Астане в Офис программ. Это позволит систематизировать работу Центра, наладить механизм по реализации конкретных, нужных Казахстану проектов», — прокомментировал ситуацию Алексей Волков.
23 июля 1998 г. Постоянный Совет ОБСЕ принял решение об открытии Центра ОБСЕ в г. Бишкеке, который начал свою работу с начала 1999 г. А вот уже 28 сентября 2016 г., министерство иностранных дел Кыргызстана сообщило Организации о намерении с 1 января 2017 г. преобразовать Центр ОБСЕ в Бишкеке в Программный офис ОБСЕ в Бишкеке.
Как показывает опыт Казахстана, где точно также был понижен статус центра ОБСЕ до программного офиса, — это не сулит для них ничего хорошего. В Астане теперь все мероприятия офиса ОБСЕ проводятся только по согласованию с казахстанским МИДом. А раньше сотрудники центра ОБСЕ просто ставили местный МИД в известность. Наверное, теперь и офис в Бишкеке не сможет пальцем шевельнуть без разрешения МИДа Кыргызстана.
Кроме того, сотрудники Центра готовят аналитические материалы для делегаций всех 57 стран-членов ОБСЕ в Вене, а программный офис аналитику не пишет, и его проекты, как правило, теперь проходят контроль и согласование с МИДом Казахстана и Кыргызстана.
В заключении
ОБСЕ было создано США и Западом. Взывать к совести запада бесполезно, поскольку запад исповедует иные ценности, в основу которых положен эгоизм. В оправдание эгоизма выстроена вся система законов, на этом построены все взаимоотношения. Они просто живут в ином мире, потому мы им не понятны, они не могут просчитать нас. Отсюда все их страхи.
И здесь мне вспоминаются слова давно забытой песни, но такой актуальной сегодня:
«Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!».
Валерий Синько
Центр Льва Гумилёва в Киргизии