Агульский район: миграция, быт и современные условия выживания малочисленного этноса на своей земле (часть II)

На данный момент трудно оценить возможности Агульского района: какое количество населения оптимально для района? Какие меры должно осуществлять государство для того чтобы сохранить сельскую жизнь в республике? Ведь город и городское население не самодостаточны. Город нуждается в селе и сельском производителе. Со вступлением России в ВТО в условиях нынешней государственной политики в отношении села, уровень зависимости страны от импорта сельхозпродукции может дойти до отметки, с которой начинается продовольственный кризис. Города и регионы будут защищены от этого только в условиях адекватной поддержки и стимулирования, мелких сельхоз производителей, сети которых должны разрастаться в каждом регионе. Иначе мы получим перенаселенные города, не способные урбанизировать огромные массы мигрантов из села, которые в результате этого маргинализируются, превращаясь в протестно настроенную социальную прослойку общества, критическая масса которой способна свергать политические режимы.

Механизмы социально-экономического развития Агула, разработанные в министерстве экономики Республики Дагестан, опираются на слишком оптимистичные стартовые условия района, которые видимо, имеют место лишь в официальных документах и отчетах различных госучреждений.

Так, стратегия социально-экономического развития территориальной зоны Республики Дагестан «Горный Дагестан», куда входит и Агул, определяет базовые приоритеты и направления развития данной территориальной зоны:

Торгово-транспортно-логистический комплекс – т.е. развитие автодорожной сети «Касумкент-Курах-Тпиг-Уркарах», «Тпиг-Вачи». Развитие автодорожной сети (с. Чираг, с. Амух, с. Буршаг, с. Бедюк, с. Фите). Строительство мостов (местность «Магу-дере»). Развитие транспортной сети района.

Промышленный комплекс — создание системы современного фармацевтического производства и разработки лекарственных средств. Строительство цеха первичной обработки, прядения шерсти и производству шерстяных изделий. Строительство предприятия по переработке шерсти и кожевенного сырья.

Агропромышленный комплекс — строительство и реконструкция животноводческих комплексов. Создание и расширение сети специализированных племенных хозяйств по направлениям. Закладка новых площадей виноградников. Создание цеха по переработке мяса (колбасный цех). Создание мини-цехов по первичной переработке мясной продукции (скотобойня, холодильник) в крупных населенных пунктах в сельской местности. Создание мини-заводов, предусматривающих переработку молока, хранение и реализацию молочной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Создание цеха по производству сыра (с. Тпиг, с. Чираг). Организация розлива горной питьевой воды. Организация производства кондитерских изделий (печенье, вафли).

Строительный комплекс — строительство жилья для специалистов (с. Тпиг). Строительство, реконструкция и модернизация сетей и объектов коммунальной инфраструктуры. Строительство (реконструкция) и модернизация сетей и объектов водоснабжения. Строительство (реконструкция) и модернизация сетей и объектов водоотведения. Строительство (реконструкция) и модернизация сетей и объектов газоснабжения. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде и системах коммунальной инфраструктуры.

Топливно-энергетический комплекс — строительство (реконструкция) и модернизация сетей и объектов электро- и теплоснабжения. Строительство двух МГЭС (между с. Чираг – с. Рыча – с. Тпиг).

Социально-инновационный комплекс — строительство, реконструкция и модернизация объектов здравоохранения (с. Рича, с. Буршаг, с. Хутхул, с. Буркихан). Строительство, реконструкция и модернизация объектов образования (с. Тпиг, с. Рича). Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта. Строительство Дворца спорта (с. Тпиг). Реконструкция объектов культурного наследия. Строительство Дома культуры (с. Тпиг).

Туристско-рекреационный комплекс — создание Тпигской архитектурно-ландшафтной туристкой зоны-заповедника. Строительство туристических кемпингов в направлениях «Тпиг-Чираг», «Тпиг-Буршаг». Организация разработки и освоение лечебной воды (с. Тпиг). Строительство и реконструкция туристических объектов (9).

Как видно из текста Стратегии, она весьма оптимистична и неправдоподобна. О реконструкции и модернизации, каких сетей газоснабжения, водоотведения и коммунальной инфраструктуры может идти речь, если там вообще-то нечего реконструировать и модернизировать? Этих сетей в природе не существует. О закладке, каких площадей виноградников может идти речь, если в Агуле виноград не растет? Большинство мер в рамках стратегии имеют формулировку «строительство…», и все это запланировано сделать до 2025 года. С учетом нынешнего социально-экономического состояния и всей социальной инфраструктуры Агульского района в целом, для реализации Стратегии потребуются миллиарды рублей. К тому же эта Стратегия не увязывается с нынешней политикой государства в отношении района, где с каждым годом все меньше бюджетных рабочих мест.

Измерить уровень финансового благосостояния сельского населения в условиях необъективных официальных статистических данных очень трудно. Не способствуют этому и прямые социологические опросы конкретных людей, так как финансовый вопрос – вопрос довольно личный, и оценивать его могут совершенно по-разному. Например, респондент, отвечающий на вопрос: «как Вы оцениваете свое финансовое состояние по пятибалльной шкале, где оценка «1» – не удовлетворительное, а «5» — отличное», может довольствоваться и тем, что имеет, или прописать, что доволен. А другой респондент с таким же финансовым положением, как и первый, укажет, что крайне не доволен своими финансами. И оба будут отвечать искренне. В связи с этими трудностями для объективного исследования вопроса благосостояния населения Агульского района, наиболее оптимальным из имеющихся социологических инструментов явился косвенный опрос на тему свадебных и похоронных обычаев. Дело в том, что в Агуле как и во всем Дагестане на свадьбы и похороны в сельской местности обычно приходят почти все жители села, (если оно не большое) чтобы выразить свое почтение, уважение и участие в жизни односельчан. Индикатор того, сколько денег принято в агульских селах дарить молодоженам на свадьбу, и сколько — принято делать саадака (пожертвования/помощь) на соболезнованиях, поможет представить конкретные суммы денег, которыми оперируют в сельском обществе и которые являются приемлемыми в условиях Агульского района в качестве публичного подарка. Ведь, на свадьбах, как правило, ведется учет (пофамильный список гостей) кто и сколько дарил. Этот список сохраняется хозяевами дома, где играли свадьбу, и на него ориентируются в будущем, когда наступает их черед поздравлять других.

Банкетных залов в районе нет, и свадьбы принято играть во дворах. В районном центре принято официально приглашать на свадьбы, а в других селениях официально никого не приглашают, за исключением приезжих гостей, и на свадьбу приходит почти все село. В среднем по району — 150-200 хозяйств. Расценки подарков молодоженам в конвертах в разных селах варьируются от 500 – до 2000 рублей. Родственникам, в зависимости от степени родства стараются дарить больше – от 3000 рублей и выше.

Свадьбы в целом, обходятся каждой стороне (и жениха и невесты), в среднем, в 300-500 тыс. рублей. Принято, что сторона жениха должна подарить невесте хорошую шубу (около 100 тыс. руб.), а также золотых украшений на 80-100 тыс. рублей. Сторона невесты, в свою очередь, должна обставить мебелью квартиру (если они собираются жить в городе) или дом молодоженов — спальная и кухонная гарнитуры. На свадьбы нанимают музыкантов и певцов/певиц; накрывают стол на 300-500 гостей. Как правило, гостей приглашают к обеду, а сама свадьба длится до полуночи, хотя взрослые расходятся ближе к 22 часам (в летнее время) (10).

Что касается похоронных обычаев, то на 3-й день принято делать саадака (в среднем 200-400 руб.) и выразить соболезнование тоже приходят все жители селения и родственники, друзья, коллеги из других сел.

Таким образом, сопоставляя среднемесячный доход сельской семьи с «обязательными» с точки зрения обычаев расходами мы увидим, что в Агуле, как и во всем Дагестане преобладает «престижное» потребление. Под этим феноменом подразумевается использование потребления для доказательства обладания богатством и как средство поддержания репутации в обществе. В народе этот феномен оправдывается словами: «чтобы не быть хуже людей», что на самом деле оборачивается в потребление с целью вызвать чувство зависти. Данный вид потребления также очень негативно сказывается на экономике района: ведь эти средства (значительные по местным меркам) затрачиваемые на демонстрацию достатка (игра пышных свадеб, дорогие, но неликвидные подарки), могли бы быть использованы в целях развития малого предпринимательства или личного благоустройства молодых семей.

Политическая жизнь в районе тихая и не заметная. Действующий глава района — Исмаилов Ю.Г. возглавляет его с 2001 года. Активной политической борьбы или серьезных акций протеста в районе не наблюдается с давних времен. Хотя среди опрошенных местных жителей на политическую тематику было много недовольных властью (местной, республиканской и федеральной), но они так и не смогли озвучить конкретные претензии к власти (в том числе и к районной администрации). Скорее всего, жители района осознают социально обусловленную неизбежность депрессивности района и что местная власть вряд ли способна самостоятельно выправить социально-экономическую ситуацию.

Полевое исследование и социальный опрос местного населения позволили ознакомиться с общественной (социальной) жизнью в одном из уголков южного Дагестана, которая, будучи в недалеком прошлом весьма насыщенной и разнообразной сегодня, на наш взгляд, свелась к минимуму. Сейчас общественная жизнь в Агуле это свадьбы и похороны, а также жеребьевки на распределение сенокосных участков и по другим жизненно необходимым вопросам. Результаты исследования доказывают, что влияние социально-экономической ситуации на демографические и миграционные проблемы Агула дополняется и обратным влиянием: власти, очевидно, не видят целесообразности в прокладке газопроводов к труднодоступным горным селениям Агульского района ради обеспечения природным газом 7-9 тыс. человек, которых с каждым годом, скорее всего, будет все меньше и меньше. Неудивительно в этих условиях и то, что федеральные госучреждения переводятся в другие районы. Придет ли сюда инвестор поднимать животноводческий потенциал района сказать трудно, но очевидно, что сегодняшние условия для этого не благоприятствуют. Слишком велик разрыв между реальным состоянием социальной инфраструктуры района с ожидаемыми результатами по Стратегии развития территории до 2025 года. Таков современный быт малочисленного агульского этноса на своей земле — в горах южного Дагестана – местах живописных и суровых.

Асланбек АДИЕВ — научный сотрудник РЦЭИ ДНЦ РАН, «Кавказовед«

Примечания

(9) Стратегия социально-экономического развития территориальной зоны Республики Дагестан «Горный Дагестан» до 2025 года. – Министерство экономики Республики Дагестан // http://www.minec-rd.ru/data/cont/1304499593/1346140110/1346391131.pdf
(10) Из материалов полевого исследования. – Агульсий район, с. Буркихан и с. Тпиг. – 8 агв. 2012г., с. Рича. – 9 авг. 2012г.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>