Да, скифы – мы! Да — азиаты мы, —
С раскосыми и жадными очами!
А.Блок
В эти дни в Иркутске полным ходом идут репетиции спектакля «Невский в Срединном мире» в постановке якутян — режиссера Андрея Борисова, художника Михаила Егорова. Премьера пройдет в день независимости России 12 июня, в рамках этнокультурного фестиваля «Ердынские игры». Постановка как нельзя своевременна и актуальна, когда мир растерзан религиозной рознью, военными конфликтами между Востоком и Западом. В непростое наше время Россия находится перед выбором Восток или Запад, XIII век Руси удивительным образом перекликается с сегодняшним днем, с разницей лишь, что вместо США и агонирующей Европы выступает Тевтонский орден и Папский Ватикан. Две фигуры в спектакле – два великих русских князя — Александр Невский и Даниил Галицкий, олицетворяющие собой два пути для Руси, оба потомки Мономаха, по-своему видевшие ее будущее… Невский выбрал – Восток, Галицкий – Запад и является теперь для украинских сепаратистов своего рода прародителем «украинской государственности». Но сегодня, когда так называемая братская Украина представляет собой все попытки забыть уроки истории и пренебречь опытом предшествующих поколений, из-за всех сил пытаясь стать сырьевым придатком Европы, становясь новой Хазарией, Путин, Россия сумели бросить вызов американской гегемонии и однополярной глобализации.
Как и всякая великая историческая личность, Александр Невский подвергается спорной трактовке. Стоял ли перед ним когда-либо выбор: Запад или Восток? Герой ли он или великий прагматик, действующий по обстановке? Была ли собственно Русь под монголо-татарским игом? Было ли это противостояние жестоких завоевателей и их несчастных жертв? Мучительный духовный путь Александра, принятие схимы, Покаяние — попытка искупить грехи перед Русью, жертвенен ли он? На все эти вопросы спектакль постарается дать ответ. Отношение между Ордой и Русью Л.Н.Гумилев обозначает словом «симбиоз». Существовала некая комплиментарность с обеих сторон, т.е. сочетаемость, способность к симбиозу на культурно-этническом уровне. Ханы и русские князья становились побратимами, родичами, ходили в совместные военные походы, дружили в общем. Этот симбиоз привел к такому переплетению «братьев» по оружию, что трудно понять, где кончаются русские и начинаются татары: поскреби любого русского, ты найдешь татарина…
И не удивительно, что Александр Невский выбирает Орду. По некоторым источникам, он будучи отроком воспитывался в Орде, где изучил досконально устои и обычаи. Перенять все лучшее от империи, увидеть на чем стоит империя – великий опыт для выживания. Александр получается взращенным идеей евразийства. Он заключил мир с более сильным, но веротерпимым соседом, защитив православие от католической экспансии. По Гумилеву Невский «подлинный архитектор русско-ордынского альянса». Александр канонизирован русской православной церковью, он не поступился верой, при нем Русь упрочилась в православии, подготовив почву для возрастания и укрепления православной России. Не отсюда ли всемирная отзывчивость русского народа, его умение понимать и принимать другие народы?
Тема евразийства и веры была затронута Андреем Борисовым и в фильме «Тайна Чингисхана» (2009). Личность Чингисхана, завоевателя мира, такая неудобная для России, показана здесь, как поборника единства и веры нации. Тенгрианство древняя религия тюрков и монголов, Тэнгри – Небо – культ Неба-отца, Земли-матери, персонификация Солнца. Древнее всех мировых религий тенгрианство послужило предтечей их. Атрибуты его, начиная с равноконечного креста перешли в христианство. Во времена Чингисхана тенгрианство эволюционировало в монотеизм. И Чингис создает империю твердой рукой, противостоящую всем извне вторжениям, понимая, что его миссия от Тэнгри, выступает объединяющей силой. Конфедерация племен, с единым для всех сводом законов, превратилась в могущественную империю, благодаря политике мудрого, проницательного Чингисхана. Мировоззрение монгольского народа основанное на постулатах тенгрианства помогло создать единое, цельное государство. Но ставшая одним из главных постулатов – веротерпимость впоследствии сыграла отрицательную роль, уничтожив былое могущество.
Поистине вера является одной из основополагающих, наравне с языком, генетической кодировкой народа, его спасительной опорой. Тенгрианство также является исконной религией народа Саха. Саха испокон веков поклонялись Тан,ара – Тэнгри. Архиепископ Иннокентий Вениаминов в XIX веке принял самый верный путь, он сопоставив Тэнгри и Христа нашел множество параллелей. Тенгрианство по сути своей имеет веротерпимую природу: «почитая соседей, мы почитаем бога», один из его главных постулатов, и христианство более-менее безболезненно утвердилось в Якутии. Иннокентием Вениаминовым переведена Библия на якутский язык, проведена первая служба на якутском, Бог заговорил на родном для местного населения языке… Святитель Иннокентий, как миссионер, исследователь, просветитель очень почитаем у якутского народа. Существуют различные точки зрения о происхождение нашего народа. Среди которых весьма занимательная гипотеза принадлежит В.В.Фефеловой, профессору РАН. Она на генно-молекулярном уровне доказала принадлежность якутского этноса индоевропейским племенам древних саков, впоследствии смешавшихся с тюркскими племенами. Самоназвание «саки» до сих пор явилось не утраченным, лишь трансформировавшись в «саха». И удивительно сколько идентичных якутских слов можно найти на древнем санскрите! Сколь живучими мы оказались, с населявшими землю скифами, ариями, задолго до гуннов, тюрков и монголов. Тут хороши бы споры о производном первенстве, но оставим их для знатоков.
Мы жили во времена, когда любое проявление уважения к истокам своего народа, традиционной культуре и языку воспринимались как национализм. Было житие в маргинальной среде без этнической самоидентификации. Но протопамять народа, как ген сильнейшая штука. Нам повезло с духовными лидерами, народ саха имеет гениев мирового уровня – Кулаковский, Ойунский, Ксенофонтов… Они как драгоценные осколки, отголоски того исконного великого потенциала, пассионарности — культурно-энергетический заряд, не дающий исчезнуть малочисленному народу в суровых социальных и природных условиях. Мы — «люди длинной воли», дети Солнца, дети Вечного Неба.
Предстоящая постановка Андрея Борисова затрагивает тему покаяния. Воину ведь всегда есть оправдание, но будет ли он прощен?.. Даже разбойник, который покаялся на кресте с Христом, стал святым. Действительно, посмертная биография благоверного князя Александра Невского чудесна, он свят. В спектакле восторжествует понятие и приятия судьбы, предначертанности, веры, как основополагающей матрицы для Срединного мира. И конечно евразийская идея, тезис которой по Л.Н.Гумилеву: «надо искать не врагов, их итак много, а друзей – это главная ценность в жизни. Восток может стать другом, а англичане, немцы и т.д., я убежден могут быть только хитрыми эксплуататорами». Сегодня Россия, благодаря сильной позиции и выдержке В.В.Путина, сумеет стать и станет тем самым стыком, соединением двух потоков – Запада и Востока и «подчиняясь законам небесной механики, станет третьим потоком, со своей новой природой, ценностями, со своим новым будущим», отдельной цивилизацией, с которой придется считаться всем несогласным. И двуглавый орел наш не мутант вовсе, но сильная, гордая птица верным оком смотрящая на Восток и Запад.
Мария Докторова