Обряд стрельбы на кавказской свадьбе считался «оберегом от сглаза», однако древняя традиция давно превратилась в элемент веселья и куража, констатировали опрошенные «Кавказским узлом» эксперты по Кавказу. Обычай салютования встречается не только на свадьбах, но если в Чечне и Дагестане это воспринимается спокойно, то аналогичные попытки в других регионах часто приводят к конфликтам.
Как писал «Кавказский узел», 6 августа суд постановил поместить под стражу мужчину, стрелявшего в воздух на свадьбе в одном из банкетных залов Кизилюрта. Он подозревается в незаконном обороте оружия и хулиганстве.
Первые данные о применении огнестрельного оружия на различных мероприятиях на Кавказе относятся к XVI веку, когда сюда из Европы прибыло первое огнестрельное оружие — пушки, рассказал «Кавказскому узлу» российский этнолог и историк, член-корреспондент РАН Сергей Арутюнов. Традиция палить из орудий, то есть салютовать, перекочевала от англичан, часто использовавших бомбарды на Тауэре для разных праздников и сбора горожан. На Кавказе пушек было немного, так же как и пороха и ядер, поэтому из орудий палили только по особым случаям, уточнил Арутюнов.
В XIX веке в связи с распространением стрелкового оружия в России разные его виды попали на Кавказ. Удешевление стрелкового оружия привело к его распространению, и в начале XX века им пользовались многие горцы, сказал Арутюнов. Именно тогда салютование с помощью выстрелов из оружия в воздух или по неживым целям вошло в обычай кавказцев.
«Стоит отметить, что салютовали не только на свадьбах, а также на похоронах, если хоронили военного или полицейского, или после обильного застолья. Существует обряд стрельбы при разводе: муж выходит во двор, кричит:»Талак! Талак! Талак!» («развод» в переводе с арабского, — прим. «Кавказского узла») и стреляет в воздух, тем самым знаменуя развод. Сейчас на Кавказе разводы редки, поэтому об этом обычае не слышно», — сказал Арутюнов.
Сам Арутюнов, который родом из села, расположенного в восточной Грузии, был частым свидетелем применения оружия в качестве салютования. Наиболее запоминающимся он назвал случай во время конференции в Грозном в 1992 году, когда Чечню возглавлял Джохар Дудаев.
«Чеченская война еще не началась, но было видно, что в Грозном много вооруженных людей. Я приехал в гости в столицу Чечни к ученому, лингвисту, дважды доктору наук — исторических и лингвистических — Ибрагиму Алироеву. Мы плотно поели, выпили и вышли на улицу, чтобы он проводил меня до гостиницы. Тишину теплой октябрьской ночи нарушил Ибрагим словами: «Я должен как-то отметить встречу», затем достал ТТ и выпустил всю обойму в большой тополь. Так он отсалютовал мне», — рассказал Арутюнов.
По его словам, по ночам стрельба была слышна постоянно. «Но это была стрельба такого же порядка: не враждебные перестрелки, а кто-то пировал», — прокомментировал Арутюнов.
За свою жизнь Арутюнов ни разу не видел, чтобы во время салютования кто-то был ранен или убит, однако будучи подростком слышал историю, что в 1920 году некий гость на свадьбе был смертельно ранен пулей в голову на излете. «То есть кто-то выстрелил в воздух, пуля улетела, а потом вернулась на землю. Прямо в голову», — сказал он.
Сергей Арутюнов не считает традицию опасной, если оружие применяется аккуратно и выстрелы никому не мешают. Так, в дагестанских горных селах ни один праздник не проходит без салютования, отметил он. Если же говорить о населенных пунктах с большей концентрацией жителей, то «тут все сильно зависит от местной власти: если стрельба не ведется на центральной улице, то, как правило, полиция не вмешивается», сказал эксперт.
В относительно крупных кавказских городах, таких как Махачкала или Грозный, салютование — редкий случай, заверил Арутюнов. «Это объясняется тем, что в основном в городе живут люди образованные, которые отошли от традиций», — прокомментировал Арутюнов.
Еще реже стрельба наблюдается в городах, расположенных не на Кавказе, однако вызывает страх у местных жителей, продолжил Арутюнов. Тем не менее, салютование является куда менее опасным, чем, «к примеру, применение фейерверков на Новый год», настаивает Арутюнов.
В последние годы стрелять на свадьбах в Дагестане стали реже, эта практика может совсем исчезнуть из городов республики, считают опрошенные «Кавказским узлом» главреды местных СМИ. Жители региона защищают этот обычай в соцсетях, отказываясь признать его диким.
В свою очередь старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов сообщил «Кавказскому узлу», что обряд стрельбы на кавказской свадьбе считается оберегом от сглаза: согласно поверию, громкие выстрелы распугивают злых духов и обеспечивают безопасность пары в будущем. Это объясняет, почему стрельба ведется из кортежей — стрелять в ЗАГСе или ресторане никто не позволит, заметил он.
Ярлыкапов считает, что часть кавказской молодежи стреляет совсем не из-за обряда, а для куража. «Конечно, многие кавказцы уже забыли истинный смысл стрельбы и стреляют, потому что весело», — сказал эксперт.
На Кавказе обычай применяется до сих пор, однако где чаще — в городах или селах, Ярлыкапов сказать затруднился. При этом если в густонаселенном пункте чаще палят из травматического оружия, то в горах — из охотничьего, отметил он.
О смертельных случаях на свадьбах Ярлыкапов не слышал, но вполне допускает, что таковые случаются. «К сожалению, трезвость не является нормой жизни на Кавказе. Так что бывает, что пьянеют и…» — сказал Ярлыкапов.
По его мнению, применять обычай в Москве не нужно. «Не все обычаи стоит привозить с собой. Это не тот случай», — сказал Ярлыкапов.
Стрельба на кавказских свадьбах не является историческим обычаем, хотя и достаточно распространена, отмечает ученый Института истории археологии и этнографии ДагНЦ РАН Магомедхан Магомедханов.
Старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Вадим Муханов также сообщил, что стрельба на свадьбах является древним обрядом по распугиванию злых сил, однако часто «он часто вызывает отторжение у части местного населения».
«К примеру, у жителей северо-западного Кавказа, где много этнических групп. Кто-то воспринимает обряд в штыки. Но хочется подчеркнуть, что традиция очень старая, и это не свадебный эксклюзив: так, на рубеже XIX и XX веков стрельбой приветствовали приезд важных персон, отмечали праздники», — рассказал «Кавказскому узлу» Муханов.
Тем не менее, в современном мире «традиция воспринимается как рудимент, марка, присущая Кавказу», и если стрельба ведется не на территории Кавказа, то вызывает недовольство, отметил эксперт.
«Несколько лет назад возник конфликт в Ставропольском крае, что привело к вмешательству правоохранительных органов. Около шести лет назад был скандал, когда стрельба велась в Москве. Конечно, о традиции уже давно забыли, и стрельба — это чистый эпатаж», — закончил Муханов.