Приглашаем Вас принять участие в новых научно-просветительских и литературно-музыкальных вечерах в Музее-квартире Л.Н. Гумилёва:
6 апреля 2018 г., пятница, 18:30 «»Серебряная грусть»: презентация сборника современной поэзии» (вечер проводит поэтесса Рената Платэ)
Литературный вечер посвящён презентации сборника современной поэзии. Прозвучат стихи Алексея Филимонова, Романа Бобина, Алины Митрофановой, Ренаты Платэ, Германа Титова, Дмитрия Шаталова. Эти стихи – разные по форме написания, образности и музыкальности, но все они наполнены особой лирической тональностью и вдохновлены творческим примером Николая Гумилёва и других великих русских поэтов.
Гости мероприятия смогут задать вопросы авторам сборника о тайнах стихосложения, узнать насколько традиции классической поэзии сейчас присутствуют в современных произведениях, действительно ли поэзия является путём постижения бездны или обретением Истины?
14 апреля 2018 г., суббота, 18:30 «Γνῶθι σεαυτόν» «Познать самого себя»: Путь Николая Гумилёва (Вечер проводят Алексей Бондарев и Елена Раскина)
Большинство современников Н.С. Гумилёва и исследователей его творчества видели лишь внешнюю сторону его исканий – неоромантизм, увлечение яркими средневековыми образами рыцарей и конквистадоров, тягу к восточной экзотике и т.д. Некоторые даже связывали это с отсутствием у Гумилёва художественной фантазии, непониманием подлинной красоты родной страны и даже недостатком поэтического вдохновения. Но так ли это? На чём вообще основано такое представление о творчестве Гумилёва и насколько оно справедливо?
С чем связан этот углублённый интерес Н.С. Гумилёва к культуре «экзотических» народов, постижению их духовных глубин, эстетики и самобытного колорита? Откуда это его увлечение «экзотической инаковостью»? Может быть, это было не более чем модным поветрием, «экстравагантной позой» поэта-декадента? Или же проистекало из каких-то внутренних духовных поисков? А, может быть, это было своеобразным проявлением «всемирной отзывчивости русской души»? Для чего и зачем Гумилёв осваивал новые для русской поэзии этнокультурные пространства и исторические эпохи? Что кроется за этим неутолимым гумилёвским стремлением к постижению сокровенной мудрости древних народов? К каким историософским выводам приходит этот поэт-мыслитель, сопоставляя современную ему эпоху и родную культуру с другими историческими эпохами и иными культурными мирами? Как связан гумилёвский «экзотизм» и «ориентализм» с исследованием «генеалогии русского духа»? Каким образом «родное» в сакральной географии Гумилёва постигается через «вселенское»?
15 апреля 2018 г., воскресенье, 18:30 «Встречи в «Бродячей собаке»». Спектакль-фантазия на тему «Серебряного века» (авторы пьесы Е.Ю. Раскина и М.В. Кожемякин, режиссер Артем Кочетов)
Действие спектакля происходит 31 декабря 2013 года, в знаменитом петербургском артистическом кафе «Бродячая собака». Поэты и актеры встречают новый, 1914-й год, уповая, что он станет годом Искусства и Красоты. Но на пороге иные, трагические события, которые предсказывает собравшимся внезапно появившийся в кабаре Вестник Судьбы…
Пьеса не является в полной мере документальной, скорее – это поэтическая фантазия на тему Серебряного века, где фантастическое смешано с реальным, историческим.
Исполнители: Артем Кочетов и студенты Московского Института театрального искусства (Эмиль Рафекович, Екатерина Лексутова, Мария Кузьмина, Нина Бисерова и др.), курсы Народных артистов Российской Федерации Е.Ю. Стеблова и В.А. Афанасьева.
21 апреля 2018 г., суббота, 16.00 «Homo Legens» – «Человек Читающий». Читаем стихи Николая Гумилёва и Льва Гумилёва (Встречу проводит Дмитрий Прытков, куратор проекта «Открытая ЧИТКА – юность»)
Юные участники проекта «Открытая ЧИТКА – юность» узнают о жизни и творчестве Льва Николаевича Гумилёва и его отца Николая Гумилёва, смогут сами прочесть их стихи и в полной мере ощутить уютную атмосферу аутентичного музейного пространства Мемориальной квартиры выдающегося отечественного учёного и мыслителя.
«Открытая ЧИТКА» – это не просто возможность особенным образом поделиться своими мыслями с окружающими, но и шанс найти друзей с общими интересами. ЧИТКА – это способ литературной коммуникации – выход в оффлайн, возвращение к традиции чтения вслух перед аудиторией, традиции, которая в нашем городе вновь становится востребованной. Приглашаем Вас принять участие в нашем всем открытом литературном проекте, где чтение вслух – есть способ общения и творческого самовыражения отрока, тинэйджера, школьника – «Человека Читающего»!
21 апреля 2018 г., суббота, 18:30«К СИНЕЙ ЗВЕЗДЕ». Николай Гумилёв и Елена Дюбуше» (вечер проводит Наталия Яковлева)
Я вырван был из жизни тесной,
Из жизни скудной и простой,
Твоей мучительной, чудесной,
Неотвратимой красотой.
Н. Гумилёв. «Синяя звезда», 1917 г.
Весной 1917 года в Париже Николай Гумилёв встретил Елену Дюбуше, девушку редкой красоты и необыкновенного обаяния. Позже Гумилёв признался: «Без влюбленности у меня никогда не обходится. А тут я даже сильно влюбился. И писал ей стихи…». Безнадежная любовь к этой прекрасной Елене, охватившая его в такой неподходящий для любви военный 1917 год, вызвала к жизни удивительные, трогательные, пронзительные стихи:
Страсть пропела песней лебединой,
Никогда ей не запеть опять,
Так же как и женщине с мужчиной
Никогда друг друга не понять.
По словам Сергея Маковского, «любовная неудача больно ущемила его самолюбие, но, как поэт, он не мог не воспользоваться горьким опытом, дабы… выразить… не только свое горе, но горе всех, любивших неразделенной любовью». Любовь Гумилева была «вовсе платонической», безответной и глубоко несчастной. Поэтому одной из основных особенностей стихотворений парижского периода в творчестве Гумилёва становится тема неразделенной любви к юной лирической героине, которая отождествляется с прекрасной и недосягаемой Синей звездой. Именно ей, Елене Дюбуше, «девушке с газельими глазами», поэт посвятил свой лучший сборник любовной лирики «К Синей звезде». Как Гумилёв и предсказывал, альбом с его стихами «дивным покровительством Венеры» избежал уничтожения и был издан в Берлине в 1923 году.
Как возникло название этого поэтического сборника? Что нам известно о Елене Дюбуше и как сложилась её судьба? Как складывались её отношения с влюблённым поэтом? Почему она отказала ему, не знавшему поражений герою-конквистадору?
28 апреля 2018 г., суббота, 18:30 «Тайна рождения народов: гипотезы пассионарных толчков» (вечер проводят Алексей Бондарев и Нина Беломестнова (Доливо-Добровольская)
Почему одни народы исчезают, а другие появляются? Как происходит процесс этнообразования и что является его движущей силой? Каковы начальные условия для появления новых этносов? Какие факторы благоприятствуют, а какие препятствуют возникновению этносов? На основе каких признаков можно фиксировать возникновение новых этнических систем? Что такое пассионарный толчок и как он проявляется в жизни людей? Какие на настоящий момент существуют гипотезы, объясняющие рождение новых этносов?
На вечере будет предложено обсудить гипотезу происхождения пассионарных толчков, выдвинутую А.В. Доливо-Добровольским. По мнению этого исследователя, первичные толчки пассионарности не связаны с какими-то мистическими явлениями, не возникают от гипотетических «ударов» космических лучей, а возникают под влиянием периодически возникающих вариаций физических полей в крупных тектонических зонах.
Будем рады видеть Вас в Музее Л.Н. Гумилёва!
Будем также признательны, если Вы поможете поделиться данной информацией и разместите ее любым доступным Вам способом для всех интересующихся!
С самыми добрыми пожеланиями,
сотрудники Музея-квартиры Л.Н. Гумилёва
(филиал Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме)
Контакты:
(812) 571 09 52
Gumilev_LN@mail.ru
Адрес музея: Коломенская ул. 1/15, кв. 4. Музей открыт с 11.00 до 18.00.
Касса закрывается на час раньше. Выходной день — понедельник.
Телефоны: (812) 571 09 52; 272-22-11, 579-72-39.
www.akhmatova.spb.ru , www.gumilev-museum.ru ,
страница фэйсбук https://www.facebook.com/groups/1589300848050763/ ,
страница вконтакте vk.com/lngumilevmuseum