Как пояснил член Совета национальностей Архангельска и Архангельской области, член Национального культурного центра «Поморское Возрождение» Анатолий БЕДНОВ, истинные поморы, не принявшие в 18-м веке петровскую календарную реформу, по-прежнему отмечают Поморский Новый год (светский поморский праздник, приуроченный к церковному Новолетию 14 сентября) не в январе, а осенью, в сентябре.
Рождественские дни – не время для пьянства и чревоугодия
По его словам, сентябрьский (допетровский) Новый год – Новолетие — это праздник, который несправедливо забыт россиянами, но ежегодно празднуется поморами, и не случайно в последние 11 лет он отмечается под именем «Поморский Новый год». Петр I своим указом в 1700 году повелел перенести новый год с 1 сентября (14 по новому стилю) — на европейское 1 января, то есть на время православного Рождественского поста. Если бы дело ограничилось простым переносом даты Нового года – то и Бог бы с ним. Но в этот день миллионы православных россиян ввергаются во грех пьянства и чревоугодничества, грубо нарушая Рождественский пост, оскорбляя основы своей веры. В отличие от остальных россиян, вольнолюбивые поморы, большинство из которых придерживались старых древлеправославных обрядов, такую реформу Петра I не приняли. Январский Новый год поморы отмечают, как календарную дату официального летоисчисления, но настоящим праздником Нового года его не считают. Истинный поморский Новый год в Архангельске наступает в сентябре. В это время никакого поста и соответствующего запрета нет, когда можно пить хмельные напитки и есть любую пищу. Сентябрьский Новый год – это праздник урожая, когда поморы возвращались с промыслов с рыбой. Очень важное обстоятельство: в этот день 1 (14) сентября на протяжении столетий в Поморье начиналась Новогодняя сентябрьская Маргаритинская ярмарка. единственная в России морская ярмарка (даже в Питере не было ничего подобного). В деревнях люди родней на Новолетие собирались за столами, ездили в гости, варили пиво из зерна свежего урожая, пекли первый хлеб, ковриги из пророщенного сладкого зерна, которые сушили.
Во время новогодней Маргаритинской ярмарки поморы отмечали древний Городовой день Архангельска 19 сентября Михальшшина (в честь покровителя города Архангела Михаила), когда проходили пиры — братчины. Так что Новолетие — это праздник, а Новый год Петра Первого — введение народа во грех и искушение. Да и Дед Мороз со Снегурочкой — это неоязычество в чистом виде, придуманное богемой позапрошлого века. Вот почему 14 сентября Поморский Новый год – это праздник, который надо отмечать с размахом, когда можно и хмельное употреблять, и скоромные закуски, и веселиться до упаду. Так что Новый год надо праздновать бурным застольем в сентябре, когда праздник урожая, когда нет поста, и начинается осенняя новогодняя Маргаритинская ярмарка. А зимой надо просто и скромно встречать Новый год. До первой звезды нельзя! Тогда и праздничные сладкие козули покажутся слаще, и угощения и веселящие напитки можно себе позволить. Но это уже не Новый год, а Рождество — другой зимний праздник. А петровский, европейский новый год отмечать следует скромно, чтобы не оскорблять древлее православие и Древлеправославную Поморскую Церковь.
В самом деле: можно ли назвать достойными православными тех, кто сознательно каждый год нарушает православный Рождественский пост во время празднования Нового года? В данном случае европейская традиция разрушает нашу православную, русскую. У европейцев Рождество предшествует новогоднему празднику, и католики в это время не постятся. А православные встречают Новый год до православного Рождества, поэтому совершают большой грех, если встречают Новый год обильными закусками, алкоголем и буйным веселием.
Например, европейцы тоже отмечают Новый год, но в отличие от русских, делают это без особого шума, салютов, фейерверков и спиртного. У европейцев главный новогодний праздник – это не сам Новый год, а предстоящее ему католическое Рождество. Главное же действующее лицо у них – Санта Клаус (святой Николай, Николай Чудотворец в русской православной традиции, особо почитаемый русскими поморами как покровитель мореплавателей), а не языческий Дед Мороз (Корочун в древнеславянской мифологии). У современных русских же Рождество начинается не до, а после нового года, видимо, поэтому наш нетерпеливый народ предпочитает начинать бурно праздновать, не дожидаясь конца православного Рождественского поста.
Организация «Поморское возрождение» еще в начале 1990-х добивалось, чтобы архангельская церковь Николая Чудотворца (1904 г. постройки) была возвращена православной общине. В то время пограничники использовали ее под клуб, а потом, в период перестройки, сдали в аренду комсомольцам под кинозал, в котором в 1990-е крутили порнуху. «Поморское Возрождение» не только инициировало кампанию в СМИ, но и организовывало в храме субботники, очистив церковь от накопившегося мусора и разобрав клубную сцену.
Интересно, что разукрашенная елка была заимствована Петром I у немцев; до этого на Руси не вырубали в массовом порядке ели накануне Рождества, сберегая тем самым отечественные леса. Православные русские поклонялись не срубленному лесному дереву, а Честному Древу – Кресту, на котором был распят Спаситель.
Русскому народу необходим Русский Новый год, а не новодел!
Иллюстрация Вячеслава Ларионова
Анатолий, чего мелочитесь? Призовите уж все человечество! Поддержу, честное слово!))