Арт-пролетариат и Новые Скифы

Писатель Герман Садулаев рассуждает об обретении «Новыми скифами» своей социальной базы

1.

Философ Александр Секацкий несколько лет назад высказал предположение, что авангардом новой социальной революции станет «арт-пролетариат». В узком смысле к нему относятся маргинальные художники-авангардисты и прочие экспериментаторы от искусства, ведущие протестный образ жизни и занимающие где-нибудь в Голландии пустующие здания под сквоты. Но в широком смысле арт-пролетариатом являются миллионы людей только в одной нашей стране, России: это «фри-лансеры», поэты, писатели, художники, музыканты, люди любых творческих профессий и наклонностей, как правило, не имеющие постоянных трудовых контрактов, историки, философы, филологи, люди из науки и образования, не попавшие в соответствующий «истеблишмент», и многие, многие другие. Вспомнив своих друзей и знакомых, я понял, что едва ли не половина из них могут быть отнесены к арт-пролетариату.
Я много думал над ролью арт-пролетариата в будущей социальной революции и внутренне возражал Александру Секацкому. Ведь с одной стороны, арт-пролетариат не обладает классовым самосознанием. Рабочий класс в индустриальное время имел чувство локтя, собираясь в большие трудовые коллективы на заводах и фабриках. А нынешние пролетарии разобщены: пяток работает в кафе официантами, дюжина в бригаде отделочников клеит обои в новом доме, один идёт одиноко по улице в жёлтой или зелёной униформе курьера. Что касается арт-пролетариата, то там люди вообще сидят дома и работают «в компьютере», редко бывает, что собирается коллектив, например, театра. Ещё и самомнение у каждого, что он единственный на свете гений, а все остальные не достойны его общества. Как таким объединиться?

С другой стороны, весь этот арт-пролетариат является частью прекариата и Славой Жижек часто про прекариат говорит. Ещё и потому музыканты, писатели и прочие относимы к прекариату, что, не получая денег за своё любимое дело, они для поддержания жизни работают, но, как правило, не могут отдаться полностью «бизнесу» или «карьере», да и не ждёт их никто ни в бизнесе, ни в карьере, и занимаются как раз временной работой, каким-нибудь «фри-лансом», или сдельно, или стараются найти что-то похожее на своё увлечение, какой-нибудь дизайн или копирайтинг, или идут работать теми же официантами, курьерами, разнорабочими и так далее. И более-менее всё, правдивое для прекариата, и для арт-пролетариата также справедливо.
Вроде бы верно, но сейчас, внимательно наблюдая действительность, я пересматриваю свои возражения. Арт-пролетариат является наиболее рефлексирующей, наиболее сознательной частью общества, и от прочего прекариата он качественно отличен, и осознать себя как класс он способен. Но осознание не придёт само по себе, автоматически. Нужна работа коллектива, влияние организации. И время такой самоорганизации пришло.

2.

Так называемый «карантин» во время так называемой «эпидемии», вне зависимости от того, была ли угроза реальной или выдуманной, показал, что власти практически во всём мире готовы загнать население в «цифровой концлагерь». Причиной столь радикальных мер является не вирус, а экономический кризис.
Нас готовят к новой реальности, в которой труд теряет свою ценность. Особенно, как это ни парадоксально, труд интеллектуальный и творческий. Общество резко поляризовано. С одной стороны, сверхбогатые, которые пользуются привилегией на творческую, интеллектуальную, управленческую занятость. С другой стороны, сверхбедные, от которых требуется простой, монотонный, утомительный физический труд. В середине ещё вчера были массы образованных людей, трудившиеся учителями, журналистами, даже юристами и бухгалтерами, и так далее. Сегодня половина уже не имеет работы. Завтра лишатся работы почти все остальные. А это было именно то поле жизни, в котором существовал арт-пролетариат.
От автоматизации, компьютеризации и роботизации ожидали упразднения простых утомительных физических работ и освобождения человека для творчества. Получилось наоборот. Упразднили интеллектуальные специальности, а физический труд остался. Потому что робот вместо дворника или вместо сиделки – это очень дорого и невыгодно. А учителей уволить легко: достаточно перевести учеников на «дистанционное обучение» и один учитель будет по видеосвязи «вести урок» у десяти классов, а можно вообще запустить вместо учителя программу. Алгоритмы заменяют юристов, бухгалтеров, инженеров, проектировщиков, офисных клерков, а горячий асфальт перед асфальтоукладчиком лопатой выкладывает всё тот же живой человек, потому что он дешевле, чем робот.
Цифровизация делает ненужными все те занятия, которыми зарабатывал себе на жизнь арт-пролетариат, чтобы иметь возможность в свободное время заниматься творчеством. Рабочих мест не хватает даже тем, кто всю свою жизнь посвящал этим занятиям, и первыми закономерно лишаются мест арт-пролетарии, для которых это было в жизни подработкой. В высшие сферы никто никого не пустит. Остаётся спускаться вниз, к неквалифицированной физической работе. Но и там нас никто не ждёт: дворники и строительные рабочие все гастарбайтеры, места распределены в диаспорах, конкурс в курьеры как в дипломаты, кафе и рестораны закрылись и разорились, официанты не нужны.
Помимо понятных материальных проблем перед арт-пролетариатом встаёт проблема нравственная и психологическая: ощущение ненужности, невостребованности. Если учесть, что душевная структура у творческих людей, как правило, тонкая и слабо защищённая, то можно с сожалением предположить увеличение числа самоубийств, а также злоупотребление алкоголем, наркотиками, асоциальный образ жизни.

3.

Деньги придётся раздавать. Рано или поздно все государства будут приходить к этому выводу. Невозможно просто аккумулировать абсолютно все деньги на одном полюсе. Даже капитализму и даже самому бесчеловечному рынку нужен постоянный оборот денег, а для этого деньги должны быть у потребителей. Если у масс людей не будет совсем никаких денег, то они не смогут вообще ничего купить, даже продукцию самых разрекламированных и массовых брендов. Если не будет оборота денег, то государства не смогут собирать налоги, и как тогда жить государствам? Не будут же они отбирать деньги у сверхбогатых? Нет, не будут, им этого никто не позволит. Не для того сверхбогатые держат в своём услужении государственные аппараты, чтобы государства отбирали у них деньги!
Деньги раздавать будут. Даже в условиях кризиса. Потому что иначе из кризиса не выбраться. Кризис и случился из-за того, что все деньги скопились на одном полюсе, а в остальном мире пустота и нищета. Правительства только не могут пока решить как раздавать, под каким соусом, по какому принципу, кому раздавать? Всё чаще говорят о «базовом доходе», что каждому жителю страны надо просто давать деньги за то, что он есть.
В некоторых странах уже начинает реализовываться проект обеспечения арт-пролетариата. Каждый создающий музыку, или тексты, или картины, может получать какие-то пособия или гранты, чтобы продолжать заниматься своей деятельностью. Мы в России пока не можем даже логически понять, как это возможно. Но это не только возможно, а и необходимо.
У нас если ты член профессионального союза, то ты по этому поводу платишь взносы. Должно же быть наоборот: член профессионального союза, то есть, человек творчески компетентный, пусть даже и не востребованный рынком, должен получать базовый доход для занятий творчеством.

4.

Невостребованность творческого человека рынком есть следствие не скудости нашей земли на таланты, а глобализации и монополизации. Глобальная система всё творчество превращает в «шоу-бизнес». «Шоу-бизнес» работает по модели «звезда». Есть очень маленькое количество «звёзд» в любой области, на них концентрируется внимание зрителей, слушателей, читателей, с помощью «звёзд» монополии аккумулируют все прибыли, все доходы в сфере культуры, превращённой в «рынок», а остальные авторы остаются «невостребованными».
Такая невостребованность специально создана монополиями. Для решения этой проблемы необходимо разрушить монополизм. Нужно, чтобы большее количество авторов имело возможность творчества, доступ к аудитории, должны быть независимые лейблы, издательства, студии. Слепой рынок всё сводит к чистогану, поэтому только специальная политика в области культуры может обеспечить настоящую свободу творчества.
А для того, чтобы добиваться такой политики, арт-пролетариату нужна организация. Самоорганизация. Своя собственная организация.

5.

«Новые Скифы» — культурное, общественное и политическое движение, которое мы давно создаём и развиваем. В идеологии движения, помимо евразийства, всегда чётко слышались нотки борьбы за права арт-пролетариата. Совершенно не случайно все сторонники и друзья нашего движения являются творческими людьми. Но в какой-то момент наши усилия были неправильно поняты как опора на этничность. Мы не имеем никакого отношения к псевдо-историческим спорам о том, «кого считать истинными потомками скифов?». Для нас скифы – это Иванов-Разумник, Есенин, Блок, Белый и другие авторы сборника «Скифы». А мы – новые скифы: философы, антропологи, писатели, художники, музыканты и так далее вне рыночных и официозных рамок, против системы.
В геополитической ориентации мы евразийцы, по политическим убеждениям мы социалисты, но мы не хотим искать своё место в строгом ранжире между «левыми» и «правыми», мы не примыкаем ни к какой партии и сами не являемся партией электорального типа. Скорее, мы люди длинной воли. Поскольку «Новые Скифы» не являются политической партией, членство в движении совместимо с членством в любой политической партии, также, как и с беспартийностью. Конфессиональная принадлежность либо атеизм тоже не существенны. В национальной окраске мы движение интернационалистов.
Сейчас мы понимаем, что наша социальная база, наша настоящая опора – это класс или социальный слой названный здесь арт-пролетариатом. Мы готовы представлять его интересы и бороться за его права, для чего мы будем взаимодействовать и с политическими партиями, и с государственными органами, и с профессиональными союзами, и с учреждениями культуры, и с предприятиями и предпринимателями. Мы сами намерены создать организацию по типу сверх-профсоюза.

6.

«Новые скифы» обрели понимание своей социальной базы, класса, интересы которого мы естественнейшим образом представляем. Скифы понимают интересы Арт-пролетариата изнутри. И «Новые скифы» готовы их защищать и за них бороться.

Герман Садулаев
Лидер Движения «Новые скифы» в Санкт-Петербурге

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>