Интервью агентства Новости-Азербайджан с директором российского Центра Льва Гумилева Павлом Зарифуллиным:
— Сегодня идея Евразийства актуализирована на пространстве СНГ. Интересна история возникновения идеи Евразийства…
— В 1917-1918 гг. прошлого столетия существовало движение «Скифов», весьма интересное по своей сути. Его участники – известные российские поэты Александр Блок, Сергей Есенин считали, что судьба России в Азии. «Мы скифы – мы азиаты», — говорил Блок.
Несколько позже, в 20-е гг., в среде русской белой эмиграции возникло Евразийство.
Евразийцы Николай Трубецкой и Пётр Савицкий пришли к выводу, что на историю России нужно смотреть не с Запада, а с Востока – со стороны монголов и тюрок, Золотой Орды. Они считали, что тюрки-монголы дали русским больше, чем Византия, Европа. Все носители этой идеи были репрессированы советской властью. Лев Гумилев (примкнувший к евразийской школе) тоже сидел в тюрьмах.
Когда «выдохся» марксизм, и не прижился в наших странах западный либерализм, то им на смену постепенно приходит евразийская идеология. И здесь фигура Льва Николаевича Гумилева очень принципиальна. Он был «последним евразийцем» старой школы. И передал через свои труды эту великую идею миллионам последователей.
— Как идеи Евразийства могут быть востребованы в Азербайджане?
— Азербайджан находится на пересечении торговых путей Востока и Запада. Огромное влияние на формирование особой азербайджанской идентичности оказало Каспийское море, включив Азербайджан в «культурный круг» евразийской цивилизации. Народы Азербайджана сформировались после длительного процесса этногенеза различных этносов: кавказских, тюркских, персидских.
В Азербайджане всегда был высок интерес к евразийству. Статьи Гумилёва ещё в советские времена первыми публиковали бакинские издания. Особый интерес к этой теме проявился в начале 90-х гг., когда азербайджанцы активно искали свою идентичность, константы прошлого и будущего. Потом начался кризис, нагорно-карабахская война, и на время о евразийстве в Азербайджане забыли.
Сейчас идея Евразийства органично возвращается. И это не случайно. Тюрки пришли из внутренних просторов Евразии. Ментальная общность азербайджанцев сплетается с русскими, казахами, татарами – в общем, всеми народами, проживающими на пространстве бывшего СССР.
— Какую роль может играть Азербайджан в евразийской идеологии, политике?
— Очевидно, что Азербайджан не стремится идти по пути исламского государства. Здесь другая культура, другое восприятие мира. Например, в Азербайджане роль женщины в обществе всегда отличалась в сторону большей активности и свободы. Здесь светское общество, специфическая идентичность, своеобразная культура.
Идея Евразийства (и её практическая реализация), в принципе, выгодна и народу Азербайджана, и государству. А если в перспективе Азербайджан сочтет целесообразным и проявит намерение вступить в Таможенный Союз, то страна откроется более широкому геоэкономическому пространству, так как откроются границы.
Общее евразийское пространство обезопасит проживание и деятельность на территории России выходцев из Азербайджана и других стран СНГ, поможет их социализации.
Межнациональный вопрос сейчас остро стоит в России и других странах Содружества. Многим россиянам не понятно, что делают, к примеру, азербайджанцы в Москве или Санкт-Петербурге, а когда создается такой интеграционный формат, как Евразийский Союз, то это «ставит все точки над «i» . У нас ведь привыкли к такому мышлению – если врозь, то — совсем врозь, если вместе, то до конца вместе.
На Западе, да и в России, Азербайджан зачастую воспринимают через призму энергетического потенциала страны, забывая о великой культуре и истории азербайджанского народа, его месте на Каспии. И лишь евразийцы помнят об этом и пропагандируют общие ценности. В Евразийстве Азербайджан может вернуть себе позицию жемчужины евразийской культуры.
В отличие от СССР, Евразийский Союз по идее формируется на равноправии. Москва ни за кого ничего решать не будет. Евразийский Союз — демократичное объединение, в чем-то повторяющее ЕС, в чем-то отличающееся. Мультивалютность, на мой взгляд, скорее должна сохраниться, так как мы имеем негативный пример с единой валютой евро, которая деструктивно повлияла на страны ЕС.
— Существует мнение, что посредством Евразийского союза Россия намерена реанимировать бывший Советский союз…
— Идея евразийства исходит от президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Президент России Владимир Путин поддержал эту идею. У России нет сегодня таких сил и амбиций — вернуть обратно Советский Союз. Если эти амбиции имели бы место, то российская армия в 2008 вошла бы в Тбилиси.
Также роль Турции (союзника Азербайджана) в Евразийстве очень важна.
Ранее геополитика Запада была построена на стратегии столкновения интересов России и Турции. Обе стороны пытались реализовать свои геополитические амбиции, порой в ущерб интересам друг друга. Турция мечтала о пантюркистском проекте от Балкан до Якутии, а Россия мечтала «вернуть» Константинополь. Но только посредством евразийской интеграции Турция получит выход к Ледовитому Океану, а Россия — к Константинополю!
Турцию никто в ЕС не ждет. На Ближнем Востоке тоже. И в Турции есть интеллектуалы, которые считают Евразийство будущим для своей страны. Идеи Гумилева в Турции популярны. И место Азербайджана в славянско-тюркском евразийском пространстве – центральное. Азербайджан будет мостом между двумя мирами, из небольшого регионального государства превратится в ключевую страну Евразии.
— Роль Каспийского региона в Евразийстве?
— В Евразийстве есть нечто от панкаспийской идеи. Не случайно одна из базовых книг Гумилёва называется «Тысячелетие вокруг Каспия». На берегах Каспия возникли скифы, тюрки, хазары, аланы, Золотая Орда. Получив выход к Каспийскому морю, русское государство обрело прочную основу. Каспий — своеобразная точка отсчета Евразийства. Каспийское море — сердце Евразии.
В США есть огромное количество институтов, занимающихся Каспийским вопросом. Запад намерен перекроить Евразию в соответствие своим интересам. Но мы сами должны быть хозяевами Каспия. Каспий — внутреннее священное море народов Евразии.