Азербайджанские ковры: 11 веков в России

Журналисты Центра российско-азербайджанской дружбы вышли на улицы Москвы и спросили прохожих, что они знают об азербайджанских коврах, сoобщает Trend.
Что вспоминают люди при слове “ковер”? Кто-то – советский дефицит, а кто-то – бабушкин дом или детство, когда он собирал вертолет из железных планок конструктора, раскиданных по узорчатому красному ворсу, а кто-то, конечно, Восток, который немыслим без ковра.
Азербайджан – ближайший южный сосед России, связанный с нею десятками нитей: исторических, социальных, культурных и, конечно, бытовых, среди которых азербайджанские ковры – вроде бы самая обыденная.
“Что могут жители столицы рассказать об азербайджанских коврах?”, – подумали журналисты Центра РАД и отправились на улицы Москвы. К их удивлению и радости, первая же молодая женщина по имени Анна, которая согласилась принять участие в опросе, ответила, что была в музее ковроткачества в Баку.

“Мы ездили с семьей на Кавказ в прошлом году, были в Грузии, Абхазии и Азербайджане, – рассказывает она. – Времени у нас там было немного, и мне, честно говоря, больше хотелось погулять по Старому городу, чем ходить по музеям. Но как только я увидела это здание в виде свернутого ковра на фотографии, мне захотелось посмотреть своими глазами! В итоге я была так впечатлена, что даже не поняла, сколько времени прошло, пока мы обошли экспозицию. Первый раз в жизни выяснила, что ковры, оказывается, бывают из шелка. Коллекция просто невероятная, к тому же нам показали процесс, как и что делается. Я раньше думала, что “ткать ковры” – это завод, станки, железо, все клацает. А это все руками! Дерево старое, гладкое…”. Правда, ковер Анна так себе и не купила – трудно было увезти его домой.
Зато другой участник опроса, Руслан, специально заказывал ковер в Азербайджане – в подарок жене. Она часто рассказывала, что в доме ее деда-шекинца был ковер – старый, но яркий, а на ощупь – как будто шелковый. Найти такой же было, конечно, невозможно, но новому ковру, сотканному совсем недавно руками азербайджанских мастериц, в московской квартире были рады ничуть не меньше. “Правда, потом пришлось стены красить в другой цвет – мол, чтобы ковер на фоне не терялся”, – смеется Руслан.
В России азербайджанские ковры пользовались бешеной популярностью с XIV века. Утонченный, изысканный орнамент, яркие краски, мастерство исполнения – купить такую вещь было делом престижа. В советские времена мало что изменилось: многие участники опроса вспоминали, что в домах их родителей были ковры – для красоты, уюта и как показатель статуса, конечно. Тем более что достать ковер тогда было невероятно сложно. Сегодня достать хороший азербайджанский ковер “с историей” очень трудно. Такие ковры входят в коллекции ведущих музеев по всему миру – “Виктория и Альберт”, “Метрополитен”, Бостонский музей искусств, Канадский музей текстиля и, конечно же, российский Эрмитаж. Сейчас там выставлено порядка 150 азербайджанских ковров, наиболее древний из них датирован XVII веком.
Именно в Эрмитаже студентка Ирина видела “настоящий”, как она говорит, ковер. “Ковры – это же что-то такое, бабушкино, а также на каждый день. С произведением искусства у меня это никак не ассоциировалось. Но в прошлом году я была в Эрмитаже, вот как раз мы смотрели восточное искусство. И я поняла, что каждый такой ковер кто-то делал давным-давно, труд в него вкладывал, какие-то правила были, то есть это, как нарисовать картину”, – говорит девушка.
Правила действительно были, и немало. Ковроткачество – одно из древнейших искусств, специалисты могут читать ковры, как мы читаем книги, – регион, уровень технического развития, этнические традиции, исторический период. Многие секреты ремесла оказались утраченными, и сейчас над их восстановлением кропотливо трудятся азербайджанские ученые и мастера.
Руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев говорит, что государство уделяет серьезное внимание таким изысканиям, ведь ковры – это часть огромной и богатейшей культуры страны.
“В республике говорят так: “В каждом узоре азербайджанского ковра заключена одна страница нашей истории”. Поэтому там существует законодательная база, направленная на развитие ковроткачества. По инициативе первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой азербайджанские ковры были включены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО”, – рассказывает депутат.
“Таким образом, мы говорим о системной работе по популяризации этого вида национального искусства, которая дает свои плоды. Надеюсь, что с развитием туристического обмена между Россией и Азербайджаном все больше наших людей будет узнавать об этом прекрасном и очень интересном виде народного творчества. Ведь он, как и любая культура, может много рассказать о народе, и это будет рассказ только о хорошем: о таланте, терпении и золотых руках”, – отметил Савельев.

Материал предоставлен Центром российско-азербайджанской дружбы

Центр Льва Гумилёва в Азербайджане

319464761
azerbaijani-carpets4

Baku
trend_carpet_museum_120515_17
Azerbaijani_carpet_LENIN_Latif_Kerimov

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>