Все знают, что народ сето издавна живёт в окрестностях Псково-Печерского монастыря – теперь это Печорский район Псковской области. А где ещё? В Эстонии, в Красноярском крае… Но это всё выходцы из-под Печор. А вы знали, что в Псковской области сето жили и в других местах? Я – нет. Пока бабушка мне не рассказала…
Оказывается, в прошлом веке этот народ можно было найти и на юге Псковской области. Но об этом помнят только старожилы да старинные географические карты.
Я узнала про два сетоских хутора. Из письма Зинаиды Паабо – про хутор Косовицы (это сегодня Локнянский район), а благодаря воспоминаниям Галины Балясниковой – про хутор Белая Липа (в Великолукском районе).
В письме Зинаиды Паабо – личные воспоминания про быт исчезнувшего поселения. Зинаида рассказывает, что переселение сето ближе к Локне произошло задолго до революции, с разрешения царя, ведь «Эстония была бедной, необразованной страной» (речь, видимо, идёт об Эстляндской губернии).
Эстонцы с царского позволения могли переселяться лишь «на участки, которые никто не занимал, отдельно от русских», утверждает Зинаида. Её предки жили рядом с Пярну и считали себя не эстонцами, а «сетту». Может, поэтому дедушка Зинаиды Паабо Даниэль вывез всю свою семью в Россию и основал хутор Косовицы в нынешнем Локнянском районе, где теперь бесконечные леса и болота. Там в 1915 году родилась её мама, а в 1931 году – сама Зинаида.
Жители Косовиц, как и многих подобных хуторов, держали лошадей и занимались мелкой торговлей. Мужчины ездили на подводах в Великие Луки и привозили товары, которые после продавали в окрестных деревнях. Женщины ткали, шили, ухаживали за скотом.
Зинаида Паабо вспоминает: в шестидесяти километрах южнее по лесной дороге жили её родственники на хуторе Белая Липа. Двоюродных братьев и сестёр Зинаиды звали Лийне, Видрик, Якуб, Рози…
С этого хутора родом и вторая героиня нашей истории – Галина Балясникова. Зинаида Паабо дружила с Анной Иост – мамой Галины. Как она вспоминает в письме, Анна вышла замуж за красивого светловолосого русского крестьянина – и «долго все эстонцы за это хранили обиду».
Тот светловолосый крестьянин – брат моего прадеда.
Хутор Белая Липа располагался неподалеку от деревни Сидоровщина Великолукского района. Сегодня о нём почти ничего не напоминает – ни строений, ни дорог, ни меток на новых картах. А до войны это было ухоженное место с вишнёвыми садами и колодцами кристальной воды.
По словам Зинаиды, там жили её родственники – семьи Коф, Иост, Аялик, Прииско, Уйбо, Упсаар. Почти у каждой семьи было своё подворье, где стоял дом, построенный по эстонскому типу: длинный, с низкой тёплой крышей, объединявший под одной кровлей и жилое помещение, и хлев. Во дворе – гумно, амбар, баня и цветник.
Вишнёвые сады и цветущие кусты, аромат которых «чувствовался на весь хутор», для Паабо стал ярким воспоминанием, которое не покидало её даже спустя десятилетия, когда она уже жила в Эстонии.
Война разрушила оба хутора – и Косовицы, и Белую Липу. Теперь в этих местах ни дорог, ни домов. Только тишина. Кто-то из жителей погиб, кого-то угнали, кто-то ушёл в лес к партизанам.
После войны немногие вернулись на родину: жить было негде да и некому. Некоторые перебрались в Эстонию. Зинаида сделала так же и стала работать в швейном ателье, а после вернулась за мамой и братьями, которые перебивались в землянке в Бежаницах.
С тех пор Зинаида ни разу не была на своей Родине. Но пишет, что вспоминает о ней «с тоской и болью».
Так постепенно исчезали сето на юге Псковской области. Сегодня согласно последней переписи населения, в России всего 234 человека относят себя к этой национальности, в том числе 192 сето живут в Псковской области.
Представитель народа сето, историк и краевед Елена Вариксоо вот так прокомментировала эту информацию: «Сето, действительно, переселялись в южные районы теперешней Псковской области. Но я почему-то думала, что Белая Липа – это эстонский хутор. Да и имя Даниэль не сетоское, а, скорее, эстонское, причём носитель такого имени явно был не из бедной семьи. Сето в старину обычно брали православные имена, но переделывали на свой манер. Например, Осип – Осси, Фёкла – Хёдэ, Надежда – Натти. Но всё поколение 20-30-х годов у сето с обычными для русских именами. А вот на детях это поколение оторвалось: стало много эстонских, шведских и немецких имен. Как в моём случае: дед у меня 1929 года рождения по паспорту Михаил (в деревне звали Миська или Михкель), бабушка 1934 года рождения – Вера (в деревне её звали Виви), папа мой 1962 года рождения – уже Юку (имя немецкое, в деревне его звали Юксик), его сестра – Майе (эстонское имя)…Так что хотелось бы побольше информации про этих локнянских то ли сето, то ли эстонцев, но понимаю, что взять её особо неоткуда».
Полина Куприянова, МК





















