Белая Липа: сетоские хутора-призраки на юге Псковской области

Все знают, что народ сето издавна живёт в окрестностях Псково-Печерского монастыря – теперь это Печорский район Псковской области. А где ещё? В Эстонии, в Красноярском крае… Но это всё выходцы из-под Печор. А вы знали, что в Псковской области сето жили и в других местах? Я – нет. Пока бабушка мне не рассказала…

Оказывается, в прошлом веке этот народ можно было найти и на юге Псковской области. Но об этом помнят только старожилы да старинные географические карты.

Я узнала про два сетоских хутора. Из письма Зинаиды Паабо – про хутор Косовицы (это сегодня Локнянский район), а благодаря воспоминаниям Галины Балясниковой – про хутор Белая Липа (в Великолукском районе).

В письме Зинаиды Паабо – личные воспоминания про быт исчезнувшего поселения. Зинаида рассказывает, что переселение сето ближе к Локне произошло задолго до революции, с разрешения царя, ведь «Эстония была бедной, необразованной страной» (речь, видимо, идёт об Эстляндской губернии).

Эстонцы с царского позволения могли переселяться лишь «на участки, которые никто не занимал, отдельно от русских», утверждает Зинаида. Её предки жили рядом с Пярну и считали себя не эстонцами, а «сетту». Может, поэтому дедушка Зинаиды Паабо Даниэль вывез всю свою семью в Россию и основал хутор Косовицы в нынешнем Локнянском районе, где теперь бесконечные леса и болота. Там в 1915 году родилась её мама, а в 1931 году – сама Зинаида.

Жители Косовиц, как и многих подобных хуторов, держали лошадей и занимались мелкой торговлей. Мужчины ездили на подводах в Великие Луки и привозили товары, которые после продавали в окрестных деревнях. Женщины ткали, шили, ухаживали за скотом.

Зинаида Паабо вспоминает: в шестидесяти километрах южнее по лесной дороге жили её родственники на хуторе Белая Липа. Двоюродных братьев и сестёр Зинаиды звали Лийне, Видрик, Якуб, Рози…

С этого хутора родом и вторая героиня нашей истории – Галина Балясникова. Зинаида Паабо дружила с Анной Иост – мамой Галины. Как она вспоминает в письме, Анна вышла замуж за красивого светловолосого русского крестьянина – и «долго все эстонцы за это хранили обиду».

Тот светловолосый крестьянин – брат моего прадеда.

Хутор Белая Липа располагался неподалеку от деревни Сидоровщина Великолукского района. Сегодня о нём почти ничего не напоминает – ни строений, ни дорог, ни меток на новых картах. А до войны это было ухоженное место с вишнёвыми садами и колодцами кристальной воды.

По словам Зинаиды, там жили её родственники – семьи Коф, Иост, Аялик, Прииско, Уйбо, Упсаар. Почти у каждой семьи было своё подворье, где стоял дом, построенный по эстонскому типу: длинный, с низкой тёплой крышей, объединявший под одной кровлей и жилое помещение, и хлев. Во дворе – гумно, амбар, баня и цветник.

Вишнёвые сады и цветущие кусты, аромат которых «чувствовался на весь хутор», для Паабо стал ярким воспоминанием, которое не покидало её даже спустя десятилетия, когда она уже жила в Эстонии.

Война разрушила оба хутора – и Косовицы, и Белую Липу. Теперь в этих местах ни дорог, ни домов. Только тишина. Кто-то из жителей погиб, кого-то угнали, кто-то ушёл в лес к партизанам.

После войны немногие вернулись на родину: жить было негде да и некому. Некоторые перебрались в Эстонию. Зинаида сделала так же и стала работать в швейном ателье, а после вернулась за мамой и братьями, которые перебивались в землянке в Бежаницах.

С тех пор Зинаида ни разу не была на своей Родине. Но пишет, что вспоминает о ней «с тоской и болью».

Так постепенно исчезали сето на юге Псковской области. Сегодня согласно последней переписи населения, в России всего 234 человека относят себя к этой национальности, в том числе 192 сето живут в Псковской области.

Представитель народа сето, историк и краевед Елена Вариксоо вот так прокомментировала эту информацию: «Сето, действительно, переселялись в южные районы теперешней Псковской области. Но я почему-то думала, что Белая Липа – это эстонский хутор. Да и имя Даниэль не сетоское, а, скорее, эстонское, причём носитель такого имени явно был не из бедной семьи. Сето в старину обычно брали православные имена, но переделывали на свой манер. Например, Осип – Осси, Фёкла – Хёдэ, Надежда – Натти. Но всё поколение 20-30-х годов у сето с обычными для русских именами. А вот на детях это поколение оторвалось: стало много эстонских, шведских и немецких имен. Как в моём случае: дед у меня 1929 года рождения по паспорту Михаил (в деревне звали Миська или Михкель), бабушка 1934 года рождения  – Вера (в деревне её звали Виви), папа мой 1962 года рождения – уже Юку (имя немецкое, в деревне его звали Юксик), его сестра – Майе (эстонское имя)…Так что хотелось бы побольше информации про этих локнянских то ли сето, то ли эстонцев, но понимаю, что взять её особо неоткуда».

Полина Куприянова, МК

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>